Конспект урока по обучению грамоте (развитию речи) «Звук [ч’] и буква Ч, ч»

БОУ ВО «Грязовецкая школа-интернат II вида»










Конспект урока по обучению грамоте (развитию речи).





Тема урока: «Звук [ч’] и буква Ч, ч».





Зернова Т.Н., учитель начальных классов





2014 год

Тема урока: «Звук [ч’] и буква Ч, ч».

Тип урока: Изучение нового материала.

Цель: Создать условия для знакомства детей с согласным звуком [ч'] и буквой «Чч», для формирования УУД учащихся (познавательных, регулятивных, коммуникативных).

Задачи для 1 «а» класса

Задачи для 1 специального класса

- овладение умением давать характеристику звука;

- формирование навыка чтения слов, предложений с изученными буквами;

- формировать умение выделять звук в слове и записывать его соответствующей буквой;

- развивать умение слышать и слушать; обогащать словарный запас обучающихся;

- воспитывать аккуратность, умение радоваться успехам друзей;

- усвоение печатной буквы Чч и её дактилологического знака;

- формировать умение узнавать и вставлять букву из разрезной азбуки, пропущенную в словах;

- развивать умение слышать и слушать; обогащать словарный запас обучающихся;

- воспитывать культуру поведения при работе в паре;

- воспитывать аккуратность, умение радоваться успехам друзей;


Формирование УУД:


Познавательные УУД: формируем умение:

- понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков;

- выявлять сущность, особенности объектов;

- группировать объекты на основе существенных признаков.

Регулятивные УУД: формируем умение:

- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

-прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

-осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД: формируем умение:

- слушать и понимать речь других;

- строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами;

- участвовать в диалоге на уроке, работать в паре.

Личностные УУД: формируем умение:

- выражать свои эмоции;

- оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Оборудование:

  1. Технические средства обучения:

компьютер, проектор, экранное пособие: презентация в PowerPoint.


  1. Раздаточный материал для учащихся (карточки).


  1. Предметные картинки, модель звуковичка, рисунок «На что похожа буква», образец печатной буквы, смайлики из цветной бумаги трёх цветов у каждого ученика.

Ход урока

Этап урока

Содержание

1.Организационный момент.


Цель: Создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке.

Слайд №1

Прозвенел для нас звонок,
Пригласил всех на урок!

[Какой сейчас урок?]

А теперь настроимся на работу:

артикуляционная гимнастика: упражнения «Бублик», «Непослушный язычок», «Прикрепи ириску».


2. Актуализация опорных знаний.



Цель: Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»












Создание проблемной ситуации, формулирование учебной проблемы.


Цель: Мотивация к пробному учебному действию,



Работа над артикуляцией звука.



Формулирование темы урока учениками и

целеполагание.


Слайд № 2

[Чему мы учимся на уроке чтения?]

Что нужно знать, чтобы научиться читать?

[Будем играть]


Игра «Четвёртый лишний» (для 1 а класса)

Внимательно посмотри на данные буквы. Какая из букв не подходит к остальным и почему? (индивидуальная работа)

  1. А У П И 2) Ь К С Р 


Игра «Узнай букву» (для 1 специального класса)


-У В Д


Игра «Рассели буквы в домики» (для всех)

Найди букве свой домик. Почему?

А, П, Я, З


(учитель достаёт букву Ч)


-В какой домик мы поселим эту букву?

-Знакомы ли мы с таким звуком?



Ребята, вы догадались о какой букве и о каком звуке мы будем говорить сегодня?


-Приложите ладошки к губам и произнесите звук [ч’] (Губы не плотно сомкнуты, между зубами узенькая щелочка, при произношении во рту встречаются преграды)


-Сформулируйте тему урока. (звук [ч], буква Ч.)

-Каковы задачи нашего урока?

(дети ставят задачи)

1) познакомиться с новым звуком и новой буквой;

2) научиться печатать новую букву;

3) научиться читать слоги и слова с новой буквой.


3. «Открытие» нового знания.

1) Знакомство с новым звуком.





Слайд № 3














4. Упражнения в чтении слогов.

-Что необычного заметили у звуковичка? (восклицательный знак)

-Ребята, звуковичок хочет вас предупредить, что он представляет особенный, необычный звук, который отличается от других изученных вами звуков.


-Нам нужно узнать, какой это звук? Оденем звуковичка (коллективная форма работы)


Согласный или гласный?

( согласный, при произношении встречает преграду)

- Звонкий или глухой?

-Положите пальчики на горлышко.

- Произнесите звук [ч’]

-Какой же это звук? (глухой) Надеваем чёрную шляпку на звуковичка/

-Как узнать бывает ли он твёрдым или мягким? (послушать, как он звучит в словах)

-Назовите слова: чашка, мяч, чайник, чайка, точка, туча.

- Звук [ч’]- всегда мягкий. (надеваем зелёные башмачки)


-Расскажите о звуке [ч]


Познакомим букву ч с гласными. Прочитайте слоги: ча-чу-чи-че-чё. Наша буква «ч» не хочет дружить с гласными «ю» и «я».

  1. Закрепление.

Звуко-буквенный анализ слова (для 1 а класса)


Игра «Самый внимательный»

(для 1 спец. класса)





Физкультминутка

- Андрей попробуй составить схему слова: «чашка» (индивидуальная форма работы)




Игра называется «Займи своё место»

Назовите Что это? Кто это? Буква «ч» должна занять своё место в слове: (групповая форма работы)

айник, ..айка, до..ка, мя….


(проверка схемы слова)


Тик-так, тик-так,

все часы идут вот так:

тик-так, тик-так.

Посмотри, который час – раз, два!


Знакомство с печатной буквой ч.



Слайд № 4






Конструирование буквы Ч (из рожков)


-Звук [ч] обозначается буквой ч.

показ печатной буквы ч и её дактилологического знака)

-Что напоминает вам эта буква?

рисунки «На что похожа буква ч?»

Да, вы правильно решили:
Ч мы пишем, как четыре.
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя.


Конструирование большой и малой буквы Ч, ч. Работа в парах.

Работа в тетради

Обведение шаблонов печатной буквы ч. (индивидуальная работа)

Закрепление нового материала.


Дифференцированная работа




Слайд № 5

Работа с учебником (1 а класс)

-Открыли книги. Работа со слогами и словами (читаем цепочкой)

Работа с карточкой (1 спец. класс)

Рассмотрите рисунок. Раскрасьте простым карандашом все буквы «ч» и вы узнайте ответ на загадку.


Может плавать в океане,
Может ползать по песку,
Панцирь в клетку, как рубаха…
Кто же это? …

(самостоятельное выполнение работы)


Работа с текстом-шуткой «Буква-почемучка»

(для 1 а класса)






Работа с загадкой (для 1 спец. класса)

Составление слова из букв разрезной азбуки




Слайд № 6

Прочитай название текста на стр. 134 и рассмотри иллюстрацию.

  1. Прогнозирование содержания текста по иллюстрации и заглавию.
    – О ком может быть этот текст?
    – Почему ты так решил?

Самостоятельное чтение текста учеником

  1. Рассмотрение рисунков. Кто это?

Это че-ре-па-ха. (парная форма работы)

Составление слова из букв разрезной азбуки.


3) -Почему букву назвали почемучкой?

-Какие вопросы может задавать буква ч?

(для 1 а класса)

Итог урока.


Слайд № 7

- Что нового и интересного узнали на уроке?

-Что вы можете сказать про звук [ч’] и букву Ч.

- Назовите слова со звуком [ч’]


Рефлексия


Цель: Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка деятельности


Слайд № 8

-Ребята, мне хочется узнать, как вы себя чувствовали на уроке?

-Хорошее ли у вас настроение?







































Дополнительное задание. Задания на развитие речи, внимания.


- Рассмотрите иллюстрацию. Кто нарисован?

- Кто в лесу главный враг зайцев и зайчат? (Лиса.)

- Произнесите это слово так, чтобы в нем мы услышали звук [ч’]. (Лисичка.)

- Послушайте, какой чудесный случай произошел однажды в лесу с лисичками.


-Кто вы?

- Мы лисички,

Дружные сестрички.

Ну, а вы-то кто же?

- Мы лисички тоже!

- Как, с одной-то лапкой?

-Нет, еще со шляпкой…

А.Шибаев

- О ком идет речь в стихотворении?- Вот чудо! Слово «лисички» имеет два значения: лисички – животные и лисички- грибы.


- Составьте предложения со словом «лисички».






Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ