Конспект урока по литературному чтению в 1 классе «Знакомство с буквой «Д, д»
Муниципальное общеобразовательное учреждение -
средняя общеобразовательная школа п. им. Тельмана
Марксовского района Саратовской области
Конспект урока по литературному чтению
в 1 классе
«Знакомство с буквой «Д, д»
подготовила
учитель начальных классов
Хмельникова Анжела Викторовна
п. им. Тельмана
2013 год
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Знакомство с буквой «Д, д».
ФИО (полностью)
Хмельникова Анжела Викторовна
Место работы
МОУ — СОШ п. им. Тельмана Марксовского района
Саратовской области
Должность
Учитель начальных классов
Предмет
Литературное чтение
Класс
первый
Тема и номер урока в теме
Знакомство с буквой «Д, д». Урок № 1
Базовый учебник
«Букварь» Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова
Цель урока: создать условия для осознания и осмысления обучающимися новой информации.
9. Задачи:
Образовательные:
познакомить обучающихся с буквой Д, д и её звуками, овладевать умением давать характеристику звукам;
формировать навыки чтения слов, предложений с изученными буквами;
-развивающие:
развивать речь (оформлять свои мысли в устной форме), фонематический слух, мышление; -умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
добывать новые знания: находить ответы на вопросы;
умение работать с ЭОР;
-воспитательные:
- воспитывать прилежание, любознательность в процессе учения, формировать умение работать в паре, слушать и понимать речь других.
Тип урока открытие новых знаний.
Формы работы учащихся фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Необходимое техническое оборудование учебник, рабочая тетрадь «Учусь читать и писать», компьютер, мультимедийный проектор, фишки, карточки с буквами.
Структура и ход урока
№
Этап урока
Время
(в мин.)
Название используемых ЭОР
(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)
Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
Деятельность ученика
Формирование УУД
1
2
3
4
5
6
1
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности)
1 - 2 мин
- Давайте улыбнёмся друг другу. Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что урок принесёт нам всем радость общения друг с другом. Вы многое узнаете и многому научитесь. Пожелаем друг другу успехов в учении. Мы умные, мы дружные, мы старательные, мы внимательные. Мы в первом классе учимся, всё у нас получиться!
Обучающиеся встают в круг, держась за руки, произносят хором вместе с учителем слова «Мы умные, мы дружные, мы старательные, мы внимательные. Мы в первом классе учимся, всё у нас получиться!»
Личностные УУД: формировать положительное отношение к урокам литературного чтения; обеспечение обучающимися организации их учебной деятельности. Эмоционально — положительный настрой на урок, создание ситуации успеха и доверия.
2
Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности
4 - 5 мин
- На какие две группы делятся все звуки? (гласные и согласные).
- Что вы можете сказать про гласные звуки, какие они бывают? (ударные и безударные).
- Что вы можете сказать про согласные звуки, какие они бывают? (твёрдые и мягкие, звонкие и глухие).
- Как называется значок, которым на письме обозначается звук? (Буква).
- Играем в игру «Третий лишний».
Назовите каждую букву, определите лишнюю и объясните свой выбор.
А, М, У - М не является гласной.
Ё, К, ы — ы в русском языке нет слов, которые начинаются с «ы».
С, Л, Р - С глухой парный согласный.
Обучающиеся дают ответы на вопросы учителя.
Обучающиеся играют в «Третий лишний»: выдвигают гипотезы и объясняют свой выбор.
Познавательные УУД: формировать умение различать звуки и буквы, гласные и согласные звуки; умение на основе анализа объектов делать выводы.
Коммуникативные УУД: умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3
Выявление места и причины затруднений (постановка учебной задачи)
2 – 3 мин
Мы продолжаем путешествие по алфавиту.
О какой букве идёт речь в загадке?
Буква — домик аккуратный
С высокой крышею двускатной. (Буква Д).
Кто догадался, какая тема нашего урока?
(Знакомство с буквой Д,д).
Какую цель мы поставим себе на уроке? (Познакомиться с буквой Д, научиться читать с ней слоги и слова).
Действительно, сегодня мы познакомимся с новыми звуками и буквой.
Самостоятельно формулируют познавательную цель.
Регулятивные УУД: умение определять цель деятельности на уроке.
Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме.
4
Построение проекта выхода из затруднения
10 - 11 мин
Звуковой анализ слов «душ», «дятел».
Вот какой забавный случай! Поселилась в ванной туча. Дождик льётся с потолка мне на спину и бока. До чего ж приятно это! Дождик тёплый, подогретый. На полу не видно луж, все ребята любят... (душ).
Кто в беретке ярко-красной, в чёрной курточке атласной? На меня он не глядит, всё стучит, стучит, стучит (дятел).
- Рассмотрите схемы слов под рисунками на 98 странице букваря.
Выполните звукобуквенный анализ слов «душ» и «дятел». (Работа в парах).
Рассмотрите схемы слов.
- Сравните звуки, указанные в схемах стрелочкой. - Проведём небольшую исследовательскую работу. Что же это за звуки? (Согласные: при произношении этих звуков воздух встречает преграду). - Произнесите слова, выделяя эти звуки интонационно. Что вы заметили? (Звуки произносятся твёрдо и мягко). - Что ещё устанавливаем у согласных звуков? (Звонкий или глухой звук). - Узнаем, какие это звуки. Кладём пальчики на горлышко и, если чувствуем дрожь, значит, звук звонкий.
Какой же это звук? (звонкий). - Назовите букву, которой можно обозначить звуки [д], [д' ].
На что похожа буква Д?
Замените первые фишки в моделях слов буквами.
Определите, в каком из слов только один слог?
Разделите слово «дятел» на слоги.
Определите, какой слог ударный?
Назовите признаки сходства и различия в словах «душ» и «дятел».
Уберите буквы и фишки со схем слов «душ» и «дятел» в таком порядке:
буквы, которыми обозначены звуки [д], [д' ];
фишки последних звуков в этих словах;
фишку мягкого согласного в слове «дятел».
Дайте характеристику оставшимся буквам. (Это гласные буквы).
Обучающиеся отгадывают загадки. После правильных ответов открывают букварь, рассматривают рисунки и выполняют звукобуквенный анализ слов «душ» и «дятел». Работа в парах. (раскладывают фишки в домики слов).
Обучающиеся проводят исследовательскую работу и подводят итог.
Согласные, потому что при произношении этих звуков воздух встречает преграду.
Звонкий согласный, так как чувствуем в горлышке дрожь.
Обущающиеся называют предметы, которые похожи на букву Д. (Используют свой жизненный опыт).
Работают с моделями слов, заменяют фишки буквами.
Познавательные УУД: формировать умение различать звуки и буквы, гласные и согласные звуки; умение составлять схемы слов, делить слова на слоги, выделять ударный слог; обогащать словарный запас учащихся; развивать у детей фонематический слух, внимание, мышление, познавательные интересы.
Регулятивные УУД: формировать умение самостоятельно выделять и формулировать цель отдельного задания; умение сравнивать, анализировать, группировать, классифицировать, обобщать.
Коммуникативные УУД.
Сотрудничество учителя с детьми, умение работать коллективно, умение слушать и понимать других.
5
Реализация построенного проекта.
4 - 5 мин
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7a9a39eb-0a01-0180-01d7-bd04728c4f85/%5BBNS-RUS_1-17%5D _%5BMA_145%5D.swf
Игра «Узнай звук».
-Услышав звук [д ], поднимите синюю карточку; звук [д' ] - зелёную.
Дом, девочка, дочка, Дюймовочка, Дима, дружба, доброта.
Продолжим поиск слов со звуками [д], [д' ]
ЭОР. В каких словах ты услышал звуки [д], [д']?
Дятел на дубу сидит
И в дубу дупло долбит.
Дятел дерево долбил,
Деда стуком разбудил.
Какой буквой обозначаются звуки [д], [д' ] ?
Обучающиеся, услышав слово, определяют заданный звук и поднимают соответствующую карточку.
Обучающиеся смотрят иллюстрацию, слушают текст, называют слова с заданными звуками, делают выводы.
Познавательные УУД: анализ объектов с целью выделения признаков, характеризующих данный звук.
Проводит физминутку.
Дети утром рано встали,
За грибами в лес пошли.
Приседали, приседали,
Белый гриб в траве нашли.
На пеньке растут опята,
Наклонитесь к ним, ребята
Наклоняйся, раз-два-три,
И в лукошко набери!
Вон на дереве орех.
Кто подпрыгнет выше всех?
Если хочешь дотянуться,
Надо сильно потянуться.
Три часа в лесу бродили,
Все тропинки исходили.
Утомил всех долгий путь —
Дети сели отдохнуть.
Обучающиеся встают из-за парт.
Ходьба на месте.
Приседания.
Наклоны.
Прыжки.
Потягивания — руки вверх.
Ходьба на месте.
Дети садятся за парты.
Коммуникативные УУД.
Сотрудничество учителя с детьми, умение работать коллективно.
6
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
4 - 5 мин
Чтение слогов, слов по букварю.
Прочитайте по «окошечкам» слоги с буквой д.
Прибежал весёлый а, прочитали дети: да!
Прибежал задорный о, прочитали дети: до!
Прибежал угрюмый у, прочитали дети: ду!
Прибежал пузатый ы, прочитали дети: ды!
Прибежал тихоня и, прочитали дети: ди!
Прочитайте слоги по строкам.(Работа в парах).
Прочитайте выборочно только те слоги, в которых буква д обозначает твёрдый согласный звук.
Прочитайте только те слоги, в которых буква д обозначает мягкий согласный звук.
Прочитайте слова по столбцам, по строкам.
Прочитайте слова, в которых только один слог.
Прочитайте слова, в которых два слога.
Прочитайте только имена.
Обучающиеся читают слоги хором, по одному, в парах.
Выборочное чтение.
Познавательные УУД: смысловое чтение, выборочное чтение, умение слушать и понимать других.
Коммуникативные УУД:
сотрудничество учителя с детьми, умение работать коллективно.
Работа в тетрадях «Учусь писать и читать».
1) Отработка зрительного образа буквы Д, д.
Закрасьте те части рисунка, в которых вписана буква Д, д.
2) Сравнение буквенного состава слов.
Найдите буквы, которыми различаются слова в парах.
Впишите эти буквы в пустые клеточки и прочитайте получившиеся по вертикали слова.(Кедры, город).
Сравните эти слова по количеству звуков; по количеству слогов; по месту ударения.
Обучающиеся работают в тетрадях «Учусь писать и читать»: отрабатывают зрительный образ буквы Д, д; сравнивают буквенный
состав слов; составляют новые слова; сравнивают и дают характеристику.
Познавательные УУД: умение выявлять сущность, особенности объектов; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Регулятивные УУД: умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
7
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
4 – 5 мин
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7a9a3a21-0a01-0180-014e-5d57721be07d/%5BNS-RUS_1-17%5D_%5BID_147%5D.swf
Самостоятельная работа с ЭОР.
Организует работу детей. (Можно в парах или индивидуально).
Обучающиеся выполняют интерактивное задание с самопроверкой.
Регулятивные УУД: умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Проводит физминутку.
1, 2, 3, 4, 5 –
Надо нам присесть и встать.
Руки развести пошире.
Наклониться – 3, 4.
И на месте поскакать.
На носок, потом на пятку.
Так мы делаем зарядку.
Обучающиеся выполняют действия: присесть, встать, руки развести, наклониться, поскакать, сесть.
Личностные УУД: умение выполнять самые простые, общие правила для всех людей.
8
Включение в систему знаний и повторение
4 - 5 мин
Работа по букварю. Чтение предложений .
Прочитайте предложения на 99 странице букваря.
Объясните, как узнать, на каком рисунке Надя, а на каком — Лида?
Прочитайте первое предложение.
Определите, можно ли по нему догадаться, на какой картинке Надя, а на какой — Лида?
Прочитайте ту часть предложения, в которой говорится о Лиде.
Найдите на рисунке Лиду и расскажите, во что она одета.
Прочитайте ту часть предложения, в которой говорится о Наде.
Обучающиеся занимаются смысловым чтением: извлекают из прочитанного текста нужную информацию, дают ответы на вопросы учителя.
Познавательные УУД:
извлечение необходимой информации из прочитанного текста.
Работа с анаграммой и шарадой.
Прочитайте слово в рубрике «Сообрази». Объясните, что обозначает слово «среда»? (День недели: всё, что нас окружает; окружающая среда).
Составьте новое слово, поставив буквы в том порядке, который задают числа справа. (Адрес).
Объясните, что обозначает слово «адрес»?
Прочитайте стихотворение А.Шибаева. Какая буква потерялась?
Обучающиеся составляют анаграмму и шараду, дают лексическое значение слов.
Читают хорошо читающие дети.
Познавательные УУД: умение извлекать информацию из таблиц, текста.
9
Рефлексия учебной деятельности
2 - 3 мин
Организует беседу.
Что нового узнали на уроке?
Вспомните, какую цель вы поставили перед собой вначале урока, достигли ли вы этой цели?
Ответили ли на главный вопрос урока?
Какую работу мы сегодня выполняли?
Чему научились?
Какое задание вам понравилось больше всего? Почему?
Кто или что вам помогало справиться с заданием?
- Что можете сказать про букву «д» и её звуки?
Как вы сегодня поработали на уроке?
Кто доволен сегодня своей работой?
Обучающиеся подводят итог своей работы, анализируют, отвечают на вопросы.
Регулятивные УУД:
умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
умение осуществлять познавательную и
личностную рефлексию.
Личностные УУД:
обучающийся задаётся вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение?
Приложение к плану-конспекту урока «Знакомство с буквой «Д, д»
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№
Название ресурса
Тип, вид ресурса
Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
1.
Звуки [д], [д' ]
Мультимедийный.
Информационный
Текст, иллюстрация (анимация).
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7a9a39eb-0a01-0180-01d7-bd04728c4f85/%5BBNS-RUS_1-17%5D _%5BMA_145%5D.swf
2.
Найди ошибки
Мультимедийный.
Практический
Интерактивное задание
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ