Конспект урока по обучению грамоте (развитию речи) «Звук [ч’] и буква Ч, ч»
БОУ ВО «Грязовецкая школа-интернат II вида»
Конспект урока по обучению грамоте (развитию речи).
Тема урока: «Звук [ч’] и буква Ч, ч».
Зернова Т.Н., учитель начальных классов
2014 год
Тема урока: «Звук [ч’] и буква Ч, ч».
Тип урока: Изучение нового материала.
Цель: Создать условия для знакомства детей с согласным звуком [ч'] и буквой «Чч», для формирования УУД учащихся (познавательных, регулятивных, коммуникативных).
Задачи для 1 «а» класса
Задачи для 1 специального класса
- овладение умением давать характеристику звука;
- формирование навыка чтения слов, предложений с изученными буквами;
- формировать умение выделять звук в слове и записывать его соответствующей буквой;
- развивать умение слышать и слушать; обогащать словарный запас обучающихся;
- воспитывать аккуратность, умение радоваться успехам друзей;
- усвоение печатной буквы Чч и её дактилологического знака;
- формировать умение узнавать и вставлять букву из разрезной азбуки, пропущенную в словах;
- развивать умение слышать и слушать; обогащать словарный запас обучающихся;
- воспитывать культуру поведения при работе в паре;
- воспитывать аккуратность, умение радоваться успехам друзей;
Формирование УУД:
Познавательные УУД: формируем умение:
- понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков;
- выявлять сущность, особенности объектов;
- группировать объекты на основе существенных признаков.
Регулятивные УУД: формируем умение:
- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
-прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
-осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД: формируем умение:
- слушать и понимать речь других;
- строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами;
- участвовать в диалоге на уроке, работать в паре.
Личностные УУД: формируем умение:
- выражать свои эмоции;
- оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Оборудование:
Технические средства обучения:
компьютер, проектор, экранное пособие: презентация в PowerPoint.
Раздаточный материал для учащихся (карточки).
Предметные картинки, модель звуковичка, рисунок «На что похожа буква», образец печатной буквы, смайлики из цветной бумаги трёх цветов у каждого ученика.
Ход урока
Этап урока
Содержание
1.Организационный момент.
Цель: Создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке.
Слайд №1
Прозвенел для нас звонок,
Пригласил всех на урок!
[Какой сейчас урок?]
– А теперь настроимся на работу:
артикуляционная гимнастика: упражнения «Бублик», «Непослушный язычок», «Прикрепи ириску».
2. Актуализация опорных знаний.
Цель: Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»
Создание проблемной ситуации, формулирование учебной проблемы.
Цель: Мотивация к пробному учебному действию,
Работа над артикуляцией звука.
Формулирование темы урока учениками и
целеполагание.
Слайд № 2
[Чему мы учимся на уроке чтения?]
Что нужно знать, чтобы научиться читать?
[Будем играть]
Игра «Четвёртый лишний» (для 1 а класса)
Внимательно посмотри на данные буквы. Какая из букв не подходит к остальным и почему? (индивидуальная работа)
А У П И 2) Ь К С Р
Игра «Узнай букву» (для 1 специального класса)
-У В Д
Игра «Рассели буквы в домики» (для всех)
Найди букве свой домик. Почему?
А, П, Я, З
(учитель достаёт букву Ч)
-В какой домик мы поселим эту букву?
-Знакомы ли мы с таким звуком?
– Ребята, вы догадались о какой букве и о каком звуке мы будем говорить сегодня?
-Приложите ладошки к губам и произнесите звук [ч’] (Губы не плотно сомкнуты, между зубами узенькая щелочка, при произношении во рту встречаются преграды)
-Сформулируйте тему урока. (звук [ч], буква Ч.)
-Каковы задачи нашего урока?
(дети ставят задачи)
1) познакомиться с новым звуком и новой буквой;
2) научиться печатать новую букву;
3) научиться читать слоги и слова с новой буквой.
3. «Открытие» нового знания.
1) Знакомство с новым звуком.
Слайд № 3
4. Упражнения в чтении слогов.
-Что необычного заметили у звуковичка? (восклицательный знак)
-Ребята, звуковичок хочет вас предупредить, что он представляет особенный, необычный звук, который отличается от других изученных вами звуков.
-Нам нужно узнать, какой это звук? Оденем звуковичка (коллективная форма работы)
Согласный или гласный?
( согласный, при произношении встречает преграду)
- Звонкий или глухой?
-Положите пальчики на горлышко.
- Произнесите звук [ч’]
-Какой же это звук? (глухой) Надеваем чёрную шляпку на звуковичка/
-Как узнать бывает ли он твёрдым или мягким? (послушать, как он звучит в словах)
-Назовите слова: чашка, мяч, чайник, чайка, точка, туча.
- Звук [ч’]- всегда мягкий. (надеваем зелёные башмачки)
-Расскажите о звуке [ч]
Познакомим букву ч с гласными. Прочитайте слоги: ча-чу-чи-че-чё. Наша буква «ч» не хочет дружить с гласными «ю» и «я».
Закрепление.
Звуко-буквенный анализ слова (для 1 а класса)
Игра «Самый внимательный»
(для 1 спец. класса)
Физкультминутка
- Андрей попробуй составить схему слова: «чашка» (индивидуальная форма работы)
Игра называется «Займи своё место»
Назовите Что это? Кто это? Буква «ч» должна занять своё место в слове: (групповая форма работы)
…айник, ..айка, до..ка, мя….
(проверка схемы слова)
Тик-так, тик-так,
все часы идут вот так:
тик-так, тик-так.
Посмотри, который час – раз, два!
Знакомство с печатной буквой ч.
Слайд № 4
Конструирование буквы Ч (из рожков)
-Звук [ч] обозначается буквой ч.
показ печатной буквы ч и её дактилологического знака)
-Что напоминает вам эта буква?
рисунки «На что похожа буква ч?»
Да, вы правильно решили:
Ч мы пишем, как четыре.
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя.
Конструирование большой и малой буквы Ч, ч. Работа в парах.
Работа в тетради
Обведение шаблонов печатной буквы ч. (индивидуальная работа)
Закрепление нового материала.
Дифференцированная работа
Слайд № 5
Работа с учебником (1 а класс)
-Открыли книги. Работа со слогами и словами (читаем цепочкой)
Работа с карточкой (1 спец. класс)
Рассмотрите рисунок. Раскрасьте простым карандашом все буквы «ч» и вы узнайте ответ на загадку.
Может плавать в океане,
Может ползать по песку,
Панцирь в клетку, как рубаха…
Кто же это? …
(самостоятельное выполнение работы)
Работа с текстом-шуткой «Буква-почемучка»
(для 1 а класса)
Работа с загадкой (для 1 спец. класса)
Составление слова из букв разрезной азбуки
Слайд № 6
– Прочитай название текста на стр. 134 и рассмотри иллюстрацию.
Прогнозирование содержания текста по иллюстрации и заглавию.
– О ком может быть этот текст?
– Почему ты так решил?
Самостоятельное чтение текста учеником
Рассмотрение рисунков. Кто это?
Это че-ре-па-ха. (парная форма работы)
Составление слова из букв разрезной азбуки.
3) -Почему букву назвали почемучкой?
-Какие вопросы может задавать буква ч?
(для 1 а класса)
Итог урока.
Слайд № 7
- Что нового и интересного узнали на уроке?
-Что вы можете сказать про звук [ч’] и букву Ч.
- Назовите слова со звуком [ч’]
Рефлексия
Цель: Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка деятельности
Слайд № 8
-Ребята, мне хочется узнать, как вы себя чувствовали на уроке?
-Хорошее ли у вас настроение?
Дополнительное задание. Задания на развитие речи, внимания.
- Рассмотрите иллюстрацию. Кто нарисован?
- Кто в лесу главный враг зайцев и зайчат? (Лиса.)
- Произнесите это слово так, чтобы в нем мы услышали звук [ч’]. (Лисичка.)
- Послушайте, какой чудесный случай произошел однажды в лесу с лисичками.
-Кто вы?
- Мы лисички,
Дружные сестрички.
Ну, а вы-то кто же?
- Мы лисички тоже!
- Как, с одной-то лапкой?
-Нет, еще со шляпкой…
А.Шибаев
- О ком идет речь в стихотворении?- Вот чудо! Слово «лисички» имеет два значения: лисички – животные и лисички- грибы.
- Составьте предложения со словом «лисички».
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ