Деятельностный подход при обучении математике

Выбор тематического инструментария на этапе изучения нового материала



1 уровень

2 уровень

3 уровень

Цели данного этапа

Организация восприятия, первичного осознания и осмысления, первичного запоминания и применения нового материала.

Типы учебных задач

На внимание, наблюдение, восприятие, представление, и воображение, анализ, сравнение, осмысление и понимание воспринимаемого материала.

Дозирование

Задание на восприятие, различение, узнавание и понимание терминов, содержания основных понятий, теорем и правил, приемов решения простейших задач.

Задание на представление и понимание определений, понятий и их классификации, на доказательство теорем, приемов решения типовых задач.

Задания на воображение, понимание основных идей и методов, обобщенных приемов решения типовых задач.

Приемы УД

Приемы организации внимания, восприятие, представления и понимания.

Прием осмысления и самостоя-тельного изучения материала по учебнику.

Приемы самостоятельной и творческой деятельности по изучению нового.

Методы обучения

Словесные, наглядные, методы психологии, индукция, аналогия, использование УДЕ, игровые.

Частично-поисковые, самостоя-тельная работа с учебником, совместное решение подводящих задач.

Исследовательские, математи-ческие методы, самостоятельное решение познавательных задач.

Формы обучения

Фронтальная форма УД (для совершенно нового, большого объема или вспомогательного материала), коллективная форма УД (для материала, связанного с разнообразными практическими работами и вторичных знаний), групповая и индивидуальная формы УД (при доступном изложении в учебнике).

Средства обучения

Учебник, карточки с заданиями и частными приемами УД, опорные конспекты, ТСО.

Учебник, карточки с заданиями и обобщенными приемами УД, обобщающие таблицы и схемы.

Дополнительные источники информации, карточки с заданиями и приемами творческой учебной деятельности.





Выбор методического инструментария на этапе закрепления нового материала



1 уровень

2 уровень

3 уровень

Цели данного этапа

Организация вторичного осмысления, первичного обобщения и первичного применения знаний и приемов УД (выработка умений), первичная проверка усвоения нового материала.

Типы учебных задач

На осмысление, формирование и запоминание знаний и умений – приведение примеров и контр-примеров, усвоение отдельных составляющих сложного приема УД, выведение следствий, подведение под понятие, решение математических задач, применение известных и новых приемов УД.

Дозирование

Задание на усвоение терминов, факторов, алгоритмов и частных приемов УД.

Задания на усвоение понятий, их свойств, обобщенных приемов УД.

Задания на усвоение методов доказательств, на перенос приемов УД.

Приемы УД

Общие и частные простые приемы решения отмеченных задач, приемы общения и организации УД.

Специальные обобщенные приемы отмеченных задач, приемы обобщения и организации УД.

Индивидуальные обобщенные способы решения отмеченных задач, приемы самоорганизации УД.

Методы обучения

Репродуктивные, наглядные, конкретизация изученного, решение задач тренировочного характера, комментирование, обучающая игра, текущий контроль и коррекция усвоения извне.

Классификация и запоминание изученного с использованием опор, решение и составление стандартных задач, текущий контроль и взаимоконтроль, коррекция усвоения.

Самостоятельное углубление изученного, решение и составление задач в нестандартных ситуациях и нестандартных задач, текущей самоконтроль и самокоррекция усвоения.

Формы обучения

Групповая дифференцированная, в парах постоянного и переменного состава, индивидуальная формы УД с дифференцированной помощью.

Средства обучения

Учебник, таблицы, схемы, ТСО, опорные конспекты, памятки, карточки, тетради с печатной основой.

Учебник, карточки, ТСО, обобщающие таблицы и схемы.

Дополнительный материал в учебнике, дополнительные источники информации, карточки.




Выбор методического инструментария на этапе применения нового материала




1 уровень

2 уровень

3 уровень

Цели данного этапа

Организация усвоения умений и выработки навыков, первичной систематизации, вторичного понимания, обобщения и переноса знаний и приемов УД, комплексного применения изученного в различных ситуациях.

Типы учебных задач

На понимание терминов, понятий и формулировок их свойств, формул, правил, на простейшие умения их применять.

На усвоение понятий, их свойств, на умения решать типовые задачи в стандартных ситуациях.

На углубление свойств понятий, на обобщение приемов решения типовых задач в нестандартных ситуациях.

Дозирование

В соответствии с типами учебных задач по уровням.

Приемы УД

Общие и частные простые приемы применения знаний и умений, приемы обобщения и организации УД.

Специальные обобщенные приемы применения знаний и умений, приемы обобщения и организации УД.

Перестройка и перенос обобщенных приемов применения знаний и умений, организации УД.

Методы обучения

Практические и игровые, решение простейших прикладных задач по образцу, комментирование, теку-щий контроль и коррекция извне.

Самостоятельное решение типовых прикладных задач, доклады и сообщения, текущий контроль, взаимоконтроль и взаимокоррекция.

Самостоятельное решение при-кладных задач в нестандартной ситуации и нестандартных задач, текущий самоконтроль и самокоррекция.

Формы обучения

Групповая дифференцированная (одноуровневые и разноуровневые группы, пары постоянного и переменного состава) и индивидуальные формы УД с дифференцированной помощью и взаимопомощью.

Средства обучения

Учебник, тетради с печатной основой, памятки.

Учебник, памятки, справочники.

Дополнительные сборники задач.







Выбор методического инструментария на этапе обобщения и систематизации изученного




1 уровень

2 уровень

3 уровень

Цели данного этапа

Организация итогового обобщения и систематизация изученного, усвоения знаний в системе, закрепления и применения обобщенных знаний и приемов УД.

Типы учебных задач

На сравнение, обобщение, классификацию, систематизацию и применение знаний и приемов УД.

Дозирование

Задания на умение учиться, говорить, связанные с решением

Задания на самостоятельную УД, на использование обобщенных и системных знаний, с повышением уровня УД.

Задания исследовательского, мировоззренческого и творчес-кого характера, на поиск и защиту оригинальных решений.

Приемы УД

Общеучебные и специальные обобщенные приемы, перестройка, перенос, и нахождение новых приемов УД.

Методы обучения

Методы обобщения и систематизации, развития и воспитания средствами математики – словесные, наглядные, практические, игровые, частично-поисковые, исследовательские.

Формы обучения

Фронтальная, и коллективная формы УД, межпредметные уроки, семинары, коллоквиумы, деловые игры, нетрадиционные формы урока.

Средства обучения

Основная и дополнительная учебная литература, обобщающие таблицы и схемы, ТСО.













Выбор методического инструментария на этапе контроля и оценки усвоения




1 уровень

2 уровень

3 уровень

Цели данного этапа

Итоговый контроль и оценка уровня усвоения и развития, организация рефлексии УД, обсуждение целей и перспектив дальнейшей работы.

Типы учебных задач

Те же, что входном контроле, с учетом требований к составлении тестов; при текущем самоконтроле и взаимоконтроле, с включением задач вида «Найти ошибку» и «Исправить ошибку»

Дозирование

Такое же, как при входном контроле, с учетом требований к составлению тестов

Приемы УД

Общие и частные приемы контроля и взаимоконтроля.

Обобщенные специальные приемы взаимоконтроля, самоконтроля и оценки

Индивидуальные способы самоконтроля, самооценки и самокоррекции.

Методы обучения

Методы итогового контроля и оценки – решение задач, тестирование, рейтинг, разноуровневые контрольные работы, самооценка и взаимооценка, зачет, экзамен.

Формы обучения

Индивидуальная (при текущем контроле в сочетании с групповой) форма УД.

Средства обучения

Доступные учителю средства предъявления системы индивидуальных диагностических заданий.


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории математика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ