Тема: Ю. Я. Яковлев «Белые журавлики»

Тема: Ю. Я. Яковлев «Белые журавлики

Цель: продолжить знакомство с творчеством Ю. Я. Яковлева; проанализировать произведение; развивать речь, мышление, навыки чтения; воспитывать чувство любви и ответственности, чувство сострадания, жалости, ЗОЖ, гордость за свою родную страну.

Оборудование: Карта, лента времени, иллюстрации ядерной бомбы и ядерных взрывов, солнышки, шары, главные слова на трёх языках, раздаточный материал: конверты с содержимым, кроссворды, сообщение Н.А. Назарбаева //СК 26. 01.2010г. №10.

Ход урока.

  1. Мобилизующий этап.

- Урок у нас сегодня необыкновенный, Собрал он в класс не только малышей, Ах, посмотрите, сколько здесь гостей!

- Поприветствуем гостей! Вручите гостям эмблемы урока «Солнышки».

Наши солнышки необычные, друзья! Там записана фамилия моего друга и моя! Желанье главное ученика осуществите, ребёнку радость подарите. К концу урока мы надеемся, работу нашу и старанье оцените.

- В итоге, ребята , вы получите за урок оценку ваших знаний не от одного учителя, а от учителей всей школы. А это очень почётно!

На доске: эпиграф к уроку.

По солнышку ромашек, по небу незабудок Приходит детство наше простое, словно чудо. В лугах смеётся ветер, хлопочут птицы в роще И горлышки полощут в малиновом рассвете. Воздушный шар, летящий и шар земной похожи, Так пусть же тот, кто старше, тот младшему поможет. Найдёт для песен время, даст хлеба на дорогу И вдеть поможет ногу в серебряное стремя. Пусть тучи где-то грозно нависли над цветами, Друзья, пока не поздно, да будем все друзьями. Давайте, словно чудо, беречь планету нашу Для солнышка ромашек, для неба незабудок.

Владимир Степанов

- Найдите главные слова в стихотворении. (ответы учащихся)

- Почему? К чему призывает нас автор этих строк?

- Что является самым дорогим, самым главным для каждого человека?

- Давайте обобщим сказанное:

ГЛАВНЫЕ СЛОВА

ПЛАНЕТА МИР РАЗУМ ЗЕМЛЯ ЖИЗНЬ ЗДОРОВЬЕ

- Ребята, в стихотворении говорится, что воздушный шар и шар земной похожи. Приготовим макеты к уроку и заодно потренируем наши лёгкие. (Дети надувают воздушные шары) Наберём больше воздуха в лёгкие, чтобы с большей уверенностью пожелать друг другу удачи на уроке. (Дети произносят пожелания и укладывают шары в одно место, они пригодятся в конце урока)

  1. Сообщение цели и задач урока. Вводная беседа.

- Сегодня наш урок, ребята мы посвятим этим главным словам, будем читать произведение Ю. Я. Яковлева, которое волей или неволей заставит нас обратиться не раз на уроке к этим словам, заставит задуматься о прошлом и настоящем не только нашей страны, но и планеты в целом.

- Поэт и прозаик Юрий Яковлевич Яковлев родился в 1992г в городе Петрограде в семье служащего. Совсем юным он попал на фронт, где работал во фронтовой печати. Его первые произведения были ещё не для детей, но о детях, о тех, кто придёт на смену взрослым.

В детскую литературу Ю. Я. Яковлев пришёл сразу после окончания Великой Отечественной войны. В своих книгах он посвящает детей в трудное прошлое, рассказывает о жизни сверстников в стране и за рубежом, о голодном военном детстве.

- Давайте, ребята, вспомним, какие праздники приближаются?

- Сколько лет уже мы празднуем победу после войны?

- Прошло так много лет, но почему люди не забывают об этом празднике?

- Почему так чтят его? «Помним о войне, чтобы не допустить её повторения»

- Как вы уже догадались, сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением, которое повествует нам о войне, но другой.

- Посмотрите на эту иллюстрацию. Как вы думаете, что это такое? – Это ядерная бомба. Это очень сильное и страшное оружие, оно может уничтожить всё живое на земле. Первая атомная бомба была создана под руководством американского физика Роберта Оппенгеймера (1904-1967). В 1945г были проведены испытания первой атомной бомбы. В эти годы США вели войну с Японией. 6 и 9 августа 1945 г. Они сбросили по атомной бомбе на японские города Хиросиму и Нагасаки. Погибло много тысяч человек. (140000 и 75000 человек погибло соответственно городам). Увидев чудовищные разрушения от взрывов атомных бомб, многие учёные мира выступили против планов США создать ещё более мощную водородную бомбу.

- Перед чтением сделаем артикуляционную разминку.

  1. Упражнение “Лошадка”.

ЧИСТОГОВОРКА

Ра-ра-ра – начинается (игра).
Ре-ре-ре – стоит домик на (горе).
Су-су-су – очень холодно в (лесу).
Жа-жа-жа – есть иголки у (ежа).
Аш-аш-аш – у Ирины (карандаш).
Ор-ор-ор - созрел красный (помидор).
Ир-ир-ир – мой папа (командир).
Арь-арь-арь – на стене висит (фонарь).
Ок-ок-ок – продолжаем наш (урок).

  1. Чтение рассказа учащимися по цепочке.

- Какие чувства вызвал у вас этот рассказ?

Понравился вам рассказ ? Почему?

  1. Физминутка.

ПРОГУЛКА

По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке.
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежим,
До лужайки добежим.
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем, как зайки.
Стоп ! Немного отдохнем,
Сядем и читать начнем.

  1. Работа с текстом.

- На что похож взрыв атомной бомбы? Зачитайте строки доказывающие это. Подберите другие эпитеты к слову «шляпка». – Что сделал атомный «гриб» с Хиросимой? Найдите в рассказе описание и прочитайте. – Почему заболела Сасаки? Как она страдала? Найдите в тексте и прочитайте, с чем автор сравнивает девочку и её болезнь. – Помогли ли Сасаки белые Журавлики? Прочитайте, что пишет об этом автор. – В память о ком построен памятник на площади Хиросимы? - Почему дети продолжают приносить журавликов к подножию памятников? - Жалко ли вам Сасаки? Чем бы вы ей помогли? - Обратимся к нашим главным словам на уроке. Как вы думаете, если бы люди думали об этих словах, случилась бы эта беда? Почему?

  1. Связь нового материала с жизнью нашей страны.

- Невольно задаёшь себе вопросы: Как же сейчас обстоят дела с решением таких вопросов? Какое оружие существует на сегодняшний день? Что будет дальше?

- После страшных событий в Хиросиме на нашей планете началась гонка вооружений - началась холодная война – самая страшная, которая убивает разум людей, здоровье. Научные исследования и испытания дошли до того, что уже достаточно было одной бомбы, чтобы уничтожить всю планету в миг. За разоружение боролись не только взрослые , но и дети . Тому пример письмо в Советский союз американской девочки Саманты Смит. 48 лет назад Казахстан был одной из республик Советского союза, в это время в Казахстане на Семипалатинской земле началось строительство полигона для испытания атомных бомб.

8. Синхронное чтение. Упражнение “Буксир”.

- Чтение учителем рассказа из Хрестоматии «Полигон». Ученики читают тихо стараясь успевать за чтением учителя.

9. Физминутка.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГЛАЗ.

Долго тянется урок –
много вы читали.
Не поможет тут звонок,
раз глаза устали.
Упражнение один –
на край парты книги сдвинь.
Сидя, откинься на спинку парты, сделай глубокий вдох, затем наклонись вперед на крышку парты, сделай выдох.
Упражнение такое
повтори 5 раз за мною.

Упражнение два –
тренируй свои глаза.
Откинувшись на спинку парты,
прикрой веки, крепко зажмурь
глаза, открой веки.
Занимаемся все сразу.
Повторим 4 раза.

Упражнение три – делай с нами, не спеши.
Сидя, положи руки на пояс.Поверни голову вправо, посмотри на локоть правой руки, поверни голову влево, посмотри на локоть левой руки, вернись в исходное положение. Повторяйте по 5 раз, глазам нужно отдыхать –
знай об этом каждый! На упражнение четыре
потратить нужно много силы! Сидя, смотри перед собой посмотри на классную доску (2-3 с).Поставь палец левой руки
по средней линии лица на расстоянии 5-20 см от глаз. Переведи взгляд на конец  пальца и посмотри на него 3-5 с, после чего руку опусти.
Повторите 5-6 раз – все получится у вас!
Расслабляя мышцы глаз. Упражнений ровно пять –все запомнить важно.
Упражнение пять нужно четко выполнять.
Сидя, вытяни руки вперед, посмотри на кончики пальцев. Подними руки вверх (вдох), следи глазами за руками, не поднимая головы, руки опусти (выдох).Сделать надо 5-6 раз – это отдых ваших глаз!
В глазах вспыхнул огонек, и прошла усталость.
От тренировки будет прок,потрудившись малость.

10. Продолжить работу.

- Ребята, в этом году произошло очень важное событие. Случилось оно вначале года, 14 января на заседании Постоянного совета Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе в Вене состоялась официальная презентация председательства Республики Казахстан в ОБСЕ в 2010 году.

- Я думаю, что случилось это не случайно. Казахстан – миролюбивая страна. Ни когда на нашей земле не было захватнических войн. И сейчас правительство страны ведёт активную работу по безопасности не только , но и всей планеты.

- Учителем зачитываются строки из обращения Президента Нурсултана Назарбаева.

- Итак, мы видим, что Казахстан является лидером в борьбе за мир на всей планете, за разум и здоровье нации. Что соответствует нашим главным словам на уроке.

11. Групповая работа в парах.

В ваших конвертах три плана.

Подумайте и определите, какой из них подходит к нашему рассказу. Покажите мне.
– А кто докажет выбор этого плана?

12. Упражнение на скорость чтения.

Мы раньше уже выполняли такое упражнение. Читаем и считаем слова, прочитанные за одну минуту. (М.Алимбаев «Художник из Семипалатинска»”)
– Будьте внимательны к слову, следите за ударением.
– Откройте книжки на с.259 в хрестоматии.
(Читают 1 мин.)
– На корабликах написан ваш предыдущий результат. На парусе напишите количество слов, прочтенное сейчас.
– Кто прочитал больше, чем в прошлый раз, поместите свои кораблики в “море Победы”, а кто меньше – в “море Надежды”.

13. Домашнее задание.

- Закончить чтение произведения М.Алимбаева «Художник из Семипалатинска»” в хрестоматии.

Мне понравилась ваша работа на уроке, поэтому я решила приготовить вам еще одно интересное задание, и вы поработаете над ним дома.

 http://icc.ggpi.org/catalog/not/open/104046/img3.gif

14. Итог урока.

- Ребята, на уроке трудового обучения мы с вами научились складывать оригами из бумаги птиц.

- Какие это птицы? - Они похожи на журавлей .

- Вам трудно было их складывать? - Как вы думаете, а больному человеку это делать легче или труднее?

-Можно сделать вывод . Какой была Сасаки?

- Давайте привяжем ниточкой наших журавликов к нашим шарам и после уроков выпустим их в небо. – Это будет наш привет Сасаки и это будет наш призыв к тому, что на нашей планете должен быть мир! Люди не должны калечить свой разум, люди должны думать о своём здоровье, о здоровье своего ума!

- А сейчас, ребята, послушаем крик журавлей и почтим минутой молчания всех тех детей и людей, кто пострадал от атомных взрывов.

А теперь поблагодарим наших гостей за оказанное внимание.



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ