Конспект урока по литературному чтению "В.Г. Сутеев «Дядя Миша»" 1 класс
Муниципальное общеобразовательное учреждение
« СОШ с. Малый Узень Питерского района Саратовской области»
Урок литературного чтения в 1 классе по УМК
« Начальная школа 21 века»
Тема: В.Г. Сутеев « Дядя Миша»
Разработала
Нестерова Светлана Владимировна
учитель начальных классов
2014
Тема: В.Г. Сутеев «Дядя Миша».
Цель: познакомить детей с новой сказкой о животных «Дядя Миша», с творчеством В.Г. Сутеева.
Задачи:
учить воспринимать сказочный текст, определять тему и жанр произведения; правильно называть автора, название сказки; рассказывать сказку по плану,
развивать воссоздающее воображение при работе над сказкой; коммуникативные, рефлексивные способности учащихся.
формировать нравственное понятие через содержание сказки (добро и зло, доведение начатого дела до конца, оказание помощи другу).
Оборудование: портрет писателя, детские книги В. Сутеева, учебник-хрестоматия, заместители, ватман, картинки с животными, карточки со словами, мультимедийная установка.
Ход урока:
Организационный момент. Рефлексия. Личностные УУД. Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться.
Доброе утро!
Доброе утро!
Доброе утро, солнцу и птицам.
Доброе утро, улыбчивым лицам!
Я очень хочу, чтобы у всех сегодня было доброе утро, добрый день, а особенно, ребята, для вас. Ведь вы пришли учиться, думать, узнавать много нового.
II. Актуализация ранее изученного.
1.Речевая разминка.
Скороговорка:
Мёд в лесу медведь нашёл,
Мало мёду, много пчёл.
Повторить 3 раза : «тихо», «не очень тихо», «громко» (коллективная работа).
2.Работа по слоговым таблицам. Чтение слогов и слов.( слоговая таблица на парте).
III. Формирование новых знаний. Регулятивные УУД. Определение и формирование цели деятельности на уроке с помощью учителя. Познавательные УУД. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
1. Сообщение темы урока.
2.Постановка проблемы. Слово об авторе.
Наше путешествие в мир чтения продолжается. Сегодня нас в путешествие поведет замечательный детский писатель Владимир Георгиевич Сутеев.(слайд 1.)
В.Г. Сутеев автор многих детских книг (показ «Кто сказал мяу», «Мешок яблок», «Палочка-выручалочка» и др.). Все свои книги он иллюстрировал сам, также рисовал иллюстрации и к книгам других авторов. А мультфильмы, которые вы так любите, созданы по сценарию и при непосредственном участии В. Сутеева.( слайд 2)
-Сегодня на уроке литературного слушания вас ждёт встреча с новым произведением. Ребята, хотите узнать название произведения? Тогда отгадайте загадку.
Этот зверь не прочь поспать
Лишь осень наступает,
Он лапу бурую сосет.
Все дети его знают.
- Как вы думаете, как будет называться наше произведение? Ребята, а как звери ласково называют медведя в сказках, в мультфильмах? ( дядя Миша)
Итак, мы сейчас будем слушать новое произведение В. Сутеева, которое называется « Дядя Миша».( слайд 3). В произведении встречаются такие слова, которые нуждаются в объяснении как: махом, свора, видимо-невидимо ( учитель прикрепляет на доску карточки со словами и дает объяснение словам). Я буду читать, а вы внимательно послушайте, о чем говорится в этом произведении, и определите его жанр.
3. Слушание сказки. Коммуникативные УУД. Развитие умения слушать и понимать речь других, отвечать на вопросы. Оформлять свои мысли в устной форме. Развивать умение работать коллективно. Познавательные УУД.
IV. Формирование практических умений и навыков. Личностные УУД. Развитие умения высказывать свое отношение к героям, выражать эмоции.
Познавательные УУД.
1.Беседа.
– Понравилось ли вам произведение?
Что вам понравилось? ( Все звери помогали Медведю делать запасы на зиму, животные разговаривают вежливо, употребляя в своей речи волшебные слова – "на здоровье", "спасибо" и другие.)
-Что вам не понравилось? ( Дядя Миша никогда не доводил начатое дело до конца.
– Вырвал из земли целый куст орешника, полный спелых орехов, прямо с корнями, тем самым погубил дерево, и уже никто не нарвет спелых орешков.
– Дядя Миша пошел с лисой воровать кур, уток.)
- Когда вам было весело? ( Было весело, когда дядя Миша собирал морковь, ловил рыбу.)
- Когда вам было грустно? ( Грустно было, когда на медведя напали собаки и чуть всю шкуру с него не содрали.)
2.Физпауза.
Легко прыгнем, как бельчата, Пойдем мягко, как лисята,
Быстро-быстро, как зайчата, Пробежимся, как мышата
Как котята ловим рыбку, Ну, а если, надоест,
Как ежата выгнем спинку, Мы походим косолапо, как Дядя Миша
ходит в лес.
3. Упражнения в моделировании. Коммуникативные УУД. Развитие умения работать коллективно.
- Ребята, сегодня мы оформим обложку не как обычно, мы ее проиллюстрируем. Выполнять будем эту работу все вместе, т.е. коллективно.
( на ватмане, прикрепленный на доску, выполняется моделирование обложки произведения)
-Как вы, ребята, думаете, что я вам прочитала? (Сказку).
- Почему вы так решили? Докажите. ( Животные разговаривают, Медведь собирает орехи, грибы, рыбу удит, кур, уток таскает. В реальной жизни такого не бывает.)
- Показываем на нашей модели, что я вам прочитала сказку. ( заместитель)
- Подумайте, о ком сказка, которую мы сегодня читали? (О животных.)
-Правильно. Показываем это на модели. ( заместитель)
– А теперь вспомните фамилию автора сказки. Кто ее написал? (Владимир Григорьевич Сутеев.)
- Покажем на модели фамилию автора. ( заместитель)
- Вспомните название сказки. Как Сутеев озаглавил свою сказку?("Дядя Миша").
_ Показываем это не модели.( заместитель)
-А как бы вы озаглавили эту сказку, если бы были писателями?( "Медведь".
– "Лиса и Медведь".
– "Обманутый Медведь".
– "Зимние запасы".
– "Звери готовятся к зиме".
– "Лес готовится к встрече зимы".)
-Правда, Сутеев красиво озаглавил свою сказку, более точно и в то же время очень просто и ласково.
- Ребята, назовите правильно произведение, с которым мы работаем сегодня на уроке.
4. Работа с текстом. Познавательные УУД. Развитие умения находить ответы на вопросы в иллюстрациях.
- Ребята, посмотрите, все звери перепутались. Давайте вспомним, с чего началась сказка?
- Кто главный герой в сказке?
– С чего начинается сказка? С кем дядя Миша повстречался?
– Покажите на модели.( дети выходят к доске и прикрепляют героев сказки на ватман)
- Как это явление называется в литературе, в русском языке?(диалогом).
- Что было дальше? ( Дядя Миша встречается с Ежиком, и они вместе идут в лес за груздями, за белыми грибами.)
- Покажите на модели.
- Набрал ли дядя Миша с Ежиком грибов?
- Как он относился к делу? "Ходит Ежик по лесу, грибы собирает и себе на колючки накалывает, а неуклюжий Медведь их больше ногами топчет".
- Кто потом позвал Медведя?(Белочка.)
- Покажите на модели.
– Как Медведь собирал орехи? ( "Обхватил Медведь лапами целый куст орешника, полный спелых орехов, и вырвал его из земли прямо с корнями, потом взвалил себе на спину и потащил".)
-С кем произошла встреча дальше? ( С Котом.)
-Куда Кот позвал медведя?
-Справился ли дядя Миша с таким делом, как рыбалка?
– Кто встретился потом? ( Лиса.)
- Что предложила Лиса Медведю? ( Пойдем-ка в деревню, кур, уток таскать.)
– Покажите на модели.
– О каком еще герое говорится в сказке? ( О Мышонке.)
- Покажите на модели.
– Что сказал Мышонок Медведю? Прочитайте.("Эх, дядя Миша! – пискнул Мышонок. Он хотел, видно, еще что-то сказать, да только махнул лапкой, свистнул и побежал дальше. А что тут скажешь?")
-А что бы вы сказали Медведю, если бы оказались на месте Мышонка?( Нехорошо воровать, нельзя браться за все сразу, начатое дело надо довести до конца.)
- Ребята, на ваших глазах родилась еще одна книжечка, где каждая страничка, про которую вы рассказали – это ваша работа.
5. Игра «Молчанка» ( по желанию можно заменить чтением в учебнике «Прочитай» на стр.38 читающими детьми и теми кто учится).
Я предлагаю вам игру "Молчанка".
Учитель показывает ребятам полоску с вопросом, дети читают, молча, поднимают руку и отвечают на вопрос: вместе с кем Медведь это делал?
Морковку дергал? С Зайцем.
Кур таскал? С Лисой.
Грибы собирал? С Ежиком.
Рыбу удил? С Котом.
Орехи рвал? С Белочкой.
V. Итог урока. Познавательные УУД. Развитие умения делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Как называется сказка, с которой мы сегодня работали? ( "Дядя Миша").
Чему учит наша сказка? Какой урок мы возьмем из нее? Что хотел нам сказать автор?( Сказка учит трудолюбию, терпению, добру, бескорыстию. Если взялся за дело, то доведи его до конца, иначе можешь остаться у разбитого корыта, то есть ни с чем.)
– Друзья всегда помогут тебе в трудную минуту.
– Всего надо добиваться своим трудом, а золотая рыбка бывает только в сказке. Нельзя хвататься за все сразу. Есть такая пословица: "За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь", что и произошло с нашим Медведем. Не смог он сделать запас на зиму, поэтому он вынужден залечь в берлогу и до весны сосать лапу.
- Какая пословица подходит к нашему главному герою, которая точно отражают основную мысль нашей сказки?
( учитель называет пословицы, а дети определяют и объясняют смысл пословицы).
- За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
– Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
– Делу – время, а потехе – час.
– Кончил дело – гуляй смело.
– Какова работа, такова и награда.
Почему мышонок ничего не сказал?
А что сказали бы Дяде Мише вы?
Можно ли назвать сказку поучительной? Чему она учит?
Чему научились вы? Похвалите себя за работу. Вы стали мудрее, чему-то научились у героев В. Сутеева. Подумайте .
К кому из героев сказки вы хотели бы сегодня сказать спасибо и за что, поблагодарите его.
Литература:
- Методическое пособие « Литературное чтение. Уроки слушания».
- журнал « Портфолио», статья « Формирование УУД».
- интернет ресурсы.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ