Урок литературы на тему «Фонвизин - сатиры смелый властелин»
«Фонвизин - сатиры смелый властелин»
Цель : 1. выявить главные проблемы, поставленные в комедии;
2. учить анализировать, выделять черты характера героев;
Оформление доски: запись темы урока, эпиграф:
Сатира - это " не невинное зубоскальство весёленьких остроумцев, а
гроза духа, оскорбленного позором общества".
В. Г. Белинский.
/ таблица заполняется по ходу урока/
Проблематика пьесы
Черты характера помещиков
Сатирические приемы
Критика самодержавно-крапостнической действительности
Трагизм судьбы простого человека
Проблема воспитания и образования молодого поколения
Желание видеть Россию образованной, духовно богатой.
1.Ж адность
2.Деспотизм
3.Хамство
4.Грубость
5.Лесть, подхалимство
6.Корысть
7.Невежество
8.Консерватизм
1. «Говорящие» фамилии и имена;
2.Умышленное преувеличе-ние отрицательных черт. Черта-доминанта
3.Самохарактеристики (саморазоблачительность и обличительность);
4. «Зоологизация»;
5. Ремарки
Вступительное слово.
Тема сегодняшнего урока – Фонвизин - "сатиры смелый властелин"...
1. Чьи это слова? /Пушкина/.
2. Что дало право Пушкину дать такую оценку Фонвизину?
Эпиграфом к нашему уроку будут слова В.Г. Белинского:
"Сатира - это не " невинное зубоскальство веселеньких остроумцев, а гроза духа, оскорбленного позором общества".
Этот эпиграф и будет нашей путеводной звездой на протяжении всего урока , мы будем доказывать жизненность, актуальность этих слов.
Работа над проблематикой пьесы.
Проблема №1
Вы помните, что пьеса начинается с эпизода с крепостным Тришкой. Посмотрим её.
Инсценировка " Примерка кафтана”.
Как вы думаете, почему Простакова не отдала шить кафтан портному?
Какая черта характера проявляется у этой помещицы? /жадность - записываем на доске/
Жадность на собственном дитяти. Любить безумно чадо и экономить на нем...
Именно эта черта - ее первый проигрыш, который приведет к трагическому финалу.
3. Но что же еще хотел сказать Фонвизин этой сценой?
/Писатель показывает её уверенность в том , что крепостной человек обязан уметь все, должен исполнять все её прихоти/. "Экое скотское рассуждение..."
Простакова убеждена, что она живет по правильным законам. Так было и будет, так жили их пращуры, и так должны жить и их дети.
4. Какой урок преподносит своему сыну таким обращением к крепостным? Найдите эти обращения.
5. Как они характеризуют ее, да и Митрофана, который вслед за ней повторяет то же? /деспотизм, хамство, грубость/.
6. А только ли Простаковой присущи эти черты? /Нет, и её брату тоже, и сыну/.
Порядки в доме Простаковой страшны: "С утра до вечера, как за язык повешена, рук не покладаю : то дерусь, то бранюсь, тем и дом держится’’.
Скотинин : "Не будь я Тарас Скотинин, если у меня не всякая вина виновата".
Телесные наказания крепостных людей в усадьбе Простаковых были обыкновенным явлением. Положение крепостных крайне тяжелое: Еремеевна 40 лет верой и правдой служила господам , получая за это "по пяти рублей в год да по пяти пощечин на день". Униженное положение рабы, ежеминутные оскорбления сделали её верным господским псом, лишило чувства собственного достоинства.
7. Какими сатирическими приемами пользуется Фонвизин, изображая помещиков?
1. «Говорящие» фамилии и имена;
2. Умышленное преувеличение отрицательных черт. Черта-доминанта Как называется этот прием? /гипербола/
3. Самохарактеристики (саморазоблачительность и обличительность);
4. «Зоологизация»;
5. Ремарки
6.Так какая же главная проблема поставлена уже в 1 действии?
1. Критика самодержавно-крепостной действительности.
2. Трагизм судьбы простого человека.
Этому человеку, крепостному, не очень много уделено внимания, но даже по этим крупицам можно судить, какой гнев, какая боль жили в душе писателя. Фонвизин встал на защиту великого русского талантливого народа, угнетенного деспотами - помещиками.
Проблема №2
9. Изменил ли приезд Стародума образ жизни семейства Скотининых?
/ Да, у Простаковой проявляются новые качества/ Какие?
Она льстиво, угоднически разговаривает со Стародумом, корысть чувствуется во всем. И желая угодить Стародуму, даже не может понять, как смешна она в своем невежестве, тупоумии, в назидательной рассудительности. Ведь живет она по привычным, типичным законам своего времени, где все должно быть как у людей, где все подчинено жажде наживы.
- Какая мечта у Скотинина?
/ Не случайно Фонвизин подчеркивает в Скотинине свиноподобие и свинолюбие/.
- А у Простаковой? /вяжет кошелек, в который собирается припрятать денежки/.
- у Митрофана ? /’’Не хочу учиться, хочу жениться", а потом жить так, как живут его родственники/.
Да и какие иные желания могут появиться в душе недоросля, если он так воспитан с самого раннего детства?!
А воспитание и, конечно, обучение, по мнению любящей матери, он получил отменное.
Приоткроем занавес на несколько минут и окажемся свидетелями одного урока.
инсценировка "Экзамен Митрофана".
10. Какие же черты характера проявляются и у матери, и у сына?
11. Угодила ли Простакова Стародуму, показывая "образованность"своего сына, таким образом оголив его тупоумие? Как реагировал Стародум?
Какая же проблема ставится?
- Радостный ли смех у Фонвизина?
Это смех сквозь слезы. Ему, гражданину своего времени, горько и больно смотреть, как гибнет будущее России - молодое поколение, уродливо воспитанные митрофаны, которые станут тормозом для духовного и культурного развития России.
Проблема №3
Консерватизму старого поколения Фонвизин противопоставляет образы передовых людей.
1. Назовите положительных героев. /Софья, Милон, Правдин, Стародум/. Обратите внимание на «говорящие» фамилии и имена.
2. Какую свежую струю вносят эти герои в темный невежественный мир Скотининых?
3. Какие же мечты , в отличие от Скотининых , у передовых людей?
Милон - "Разум , любезность, просвещенность".
Стародум – ‘’Душа и сердце".
Правдин -‘’ Правда во всем’’.
Создавая сбою комедию, Фонвизин надеялся на то, что придет время, когда передовая молодежь будет считать позором бездеятельную жизнь: "Дворянин считал бы за первое бесчестие не делать ничего, когда есть ему столько дела , есть люди, которым помогать надо, есть Отечество, которому служить. "
И в результате этого Россия станет образованной, духовно богатой, ибо ценность нации должна определяться делами её народа.
Вот и еще 1 проблема - желание видеть Россию образованной, духовно богатой, не преклоняющейся перед другими государствами.
4. Но можно ли сказать, что пьеса закончилась полным посрамлением пороков? Прочтем заключительную сцену.
Да, Простакова очнется, и еще много бед принесут Скотинины России, тормозя её развитие, стараясь задушить все новое и передовое. Но, несмотря на это, ростки нового пробиваются сквозь тьму, невежество, мрак.
3. Заключение
Мне хочется закончить наш урок словами такого же великого гражданина, как Фонвизин, ученика, продолжателя его традиций А.С. Пушкина:
Здравствуй, племя
Младое, незнакомое! Не я
Увижу твой могучий поздний возраст,
Когда перерастешь моих знакомцев
И старую главу их заслонишь
От глаз прохожего. Но пусть мой внук
Услышит ваш приветный шум, когда,
с приятельской беседы возвращаясь,
Веселых и приятных мыслей полон,
Пройдет он мимо вас во мраке ночи
И обо мне вспомянет...
Хочется, чтобы пьесу "Недоросль" вы восприняли не как произведение далеких времен, а как современно звучащее произведение, которое поможет вам в жизни вести непримиримый бой с еще встречающимися скотиниными, митрофанами, с их страшно живучими чертами.
Цените это произведение как памятник русской культуры.
д/з Сочинение- миниатюра ‘’Сатирическое изображение помещиков.’’
1. Актуальна ли пьеса "Недоросль"?
2. Чему вас научила комедия?
Список литературы
1.Благой Д.Д. Д.И.Фонвизин М., 1945
2.Исакович и. «бригадир» и «Недоросль» Д.И.Фонвизина Л., 1979
3.Макогоненко Г.П. Денис Фонвизин. Творческий путь. Мю, Л., 1961
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ