Тема : «Буквы Х, х и звуки [х], [х’]»
Алексуткина Наталья Николаевна
учитель начальных классов
МБОУ «ООШ № 35»
литерное чтение
Тема «Буквы Х, х и звуки [х], [х’]».
Цель урока:
познакомить учащихся с условным обозначением глухих твёрдых и мягких звуков с помощью строчной печатной буквы
в квадратных скобках и апострофа.
Задачи урока:
учить акцентированному произнесению согласных звуков на основе одноуровневых моделей слов;
раскрыть технологию перекодирования звуковой формы слова в буквенную на основе двухуровневых моделей слов;
продолжить формирование умения читать слова по слогам и орфоэпически;
формировать умение читать предложения как относительно законченные по смыслу структурные единицы;
воспринимать на слух и образно представлять стихотворный текст и корректировать его содержание;
развивать память, внимание, фонематический слух, культуру звукопроизношения;
воспитывать культуру учебного труда, коллективизм.
Формирование УУД (метапредметных):
Регулятивные
Принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
Познавательные
знакомятся с новой буквой Х, х и звуками, которые она обозначает; упражняются в чтении слогов, слов и текстов с
буквой «х»; закрепляют понимание смыслоразличительной функции фонем на примере сравнения минимальных пар
слов; закрепляют знание условного обозначения звонкого, глухого, твердого и мягкого согласных звуков; учатся
акцентированному произнесению согласных звуков на основе одноуровневых моделей слов; продолжают формирование
навыка чтения целыми словами; закрепляют прием воспроизведения слова вслух на основе его звуковой модели;
Коммуникативные
учатся излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;
Личностные
осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении,
связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Оборудование: раздаточный материал (карточки для индивидуальной работы); проектор, компьютер; презентация Microsoft Power Point; буква Х, х; учебник: Н.Г. Агаркова, Ю.А. Агарков «Азбука»,1 класс.
Основные этапы урока. (Время)
Содержание урока
Деятельность учащихся
Формирование УУД
1.Этап мотивации (1мин)
Включение в деловой ритм.
Громко прозвенел звонок,
Давайте настроимся все на урок,
Улыбнемся друг другу, и нашим гостям,
Чудесных открытий желаю всем вам!
Подготовка класса к уроку
Личностные:
самоопределение;
Регулятивные:
целеполагание;
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
2.Мобилизационный этап, переходящий в формирование темы и цели урока
(5 мин)
- Сегодня на уроке мы будем изучать новую букву. Я хочу, чтобы тему урока вы назвали самостоятельно. Для этого мы поиграем в игру «День, ночь». (рисунки на слайде: хомяк, петух, хлопушка, муха, ухо, мухомор).
«День» - назовите картинки, изображенные на экране и постарайтесь запомнить их расположение.
«Ночь» - закройте глаза (открывается страница с переставленными картинками ).
«День» - откройте глаза. Расскажите, что изменилось? (поменяли местами хомяка с мухой, петуха с ухом).
Работа в группах.
Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умения выслушивать другую точку зрения (при работе в группах).
Предметные:
закрепление умения находить и различать звуки
Познавательные общеучебные универсальные действия:
осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
Коммуникативные:
предлагать помощь и сотрудничество, строить понятные для партнера высказывания, обращаться за помощью, слушать собеседника.
2. Актуализация знаний.
Постановка учебной задачи. (5 мин)
- Найдите одинаковый звук во всех этих словах.
- Назовите его. ( Звук [Х], [Х’]).
- Как же будет звучать тема сегодняшнего урока? (Звуки [х] и [х’] и буква, которая их обозначает).
- Давайте вместе определим цель урока:
(Познакомиться с буквой, которая обозначает звуки [х] и [х’]).
- Что мы должны сделать, чтобы добиться этой цели?
Познакомиться с (новой буквой и звуками.)
Дать характеристику… (звукам [х] и [х’] и уметь отличать их от других звуков.)
Учиться читать … (слоги, слова и предложения с новой буквой.)
Нахождение одинакового звука в словах.
С помощью учителя формулируют тему урока и ставят задачи урока.
- познакомиться с…
- дать характеристику
- учиться читать…
Предметные: закрепление умения находить и различать звуки.
Познавательные (логическое). Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков.
Личностные: формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу.
3.
Этап построения
проекта
коррекции
выявленных
затруднений.
(Работа над новым материалом
в учебнике).
(8 – 10 мин)
3 мин.
3 мин
1) Работа по схемам.
Учитель:
- Откройте учебник по закладке.
- Давайте охарактеризуем новые звуки по моделям на стр. 92.
- Прочитайте 1 слово под первым рисунком (муха)
- Что такое муха? (двукрылое насекомое)
- Где слышится новый звук? (В середине)
- Дайте ему характеристику (Согл., глух., тв.)
- Прочитайте 2 слово (мухи)
- Где слышится новый звук? (В середине)
- Дайте ему характеристику (Согл., глух., мягк.)
- В чём отличие этих звуков в словах муха и мухи? (Один мягкий, другой твёрдый).
- Найдите условные обозначения этих звуков.
- Назовите слова, в которых есть звук [х].
2) Знакомство с буквой
- Назовите слова в которых есть звук [х]
- Звуки [х] и [х’] на письме обозначаются буквами «ха» - строчной (маленькой).
«Ха» - заглавной (большой).
- Зачем нужна заглавная буква?
ВЫВОД.
Имена собственные и начало предложений пишутся с заглавной (большой) буквы, а остальные слова – с прописной (маленькой).
3) Конструирование буквы (интерактивная доска)
- На что похожа буква Ха? ( картинка.)
Ха – забавная игрушка,
Деревянная вертушка –
Ветру вольному подружка.
«Ха» - на ножницы похожа,
Но в работе, а не лежа.
Хочешь – режь,
Хочешь – шьешь,
Хочешь – сам себя стрижешь
Стрекоза гудит большая,
Полетать вас приглашая,
Кресла мягкие для вас
И пилоты высший класс!
- Сконструируйте в парах (1в. – заглавную букву, 2в. – прописную)
- Посмотрите, какое место в ленте памяти занимает буква Ха (непарная)
- После какой знакомой буквы она стоит в алфавите? (Ф)
Физминутка
- А сейчас посмотрим мультфильм.
(показ мультфильма)
- О ком мы посмотрели мультфильм?
- Кто из зверьков изображен на картинке в нашей азбуке?
- Кто такой хорь? ( млекопитающий, хищный зверек, ценный мех)
- Сколько букв в этом слове?
- Сколько звуков в этом слове?
- Сколько слогов? Почему? (буква мягкий знак звука не обозначает)
- Где слышится новый звук? (в начале слова)
- Дайте характеристику этому звуку (согл., глух., тверд.)
- Составьте звуковую модель для этого слова.
- Что обозначает слово химик? (ответы детей)
- Человека, который занимается опытами, называют
(Химик)
- Сколько букв в этом слове?
- Сколько звуков в этом слове?
- Сколько слогов? Почему?
- Где слышится новый звук? ( В начале)
- Дайте характеристику этому звуку (согл., глух., мягк.)
1 ряд – доказывает, что эти звуки согласные (не можем петь)
2 ряд – почему мы их называем глухими согласными звуками (произносим без голоса, значит они непарные)
3 ряд – тв., мягк (называют слова)
ВЫВОД. Звуки [х], [х’] – согласные, всегда глухие, непарные, могут быть твердыми и мягкими.
Помимо печатной буквы Х существует и письменная буква Х. (Работа с компьютером. Раскрасить письменную букву в программе Microsoft Power Point).
- Вернемся к задачам нашего урока.
- Кто помнит как звучали задачаи урока?
(познакомиться с новой буквой и звуками, дать характеристику звукам [х] и [х’] и уметь отличать их от других звуков.)
Учиться читать … (слоги, слова и предложения с новой буквой.)
- Выполнили эти задачи? (только первую и вторую)
Он не поется, значит согласный.
Произносим без голоса, значит глухой
Пары нет, значит непарный.
Бывает мягкий и твердый.
Выявление орфограммы.
Буква похожа на раскрытые ножницы, на вертушку, на винт у вертолета.
Конструирование буквы.
Познавательные:
(информационные: поиск нужной информации, работа со схемами, моделями, ориентироваться в книге, работать по ней).
(логические): анализ объекта с целью выделения существенных признаков.
Предметные:
знакомство с новыми звуками [х], [х'] и новой буквой Х. Определение места буквы Х в алфавите: после какой знакомой буквой находится буква Х.
Познавательные:
анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков, сравнение моделей с целью выделения звуков, обозначаемых изучаемой новой буквой; формирование умения работать по условным обозначениям.
Регулятивные: (мыслительные операции): решаются путём привлечения интриги. Суждения детей взаимно дополняют друг друга и не вступают в противоречие.
Предметные:
Чтение звукобуквенных моделей, выделение нового звука.
Регулятивные:
Умение следовать точной инструкции учителя.
Самоконтроль результата учебной деятельности (рисунок отгадки);
Познавательные: (логические): установление причинно-следственных связей;
(логические): подведение под понятие.
Познавательные (логическое). Анализ объектов с целью выделения в них существенных и несущественных признаков.
4.
Первичное закрепление.
(3 мин)
Обратите внимание на написание слогов
- Почему слоги записаны в 3 столбика?
(1столбик – гласный и согласный,
2 столбик – твердый согласный и гласный,
3столбик – мягкий согласный и гласный.)
- Какие гласные обозначают мягкость предшествующего согласного?
- А твёрдость?
Обсуждение результатов сравнения.
Регулятивные:
(мыслительные операции)
уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
5.
Включение нового знания в систему знаний.
(7 мин)
1) Чтение слогов с новыми звуками.
Сначала жужжащим чтением.
Потом по цепочке (1 ряд – 1 столбик, 2 ряд – 2 столбик и 3 ряд – 3 столбик).
- Вернемся к задачам нашего урока.
- Кто помнит как звучала третья задача урока?
(Учиться читать слоги, слова и предложения с новой буквой.)
- Выполнили эту задачу? (частично)
2) Чтение слов
- Добавьте по смыслу недостающие слова.
- Назовите слова, которые состоят из одного слога.
- Назовите слова, которые состоят из двух слогов.
- Назовите слова, которые состоят из трех слогов.
- Рассмотрите рисунок, который изображен ниже
- Какое из прочитанных слов подходит к нашей картинке?
- Придумайте предложение по картинке.
- Смоделируйте удачное предложение.
- Один ученик доказывает правильность построения модели предложения. (работа с интерактивной доской)
Хитроватая мышь ускользнула от лисы.
- Следующее задание, которое предлагают выполнить лиса и мышь на стр. 93,
- Итак, что же мы будем делать?
- Нам нужно прочитать слова и сравнить пары слов по звучанию и значению.
- Шёпотом девочки читают на розовом фоне для мальчиков.
мел – мех,
ура (проявление радости) – уха (суп из рыбы),
бор (большой густой хвойный лес) – хор (группа, выступающая с пением),
ухо (орган слуха) – эхо (отзвук, отражение звука от предметов).
- Что заметили в написании интересного?
ВЫВОД. Меняется одна гласная на другую гласную или согласная на другую согласную.
- Мальчики читают на голубом фоне для девочек.
хорь (животное – хорек) – хворь (болезнь),
мех (изделие из шкурки животного) – смех (выражение радости),
лев (животное) – хлев (специальное помещение для домашнего скота).
- Что заметили?
ВЫВОД. К одному слову добавили впереди согласную.
- ЗНАЧЕНИЯ каких слов не понятны?
хилый – больной
-хлев – место для загона скота
Чтение слогов.
Работа с фишками. Составление предложения.
Заметить искажение текста, дать лексическое значение трудных для понимания слов.
Познавательные:
Работа с текстом: чтение слогов с новым звуком.
Коммуникативные: инициативное сотрудничество.
Познавательные:
(информационные).
Коммуникативное сотрудничество как взаимодействие.
Личностные: смыслообразование
Познавательные: (логические):
анализ объектов целью
выделения в них существенных признаков.
6.
Итог урока.
Рефлексия.
(2 мин)
Мы с вами хорошо сегодня потрудились. Давайте вернемся к учебным задачам, которые ставили в начале урока.
- Какую новую букву выучили?
- Какие звуки обозначает эта буква?
- Какие задания вы выполняли с удовольствием?
- А есть ли задания, при выполнении которых вы испытали трудности?
Высказывают свое мнение.
Регулятивные: уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.
Самооценка
работы
- Давайте сделаем салют из нашего настроения.
- Красная фишка – отличное, бодрое.
- Жёлтая – спокойное.
- Зелёная – грустное.
- Покажите, какое настроение получилось.
- Что нужно сделать, чтобы настроение на уроке было отличное? (Трудиться на уроке, слушать внимательно учителя и одноклассников).
- Желаю вам плодотворной работы на следующих уроках..
- Спасибо за урок!
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.
Регулятивные:
(контроль и самооценка процесса и результатов учебной деятельности) Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Литература:
Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Азбука. 1 кл.
Агаркова Н.Г. Азбука. 1 кл. Методическое пособие для учителя.
Лаврова Н.М. Азбука. 1 кл. Поурочно-тематические разработки. Методическое пособие для учителя.
Р.Г. Чуракова и др.
Программа четырехлетней начальной школы: Проект «Перспективная начальная школа».
Сост. Р.Г. Чуракова
Программы четырехлетней начальной школы: Проект «Перспективная начальная школа». Часть 1.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ