Методические рекомендации "Особенности проблемного обучения на уроках литературы"
Особенности проблемного обучения
на уроках литературы
Вахрушева Ольга Леонидовна,
учитель русского языка и литературы
Муниципального общеобразовательного учреждения
Средняя общеобразовательная школа № 4
Урок литературы сегодня.
Перемены в нашей жизни, в образовании диктуют необходимость кардинальных изменений профессионального сознания учителя. Компетентность учителя заключается в умении организовывать такую образовательную, развивающую среду, в которой становится возможным достижение образовательных результатов ребенка. Проблемное обучение – такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению.
Проблемное обучение заключается в создании проблемных ситуаций, в осознании, принятии и разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности обучающихся и учителя. Цели проблемного обучения:
а) сформировать у учащихся необходимую систему знаний, умений, навыков;
б) достигнуть высокого уровня развития школьников, развитие способности к самообучению, самообразованию.
Сущность проблемного обучения сводится к тому, что в процессе обучения в корне изменяются характер и структура познавательной деятельности учащегося, приводящие к развитию творческого потенциала его личности.
Главный признак проблемного обучения – проблемная ситуация.
Это познавательная задача, которая характеризуется противоречиями между имеющимися у учащихся знаниями и умениями и предъявляемыми требованиями.
Этапы проблемного обучения:
а) осознание проблемной ситуации;
б) формулировка проблемы на основе анализа ситуации;
в) решение проблемы, включающее выдвижение и проверку гипотез;
г) проверка решения.
Проблемные вопросы – завязка урока.
Проблемный вопрос содержит, как правило, сложность, иногда выступающую в форме противоречия. Одновременно он должен быть задачей, увлекательной для ученика.
Использование проблемных вопросов и заданий позволяет под-
держивать читательский интерес и формировать умение
высказывать аргументировано свою точку зрения.
Примеры проблемных вопросов по курсу русской литературы.
8 класс: А.С.Пушкин «Капитанская дочка»: Кто же Пугачёв у Пушкина - волк или человек?
9 класс: А.С.Пушкин «Евгений Онегин»:1. Почему Пушкин назвал страницы своего романа полусмешными, полупечальными?
2. Одинаков ли Онегин в начале и в конце романа?
3. Почему Татьяна, любя Онегина, отвергает его?
Н.В.Гоголь «Мёртвые души»: 1. Можно ли назвать Чичикова первым в русской литературе образом «нового русского»?
Список используемой литературы.
1 Бейзеров А.В. Проблемное обучение: Образование в современной школе.- 2005, №12, с.48 – 50.
2 Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения, М. , Педагогика, 1981, с.48, 50.
3 Селевко Г. Проблемное обучение, Учительская газета, 2005, №39, с.16 – 17.
4 Селевко Г. Проблемное обучение, - Школьные технологии, 2006, №2, с.61 – 66.
5 Страшко И. Система практических работ по литературе, - «Первое сентября», №33, с.5 – 7.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ