ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ в 4 классе "Литературный портрет героя в повести Н.Носова «Витя Малеев в школе и дома»( глава"
Петрова Ирина Анатольевна
МБОУ АСОШ№1 п.Адамовка, Оренбургская область
учитель начальных классов
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
в 4 классе .
Тема: Литературный портрет героя в повести Н.Носова «Витя Малеев в школе и дома»( глава 15)
Цель: способствовать развитию умения к совместной познавательной деятельности по построению и моделированию понятия «литературный портрет героя» при работе с главой текста, на основе технологии деятельностного метода с использованием приёмов критического мышления.
Задачи: работать над содержанием главы, используя различные приёмы критического мышления;
*развивать речь учащихся; умение работать в парах
*воспитывать нравственные качества, творческие способности ребят.
Оборудование: О.В. Кубасова Литературное чтение, УМК «Гармония» (учебник 4класс); опорная схема - кластер;портрет Н.Носова, выставка его книг ( приложение ,используемое на уроке)
Этап урока
Содержание
Деятельность педагога
Деятельность детей.
Организацион-ный момент
1. Общая готовность детей к уроку.
Проверка готовности.
Начинается урок
Он пойдет вам дети впрок.
Постарайтесь все понять
Ну и многое узнать.
-Посмотрите друг на друга, на гостей и подарите свои улыбки.
Реакция на учителя, гостей, внимание.
Актуализация знаний
Постановка цели и задач урока
Работа по теме
2.Самоопределение к деятельности
3.Физпауза
4.Знакомство со сведениями :фразеологические обороты
-На прошлом уроке познакомились с творчеством какого писателя?
- Какое произведение читали? Главу или повесть?
- На сколько частей разделили текст?
- Как озаглавили части ? (заголовки вывешиваются на доску)
- Чьи слова? Докажите .
«Я решил циркачом стать…»
« Нужно серьёзно поговорить…»
- Кто они?
-А точнее- литературные герои. (Одновременно с вопросами ,ответы фиксируются на доске)
- Вспомните любой фильм, сказку ,историю ,пересказывая ,на кого делаем упор?
- Значит ,сегодня на уроке продолжим работу ….
-Выясним ,кто является …..
- Составим портрет …
-Литературный герой это- ваши предположения
- На каждой парте несколько вариантов объяснения словосочетания «Литературный герой»
Определитесь и выберите определение ,которое по вашему мнению , подходит больше всего
(- персонаж ,который на протяжении действия произведения совершает нечто героическое, вызывающее восхищение;
-центральный персонаж ,вокруг которого происходит всё действие:убрать героя и теряется смысл произведения;
- персонаж ,которого иногда называют по имени.)
- Обоснуйте свой выбор
-Вокруг кого разворачивается всё действие?
- Кто рассказывает эту историю?
-Давайте обратимся к тексту со стр.93,со слов : «...скоро пришли»…
-Это значит…
- Что это?
- Готовый или нужно доработать?
- Кластер поможет нам в чём?
Давайте отдохнём, чтобы набраться сил перед творческой работой
-С какого определения начнём?
Если согласны ,ставьте + и ищите доказательство в тексте
-Как закончим неполное определение?
- С названием чего перекликается?
- Можно ли сказать, что это определение является главным в « портрете» героя ?
- Что мы с вами озвучили-?
- Как называется раздел, который изучаем?
- Представьте, прочитали главу, вроде и Костю охарактеризовали ,но чего – то не хватает…
- Эмоций, настроения….,которыми обладает герой.
-Предлагаю вам «кота в мешке».
-Знаете ,что означает это выражение?
Существует несколько объяснений :давным – давно нечестные продавцы на базаре незаметно подменивали животных на кота, человек деньги отдавал за поросёнка ,ягнёнка, а приносил домой кота.
Есть ещё несколько версий объяснения ,можете сами с ними познакомиться .
Тот ,кто вытащит задание, будет молча ,при помощи жестов и мимики стараться выразить настроение героя .Вы угадываете Я даю подсказку - в какой части искать отрывок ,передающий эмоции героя .Вам останется только зачитать ,передавая голосом нужное настроение:
радостный (1,2 я ч.) грустный (3я ч)
удивлённый (1,2я ч) (вывешивается на доску растерянный(3я ч) к названию каждой части)
тихий (1я,2я ч) уверенный (3я ч)
-В какой из частей Шишкин «выглядит» более уверенно?
Ответы на вопросы:
-Творчество Носова Н.
- главу из повести «Витя Малеев в школе и дома»
- на 3 части
- 1-я часть :«Болезнь Шишкина»
-2-я часть : «Обман раскрыт»
- 3-я часть: «Обещание»
- Костя Шишкин
(подтверждают ответы отрывками из текста)
-Витя Малеев
- герои повести
- на главного героя
- по содержанию главы 15
- главным героем
- портрет главного героя, основные черты характера
( Дети высказывают своё мнение)
Дети зачитывают «доказательства» из текста.
- Кости Шишкина
-Витя Малеев
Дети читают небольшой отрывок
- Главный герой – Костя Шишкин
Дети высказывают предположения
- Кластер ,нужно немного доработать
Предположения детей
(охарактеризовать Костю ,пересказать текст, понять манеру поведения героя,его настроение ,чувства)
- Проводит ученица.
Работа в паре ,с опорой на текст
Дети зачитывают отрывок, подходящий для данного определения
Обещанием Шишкина ,используя местоимение «я»
- С названием одной из частей
-Он раскаивается в своём поступке и хочет стать лучше.
Портрет литературного главного героя- Кости Шишкина
- Мир театр, а люди- актёры.
Дети высказывают своё мнение
По желанию, дети выполняют задание, используя текст главы.
- В 3й части
Творческое применение и добывание знаний на основе ранее усвоенных знаний и умений
Рефлексия
Самооценивание
- Получился у нас портрет Кости Шишкина?
- Какой пословицей или поговоркой можно закончить наш разговор о Шишкине?
Постарайтесь объяснить свой выбор
-Что полезного взяли для себя на уроке?
-Кто был активным сегодня?
-Что вызвало затруднения? –Почему?
-Помогали ли вы друг другу?
- Возвращаемся к нашим улыбкам, если урок вызвал у вас такое же настроение - поставьте !
Если есть сомнения - ?
Оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности
домашнее задание
(на выбор)
- написать синквейн;
-нарисовать Костю к каждой части главы, отображая настроение;
- пересказ понравившейся части главы.
- вспомнит героев других произведений Н.Носова
Запись д/з по выбору
ПРИЛОЖЕНИЕ К УРОКУ
Литературный герой:
- персонаж ,который на протяжении действия произведения совершает нечто героическое, вызывающее восхищение;
-центральный персонаж ,вокруг которого происходит всё действие: убрать героя и теряется смысл произведения;
- персонаж ,которого иногда называют по имени.
Литературный герой:
- персонаж ,который на протяжении действия произведения совершает нечто героическое, вызывающее восхищение;
-центральный персонаж ,вокруг которого происходит всё действие:убрать героя и теряется смысл произведения;
- персонаж ,которого иногда называют по имени.
Литературный герой:
- персонаж ,который на протяжении действия произведения совершает нечто героическое, вызывающее восхищение;
-центральный персонаж ,вокруг которого происходит всё действие:убрать героя и теряется смысл произведения;
- персонаж ,которого иногда называют по имени.
Пользуясь текстом ,ответьте на вопросы :
1)Зачем Витя Малеев пришёл к Шишкину?
А)навестить больного товарища;
Б)серьёзно поговорить с ним ;
В)предупредить о приходе одноклассников.
2)Что, по словам Шишкина ,у него болело?
А)горло и уши;
Б)руки и ноги;
В)всё болит : и руки ,и ноги ,и даже голова
3)Как называлась болезнь:
А)микстура;
Б)апендикокс;
В)ревматизм;
Г)ангина
4)слово « не утомляйте» употреблено как:
А)не уговаривайте
Б)не мучайте
В)не надоедайте
Г)
Пользуясь текстом ,ответьте на вопросы :
1)Зачем Витя Малеев пришёл к Шишкину?
А)навестить больного товарища;
Б)серьёзно поговорить с ним ;
В)предупредить о приходе одноклассников.
2)Что, по словам Шишкина ,у него болело?
А)горло и уши;
Б)руки и ноги;
В)всё болит : и руки ,и ноги ,и даже голова
3)Как называлась болезнь:
А)микстура;
Б)апендикокс;
В)ревматизм;
Г)ангина
4)слово « не утомляйте» употреблено как:
А)не уговаривайте
Б)не мучайте
В)не надоедайте
Г)
Пользуясь текстом ,ответьте на вопросы :
1)Зачем Витя Малеев пришёл к Шишкину?
А)навестить больного товарища;
Б)серьёзно поговорить с ним ;
В)предупредить о приходе одноклассников.
2)Что, по словам Шишкина ,у него болело?
А)горло и уши;
Б)руки и ноги;
В)всё болит : и руки ,и ноги ,и даже голова
3)Как называлась болезнь:
А)микстура;
Б)апендикокс;
В)ревматизм;
Г)ангина
4)слово « не утомляйте» употреблено как:
А)не уговаривайте
Б)не мучайте
В)не надоедайте
Г)
РАДОСТНЫЙ
УДИВЛЁННЫЙ
ТИХИЙ
ГРУСТНЫЙ
РАСТЕРЯННЫЙ
уверенный
Выпускник начальной школы. Мечтатель. Его мечта быть циркачом. Учится плохо, но есть желание исправиться
. КОСТЯ ШИШКИН
Обманывает ребят.
Обещание: Я … Я…. Я….. Я…..
Пропускает уроки. Есть настоящий друг.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ