Урок мужества, доброты и настоящей дружбы по сказочной повести В.Крапивина "Дети синего фламинго" 5 класс
МАОУ СОШ № 67 с углубленным изучением отдельных предметов г.Екатеринбурга Свердловской области
Урок мужества, доброты и настоящей дружбы по сказочной повести
В.П. Крапивина «Дети Синего Фламинго»
(в рамках проведения Всероссийского урока внеклассного чтения)
5 класс
Подготовила
Любовь Николаевна Овчинникова,
учитель русского языка и литературы
Г.Екатеринбург,
2014 г.
Оборудование: на доске размещены рисунки детей к повести, цитаты из произведения, портрет с краткой биографией В.П.Крапивина, а также законы отряда «Каравелла»; на столе учителя оформлена выставка книг с произведениями В.П. Крапивина; песня В.С. Высоцкого «Баллада о борьбе».
Тип урока: урок-беседа, с ведущей ролью учащихся.
Цели урока:
Знакомство детей с личностью и творчеством В.П. Крапивина, привлечение внимания детей к творчеству писателя.
Воспитание чувства дружбы, справедливости, ответственности за жизнь другого человека.
Развитие навыков коллективной работы.
Развитие умений и навыков работы с текстом произведения.
Воспитание культуры слушания учащихся и уважительного отношения друг к другу.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя.
На окраине Екатеринбурга есть ничем не приметное здание, но оно хорошо известно всем юным жителям города. Каждый день здесь собираются начинающие моряки, фехтовальщики, журналисты и барабанщики. Они приходят в свой клуб с гордым названием «Каравелла». И хотя наш город находится далеко от моря, у клуба есть свои яхты, на которых ежегодно совершаются походы, есть свои палаточные лагеря, живущие по строгим армейским законам. Но не это, в первую очередь, привлекает сюда ребят. «Каравелла» - это клуб товарищей, единомышленников, смелых и честных людей. Честь и справедливость – главные качества, которыми должен обладать каждый член клуба. Равнодушие и трусость – главные враги каравелльцев. Основатель этого клуба - Владислав Петрович Крапивин, писатель, журналист, замечательный человек, с удивительными добрыми глазами.
1.2. Индивидуальное сообщение ученика (краткая биография В.П. Крапивина).
Примерное содержание.
Владислав Петрович Крапивин родился в городе Тюмени, 14 октября 1938 года, в семье педагогов Петра Федоровича и Ольги Петровны Крапивиных.
В 1956 году поступил на факультет журналистики Уральского государственного университета им. А. М. Горького.
Во время обучения в университете был зачислен в штат газеты "Вечерний Свердловск". Несколько лет работал литературным сотрудником и заведующим отделом в журнале "Уральский Следопыт". Позднее, в 1965 году, ушел на творческую работу.
В 1961 году Владиславом Крапивиным был создан детский отряд "Каравелла" (в 1965 году над отрядом взял шефство журнал "Пионер"). Профиль отряда - журналистика, морское дело, фехтование. Отряд существует до настоящего времени, ранее имел статус пионерской дружины, пресс-центра и парусной флотилии журнала "Пионер". Владислав Петрович руководил отрядом более тридцати лет, в настоящее время во главе "Каравеллы" молодые выпускники отряда.
Первая книга Владислава Крапивина "Рейс "Ориона"" вышла в 1962 году в Свердловске. Спустя два года автор был принят в члены Союза писателей СССР.
В настоящее время у В. Крапивина около двухсот изданий на различных языках. Его книги были включены в "Золотую библиотеку избранных произведений для детей и юношества", "Библиотеку приключений и научной фантастики", "Библиотеку мировой литературы для детей", в японскую 26-томную серию "Избранные сочинения русских писателей для подростков".
Книги Владислава Крапивина неоднократно переиздавались в Польше, Чехословакии, Болгарии, Германии, Японии, Венгрии, переводились на английский, испанский, персидский и другие языки.
Часть произведений Владислава Крапивина были экранизированы и показывались по Центральному телевидению. Нескольких премий был удостоен фильм "Колыбельная для брата" по сценарию Владислава Крапивина и Станислава Фурина.
Владислав Петрович Крапивин - лауреат премии Ленинского комсомола, премии "Аэлита" журнала "Уральский Следопыт" и Союза писателей РСФСР, премии имени А. Гайдара журнала "Пионер" и других литературных премий .
За литературную и общественную деятельность награжден орденами Трудового Красного Знамени, Дружбы народов, медалью "За доблестный труд", знаком ЦК ВЛКСМ имени А. Гайдара.
Почетный гражданин города Екатеринбурга, в котором жил и работал более сорока лет. В настоящее время по ряду причин писатель вернулся на родину и проживает в городе Тюмень (материал официального сайта В.П. Крапивина htt://www. rusf.ru).
1.3 Учитель знакомит учащихся с законами отряда « Каравелла»
В.П. Крапивин явился основателем юношеского отряда «Каравелла», помог ребятам создать законы этого отряда, научил их следовать им не только в клубе, но и в жизни. Вот эти законы (представлены на доске в напечатанном виде):
Я вступаю в бой с любой несправедливостью, подлостью, жестокостью, где бы я их не встретил.
Я не стану ждать, когда на защиту правды встанет кто-то другой. Раньше меня.
Смелость – это то, когда человек боится и все-таки не сворачивает с дороги.
Я никогда не должен пройти мимо плачущего ребенка (материал официального сайта В.П. Крапивина htt://www. rusf.ru).
Учитель зачитывает законы.
Руководствуясь этими законами, живут герои крапивинских произведений.
О чем же пишет В.П. Крапивин? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте обратимся к анализу сказочной повести В.П. Крапивина «Дети синего фламинго», которая входит в цикл «Летящих сказок» и относится к 1981 году издания.
3.Обсуждение повести «Дети синего фламинго»
3.1. Предлагаю начать обсуждение сказочной повести «Дети синего фламинго» с определения, что такое «дружба».
Учащиеся по цепочке дают свое определение «дружбы».
Учитель подводит итоги (определение записывается учащимися в тетрадях):
Дружба – это, когда тебя понимают, разделяют твои убеждения, помогают, поддерживают в любой трудной ситуации, разделяют радости и горести. Дружба - это и умение жертвовать собой во имя друзей, своими выгодами, благами, жизнью. Дружба помогает человеку стать сильнее, лучше, добрее:
«Если люди дружат, они становятся сильнее, они могут спорить и бороться» (слова из повести «Дети синего фламнго»).
Каким же должен быть настоящий друг? На этот вопрос мы ответим в конце нашего занятия.
3.2. Викторина к повести
Прежде всего, давайте вспомним ключевые моменты повести «Дети синего фламинго». Определиться с ними нам поможет викторина (вопросы викторины).
Викторину можно проводить, разделив класс на три группы. Капитаны каждой команды выходят к доске и по очереди вытаскивают вопросы викторины и зачитывают их. Если команда не может дать ответ, то на вопрос отвечают две другие команды. Победителем становится команда, которая ответила на большее количество вопросов.
Как познакомились Женька с Толиком? (во время уличного боя)
Что Толик подарил Женьке? (деревянный нож)
Почему этот деревянный нож входил в камни, как в масло? (был сделан с любовью)
Какой человек в этом произведении был и в прямом и в переносном смысле двуличным? (Ктор Эхо, он же Тахомир Тихо)
Почему Женька убежал с поля боя, не стал сражаться с Ящером? (испугался огромного чудовища)
Как Женька познакомился с птицей? Что помогало вызывать птицу? (Женька познакомился с птицей в лесу, помог птице вернуть ее детеныша в гнездо. Птицу вызывал ключ-свисток).
Кто такие дети синего фламинго? (Это дети- беглецы, ушедшие из города)
Где нашли спасение дети-беглецы после гибели Дуга? (Дети нашли спасение в Синей долине)
10. Как Женька попал домой? (Женька попал домой на воздушном шаре)
11. Как мальчики Женька и Юлька победили Ящера? (Уничтожили пульт управления)
3.3. Знакомство с главными героями повести
Итак, героями повести становятся мальчишки 5-тиклассники, ваши ровесники, Женька, Юлька.
Давайте познакомимся с ними.
Звучат индивидуальные сообщения учащихся, подготовленные заранее.
Сообщение первого ученика – история Женьки Ушакова от лица героя.
Другом Женьки Ушакова был Юлька Гаранин, мальчик, которого Женька нашел на острове Двид и узнал в нем пропавшего.
Кто такой Юлька Гаранин? Давайте поближе познакомимся с этим героем.
Сообщение второго ученика - история Юльки Гаранина от лица героя.
После того, как рассказы героев о самих себе прозвучали, следует общее обсуждение услышанного.
Учитель задает учащимся вопросы:
Кто вам больше нравится Женька или Юлька? Почему? Чей выбор вам близок? (Ученики дают свои ответы, высказывают мнения).
3.4. Следующий вопрос для обсуждения: как устроен остров Двид?
Юлька с Женькой встретились в удивительном месте – на острове Двид. Что представляет собой это место?
Заслушивается индивидуальное сообщение ученика об Острове Двид .
После чего ведется обсуждение. Учитель задает вопросы.
Понравилось ли вам устройства острова Двид?
Что показалось неприемлемым, а что понравилось?
Кто такие жители острова Двид?
Почему жители острова Двид сразу же становились взрослыми, минуя юношеские годы? Почему Дуг и его друзья избежали этого?
Кто правит островом? Кого боятся жители острова? Как был создан ящер?
(Идет работа с текстом, учащиеся отвечают на вопросы, иллюстрируя свои ответы примерами из текста).
На острове Двид с детьми происходят удивительные события Женька и Юлька знакомятся с детьми-беглецами и удивительной синей птицей.
3.5. Следующий вопрос: кто такие дети-беглецы, их взаимоотношения с удивительной синей птицей.
Звучит индивидуальное сообщение ученика, подготовленное заранее: «Кто такие дети-беглецы острова Двид (коллективный портрет детей)».
По завершении сообщения учитель задает вопросы:
Почему повесть называется «Дети синего фламинго»?
Кем была птица фламинго для детей острова? Почему она помогала детям?
Почему в книге есть горестные события (погибает птица, Дуг).
8. Подведение итогов.
Мы сказали, что «Дети синего фламинго» - книга о дружбе. В этой книге две пары мальчиков-друзей. Юлька и Женька. Женька и Толик.
Кто они?
Каковы их судьбы? Чем герои похожи друг на друга и в чем их отличие?
Какую пару можно назвать настоящими друзьями? Почему?
Предполагается, что учащиеся вступят в открытую дискуссию, доказывая свою позицию, отстаивая свою точку зрения по предложенным вопросам.
4. В заключение учитель предлагает прослушать песню Владимира Высоцкого «Баллада о борьбе», которая как нельзя лучше предает чувства, эмоции человека (ребенка-подростка), вступающего в борьбу с несправедливостью, отстаивающего идеалы настоящей дружбы, преданности, верности и чести.
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ВИКТОРИНА
Во время уличного боя.
Деревянный нож.
Был сделан с любовью.
Ктор Эхо, он же Тахомир Тихо.
Испугался огромного чудовища.
Женька познакомился с птицей в лесу, помог птице вернуть ее детеныша в гнездо. Птицу вызывал ключ-свисток.
Это дети- беглецы, ушедшие из города.
Дети нашли спасение в Синей долине.
10. Женька попал домой на воздушном шаре.
11. Уничтожили пульт управления.
Использованная литература:
В.П. Крапивин «Летящие сказки». Свердловск. Сред. – Урал.кн. изд-во 1991,
Куду Р. Сказка как избавляющая сила. // Детская литература, 1995, №5, Липовецкий М. Чтоб сильнее стала сказка (Традиции романтической сказки в современной детской литературе). // Детская литература, 1987, №1, Липовецкий М. В одеждах романтики// Литературное обозрение, 1988, № 5, Официальный сайт В.П. Крапивина htt://www. rusf.ru
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ