Урок литературы в 6 классе по теме «В чем правда жизни в сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Слободчиковская основная общеобразовательная школа»
Урок литературы в 6 классе по теме
«В чем правда жизни в сказке-были
М.М. Пришвина
«Кладовая солнца»
Сысунина Елена Александровна,
учитель русского языка и литературы
МАОУ «Слободчиковская ООШ »
Слободчики-2014
Класс 6
Тема урока М.М.Пришвин «Кладовая солнца». Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши.
Тип урока урок анализа эпического произведения
Цели урока:
1) научить раскрывать характеры героев через их поступки, видеть отношение автора;
излагать свою точку зрения, убедительно ее доказывать;
2) воспитывать культуру речевого общения, любовь к родному слову, родной природе;
3) развивать умение анализировать текст, мотивировать свои суждения.
Оборудование: портрет М.Пришвина;
текст сказки-были «Кладовая солнца»;
компьютер, проектор;
карточки с заданиями для групповой работы;
таблицы с правилами ведения спора.
Ход урока
Оргмомент
Проверка домашнего задания
Мы продолжаем работать с текстом сказки-были М.Пришвина «Кладовая солнца». Сегодня в центре нашего внимания будут главные герои произведения – Настя и Митраша. Какие положительные и отрицательные черты характера вы отметили, составляя их сравнительную характеристику?
Учащиеся рассказывают по таблице, составленной дома о героях произведения. (На слайде – иллюстрации с изображениями героев)
Герой
Положительное в характере
Отрицательное в характере
Общее в характере
Митраша
Настя
Целеполагание.
Мы видим, какие они разные. Говоря об авторском отношении к героям, мы отмечали, с помощью каких средств оно передаётся. Но вот между героями возникает спор, конфликт. Кто прав в этом споре? На чьей стороне автор? Об этом мы сегодня будем говорить на уроке. Поставьте для себя цель урока. Чему вы хотите научиться, что выяснить, что узнать?
Дискуссия.
1) Расскажите, почему возник конфликт между детьми?
2) Кто прав – Настя или Митраша? На чьей стороне рассказчик?
Давайте попробуем осмыслить поступки детей, попытаемся понять их, понять те чувства, которые они испытывали, понять, о чём переживали, думали, когда делали свой выбор. Я предоставляю слово вам, чтобы вы попытались объяснить, кто же прав – Настя или Митраша, на чьей вы стороне. Бернар Шоу говорил: «Если у вас есть идея и у меня есть идея и мы обменяемся этими идеями, то у каждого из нас будет по две идеи». Но может быть, столкновение взглядов породит и нечто третье? Давайте обменяемся мнениями и посмотрим, к какому выводу мы придём.
4) Обмен мнениями. (Демонстрационная таблица поможет учащимся правильно сформулировать свои мысли (См. Приложение 1)
Обращается внимание на таблицу с правилами ведения спора (см. Приложение 2)
5) Учащиеся высказывают свою точку зрения по данному вопросу, приводят доказательства из текста сказки-были, из своих личных наблюдений. В обсуждении затрагивают вопросы:
- Что заставило Митрашу пойти (Настю не пойти) по неизведанной тропе?
V. Работа в группах.
В группах идёт оценка деятельности каждого.
1 группа
1)Проследить путь Насти и Митраши по Блудову болоту и составить карту. Как автор описывает Блудово болото? Какой смысл вкладывает он в слова «кладовая солнца»?
2 группа
1) Приготовиться к выразительному чтению отрывков «Ель и сосна» и «Тетерев-Косач».
Какое впечатление производят эти картины природы? Как ведут себя дети в лесу?
3 группа
Перечитайте эпизод «Спор детей о дороге». Разыграть спор между Настей и Митрашей. Как ведёт себя каждый из них? Как природа помогает понять настроение спорящих?
4 группа
Вслед за Митрашей. Как ведёт себя Митраша, оставшись один?
Объясните «загадочные» слова мудрого лесника Антипыча.
5 группа
Вслед за Настей. Почему Настя забыла о брате? Какая природа окружает её? Над чем заставляет нас задуматься Пришвин, изображая «путь» Насти?
Физминутка
Лебеди летят, крыльями машут.
Прогнулись над водой, качнули головой.
Прямо и гордо умеют держаться,
Очень бесшумно на воду садятся.
Отчёты о деятельности групп.
По ходу ответов идёт беседа, демонстрируются слайды с изображениями картин иллюстраций к произведению.
1 группа представляет карту Блудова болота.
2 группа представляет выразительное чтение (подготовленное домашнее задание) предложенных отрывков.
Вопрос: Писатель наделяет явления природы в этом произведении признаками живых существ. Как называется такое изображение в литературе? (Олицетворение).
Для чего автор использует этот приём?
3 группа инсценирует спор между детьми, рассказывают о поведении детей в этой ситуации.
Учитель: Автор как бы говорит: человек близок к природе, он отражается в ней, как в зеркале, со своими добрыми и злыми намерениями. И стоит человеку хотя бы на миг забыть о своём высоком человеческом назначении, как он уподобляется стихийным силам природы, где зло рождает ещё большее зло.
4 группа
Учащиеся рассказывают о смелом Митраше.
Вопрос: Почему Митраша всё же становится пленником болота?
«Загадочные» слова мудрого лесника Антипыча. Как понимаете эти слова?
Митраша прямо полез в Слепую елань, проигнорировав двумя вещами. Какими? (Предупреждение Насти и трава белоус). Увидев Травку и почувствовав надежду на спасение, Митраша уже не повторял ошибки, а действовал осторожно, обдуманно. Докажите это словами из текста. («…И маленький человек остановил в себе большое сердце. Он замер в точном расчёте движения…»)
5 группа
Учащиеся рассказывают о Насте.
Вывод.
Так кто же прав – Настя или Митраша? Почему смогла произойти такая беда с детьми? На чьей стороне автор? Что осуждает он в поведении детей?
Учитель:
Сказкой-былью писатель выражает мечту о нравственном совершенствовании человека, о его душевной красоте, славит человека с большим сердцем, умного хозяина природы. Свою мысль Пришвин выражает во многих поэтических картинах, показывающих единство человека с природой. Вот, например, одна из них.
«Бывает, наклонишься в лесу к тихой заводи ручья и там, как в зеркале, увидишь: весь-то, весь человек, большой, прекрасный, как для Травки Антипыч, из-за твоей спины наклонился и тоже смотрится в заводь, как в зеркало. И так он прекрасен там, в зеркале, со всею природой, с облаками, с лесами, и солнышко там внизу тоже садится, и молодой месяц показывается, и частые звёздочки»
Подведение итогов. Рефлексия.
Достигли ли вы своей цели? Какие вопросы остались для вас нераскрытыми? Выставление оценок в группах.
Домашнее задание.
1) Написать сочинение-миниатюру на тему:
Что я узнал о жизни, прочитав «Кладовую солнца»?
Какие мысли навеяло мне произведение «Кладовая солнца»? (Тему миниатюры ребята выбирают по желанию).
2) Индивидуальное задание: Сказка и быль в произведении Пришвина
(исследуя текст, выявить элементы сказки и были)
Приложение 1
Вырази своё мнение.
- Мне кажется…
- На мой взгляд…
- Мне ближе позиция…
Приложение 2
Правила ведения спора.
Правила спора.
1. Хорошо продумывай свою будущую речь.
«Сперва подумай, а потом скажи!» (В.Даль)
2. Высказывая своё мнение, строй ответ просто, чётко, ясно и доказательно. Помни, что лучшим доказательством или способом опровержения являются точные и бесспорные факты. Если доказана ошибочность вашего мнения, имейте мужество признать правоту своего «противника».
« Много говорить и много сказать не есть одно и то же». (Софокл)
3. Будьте тактичны в разговоре, следите за интонацией.
«Доказывая своё мнение и опровергая другие, если они ошибочны, будь
сдержан как в словах, так и в выражениях». (Ф.Честерфилд)
4. Умейте выслушать другого, уяснить его позицию, уважайте мнение товарищей, не прерывайте выступающего.
«Существует только один способ стать хорошим собеседником – уметь слушать». (К.Морли)
5. Избегайте поспешных выводов, старайтесь понять точку зрения собеседника и ход его мыслей до конца.
«Сто человек – сто мнений».
«Сколько людей, столько умов».
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ