Интегрированный урок математики "Математические доводы в защиту леса" 5 класс

Уразова Анна Валериевна

Учитель математики

МКОУ Верхнехавская средняя общеобразовательная школа №1

Верхнехавского муниципального района Воронежской области

Разработка интегрированного урока математики в 5 классе в условиях ФГОС «Математические доводы в защиту леса».

Математика

5 класс, 11-12 лет





















Технологическая карта урока

Тип урока

Интегрированный урок математики, урок применения знаний в нестандартной ситуации

Тема урока


«Математические доводы в защиту леса».

Цели урока

Методическая цель: организация частично-исследовательской деятельности учащихся в группах

Образовательная цель: обеспечение усвоения учащимися учебного материала по темам «Десятичные дроби. Округление чисел. Круговые диаграммы» на уровне применения знаний в нестандартной ситуации.

Развивающая цель: развитие познавательных, коммуникативных и регулятивных УУД.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Уметь:

  • применять знания по темам «Арифметические действия с десятичными дробями», «Округление чисел», «Круговые диаграммы» к решению практико-ориентированных задач.

Познавательные:

навыки вычислений, логическое, алгоритмическое мышления, продумывание разных способов решения проблем.


Коммуникативные:

диалогическая и монологическая речь, планирование учебного сотрудничества, выполнение различных ролей в группе.


Регулятивные:

работа по плану, инициатива, находчивость, активность при решении практико-ориентированных задач; способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.


  • интерес к экологическим проблемам планеты,

  • бережное отношение к книгам,

  • ответственное отношение к учению,

  • адекватная мотивация учебной деятельности;

  • эмпатия к другим.


Вид используемых на уроке средств ИКТ


Компьютерная презентация, видео-ролики, текстовые документы, материалы для практической работы

Необходимое аппаратное и ПО


Интерактивная доска, компьютеры, проектор; Microsoft Office Word, PowerPoint

Оборудование

Конверты с цветными тестами, бланки ПР, весы, черновики, ящик с учебником математики-5, ручки, призы-медальки, карточки с ДЗ, жетоны, телеграмма

Методы обучения

Практический, частично-исследовательский

Формы обучения

Групповая, парная


Этап

Средства, оборудование

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД


Организационный момент.

Видео-ролик «Природа»

Класс делит на группы-4-5 чел., назначает капитанов.


Слушают.

Л - интерес к экологическим проблемам планеты

Коммуникативная атака. Интрига.

Слайд – тема, цель

Слайд - девиз

Приветствует класс.

Формулирует тему и цель урока.

Слушают.


Отвечают девизом урока – чтение хором по слайду.

Р - способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений

Л- эмпатия к другим, интерес к экологическим проблемам планеты, адекватная мотивация учебной деятельности.

К-хоровое чтение.


Математическая разминка.

Слайд - Банан

Раздаточный материал – тест Вишенки

Телеграмма

Слайд - диаграммы


Объясняет правила.

Формулирует задание.

Читает телеграмму.

Раздаёт жетоны.

Выполняют тест в парах.

Читают диаграммы.

П- навыки вычислений, логическое, алгоритмическое мышления

Л- аккуратность, эстетическое чувство

К-монологическая речь

Практическая работа с элементами исследования.

Слайд «Темная лошадка» + Ящик

Слайд – проблемная задача

Весы

Бланки практической работы.

Карточки с домашним заданием.

Создаёт интригу.

Создаёт проблемную ситуацию.

Побуждает уч-ся к составлению плана №1 её разрешения.

Помогает провести взвешивание.

Подводит уч-ся к общему выводу.

Ставит вопрос о втором подходе решения проблемной задачи. Даёт домашнее задание.

Отвечают на вопросы. Догадываются, что лежит в ящике.

Взвешивают учебник на весах.

Группы выполняют вычисления в бланках.

Капитаны сообщают результаты вычислений.

Предлагают другие способы решения.

П- навыки вычислений, логическое, алгоритмическое мышления, продумывание разных способов решения проблем.

К- диалогическая речь, планирование учебного сотрудничества, выполнение различных ролей в группе

Р - работа по плану, инициатива, находчивость, активность при решении практико-ориентированных задач.

Рефлексия.

Слайд-друзья растений


Организует подведение итогов.

Вручает призы всем учащимся.

Осуществляют рефлексию.

Л- бережное отношение к книгам.

П- обобщение




Конспект урока.

  1. Организационный момент.


Учитель разбивает класс на группы по 4-5 человек, определяет капитанов. Включает видео-ролик «Природа».


  1. «Коммуникативная атака». Интрига, антураж.


Учитель:


Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые взрослые! На мой взгляд, жизнь – задачник, и в этом сомнений нет, но не надо спешить заглядывать в ответ. Я хочу пожелать вам, чтобы круг ваших друзей не сужался, а в центре круга всегда был бы ваш 5 класс, и среди друзей не оказалось «посторонних корней».

Журналист Василий Песков нашёл яркое сравнение, сказав, что жизнь на Земле подобна тонкой кожуре на большом яблоке. Всё живое: деревья, травы, лишайники, грибы, звери, птицы, лягушки, рыбы и люди, - образуют «кожуру» жизни на горячем изнутри «яблоке». Все проявления жизни на Земле представляют собой пёстрый ковёр из тесно переплетённых нитей. Чтобы наша планета жила и процветала, необходимо чтобы ни одна нить не порвалась, но, к сожалению, некоторые нити уже так износились, что, не сегодня – завтра, они лопнут и тогда не известно, что будет с нашей планетой. Давайте подумаем, какую ниточку в «пёстром ковре" нам нужно подштопать, чтобы ковёр был красивым и служил ещё долго человеку. Этот год, ребята, у нас в стране объявлен годом экологии.

Сегодня мы с вами проведём интегрированный урок математики и экологии.

Слайд – тема, цель, девиз.

III. Математическая разминка.

Учитель:

Предлагаю математическую разминку, потому что, по словам Песталоцци, счёт и вычисления – основа порядка в голове. Прошу познакомиться с правилами.

Слайд – объяснение правил на примере «Банан».

Учитель:

Перед вами тест множественного выбора. В левом столбце приведены задания-примеры, которые нужно устно решить. А справа приведены ответы, среди которых в каждой строке может быть один или несколько правильных. Все правильные ответы следует закрасить (если используются цветные карандаши или фломастеры) или заклеить (если используется цветная липкая лента) определённым в тесте цветом. В результате у вас должен получиться рисунок.

Работа в парах - «Вишенки». Капитаны через 5 мин презентуют результаты работы. Учитель раздаёт жетоны.

Учитель:

Нам пришла телеграмма от лесного царя Берендея:

Телеграмма:

«Дорогие ребята. Я, царь лесов Берендей, обращаюсь к вам с просьбой. Помогите мне прочитать диаграммы».


Слайд - Чтение диаграмм.

IV. Практическая работа с элементами исследования.

Игра «Тёмная лошадка». Ящик с учебником математики.

Учитель:

  • Сколько предметов вы изучаете в школе?

  • Кто автор учебника Математика-5?

  • Что открывает тайны мира?

  • Что лежит в тёмном ящике?

Ответ: книга, учебник.


Проблемная задача.

Из одного взрослого дерева можно получить в среднем 60 кг бумаги. На изготовление одного учебника расходуется - ? кг бумаги. Сколько деревьев необходимо срубить для того, чтобы обеспечить учебниками математики учащихся 5-х классов нашей страны, если тираж - ? штук?

На 1 га леса растут в среднем 500 деревьев.

Площадь вырубленного при этом леса составит примерно ? гектаров.


Работа в группах – частично-исследовательская деятельность.


Бланк

Практическая работа

по теме «Расход леса и древесины на изготовление учебников математики 5 класса».


Выполнил: ФИО___________________________________

Школа________________________________


Цель: рассчитать расход леса и древесины на изготовление учебников математики 5 класса.


Оборудование: учебник математики 5 класса, весы, справочные данные.


Ход работы.

  1. Масса учебника - ___________кг


  1. Тираж книги - ______________шт.


  1. Справочные данные - Из одного взрослого дерева можно получить в среднем 60 кг бумаги.


На 1 га леса растут в среднем 500 деревьев.


  1. Расчёт: 1) Масса всех учебников:______________


2) Расход деревьев на весь тираж:_________________________


3) Площадь вырубленного леса: ___________________________




Выводы: 1. На изготовление учебников математики 5 класса было израсходовано ____________ деревьев.

2. Площадь вырубленного леса составила _____________га.

3. Чтобы экономно расходовать лесное богатство, надо:____________________________________________________________

__________________________________________________________________


а) беречь учебники; б) собирать макулатуру;

в) дарить учебники младшим школьникам; г) ежегодно высаживать хотя бы одно дерево; д) пользоваться электронными книгами.

Решение:

  1. 120 000 · 0,432 = 51 840 (кг) - масса всех учебников.

  2. 51 840 : 60 = 864 (дерева) – количество срубленных деревьев.

  3. 864 : 600 = 1,44 (га) леса


2 способ решения:

Расчёт:

1) Количество учебников из одного дерева: 60 : 0,432 = 138,88…≈ 139(шт.)


2) Расход деревьев на весь тираж: 120 000 : 139 = 863,30935≈ 863 (д.)


3) Площадь вырубленного леса: 863:600 = 1,4383…≈ 1,44 (га)


V. Подведение итогов. Рефлексия.

Обсуждение общих выводов практической работы.

Обращение учителя:

Ребята, не столь важно, какую профессию Вы выберете в своей жизни, - гораздо важнее, чтобы Вы всегда оставались людьми разумными, живущими в мире и согласии с Матушкой Природой. Побеседуйте с родителями о том, какие проблемы волнуют их, как жителей нашей планеты, как патриотов своей Родины.

Решите дома задачи, которые я Вам сейчас подарю. И составьте по теме урока свои задачи с разумными вопросами.



Вручение призов.









Домашнее задание























Список литературы и источников информации:


1. Предметная неделя математики. – «Корифей».

2. http://festival.1september.ru/authors/209-599-349

3. best-picture.ucoz.ru

4. http://office.microsoft.com - Картинки







Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории математика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ