Приобщение младших школьников к художественной литературе. Проект "Дети – детям"
Муниципальное бюджетноеобщеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
Проект
Дети – детям
( Приобщение младших школьников к художественной литературе)
Выполнен – Зайцевой В.Н.
учителем начальных классов
«Литературе так же нужны талантливые читатели, как и писатели. Именно на них и рассчитывает автор, когда напрягает свои душевные силы. Художник-автор берет на себя только часть работы. Остальное должен дополнить своим воображением художник-читатель».
С.Я.Маршак
Актуальность
На одной из египетских надгробных плит высечена замечательная мысль: "Обрати своё сердце к книгам ...Право, нет ничего выше книг".
Данные научных исследований говорят о том, что отношение человека к книге формируется в младшем школьном возрасте. Именно тогда решается вопрос, будет ли отношение читателя к книге активным или умеренно пассивным
Одна из важнейших и сложных проблем современной школы состоит в приобщении младших школьников к художественной литературе. Это связано с тем, что наблюдается перенасыщенность теле-видеоинформацией, дети увлечены компьютерными играми. Ни для кого не является секретом, что происходит их духовное обеднение. Перед угрозой бездуховности, роста деструктивных социальных явлений, таких как наркомания, суицид, насилие, детское бродяжничество, защита чтения детей, поддержка интереса к нему, стала в ряд задач государственной важности.
Чтение открывает ребенку путь к одному из важных источников информации, защищает его душу, питает ум и сердце, побуждает к самосознанию, содействует творческой самореализации личности, ее жизнестойкости, в каких бы сложных ситуациях она ни оказалась.
Уровень детского читательского интереса к книге, по свидетельству библиотекарей, неуклонно падает. Для выявления особенностей проблемы я использовали метод опроса. Выяснила , каково отношение родителей и детей в моем классе к чтению? Результаты опроса показали , что на первое место родители и дети ставят телевидение (45%), на второе – компьютер (30%), на третье – кинотеатры (20%) и только на четвёртое место – чтение книг. (Приложение2) Цифры настораживающие.
Цель проекта: разработка педагогических условий, методов и средств развития интереса к чтению художественной литературы в начальных классах.
Задачи:
I. Изучить читательские интересы учащихся начальной ступени обучения.
2. Разработать и проверить в экспериментальном обучении содержание и методику формирования у детей читательского интереса.
.3 Выявить условия формирования читательской самостоятельности, ведущей к социальной активности учащихся младших классов.
Проблемный вопрос: Каковы практические возможности разнообразных видов внеклассных мероприятий по чтению в процессе воспитания интереса к чтению.
Объект исследования: процесс формирования интереса к чтению у младших школьников.
Предмет исследования: способы формирования интереса к чтению художественной литературы
Методы исследования: синтез, опрос, изучение специальной литературы, эксперимент
Гипотеза исследования; решение задачи формирования интереса к чтению у младших школьников возможно, если:
- процесс обучения чтению будет целенаправленно организован и связан с возбуждением познавательных интересов;
- расширятся границы содержания чтения, данного в учебниках; методический аппарат разработки материала будет соответствовать требованиям развивающего обучения;
- в учебно-воспитательном процессе систематически будут применяться разнообразные формы работы с учениками, способствующие возникновению интереса к чтению, достижению самостоятельности и социальной активности учащихся.
Практическая значимость проекта состоит в том, что в ней разработана методика обучения чтению, способствующая формированию читательских интересов младших школьников; дана методическая разработка материала чтения в младших классах с учетом развивающего характера обучения. Основные выводы исследования могут быть использованы в массовой практике начальных классов так же с целью интенсификации учебно-воспитательного процесса в целом.
Этапы исследования:
Подготовительный (октябрь 2010 года).
1 Обсудила с родителями вопросы, связанные с проведением проекта, использованием домашних компьютеров, доступа к Интернету и пр., составили список родителей, желающих оказать какую-либо помощь.
2 Подготовила необходимые книги и электронные материалы по теме.
3 Провела подготовительные занятия со школьниками - участниками проекта.
4 Пригласила на презентацию проекта представителей школьной администрации, родителей, поместила статью об учебном проекте на сайт школы
5 Приготовила необходимые принадлежности для практических занятий.
Основной этап (ноябрь 2010 года).
1 Предварительно просмотрела собранный материал, наметила план дальнейшей работы.
2 Организовала анкетирование учащихся на предмет развития детского читательского интереса
3 Проанализировала результаты анкетирования, пришла к выводу - экспериментально создать программу по изучению творчества С.Я.Маршака.
4 Сфотографировала учащихся во время работы по проекту, пригласила городское телевидение для освещения работы над проектом.
5 Оценила проведенную работу (оценка администрации, отзывы учащихся, опрос родителей).
Заключительный этап (декабрь2010 года).
1 Организовала презентацию итогов проекта для руководства школы,
2 Наградила отличившихся учеников-участников проекта грамотами.
3 Продумала план следующих работ над проектом на основе проведенного анализа, учитывая накопленный опыт.
Основная часть
Как известно, кризис детского чтения проявил себя более всего в утрате интереса школьников к этому виду занятий. Для значительной части нынешних детей чтение — всего лишь ординарная учебная деятельность, не вызывающая радости.
Почему ребенок не читает?
Я провела анкетирование (Приложение1) с учащимися по вопросам:
Первый вопрос: любишь ли ты читать?
Второй вопрос: О чём ты любишь читать?
Третий вопрос: почему ты любишь читать?
В результате анкетирования было установлено, что дети не проявляют должного интереса к чтению. Только 55% из них имели положительный интерес к чтению. При работе над произведениями дети недостаточно осознают то, о чём они читают, у них нет интереса к определённому жанру написания произведений. Поэтому самое время прививать интерес к чтению, к выбору читаемых произведений. Другими словами – заинтересовать их замечательными произведениями русской художественной литературы.
Я выделила следующие причины нелюбви к чтению.
Часто дети просто не знают, что читать — это интересно. В детстве им не читали сказки на ночь, в детскую библиотеку они не записаны, то, что читают на уроках, — неинтересно. Ребенок даже не подозревает, что это такое — читать книгу просто так, для себя. Стоит такому ребенку прочитать подряд 2-3 действительно интересные книги (пусть это будут просто приключения, вовсе не обязательно глубокое и полезное произведение), и он «втянется» в чтение.
Многим детям прививают отвращение к книге в школе. Многие учителя ведут обучение безграмотно, уроки чтения доставляют ребенку отрицательные эмоции или как минимум оставляют равнодушным. В результате опять — нечитающий ребенок. Учитель может формировать неправильное отношение к чтению, ограничиваясь поверхностным анализом произведений, не показывая их связи с жизнью, поощряя неосмысленное чтение, чтение на скорость (пресловутая техника чтения) и т.д.
Ребенок может не читать из-за общего волевого недоразвития. С малых лет он привык, что все ему дается легко, родители выполняют все просьбы, бабушка сама рассказывает сказки, в общем, все желания исполняются. А чтобы читать, нужно прикладывать усилия. Во-первых, нужно научиться читать. Во-вторых, нужно иметь воображение и затрачивать умственные усилия, чтобы образно представить себе героев, пережить вместе с ними какие-то сцены, переварить сложный стиль автора и т. п.
Общее снижение интереса к чтению — это, конечно, и влияние времени. В обществе уже нет культа книги, нет всеобщей заразительности, когда одна потрепанная книжка переходила из рук в руки, и не прочитавший ее был бы не понят. Нет дефицита книг — а что доступно и незапретно, то неинтересно.
Кроме того, наш век — информационный. Что это значит? Ушли на второй план чувства, отношения, главное — это информированность. Поэтому так привлекают детективы: никогда не знаешь, чем там все закончится. А что классика? Размышления, отступления, что будет в конце — и так ясно… В общем, «тягомотина». Так же поведет себя ребенок и в жизни: главное — поступки, а мысли, чувства, отношения — на заднем плане.
Более того, информации (стимулов) нас окружает слишком много. ТВ, компьютер, музыкальные центры, реклама звуковая и визуальная и пр. — сопровождают нас всегда и везде.
С детской литературой дела обстоят плохо. Книг о близком для ребенка, о его сверстниках, о современной жизни очень мало. Троллями и космическими пришельцами нельзя надолго зацепить человека. Разнообразные красочные энциклопедии для детей предназначены не для чтения, а для стояния на полке в рядочек. В таких книгах можно найти любую информацию, полюбоваться на картинки, но просто читать ее невозможно — слишком много информации, слишком мало для души.
Кризис на то и кризис, что указывает на необходимость перемен, заставляет искать выход, действовать, строить гипотезы
Моя гипотеза очень простая: чтобы пробудить у детей интерес к чтению, надо удивить их самим процессом чтения : в знакомом открыть незнакомое, в скучном — интригующее, в привычном —необычное. Непосредственный импульс к формулировке гипотезы дали мне слова Стефана Цвейга, сказанные им по поводу чтения: «Доступность сокровища всегда лишает нас почтения к нему, и только в истинно творческие, раздумчивые, созерцательные мгновения нашего бытия привычное и обычное снова оборачивается чудом». Его слова призывают нас задуматься над чтением, попробовать «сиять заставить заново» само затертое слово «Чтение». Что бы угасающую искру интереса к чтению воспламенить, надо «подбрасывать» в нее все новые порции чуда — одну за одной.
Чтение несет в себе много удивительного Оно позволяет нам «видеть невидимое». Подлинное чтение начинается с того момента, когда за словом или словосочетанием ребенок увидит и почувствует живые образы: картины, звуки, запахи. Наши дети, если дать им свободу и подтолкнуть воображение, способны удивить нас своими оригинальными картинами.
Способно удивить учеников и другое качество чтения, которое можно назвать «великое переселение». Речь идет о мысленном перемещении читающего человека из мира внешнего в мир внутренний. Что еще, кроме чтения художественной литературы, помогает одному человеку оказаться «внутри» другого: проследить ход его мыслей, его чувств, его радостей и печалей, вникнуть во все тонкости и изгибы его души, его мироощущение. Все то, что в реальном мире осуществить невозможно, да и наука здесь бессильна, — войти в субъективный «мир иной», отличный от твоего, и пребывать в нем, как у себя дома — становится возможным при чтении через процесс сопереживания и «подстановки»..Важно подчеркнуть, что «великое переселение» — это двустороннее движение. Читатель переселяется в мир персонажей, мир персонажей — в него. И начинает жить в нем самостоятельной жизнью. И здесь мы сталкиваемся с новым волшебством чтения — «оживлением литературных персонажей». Если в сказке героев оживляют с помощью живой воды, то при чтении это происходит при помощи воображения. Вместе с переселением во внутренний мир героев книг, вместе с «оживлением» тех, кого никогда не было, рождается еще одно чудо чтения — возможность в течение одной жизни пережить множество иных. Эта возможность даруется каждому читателю, способному к перевоплощению.
Есть еще одно замечательное свойство чтения. Свойство это мы назвали «самоузнавание». Это свойство может поразить читателя. Писатель не только извлекает их нашего сознания былое, но и помогает испытать то, что раньше не было изведано. Тем самым читатель не только осознает самого себя, открывает в себе новые возможности, но и поднимается над самим собой. Осознавая себя как личность, читающий школьник не только узнает себя в ком-то из героев, но он и отделяет себя от них, приходит к пониманию, что, при всей похожести, он — другой. И это понимание себя в мире единственным и неповторимым, которому предстоит реализовать свою уникальность, — важнейшее открытие
В основе гипотезы лежит стремление перевернуть представление детей о чтении: в старом — показать новое, то, о чем, может быть, многие из школьников, даже оканчивающих школу, так и не догадались. Однако главный импульс к чтению лежит внутри самого ребенка, в тех реальных проблемах, которые его волнуют сегодня, а ключ решения их находится в книге
В. А. Сухомлинский писал, что чтение – это «окошко, через которое дети видят мир и познают сами себя».
От того, какие книги читает ребенок, во многом зависит, каким человеком он станет. Книга воспитывает и формирует нравственные качества личности, духовный мир школьника, так как через нее происходит передача нравственных ценностей и норм от одного поколения к другому поколению
Чтобы полюбить чтение, нужно найти свою собственную книгу, которая бы задела за душу, увела в волшебный мир фантазии, показала, что от чтения можно испытывать удовольствие. После этой книги человек начинает читать. У всех книголюбов есть такая. Передо мной встал вопрос: Как помочь детям найти свою собственную книгу?
С чего начать?
Я часто использую в своей работе как на уроках, так и во внеурочной деятельности старый метод «научился сам-помоги другому». Как правило, он дает хорошие результаты. Рассмотрев диаграмму обучаемости, (Приложение2) я пришла к выводу, что работу надо организовать так, чтобы мои ученики не только сами читали произведения, но и знакомили с ними своих младших товарищей. Так я определилась с участниками проекта. Это мой класс и первоклассники.
Выбрала автора, с произведениями которого решила работать. Я выбрала произведения С.Я.Маршака, так как они разнообразные по жанру написания. Поэтому была возможность представить их перед читателями при помощи самых эффективных форм. Это инсценирование стихов, театрализованные представления, проведение викторин, проведение конкурсов, вечер загадок, .составление диафильмов и иные подобные литературные затеи.
Одной из основных форм работы над произведениями я выбрала театрализованное представление. Так в нашем классе родился театр. Мы подготовили и провели театрализованное представление двух сказок С.Я.Маршака «Теремок» и «Кошкин дом» Мы инсценировали стихи С.Я.Маршака «Кот и лодыри», «Вот какой рассеянный с улицы Басенной» и другие. Ребята нашего театра декламировали перед первоклассниками стихи С.Я.Маршака на самые разные темы. Мы устроили для первоклашек вечер загадок С.Я.Маршака. Мы организовали конкурс рисунков по произведениям С.Я.Маршака. А на последнем занятии мы устроили викторину для первоклассников «Что я узнал о творчестве С.Я.Маршака» и подарили им книги полюбившегося писателя.
Заключение
На каждом уроке литературного чтения закладываются основы духовности и нравственности. «Школа должна научить своего воспитанника хорошо мыслить, чувствовать, а, следовательно, хорошо читать» (В. Острогорский)
Работа над данным проектом расширяла читательский кругозор, развивала память, прививала стойкий интерес к чтению у детей. Но самое главное она отвечала требованиям времени.
Помимо предметных результатов, мы получили и метопредметные, то есть развивались личностные познавательные, регулятивные и коммуникативные способности детей, а это требование нового стандарта образования. При работе над данным проектом раскрывался личностный потенциал детей, воспитывался интерес к учебе и знаниям, стремление к духовному росту. При реализации проекта развивалась творческая среда для выявления одаренных детей .То есть данный проект направлен на решение тех задач, которые ставит неред нами национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
Таким образом, я пришла к выводу: для того чтобы приобщить школьников к чтению художественной литературы, необходимо создание следующих условий:
1 использование наиболее эффективных видов работ, вызывающих интерес к чтению: театрализованные представления, викторины, ролевые игры, устное словесное рисование, отгадывание и составление кроссвордов
2 интеграция внеурочной и учебной урочной работы, коллективное посещение библиотеки, совместная работа с родителями и детским садом.
Литература
1. Балталон Ц.П. и В.Д. Воспитательное чтение. Беседы по методике начального обучения. - М., 1913.
2. Божович Л.И. Общая характеристика детей младшего школьного возраста //Проблемы формирования личности. Избр. псих. труды. Под ред. Д.И.Эльконина. -М., Воронеж, 1995.
3. Волкович В.А., Столица З.К. Второй Международный конгресс по нравственному воспитанию. - СПб.,1913.
4. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В.Давыдова. - М., 1991.
5. Джежелей О.В. Литературное образование младших школьников. Развитие культуры общения и творческой деятельности. Программа “Чтение и литература”// Начальная школа - 1994, N9.
6. Джежелей О.В. Курс “Человек и личность” и его программно-методическое обеспечение / Первый год обучения. Методическая консультация // Начальная школа - 1997, N10.
7. Информационно-методическое письмо о курсе “Литература как предмет эстетического цикла” для 1 класса трехлетней начальной школы. Авторы Г.Н.Кудина и З.Н .Новлянская // Начальная школа - 1997, N8.
8. Классный руководитель. 1999, N5.
9. Кутьева Л.В. Литература в начальной школе. - М., 1993.
10. О программе по чтению для 1-4 классов общеобразовательных школ. Авторы Р.Н. Бунеев и Е.В.Бунеева // Вестник образования - 1994, N7.
11. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. -М., 1990.
12. Романовская З.И. Чтение и развитие младших школьников. - М., 1982.
13. Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. - М., 1991.
14. Сборник "Программы общеобразовательных учреждений.// Начальные классы.Часть 1 (1-4 классы)".– Просвещение, 2000.
15. Читатель и библиотека. Педагогика и психология чтения: сборник статей поматериалам межрегиональной научной конференции / Науч. ред. Т.Д.Полозова. -М., 1994.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ