РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Литературному чтению (2 класс) КРН VII вида

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №310» Фрунзенского района, Санкт-Петербурга

«Слово»


«Согласовано»

Руководитель МО


Протокол № ___ от «__»

______________20___г.


«Согласовано»

Заместитель директора по УР

«__»______________20___г.


«Утверждаю»

Директор

Приказ №_____________от «__»_______________20___г.











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Литературному чтению

2 класс КРН VII вида





Учитель:

Зимина М.А.






Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № ______

от «____»__________2012 г.






Санкт-Петербург

2012-2013 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса общеобразовательной школы разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой «Литературное чтение», утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования. Данная программа будет реализовываться во 2 классе КРН VII вида.


Структура документа

Программа включает в себя следующие разделы: пояснительную записку; требования к уровню усвоения предмета; учебно-тематическое планирование; содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса и возможной последовательностью изучения разделов и тем.


Цель рабочей программы - конкретизация содержания образовательного стандарта по данной образовательной области с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса по литературному чтению, возрастных особенностей младших школьников. В программе заложен механизм формирования у детей функциональной грамотности, что способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Собственно обучение чтению предполагает работу по совершенствованию навыка чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию читательской самостоятельности. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы. Программа ориентирована на формирование и развитие у обучающихся c ОВЗ VII вида речевых навыков, главным из которых является навык чтения.


Программа учитывает особенности детей с ОВЗ VII вида.

  • Наиболее ярким признаком является незрелость эмоционально-волевой сферы; ребенку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо.

  • Нарушение внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нарушения внимания могут сопровождаться повышенной двигательной и речевой активностью.

  • Нарушения восприятия выражается в затруднении построения целостного образа. Ребенку может быть сложно узнать известные ему предметы в незнакомом ракурсе. Такая структурность восприятия является причиной недостаточности, ограниченности, знаний об окружающем мире. Также страдает скорость восприятия и ориентировка в пространстве.

  • Особенности памяти: дети значительно лучше запоминают наглядный материал (неречевой), чем вербальный.

  • Задержка психического развития нередко сопровождается проблемами речи, связанными с темпом ее развития. Наблюдается системное недоразвитие речи – нарушение ее лексико-грамматической стороны.

  • У детей с ОВЗ VII вида наблюдается отставание в развитии всех форм мышления; оно обнаруживается в первую очередь во время решения задач на словесно - логическое мышление. К началу школьного обучения дети не владеют в полной мере всеми необходимыми для выполнения школьных заданий интеллектуальными операциями(анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование)

  • Учащиеся классов КРН характеризуются ослабленным здоровьем из-за постоянного проявления хронических заболеваний, повышенной утомляемостью.


Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы:

Изучение литературного чтения в образовательных учреждениях с русским языком обучения направлено на достижение следующих целей:

  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;

  • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

  • воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.


Методы и формы через которые будет реализована программа обучения детей с ОВЗ VII вида:

  • обучение на интересе, на успехе, на доверии;

  • адаптация содержания, очищение от сложности подробностей и многообразия учебного материала;

  • одновременное подключение слуха, зрения, моторики, памяти и логического мышления в процессе восприятия материала;

  • использование опорных сигналов (ориентировочной основы действий);

  • формулирование определений по установленному образцу, применение алгоритмов;

  • взаимообучение, диалогические методики;

  • комментированные упражнения;

  • оптимальность темпа с позиции полного усвоения.


Параллельно с формированием беглого чтения ведется целенаправленная работа по формированию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся с ОВЗ VII вида овладевают приемами выразительного чтения, решают разнообразные коммуникативные задачи, возникающие при чтении. Разбирая произведения, дети обучаются переносу приемов выразительного устно-речевого общения на чтение текстов.

Незрелость эмоционально-волевой сферы, проявляющаяся в трудностях волевых усилий; нарушение внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость, сопровождающаяся повышенной двигательной и речевой активностью. Дети значительно лучше запоминают наглядный материал (неречевой), чем вербальный. Задержка психического развития нередко сопровождается проблемами речи, связанными с темпом ее развития. Наблюдается системное недоразвитие речи – нарушение ее лексико-грамматической стороны. Отставание в развитии всех форм мышления обнаруживается, в первую очередь, во время решения задач на словесно - логическое мышление. Кроме того, учащиеся классов КРН характеризуются ослабленным здоровьем из-за постоянного проявления хронических заболеваний, повышенной утомляемостью.

Корректировка программы

Программа строит обучение детей с ОВЗ VII вида на основе принципа коррекционно-развивающей направленности учебно-воспитательного процесса. То есть учебный материал учитывает особенности детей, на каждом уроке включаются задания, обеспечивающие восприятие учебного материала.

Нами были внесены изменения в рабочую программу по литературному чтению для 2 класса, разработанную на основе программы начального общего образования, авторской программы Л.  Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М. В. Головановой.

136 часов (по 4 часа в неделю).

Курс литературного чтения призван ввести ребенка в мир художественной литературы и помочь ему осмыслить образность словесного искусства, посредством которой художественное произведение раскрывается во всей своей полноте и многогранности. Литературное чтение пробуждает интерес к словесному творчеству и к чтению художественных произведений.

Программа по чтению для младших школьников четко ориентирована на формирование и развитие у обучающихся речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача уроков литературного чтения заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громкоречевой формы чтения до чтения про себя, осуществляемого как умственное действие, протекающее во внутреннем плане. Развитие навыка чтения на первом году обучения предполагает формирование целостных синтетических приемов чтения на уровне слова, интонационное объединение слов в словосочетания и предложения, увеличения скорости, на втором году обучения - постепенное введение чтения про себя. На уроках чтения дети получают знания литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе, о теме читаемого произведения, особенностях малых фольклорных жанров. Дети получают первоначальные представления об изобразительно-выразительных возможностях языка (о приеме сравнения, олицетворения, о ритмичности и музыкальности стихотворной речи).

Курс литературного чтения для 1 – 4 классов является первой ступенью единого непрерывного курса литературы средней общеобразовательной школы.

Важной особенностью начального этапа обучения является то, что ребенок переходит с позиции слушателя в категорию читателя, который начинает постепенно постигать огромный мир литературы – одного из сложнейших видов искусства.

Изучение литературного чтения направлено на достижение следующих целей:

  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;

  • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование


  • читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

  • воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников. Формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.

Курс литературного чтения нацелен на решение следующих основных задач:

  • развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

  • учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;

  • формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно ассоциативное мышление;

  • развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;

  • формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;

  • обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;

  • формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;

  • обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;

  • расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;

  • обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;

  • работать с различными типами текстов;

  • создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».

Программа предполагает такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов: художественно-эстетического, литературоведческого и коммуникативно-речевого.

Формой организации учебного процесса является в основном классно-урочная система, но также необходимы экскурсии в природу, в библиотеку.

Основные методы, используемые на уроках литературного чтения в первом классе: беседа, творческая работа, поисковая.

Литература относится к наиболее сложному, интеллектуальному виду искусства, восприятие произведений которого носит опосредованный характер: при чтении человек получает тем большее наслаждение художественными образами, чем ярче оказываются представления, которые возникают у него в процессе чтения. Характер и полнота восприятия литературного произведения во многом определяются конкретно-чувственным опытом и умением воссоздать словесные образы в соответствии с авторским текстом.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Обучающиеся должны знать и уметь:

- знать 3 основных внешних показателя содержания книги (фамилия автора, заглавие книги, иллюстрация);

- подробно пересказать прочитанное и отвечать на вопросы по тексту с использованием необходимой громкости, темпа и тона речи;

- сознательно и правильно читать незнакомый текст учебника вслух целыми словами (трудные по слогам); темп чтения – 40-50 слов в минуту.

- самостоятельно знакомиться с детской книгой и читать ее под наблюдением учителя;

- записывать название книги и фамилию автора в тетрадь или на карточку;

- читать стихотворения наизусть.

Тематическое планирование уроков по литературному чтению во 2 классе.

Авторы программы: Л.Ф.Климанова, В. Г. Горецкий, М.В. Голованова; 136 часов в год, 4часа в неделю



Тема урока

Дата

Кол-во часов

урок

Самое великое чудо на свете

(2 ч.)

1

Книга – великое чудо


1


2

Внеклассное чтение. Стихи о школе


1


Раздел «Устное народное творчество»

(11 ч.)

3

Русские народные песни

С. 14-19 уч..


1


4

Потешки и прибаутки. Считалки и небылицы

С.20-23 уч.


1


5

Внеклассное чтение. Русская народная песня. Песенки- игры.


1


6

Загадки. Пословицы и поговорки.

С.24-27 уч.


1


7

Вступление к разделу «Сказки»

Ю. Мориц «Сказка по лесу идет».

Сказка «Петушок и бобовое зернышко»

С.28-35 уч.


1


8

Сказка «Петушок и бобовое зернышко»

С.32-35 уч.


1


9

Внеклассное чтение. Народные сказки.


1


10

Сказка « У страха глаза велики»

С.35-38 уч.


1


11

Сказка «Лиса и тетерев»

С.39-41 уч.



1


12

Сказка «Лиса и журавль»

С.42-44 уч.



1


13

Внеклассное чтение. Русские народные сказки.


1


14

Сказка «Каша из топора»

С.44-47 уч.


1


15

Сказка «Гуси-лебеди»

С.48-53 уч.


1


16

Проверь себя! Устное народное творчество

С.56-64уч.


1


17

Внеклассное чтение. Осенняя пора Экскурсия.


1


Раздел «Люблю природу русскую. Осень»

( 5 ч.)

18

Ф.Тютчев «Есть в осени первоначальной

А.Плещеев «Осень наступила…»

А.Фет «Ласточки пропали…»

С.66-71 уч.


1


19

А.Толстой. «Осень. Осыпается весь наш бедный сад…» С.Есенин «Закружилась листва золотая…» В.Брюсов «.Сухие листья ,сухие листья…» И.Токмакова «Опустел скворечник…»

С.72-75 уч.


1


20

К.Бальмонт .Поспевает брусника… И.Бунин. «Сегодня так светло кругом…»


1


21

Внеклассное чтение. Почему год круглый. (Н.Сладков)


1


22

М.Пришвин «Осеннее утро» В.Берестов «Хитрые грибы» с.76-79 уч.


1


23

Проверь себя! Люблю природу русскую Осень.

с.82 уч.


1


Раздел «Русские писатели»

(11 ч.)

24

А.Пушкин

«.У лукоморья…»

С.84-87 уч.


1


25

Внеклассное чтение Рассказы М.Пришвина.


1


26

А.Пушкин «.Вот север тучи нагоняя…» «Зима! Крестьянин, торжествуя…»

С.88-89 уч.


1


27

А.Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке

С.90-101 уч.


1


28

А.Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке

С.90-101 уч.


1


29

Внеклассное чтение. Басни И.Крылова .


1


30

И.Крылов. Лебедь, Рак и Щука



1


31

И.Крылов .Стрекоза и Муравей

С.106-107 уч.


1


32

Л.Толстой. Старый дед и внучек

С.108-111 уч.


1


33

Внеклассное чтение. Рассказы о детях .Л.Толстой


1


34

Л.Толстой «Правда всего дороже», Л.Толстой «Филипок» .

С.112-116 уч.


1


35

Л.Толстой. Филипок. Продолжение

С.112-116 уч..


1


36

Л.Толстой .Котенок

С.117-119 уч.


1


37

Внеклассное чтение «Рассказы о животных Н.Сладкова


1


38

Проверь себя! Русские писатели

С.122-124 уч.


1


Раздел «О братьях наших меньших»

(10 ч.)

39

А.Шибаев. Кто кем станет? Б. Заходер «Плачет киска в коридоре.» И.Пивоварова . « Жила-была собака…» В.Берестов «Кошкин щенок»

С.126-131 уч.


1


40

М.Пришвин «.Ребята и утята»

С.132-135 уч.


1


41

Внеклассное чтение Рассказы о животных Е. Чарушина


1


43

Е . Чарушин . Страшный рассказ

С.136-138 уч.


1


44

Е. Чарушин . Страшный рассказ Продолжение.

С.136-138 уч.



1


45

Внеклассное чтение. Рассказы о животных Б.Житкова


1


46

Б.Житков. Храбрый утенок

С.139-141 уч.



1


47

В.Бианки. Музыкант

С.142-145 уч.

.


1


48

В.Бианки. Сова

С.146-151 уч.



1


49

Внеклассное чтение. Лесная газета В.Бианки


1


50

В.Бианки. Сова. Продолжение

С.142-145 уч.


1


51

Проверь себя! О братьях наших меньших

с.154-155 уч.


1


Раздел «Из детских журналов»

(4 ч.)

52

Д.Хармс. Игра .Вы знаете? Что это было?

С.158-169 уч.


1


53

Внеклассное чтение Забавные стихи А.Барто.




54

Д.Хармс, С.Маршак. «Веселые чижи»

С.170-175 уч.


1


55

Ю.Владимиров. «Чудаки»

Д.Хармс «Что это было»

Н.Гернет , Д.Хармс. «Очень-очень вкусный пирог…»

С.174-177 уч.


1


56




А. Введенский. «Ученый Петя» , «Лошадка».

С.177-183 уч.


1





57

Проверь себя! Из детских журналов

С.186 уч.


1




58

Внеклассное чтение. Знакомимся с детскими журналами.


1


Раздел «Люблю природу русскую. Зима»

(7 ч.)

59

И.Бунин. Зимним холодом пахнуло… К.Бальмонт. Светло- пушистая…

С.188-191 уч.


1


60

Я.Аким. «Утром кот…», Ф.Тютчев . «Чародейкою Зимою…»

С.192-194 уч.


1



61

С.Есенин. Поет зима- аукает… Береза.

С.194-197 уч.


1


62

Внеклассное чтение. Сказки В.Сутеева


1


63

Сказка «Два Мороза»

С.198-202 уч.


1


64

Сказка «Два Мороза»

С.198-202 уч.


1


65

С.Михалков. «Новогодняя быль»

А. Барто . Дело было в январе…

С.203-209 уч.


1


66

Внеклассное чтение .Зимушка-зима! Экскурсия.


1


67

Проверь себя! Люблю природу русскую. Зима.

С.212уч.


1


68

К.Чуковский .Путаница

С.4-10 уч.


1


69

К.Чуковский. Радость.

С.11-12 уч.


1


70

Внеклассное чтение. Книги о детях С.Михалкова


1


71

К.Чуковский.. Федорино горе

С.13-23уч.


1


72

С.Маршак «Кот и лодыри»

С.24-29уч.


1


73

С.Михалков . Мой секрет

С.30-33уч.


1


74

Внеклассное чтение

«В гостях у дедушки Корнея»


1


75

С.Михалков . «Мой щенок.» «Сила воли»

С.33-37уч.


1


76

А.Барто «Веревочка», «Мы не заметили жука…» «В школу.» «Вовка- добрая душа.»

С.38-43уч.


1


77

Внеклассное чтение. Цветик - семицветик. В.Катаев


1


78

А. Барто В школу. Вовка - добрая душа.

С.45-47уч.


1


79

Н.Носов «Затейники»

С.48-53уч.


1


80

Н.Носов. Живая шляпа

С.54-59уч.


1


81

Внеклассное чтение. Стихи Маршака.


1


82

Н.Носов. Живая шляпа. Продолжение

С.54-59уч


1


83

Н.Носов. На горке

С.60-64уч.


1


84

Н.Носов. На горке. Продолжение

С.60-64 уч.


1


85

Внеклассное чтение .Рассказы Н.Носова


1


87

Проверь себя! Писатели - детям

С.68-70уч.


1


Раздел «Я и мои друзья»

(11 ч.)

88

В.Берестов « За игрой.», «Гляжу с высоты…»

С.72-76уч.


1


89

Э.Мошковская. Я ушел в свою обиду…

С. 74-75уч.


1


90

В.Лунин. Я и Вовка.

С.77-78уч.


1


91

Ю.Ермолаев. Два пирожных

С.85-86уч.


1


92

Н.Булгаков. Анна, не грусти!

С.79-84уч.


1


93

Внеклассное чтение. Рассказы В.Осеевой


1


94

В.Осеева. Волшебное слово.

С.87-93уч.


1


95

В.Осеева. Волшебное слово. Продолжение.

С.87-93 уч.


1


96

В.Осеева. Хорошее.

С.93-95уч.


1


97

Внеклассное чтение Л.Кассиль. Главное войско.


1


98

В.Осеева . «Почему?»

С.96-103 уч.


1


99

В.Осеева «Почему?» Продолжение.

С.96-103уч.


1


100

Проверь себя! Я и мои друзья

С.106 уч.


1


Раздел «Люблю природу русскую. Весна»

(4 ч.)

101

Ф.Тютчев . «Зима недаром злится…» Весенние воды

С.108-111 уч.


1


102

А.Плещеев, Весна. Сельская песенка

С.112-113уч.


1


103

А.Блок. На лугу. С.Маршак, Снег уже теперь не тот…

С.114-115 уч.


1




104

Внеклассное чтение Стихотворения о маме, бабушке.


1


105

И.Бунин . Матери .

С.116 уч.


1


106

А. Плещеев . В бурю

С.117-118 уч


1


107

Е. Благинина. «Посидим в тишине…» Э.Мошковская . «Я маму мою обидел…»

С.119-121 уч.


1


108

Внеклассное чтение. Стихи и сказки Б.Заходера.


1


109

Проверь себя! Люблю природу русскую. Весна

С.124 уч.


1


Раздел «И в шутку и всерьез»

(9 ч.)

110

Б. Заходер. «Что красивей всего?»

С.126-131 уч.


1





111

Б. Заходер «Песенки Вини Пуха»

С.132-136уч.


1


112

Внеклассное чтение Э.Успенский Крокодил Гена и его друзья


1


113

Э.Успенский «Если был бы я девчонкой…» «Над нашей квартирой…», «Память»

С.143-147 уч.


1


114

В.Берестов. Знакомый. Путешественники. Кисточка

С.149-150 уч.


1


115

Внеклассное чтение Э.Успенский Крокодил Гена и его друзья, продолжение


1


116

И. Токмакова. «Плим». «В чудной стране…»


1


117

Г. Остер. Будем знакомы.

С.153-158 уч..


1


118

В.Драгунский Тайное становится явным

С.159-165уч.


1


119

Внеклассное чтение

Книги о Великой Отечественной войне


1


120

Проверь себя! И в шутку и всерьез

С.168 уч.


1


Раздел «Литература зарубежных стран»

(10 ч.)

121

Французские, немецкие, американские песенки

С.170-174уч.


1


122

Французские, немецкие, американские песенки .Продолжение

С.175-179уч


1




123

Внеклассное чтение Н.Носов Незнайка в солнечном городе


1


124

Ш.Перро . Кот в сапогах

С.180-191 уч.


1


125

Ш.Перро Кот в сапогах .Продолжение.

С.180-191 уч.


1


126

Ш.Перро . Красная Шапочка

С.192-196 уч.


1


127

Внеклассное чтение Н.Носов Незнайка в солнечном городе, продолжение


1


128

Г.Х.Андерсен Принцесса на горошине

С.197-199 уч.


1


129

Э.Хогарт Мафин и паук

С.200-208 уч.


1


130

Э.Хогарт Мафин и паук

С.200-209 уч.


1


131

Внеклассное чтение Н.Носов « Незнайка в солнечном городе», продолжение


1


132

Проверь себя! Литература зарубежных стран с.212-213 уч.


1


133-134

Повторение изученного за год


2


135-136

Резервный урок


2




















Учебно-методический комплект

Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова. Литературное чтение: Учебник: 2 класс: В 2 ч.

Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. Уроки литературного чтения: Методическое пособие к учебнику «Литературное чтение: 2 класс».

Основное содержание всех тем

Устное народное творчество

Произведения устного народного творчества: песенки, загадки, потешки, небылицы и сказки.

Люблю природу русскую. Осень. Зима. Весна.

Стихи Ф.Тютчева, А.Блока, А.Плещеева и других поэтов о красоте природы в разное время года.

Русские писатели

Произведения русских классиков А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого, И.Д.Крылова

О братьях наших меньших

Произведения о взаимоотношениях человека с природой, рассказы и стихи С. Михалкова, В. Осеевой, И. Токмаковой, М. Пляцковского, Г. Сапгира, В. Берестова, Н. Сладкова, Д. Хармса, К. Ушинского.

Из детских журналов

Выдержки и небольшие литературные произведения из детских журналов таких авторов как Д.Хармс, Ю. Владимиров, А. Введенский.

Писатели - детям

Произведения советских писателей о жизни детей

Я и мои друзья

Рассказы и стихи, написанные Ю. Ермолаевым, Е. Благининой, В. Орловым, С. Михалковым, Р. Сефом, Ю. Энти-ным, В. Берестовым, А. Барто, С. Маршаком, Я. Акимом, о детях, их взаимоотношениях, об умении общаться друг с другом и со взрослыми.

И в шутку, и всерьёз

Произведения Н. Артюховой, О. Григорьева, И. Токмаковой, М. Пляцковского, К. Чуковского, Г. Кружкова, И. Пиво-варовой.

Литература зарубежных стран

Произведения известных зарубежных писателей таких как Ш.Перро, Г.Х.Андерсен, Э.Хогарт



16


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ