Урок литературного чтения во 2 классе "В гостях у дедушки Корнея"
Урок - литературная гостиная
(урок литературного чтения во 2 классе)
на тему:
«В гостях у дедушки Корнея»
(обобщающий урок по произведениям К.И.Чуковского)
Разработан
учителем начальных классов
Помыткиной Л.О.
п. Совхозный
Славянского района
Краснодарского края
Урок - литературная гостиная
(урок литературного чтения во 2 классе)
на тему
«В гостях у дедушки Корнея»
(обобщающий урок по произведениям К.И.Чуковского)
Образовательные задачи:
Обучающая – формирование навыков правильного, выразительного чтения.
Развивающая - развитие речи, внимания, мышления учащихся.
Воспитательная – воспитание интереса к чтению, бережного отношения к книге, здорового образа жизни.
Организационный момент.
Тема урока.
«Вхождение» в тему.
- В небольшом посёлке Переделкино, что под Москвой, есть весёлый терем-теремок. Местные жители называют его «Дом дедушки Корнея». Целый день звенят в нём детские голоса. Здесь проходят интересные встречи с писателями, артистами, учёными. И все выходят отсюда с радостными лицами. Вы, наверное, догадались, что это детская библиотека. А построил её на свои деньги, укомплектовал книгами и был в ней главным работником известный детский писатель … Корней Иванович Чуковский.
- И сегодня, ребята, мы с вами побываем в литературной гостиной и побеседуем о творчестве этого известного детского писателя.
2) Работа с толковым словарём русского языка С.И. Ожегова. Чтение толкования слова «гостиная».
Гостиная – комната для гостей.
- А кто догадался, какое значение у словосочетания «литературная гостиная»? (Ответы детей).
- И в нашей гостиной мы будем встречать многих гостей, но их всех будет объединять одно качество – они все помнят и любят произведения К.И.Чуковского.
2) Выступление заранее подготовленных учеников.
- А вот, пожалуй, и первые гости…
(В класс входят «знатоки» и сообщают о жизни писателя интересные факты)
№ 1. А Корней-то не совсем его имя. По-настоящему его звали Николай Корнейчуков. Он из своей фамилии сделал имя и фамилию, и получилось – Корней Чуковский.
№ 2. Он рано начал работать маляром, чтобы заработать себе на жизнь, но одновременно занимался самостоятельно: изучал английский язык, много читал, а потом сдал экзамены за курс гимназии и начал работать в газете.
№ 3. В 1916 году вышла первая книга-сказка Чуковского для детей «Крокодил». Дети полюбили её. Чуковский написал для них ещё много сказок и стихотворений.
№ 4. Кроме того, Чуковский писал книги и для взрослых, переводил книги зарубежных писателей.
Обобщение учителя.
- У К.И.Чуковского был многогранный талант. Итак, кем же был К.И.Чуковский? (Дети читают по плакату)
К.И.Чуковский
сказочник
переводчик
литературовед
В дверь класса стучат. Заходит почтальон.
- Здравствуйте! Это 2 «А» класс? Значит, это письмо вам.
Почтальон вручает учителю конверт.
4) Чтение письма (учитель показывает конверт).
- Ребята, в письме рассказано о печальном известии. Книга К.И.Чуковского попала в руки одного мальчика. Он перемазал её, вырвал и перепутал страницы. К счастью, среди нас нет таких учеников. Ребята, а как можно помочь книге? (Ответы детей).
5) Встреча с персонажем произведения К.И.Чуковского.
- А вот, и следующий гость. Это доктор, лечит не книги, а зверей.
Приходи к нему лечиться:
И корова, и волчица,
И жучок, и червячок,
И медведица!
Всех излечит, исцелит
Добрый … (Доктор Айболит)
В классе появляется литературный персонаж – доктор Айболит.
- Здравствуйте, ребята! Я хочу позаботиться и о вашем здоровье, поэтому принёс для вас полезные фрукты и овощи. Я угощу ими того, кто будет правильно отвечать на уроке. В моей корзине есть:
яблоки - в них содержится много витамина С, очень полезного для детского организма, и в день обязательно нужно съедать 1 яблоко;
морковь - кто будет её есть, станет крепким и здоровым, ведь в моркови содержится «витамин роста»;
лук и чеснок – если будете употреблять их в пищу, никогда не заболеете простудными заболеваниями. Кто больше соберёт таких призов в течение урока за правильные ответы, будет самым здоровым. Вы позволите мне остаться с вами на уроке?
6) Беседа:
- С какими стихотворениями К.И.Чуковского мы познакомились на предыдущих уроках?
(«Путаница», «Радость», «Федорино горе»).
7) Проверка домашнего задания. Работа по учебнику.
Дети читают понравившиеся отрывки из стихотворений К.И.Чуковского.
- Почему вы выбрали именно эти отрывки?
Физминутка для снятия физического напряжения
- Ребята, к нам в гости пришли герои одного из произведений К.И.Чуковского. Кто знает, из какого они стихотворения? Правильно, из стихотворения «Путаница». И они желают с нами потанцевать.
Под музыку исполняется «Танец маленьких утят».
8) Выборочное чтение. Беседа по произведению «Федорино горе».
- Чем была возмущена посуда?
- Выбрать все ответы посуды. Каким тоном нужно прочитать?
- Как вы относитесь к Федоре? Справедливо ли она была наказана?
- Покажите голосом, что ей плохо.
- Что за чудо произошло с Федорой?
- Какую песню она спела посуде?
- Какой Федора была и какой стала?
- Как относилась к ней посуда сначала и как стала относиться потом? Почему?
- Прочитайте отрывок, в котором описывается радость Федоры.
- Как повела себя после этого посуда? Зачитайте отрывок.
- Какие слова сказал после этого самовар?
- Могла ли произойти подобная история в жизни? Обоснуйте ответ.
- Чему учит стихотворение?
Физминутка для снятия напряжения глаз
Проводится по кругам Базарного.
9) Викторина по произведениям:
а) вступление:
- Поздний вечер. Смолкли детские голоса. Часы бьют полночь и оживают в домике дедушки Корнея герои сказок. Но чтобы они ожили и пришли в нашу литературную гостиную, вы должны их расколдовать – сказать из этого произведения строки.
Муха, Муха-Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
Пошла муха на базар
И купила самовар.
(Муха из стихотворения «Муха- Цокотуха)
А за ними и утята:
«Не желаем больше крякать!
Мы хотим, как лягушата,
Квакать!»
(Утята из стихотворения «Путаница»)
Вдруг из маминой из спальни
Кривоногий и хромой
Выбегает умывальник
И качает головой.
Надо, надо умываться
По утрам и вечерам,
А нечистым трубочистам
Стыд и срам, стыд и срам!
(«Мойдодыр»)
- Я думаю, что вы все обязательно умываетесь по утрам и вечерам и не похожи на героя из произведения К.И.Чуковского.
Говорю тебе, злодей,
Выплюнь солнышко скорей.
( Крокодил с солнцем, «Краденое солнце»)
Я кровожадный,
Я беспощадный,
Я злой разбойник Бармалей.
(«Бармалей»)
Уж не буду, уж не буду
Я посуду обижать.
Буду, буду я посуду
И любить, и уважать.
( Федора, «Федорино горе»)
10) Игра «Собери пословицу».
На плакате записаны слова: ЧИТАЕТ, ЗНАЕТ, МНОГО, КТО, ТОТ, МНОГО.
Ответ: КТО МНОГО ЧИТАЕТ, ТОТ МНОГО ЗНАЕТ.
11) Игра «Отгадай загадку»
- Ребята, герои произведений приготовили для вас весёлые загадки, автором которых является К.И.Чуковский. Прочитайте их сначала вполголоса, а затем вслух с отгадкой.
Вот иголки и булавки
Выползают из-под лавки.
На меня они глядят,
Молока они хотят.
(Ёжик)
Маленькие домики
По улице бегут,
Мальчиков и девочек
Домики везут.
(Автомашина, автобус)
Два коня у меня,
Два коня.
По воде они возят меня.
А вода тверда,
Словно каменная!
(Коньки)
Итог урока.
- Прочитайте пословицу. К каким произведениям К.И.Чуковского можно её отнести?
ДОБРО ПОБЕЖДАЕТ ЗЛО.
- В одном из живописнейших мест Подмосковья, в знаменитом посёлке писателей Переделкино открылся музей К.И.Чуковского. Возможно, когда-то кому-нибудь из вас посчастливится, и вы сможете посетить этот чудесный уголок. Прошло более 35 лет, как нет любимца детворы К.И.Чуковского, но мы этого не ощущаем, ведь герои его произведений с нами, и ещё будут с нами и с нашими детьми.
- А я приглашаю всех гостей к нашему самовару на чашку чая с лимоном, который полезен для здоровья. Приятного чаепития!
Урок заканчивается чаепитием.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ