Конспект урока по литературному чтению в 1 классе «О детях и их родителях»

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение

Муниципальная общеобразовательная школа с.Кустанаевки

Белогорского района Амурской области







Конспект урока по литературному чтению

в 1классе («Школа 2100»)

«О детях и их родителях»





подготовила

Михайлова Раиса Алексеевна,

учитель начальных классов

Кустанаевка, 2014



Литературное чтение. 1 класс.

Тема: О ДЕТЯХ И ИХ РОДИТЕЛЯХ. Стихотворения А. Барто «Разлука», «Одиночество», Г. Граубина «Окно».

Тип урока: ОНЗ

Цели:

- формирование умения оценивать поступки людей;

формирование умения разъяснять заглавие текста;

формирование сознательного, правильного чтения;

формирование умения различать рассказы и стихотворения.


Оборудование: учебник Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой «Литературное чтение.1 класс. «Капельки солнца», толковый словарь.

Этапы урока

Ход урока


Формирование УУД


Ι. Мотивация к учебной деятельности


















II. Актуализация знаний.

-Ну, ребята, чур, молчок! 
Начинается урок.

Приготовьте свои ушки и глазки, 
Чтобы они могли всё видеть, 
Слышать и запоминать.


- Вспомните, какой раздел мы изучаем на уроке литературного чтения?

(Наш дом) - О чем вы читали в этом разделе? (О дворе, о семье) 1 2 3 3 4 1 – Сегодня мы продолжим работу с произведениями этой главы.



- Проведем небольшую речевую разминку.

РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА

1. Упражнение в чтении. 3 1 2 4 1 7 1 3 Работа в тетради (задание I.2 с. 22).

Прочитайте 1-ю чистоговорку.

Для чего мы учимся их читать? (Чтобы научиться четко произносить слова и соблюдать ритм)

Прочитайте так, как мы читаем чистоговорки. (ритмично)

Далее работаем со 2-й и 3-й чистоговорками в паре. – Кто хочет прочитать вслух?

Для подготовки чтения мы выполним задание I.4, с. 22 в тетради. Посмотрите, на что похоже задание? (На лесенку.)

А из чего она состоит?

Как вы думаете, откуда мы начнём читать: сверху или снизу? (Сверху.)

Прочитайте про себя.

Как вы думаете, для чего авторы придумали нам такое задание?

Прочитайте самое длинное предложение ещё раз.


Игра-загадка «Пуговица»

-Отгадайте предмет, который находится у меня в руке.

-Подсказка, если вы его пришьете, в вашей семье кто-то очень обрадуется.

Ответы детей.

-Как вы думаете, вы поможете маме?


2. Работа с серией картинок (с. 86). Пробное действие. – Предлагаю вам прочитать, как помогали своей маме Вова Колесников Рис. 1.и Катя Персикова Рис. 2. – Как вы думаете, кто же из ребят действительно помог маме, спрашивает вас Петя Зайцев?... (Ответы детей) – Вы уверены в своем ответе?.... (Нет, не уверены) – Кто поможет нам разобраться в этом? (книга) – Какую цель мы ставим сегодня на уроке? (Разобраться в том, что мы действительно делаем для мамы) – О ком мы будем читать? (О маме..) – Значит тема нашего урока… (О детях и их родителях)

- Замечательные стихи, передающие переживания детей написали знаменитые писатели Агния Барто и Георгий Граубин.

Познавательные УУД:

1) развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) представлять информацию в виде схемы;

3) выявлять сущность, особенности объектов;

4) на основе анализа объектов делать выводы;

5) обобщать и классифицировать по признакам;

6) ориентироваться на развороте учебника;

7) находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Регулятивные УУД:

1) развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) осуществлять познавательную и личностную рефлексию.


ΙΙI. Совместное открытие знаний.

Ι. А. Барто «Разлука». 1 7 3 1 2 2 1 4 1 4

Откройте учебники на с. 87.

1. Работа с текстом до чтения.

Сегодня мы будем читать два текста Агнии Барто. Назовите их. («Разлука» и «Одиночество». Как вы понимаете эти слова?


Работа со словарем.

- К какому жанру отнесете эти произведения?

Рассмотрите иллюстрацию на с. 87, которую нарисовал художник к этому стихотворению. - Кто станет героем стихотворения? (Мальчик)

Что можно рассказать об этом мальчике? (Он грустный,..)

2. Работа с текстом во время чтения.

Аудиозапись стихотворения «Разлука « в исполнении автора А.Барто».

Где же мама героя стихотворения? (В г. Прилуки, в командировке)

Как чувствует себя мальчик без мамы? (Ему грустно, одиноко, он вспоминает, как жил с мамой...)

Почему мальчику целый вечер нечем заняться? (Он тоскует о маме, ничего его не радует)

Как вы поняли, что мальчик делает для мамы, а что – для себя?

Действительно ли всё это он делает для мамы? (Нет, все это нужно ему самому)

Как вы считаете, как нужно прочитать это стихотворение, каким тоном, в каком темпе, громко или тихо?

Выразительное чтение детей (2 чел.).

Вы почувствовали, как грустно мальчику в разлуке?

3. Работа с текстом после чтения.

Найдите задание I.3 в тетради, с. 22.

Что в нём нужно сделать?

Выполните его в парах.

Прочитайте слова, которые вы составили.

Какие из них вам встретились в стихотворении «Разлука»?

А что каждый из вас может сделать для своей мамы?

Ответы детей.

Ответ на этот вопрос знают дети – герои стихотворения Георгия Граубина «Окно».

ΙΙ. Г. Граубин «Окно». 1 7 1 2 2 3 1 4 1

1. Работа с текстом до чтения.

2. Работа с текстом во время чтения.

Чтение учителя (дети следят за учителем по учебнику).

Вопросы по содержанию:

Чьи это были «две большие руки»? (Мамины.)

Покажите, как это две руки мыли окно «наперегонки»? Ученики изображают.

Когда встала мама, чтобы вымыть окно? ( «Поднялась чуть свет»)

Мамины руки мыли окно «споро». Как вы понимаете это слово?

(Быстро и ловко, говорят ещё: «работа спорится».)

Откуда взялась «пара детских рук»?

Почему маминым рукам «не осталось места»?

Сколько детей помогали маме мыть окно?

Поэту Георгию Граубину всегда приятно видеть это окно. Почему?

Подготовка к выразительному чтению.

Каким тоном надо читать это стихотворение? (Спокойным, доброжелательным, темп размеренный, неторопливый.)

Громко или тихо надо читать это стихотворение? Почему? (Негромко.)

Какие строчки нужно выделить голосом, то есть сделать на них логическое ударение?

Эти строчки должны прозвучать особенно нежно, с любовью. (Последняя строфа; выделить слова «приятно», «добротой и дружбой», «светится».)

Упражнение в выразительном чтении стихотворения (2 раза).

3. Работа с текстом после чтения.

Поэт написал, что окно «светится добротой и дружбой». Как художник передал эту мысль? (Ярко горит свет в окне, он очень уютный, тёплый.) – Светиться могут не только окна, но и лица людей. Посмотрите на лица мамы и дочки на иллюстрации к стихотворению. Какие они?

Ответы детей.

Можно ли сказать, что их лица «светятся добротой и дружбой»? (Да.)

Так что же хотел сказать поэт Георгий Граубин, когда написал, что окно «светится добротой и дружбой»? (Что за этим окном живёт семья, где все любят друг друга, помогают и заботятся друг о друге.)

Видите, как много мыслей и чувств скрывается в небольшом стихотворении с коротким названием «Окно».

ΙΙΙ. А. Барто «Одиночество». 1 3 7 1 2 2 1 4 1

1. Работа с текстом до чтения.

Как вы думаете, какие чувства и мысли могут скрываться в стихотворении под названием «Одиночество»?

Предположения детей.

2. Работа с текстом во время чтения.

Чтение стихотворения учителем (книги у детей закрыты).

Беседа по содержанию:

Почему герой стихотворения Агнии Барто решил уйти из дома? (Он обиделся)

Что чувствовал мальчик?

Чтобы жить в лесу, нужно что-то есть, где-то спать, укрываться от непогоды. Как думает решить эту проблему наш мальчик? Выборочное чтение

На кого больше обижен мальчик? (На папу.)

Но если вы внимательно слушали стихотворение, то заметили, что мальчик очень похож... на кого? (На папу.)

Что нравится мальчику так же, как и папе? (Одиночество.)

Чем собирается заниматься мальчик в лесу? Выборочное чтение

Мальчику нравится жить в лесу, в шалаше. А как у него на душе? (Плохо, одиноко.)

Что же он хочет сделать?

Если мальчик напишет всем открытки, кто понесёт их друзьям и маме с папой?

Как вы поняли, с мальчиком на самом деле всё это произошло? (Нет, это он представляет себе.)

Как вы думаете, пока мальчик фантазировал, как он будет жить один в лесу, его обида на папу прошла?

Чтение детьми стихотворения по строфам. Работа над выразительным чтением.

На полях книги карандашом дети рисуют условные обозначения разных чувств.

В каком темпе мы будем читать?

Мальчик размышляет, значит, читаем небыстро.

Любит ли мальчик одиночество? (Нет.)

В какой момент у него возникла мысль побыть в одиночестве?

(В момент обиды. Обидно, когда тебя не понимают взрослые.)

А как вы думаете, что чувствуют взрослые, когда на них обижается их ребёнок?

Значит, плохо всем?

Упражнение в выразительном чтении стихотворения.


IV.

Попробуйте придумать свои названия к стихотворениям, которые мы прочитали.


V. На предыдущих уроках мы прочитали с вами разные произведения расставьте их по жанрам:

1 полка - сказки;

2 полка – рассказы;

3 полка – стихи.


Коммуникативные УУД:

1) развиваем умение слушать и понимать других;

2) строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) оформлять свои мысли в устной форме;

4) умение работать в паре и в группах.



Личностные результаты:

1) развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;

3) формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.





Духовно-нравственное развитие и воспитание:

1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;

2) ) воспитание трудолюбия, способности к познанию;

3) эстетическое воспитание.



ΙV. Итог. Рефлексия.

1. Познавательная рефлексия 1 1 4 1 2 3 2 4 1 - Вернемся к иллюстрациям на стр.86. Кто из ребят сделал маме приятное, помог ей? (Катя) Почему?

Какое стихотворение вам больше других затронуло душу, помогло вспомнить какие-то моменты ваших отношений с родителями?

Как вы думаете, почему авторы учебника предложили вам прочитать эти тексты?

2. Оценивание учебных успехов.

-Отметить учеников, которые хорошо читали и отвечали на вопросы.

-Отметить учеников, которые правильно выполняли задания в тетради.

-Отметить учеников, которые выразительно читали стихотворения.

-Отметить учеников, которые помогли сформулировать цель урока и обозначить тему.

3. Самооценка. 4

Оцените свою работу с помощью смайликов. Еще раз вспомните, какую цель мы ставили в начале урока. (Ответы детей)

-Если вы усвоили то, о чем мы говорили сегодня на уроке, принимали активное участие в обсуждении, то покажите весёлый смайлик. Если вы усвоили, но вам было трудно самим понять, если вам было непонятно то, о чем мы говорили, покажите грустный смайлик.









ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)


V. Домашнее задание (по желанию).



Подготовка к конкурсу: подготовьте выразительное чтение одного стихотворения, которое вам больше всего понравилось.
























Использованные материалы и Интернет-ресурсы

  1. http://www.agniyabarto.ru/index.htm

  2. http://www.school2100.ru/pedagogam/vdru/cat.php?class=130&week=30&cat=133

  3. Аудиозапись стихотворения «Разлука « в исполнении автора А.Барто



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ