Конспект урока по литературному чтению в 1 классе «О детях и их родителях»
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
Муниципальная общеобразовательная школа с.Кустанаевки
Белогорского района Амурской области
Конспект урока по литературному чтению
в 1классе («Школа 2100»)
«О детях и их родителях»
подготовила
Михайлова Раиса Алексеевна,
учитель начальных классов
Кустанаевка, 2014
Литературное чтение. 1 класс.
Тема: О ДЕТЯХ И ИХ РОДИТЕЛЯХ. Стихотворения А. Барто «Разлука», «Одиночество», Г. Граубина «Окно».
Тип урока: ОНЗ
Цели:
- формирование умения оценивать поступки людей;
– формирование умения разъяснять заглавие текста;
– формирование сознательного, правильного чтения;
– формирование умения различать рассказы и стихотворения.
Оборудование: учебник Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой «Литературное чтение.1 класс. «Капельки солнца», толковый словарь.
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД
Ι. Мотивация к учебной деятельности
II. Актуализация знаний.
-Ну, ребята, чур, молчок!
Начинается урок.
Приготовьте свои ушки и глазки,
Чтобы они могли всё видеть,
Слышать и запоминать.
- Вспомните, какой раздел мы изучаем на уроке литературного чтения?
(Наш дом) - О чем вы читали в этом разделе? (О дворе, о семье) 1 2 3 3 4 1 – Сегодня мы продолжим работу с произведениями этой главы.
- Проведем небольшую речевую разминку.
РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА
1. Упражнение в чтении. 3 1 2 4 1 7 1 3 Работа в тетради (задание I.2 с. 22).
– Прочитайте 1-ю чистоговорку.
– Для чего мы учимся их читать? (Чтобы научиться четко произносить слова и соблюдать ритм)
– Прочитайте так, как мы читаем чистоговорки. (ритмично)
Далее работаем со 2-й и 3-й чистоговорками в паре. – Кто хочет прочитать вслух?
– Для подготовки чтения мы выполним задание I.4, с. 22 в тетради. Посмотрите, на что похоже задание? (На лесенку.)
– А из чего она состоит?
– Как вы думаете, откуда мы начнём читать: сверху или снизу? (Сверху.)
– Прочитайте про себя.
– Как вы думаете, для чего авторы придумали нам такое задание?
– Прочитайте самое длинное предложение ещё раз.
Игра-загадка «Пуговица»
-Отгадайте предмет, который находится у меня в руке.
-Подсказка, если вы его пришьете, в вашей семье кто-то очень обрадуется.
Ответы детей.
-Как вы думаете, вы поможете маме?
2. Работа с серией картинок (с. 86). Пробное действие. – Предлагаю вам прочитать, как помогали своей маме Вова Колесников Рис. 1.и Катя Персикова Рис. 2. – Как вы думаете, кто же из ребят действительно помог маме, спрашивает вас Петя Зайцев?... (Ответы детей) – Вы уверены в своем ответе?.... (Нет, не уверены) – Кто поможет нам разобраться в этом? (книга) – Какую цель мы ставим сегодня на уроке? (Разобраться в том, что мы действительно делаем для мамы) – О ком мы будем читать? (О маме..) – Значит тема нашего урока… (О детях и их родителях)
- Замечательные стихи, передающие переживания детей написали знаменитые писатели Агния Барто и Георгий Граубин.
Познавательные УУД:
1) развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
2) представлять информацию в виде схемы;
3) выявлять сущность, особенности объектов;
4) на основе анализа объектов делать выводы;
5) обобщать и классифицировать по признакам;
6) ориентироваться на развороте учебника;
7) находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Регулятивные УУД:
1) развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
2) оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
3) прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
4) осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
ΙΙI. Совместное открытие знаний.
Ι. А. Барто «Разлука». 1 7 3 1 2 2 1 4 1 4
– Откройте учебники на с. 87.
1. Работа с текстом до чтения.
– Сегодня мы будем читать два текста Агнии Барто. Назовите их. («Разлука» и «Одиночество». Как вы понимаете эти слова?
Работа со словарем.
- К какому жанру отнесете эти произведения?
– Рассмотрите иллюстрацию на с. 87, которую нарисовал художник к этому стихотворению. - Кто станет героем стихотворения? (Мальчик)
– Что можно рассказать об этом мальчике? (Он грустный,..)
2. Работа с текстом во время чтения.
Аудиозапись стихотворения «Разлука « в исполнении автора А.Барто».
– Где же мама героя стихотворения? (В г. Прилуки, в командировке)
– Как чувствует себя мальчик без мамы? (Ему грустно, одиноко, он вспоминает, как жил с мамой...)
– Почему мальчику целый вечер нечем заняться? (Он тоскует о маме, ничего его не радует)
– Как вы поняли, что мальчик делает для мамы, а что – для себя?
– Действительно ли всё это он делает для мамы? (Нет, все это нужно ему самому)
– Как вы считаете, как нужно прочитать это стихотворение, каким тоном, в каком темпе, громко или тихо?
Выразительное чтение детей (2 чел.).
– Вы почувствовали, как грустно мальчику в разлуке?
3. Работа с текстом после чтения.
– Найдите задание I.3 в тетради, с. 22.
– Что в нём нужно сделать?
– Выполните его в парах.
– Прочитайте слова, которые вы составили.
– Какие из них вам встретились в стихотворении «Разлука»?
– А что каждый из вас может сделать для своей мамы?
Ответы детей.
Ответ на этот вопрос знают дети – герои стихотворения Георгия Граубина «Окно».
ΙΙ. Г. Граубин «Окно». 1 7 1 2 2 3 1 4 1
1. Работа с текстом до чтения.
2. Работа с текстом во время чтения.
Чтение учителя (дети следят за учителем по учебнику).
Вопросы по содержанию:
– Чьи это были «две большие руки»? (Мамины.)
– Покажите, как это две руки мыли окно «наперегонки»? Ученики изображают.
– Когда встала мама, чтобы вымыть окно? ( «Поднялась чуть свет»)
– Мамины руки мыли окно «споро». Как вы понимаете это слово?
(Быстро и ловко, говорят ещё: «работа спорится».)
– Откуда взялась «пара детских рук»?
– Почему маминым рукам «не осталось места»?
– Сколько детей помогали маме мыть окно?
– Поэту Георгию Граубину всегда приятно видеть это окно. Почему?
Подготовка к выразительному чтению.
– Каким тоном надо читать это стихотворение? (Спокойным, доброжелательным, темп размеренный, неторопливый.)
– Громко или тихо надо читать это стихотворение? Почему? (Негромко.)
– Какие строчки нужно выделить голосом, то есть сделать на них логическое ударение?
– Эти строчки должны прозвучать особенно нежно, с любовью. (Последняя строфа; выделить слова «приятно», «добротой и дружбой», «светится».)
Упражнение в выразительном чтении стихотворения (2 раза).
3. Работа с текстом после чтения.
– Поэт написал, что окно «светится добротой и дружбой». Как художник передал эту мысль? (Ярко горит свет в окне, он очень уютный, тёплый.) – Светиться могут не только окна, но и лица людей. Посмотрите на лица мамы и дочки на иллюстрации к стихотворению. Какие они?
Ответы детей.
– Можно ли сказать, что их лица «светятся добротой и дружбой»? (Да.)
– Так что же хотел сказать поэт Георгий Граубин, когда написал, что окно «светится добротой и дружбой»? (Что за этим окном живёт семья, где все любят друг друга, помогают и заботятся друг о друге.)
– Видите, как много мыслей и чувств скрывается в небольшом стихотворении с коротким названием «Окно».
ΙΙΙ. А. Барто «Одиночество». 1 3 7 1 2 2 1 4 1
1. Работа с текстом до чтения.
– Как вы думаете, какие чувства и мысли могут скрываться в стихотворении под названием «Одиночество»?
Предположения детей.
2. Работа с текстом во время чтения.
Чтение стихотворения учителем (книги у детей закрыты).
Беседа по содержанию:
– Почему герой стихотворения Агнии Барто решил уйти из дома? (Он обиделся)
– Что чувствовал мальчик?
– Чтобы жить в лесу, нужно что-то есть, где-то спать, укрываться от непогоды. Как думает решить эту проблему наш мальчик? Выборочное чтение
– На кого больше обижен мальчик? (На папу.)
– Но если вы внимательно слушали стихотворение, то заметили, что мальчик очень похож... на кого? (На папу.)
– Что нравится мальчику так же, как и папе? (Одиночество.)
– Чем собирается заниматься мальчик в лесу? Выборочное чтение
– Мальчику нравится жить в лесу, в шалаше. А как у него на душе? (Плохо, одиноко.)
– Что же он хочет сделать?
– Если мальчик напишет всем открытки, кто понесёт их друзьям и маме с папой?
– Как вы поняли, с мальчиком на самом деле всё это произошло? (Нет, это он представляет себе.)
– Как вы думаете, пока мальчик фантазировал, как он будет жить один в лесу, его обида на папу прошла?
Чтение детьми стихотворения по строфам. Работа над выразительным чтением.
На полях книги карандашом дети рисуют условные обозначения разных чувств.
– В каком темпе мы будем читать?
Мальчик размышляет, значит, читаем небыстро.
– Любит ли мальчик одиночество? (Нет.)
– В какой момент у него возникла мысль побыть в одиночестве?
(В момент обиды. Обидно, когда тебя не понимают взрослые.)
– А как вы думаете, что чувствуют взрослые, когда на них обижается их ребёнок?
– Значит, плохо всем?
Упражнение в выразительном чтении стихотворения.
IV.
Попробуйте придумать свои названия к стихотворениям, которые мы прочитали.
V. На предыдущих уроках мы прочитали с вами разные произведения расставьте их по жанрам:
1 полка - сказки;
2 полка – рассказы;
3 полка – стихи.
Коммуникативные УУД:
1) развиваем умение слушать и понимать других;
2) строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3) оформлять свои мысли в устной форме;
4) умение работать в паре и в группах.
Личностные результаты:
1) развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
2) оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;
3) формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Духовно-нравственное развитие и воспитание:
1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;
2) ) воспитание трудолюбия, способности к познанию;
3) эстетическое воспитание.
ΙV. Итог. Рефлексия.
1. Познавательная рефлексия 1 1 4 1 2 3 2 4 1 - Вернемся к иллюстрациям на стр.86. Кто из ребят сделал маме приятное, помог ей? (Катя) Почему?
– Какое стихотворение вам больше других затронуло душу, помогло вспомнить какие-то моменты ваших отношений с родителями?
– Как вы думаете, почему авторы учебника предложили вам прочитать эти тексты?
2. Оценивание учебных успехов.
-Отметить учеников, которые хорошо читали и отвечали на вопросы.
-Отметить учеников, которые правильно выполняли задания в тетради.
-Отметить учеников, которые выразительно читали стихотворения.
-Отметить учеников, которые помогли сформулировать цель урока и обозначить тему.
3. Самооценка. 4
– Оцените свою работу с помощью смайликов. Еще раз вспомните, какую цель мы ставили в начале урока. (Ответы детей)
-Если вы усвоили то, о чем мы говорили сегодня на уроке, принимали активное участие в обсуждении, то покажите весёлый смайлик. Если вы усвоили, но вам было трудно самим понять, если вам было непонятно то, о чем мы говорили, покажите грустный смайлик.
ТОУУ
(технология оценивания учебных успехов)
V. Домашнее задание (по желанию).
– Подготовка к конкурсу: подготовьте выразительное чтение одного стихотворения, которое вам больше всего понравилось.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
http://www.school2100.ru/pedagogam/vdru/cat.php?class=130&week=30&cat=133
Аудиозапись стихотворения «Разлука « в исполнении автора А.Барто
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ