Тема : «Буквы Х, х и звуки [х], [х’]»

Алексуткина Наталья Николаевна

учитель начальных классов

МБОУ «ООШ № 35»

литерное чтение



Тема «Буквы Х, х и звуки [х], [х’]».

Цель урока:

познакомить учащихся с условным обозначением глухих твёрдых и мягких звуков с помощью строчной печатной буквы

в квадратных скобках и апострофа.

Задачи урока:

  • учить акцентированному произнесению согласных звуков на основе одноуровневых моделей слов;

  • раскрыть технологию перекодирования звуковой формы слова в буквенную на основе двухуровневых моделей слов;

  • продолжить формирование умения читать слова по слогам и орфоэпически;

  • формировать умение читать предложения как относительно законченные по смыслу структурные единицы;

  • воспринимать на слух и образно представлять стихотворный текст и корректировать его содержание;

  • развивать память, внимание, фонематический слух, культуру звукопроизношения;

  • воспитывать культуру учебного труда, коллективизм.

Формирование УУД (метапредметных):

Регулятивные

Принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

Познавательные

знакомятся с новой буквой Х, х и звуками, которые она обозначает; упражняются в чтении слогов, слов и текстов с

буквой «х»; закрепляют понимание смыслоразличительной функции фонем на примере сравнения минимальных пар

слов; закрепляют знание условного обозначения звонкого, глухого, твердого и мягкого согласных звуков; учатся

акцентированному произнесению согласных звуков на основе одноуровневых моделей слов; продолжают формирование

навыка чтения целыми словами; закрепляют прием воспроизведения слова вслух на основе его звуковой модели;

Коммуникативные

учатся излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;

Личностные

осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении,

связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Оборудование: раздаточный материал (карточки для индивидуальной работы); проектор, компьютер; презентация Microsoft Power Point; буква Х, х; учебник: Н.Г. Агаркова, Ю.А. Агарков «Азбука»,1 класс.


















Основные этапы урока. (Время)

Содержание урока

Деятельность учащихся

Формирование УУД

1.Этап мотивации (1мин)

Включение в деловой ритм.

Громко прозвенел звонок,

Давайте настроимся все на урок,

Улыбнемся друг другу, и нашим гостям,

Чудесных открытий желаю всем вам!


Подготовка класса к уроку

Личностные:

самоопределение;

Регулятивные:

целеполагание;

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.


2.Мобилизационный этап, переходящий в формирование темы и цели урока

(5 мин)

- Сегодня на уроке мы будем изучать новую букву. Я хочу, чтобы тему урока вы назвали самостоятельно. Для этого мы поиграем в игру «День, ночь». (рисунки на слайде: хомяк, петух, хлопушка, муха, ухо, мухомор).

«День» - назовите картинки, изображенные на экране и постарайтесь запомнить их расположение.

«Ночь» - закройте глаза (открывается страница с переставленными картинками ).

«День» - откройте глаза. Расскажите, что изменилось? (поменяли местами хомяка с мухой, петуха с ухом).


Работа в группах.

Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умения выслушивать другую точку зрения (при работе в группах).

Предметные:

закрепление умения находить и различать звуки

Познавательные общеучебные универсальные действия:

осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Коммуникативные:

предлагать помощь и сотрудничество, строить понятные для партнера высказывания, обращаться за помощью, слушать собеседника.

2. Актуализация знаний.

Постановка учебной задачи. (5 мин)

- Найдите одинаковый звук во всех этих словах.

- Назовите его. ( Звук [Х], [Х’]).

- Как же будет звучать тема сегодняшнего урока? (Звуки [х] и [х’] и буква, которая их обозначает).

- Давайте вместе определим цель урока:

(Познакомиться с буквой, которая обозначает звуки [х] и [х’]).

- Что мы должны сделать, чтобы добиться этой цели?

Познакомиться с (новой буквой и звуками.)

Дать характеристику… (звукам [х] и [х’] и уметь отличать их от других звуков.)

Учиться читать … (слоги, слова и предложения с новой буквой.)


Нахождение одинакового звука в словах.

С помощью учителя формулируют тему урока и ставят задачи урока.

- познакомиться с…

- дать характеристику

- учиться читать…

Предметные: закрепление умения находить и различать звуки.

Познавательные (логическое). Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков.

Личностные: формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу.


3.

Этап построения

проекта

коррекции

выявленных

затруднений.

(Работа над новым материалом

в учебнике).

(8 – 10 мин)














































3 мин.



3 мин

1) Работа по схемам.

Учитель:

- Откройте учебник по закладке.

- Давайте охарактеризуем новые звуки по моделям на стр. 92.


- Прочитайте 1 слово под первым рисунком (муха)

- Что такое муха? (двукрылое насекомое)

- Где слышится новый звук? (В середине)

- Дайте ему характеристику (Согл., глух., тв.)

- Прочитайте 2 слово (мухи)

- Где слышится новый звук? (В середине)

- Дайте ему характеристику (Согл., глух., мягк.)

- В чём отличие этих звуков в словах муха и мухи? (Один мягкий, другой твёрдый).

- Найдите условные обозначения этих звуков.

- Назовите слова, в которых есть звук [х].


2) Знакомство с буквой


- Назовите слова в которых есть звук [х]

- Звуки [х] и [х’] на письме обозначаются буквами «ха» - строчной (маленькой).

«Ха» - заглавной (большой).

- Зачем нужна заглавная буква?

ВЫВОД.

Имена собственные и начало предложений пишутся с заглавной (большой) буквы, а остальные слова – с прописной (маленькой).


3) Конструирование буквы (интерактивная доска)

- На что похожа буква Ха? ( картинка.)

Ха – забавная игрушка,

Деревянная вертушка –

Ветру вольному подружка.


«Ха» - на ножницы похожа,

Но в работе, а не лежа.

Хочешь – режь,

Хочешь – шьешь,

Хочешь – сам себя стрижешь


Стрекоза гудит большая,

Полетать вас приглашая,

Кресла мягкие для вас

И пилоты высший класс!


- Сконструируйте в парах (1в. – заглавную букву, 2в. – прописную)

- Посмотрите, какое место в ленте памяти занимает буква Ха (непарная)

- После какой знакомой буквы она стоит в алфавите? (Ф)


Физминутка


- А сейчас посмотрим мультфильм.

(показ мультфильма)

- О ком мы посмотрели мультфильм?

- Кто из зверьков изображен на картинке в нашей азбуке?

- Кто такой хорь? ( млекопитающий, хищный зверек, ценный мех)

- Сколько букв в этом слове?

- Сколько звуков в этом слове?

- Сколько слогов? Почему? (буква мягкий знак звука не обозначает)

- Где слышится новый звук? (в начале слова)

- Дайте характеристику этому звуку (согл., глух., тверд.)

- Составьте звуковую модель для этого слова.


- Что обозначает слово химик? (ответы детей)

- Человека, который занимается опытами, называют

(Химик)

- Сколько букв в этом слове?

- Сколько звуков в этом слове?

- Сколько слогов? Почему?

- Где слышится новый звук? ( В начале)

- Дайте характеристику этому звуку (согл., глух., мягк.)


1 ряд – доказывает, что эти звуки согласные (не можем петь)

2 ряд – почему мы их называем глухими согласными звуками (произносим без голоса, значит они непарные)

3 ряд – тв., мягк (называют слова)

ВЫВОД. Звуки [х], [х’] – согласные, всегда глухие, непарные, могут быть твердыми и мягкими.

Помимо печатной буквы Х существует и письменная буква Х. (Работа с компьютером. Раскрасить письменную букву в программе Microsoft Power Point).


- Вернемся к задачам нашего урока.

- Кто помнит как звучали задачаи урока?

(познакомиться с новой буквой и звуками, дать характеристику звукам [х] и [х’] и уметь отличать их от других звуков.)

Учиться читать … (слоги, слова и предложения с новой буквой.)


- Выполнили эти задачи? (только первую и вторую)









Он не поется, значит согласный.


Произносим без голоса, значит глухой


Пары нет, значит непарный.


Бывает мягкий и твердый.









Выявление орфограммы.





Буква похожа на раскрытые ножницы, на вертушку, на винт у вертолета.














Конструирование буквы.

Познавательные:

(информационные: поиск нужной информации, работа со схемами, моделями, ориентироваться в книге, работать по ней).

(логические): анализ объекта с целью выделения существенных признаков.












Предметные:

знакомство с новыми звуками [х], [х'] и новой буквой Х. Определение места буквы Х в алфавите: после какой знакомой буквой находится буква Х.





Познавательные:

анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков, сравнение моделей с целью выделения звуков, обозначаемых изучаемой новой буквой; формирование умения работать по условным обозначениям.









Регулятивные: (мыслительные операции): решаются путём привлечения интриги. Суждения детей взаимно дополняют друг друга и не вступают в противоречие.





Предметные:

Чтение звукобуквенных моделей, выделение нового звука.

Регулятивные:

Умение следовать точной инструкции учителя.

Самоконтроль результата учебной деятельности (рисунок отгадки);

Познавательные: (логические): установление причинно-следственных связей;

(логические): подведение под понятие.





















Познавательные (логическое). Анализ объектов с целью выделения в них существенных и несущественных признаков.


4.

Первичное закрепление.

(3 мин)

Обратите внимание на написание слогов


- Почему слоги записаны в 3 столбика?

(1столбик – гласный и согласный,

2 столбик – твердый согласный и гласный,

3столбик – мягкий согласный и гласный.)

- Какие гласные обозначают мягкость предшествующего согласного?

- А твёрдость?




Обсуждение результатов сравнения.


Регулятивные:

(мыслительные операции)

уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

5.

Включение нового знания в систему знаний.

(7 мин)

1) Чтение слогов с новыми звуками.


Сначала жужжащим чтением.

Потом по цепочке (1 ряд – 1 столбик, 2 ряд – 2 столбик и 3 ряд – 3 столбик).


- Вернемся к задачам нашего урока.

- Кто помнит как звучала третья задача урока?

(Учиться читать слоги, слова и предложения с новой буквой.)


- Выполнили эту задачу? (частично)


2) Чтение слов

- Добавьте по смыслу недостающие слова.

- Назовите слова, которые состоят из одного слога.

- Назовите слова, которые состоят из двух слогов.

- Назовите слова, которые состоят из трех слогов.


- Рассмотрите рисунок, который изображен ниже

- Какое из прочитанных слов подходит к нашей картинке?

- Придумайте предложение по картинке.

- Смоделируйте удачное предложение.

- Один ученик доказывает правильность построения модели предложения. (работа с интерактивной доской)

Хитроватая мышь ускользнула от лисы.


- Следующее задание, которое предлагают выполнить лиса и мышь на стр. 93,

- Итак, что же мы будем делать?

- Нам нужно прочитать слова и сравнить пары слов по звучанию и значению.

- Шёпотом девочки читают на розовом фоне для мальчиков.

мел – мех,

ура (проявление радости) – уха (суп из рыбы),

бор (большой густой хвойный лес) – хор (группа, выступающая с пением),

ухо (орган слуха) – эхо (отзвук, отражение звука от предметов).

- Что заметили в написании интересного?

ВЫВОД. Меняется одна гласная на другую гласную или согласная на другую согласную.


- Мальчики читают на голубом фоне для девочек.

хорь (животное – хорек) – хворь (болезнь),

мех (изделие из шкурки животного) – смех (выражение радости),

лев (животное) – хлев (специальное помещение для домашнего скота).

- Что заметили?

ВЫВОД. К одному слову добавили впереди согласную.

- ЗНАЧЕНИЯ каких слов не понятны?

хилый – больной

-хлев – место для загона скота


Чтение слогов.






Работа с фишками. Составление предложения.











Заметить искажение текста, дать лексическое значение трудных для понимания слов.


Познавательные:

Работа с текстом: чтение слогов с новым звуком.



Коммуникативные: инициативное сотрудничество.












Познавательные:

(информационные).

Коммуникативное сотрудничество как взаимодействие.





Личностные: смыслообразование


Познавательные: (логические):

анализ объектов целью

выделения в них существенных признаков.


6.

Итог урока.

Рефлексия.

(2 мин)


Мы с вами хорошо сегодня потрудились. Давайте вернемся к учебным задачам, которые ставили в начале урока.

- Какую новую букву выучили?

- Какие звуки обозначает эта буква?

- Какие задания вы выполняли с удовольствием?

- А есть ли задания, при выполнении которых вы испытали трудности?

Высказывают свое мнение.

Регулятивные: уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Самооценка

работы

- Давайте сделаем салют из нашего настроения.

- Красная фишка – отличное, бодрое.

- Жёлтая – спокойное.

- Зелёная – грустное.

- Покажите, какое настроение получилось.

- Что нужно сделать, чтобы настроение на уроке было отличное? (Трудиться на уроке, слушать внимательно учителя и одноклассников).

- Желаю вам плодотворной работы на следующих уроках..

- Спасибо за урок!

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Регулятивные:

(контроль и самооценка процесса и результатов учебной деятельности) Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли


Литература:


Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Азбука. 1 кл.

Агаркова Н.Г. Азбука. 1 кл. Методическое пособие для учителя.

Лаврова Н.М. Азбука. 1 кл. Поурочно-тематические разработки. Методическое пособие для учителя.

Р.Г. Чуракова и др.

Программа четырехлетней начальной школы: Проект «Перспективная начальная школа».

Сост. Р.Г. Чуракова

Программы четырехлетней начальной школы: Проект «Перспективная начальная школа». Часть 1.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ