Конспект урока математики в 8 классе по теме «Решение дробных рациональных уравнений»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новомихайловская средняя общеобразовательная школа»
Татарского района Новосибирской области
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Конспект урока по математике
в 8 классе
«Решение дробных рациональных уравнений»
 
 
 
 
подготовила
учитель математики
Железнова Людмила Михайловна
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
С. Новомихайловка
2013
Открытый урок по математике в 8 классе по теме
« Решение дробных рациональных уравнений»
Цель урока:
1. Обобщить и закрепить знания школьников по изученной теме.
2. Способствовать формированию умений переноса знаний в новую ситуацию; развитие творческих способностей учащихся путём решения заданий, содержащих параметры.
3. Побуждать учеников к самоконтролю, взаимоконтролю, самоанализу своей учебной деятельности при подготовке к ГИА.
Задачи:
образовательные:
- обеспечить усвоение алгоритма решения дробных рациональных уравнений; 
- проконтролировать степень усвоения учащимися знаний по изучаемой теме «Решение дробных рациональных уравнений»; 
- сформировать умения применять знания и способы действий в изменённых и новых учебных ситуациях; 
развивающие:
- способствовать развитию активизации самостоятельной деятельности (деятельностный подход в обучении); 
- развивать познавательный интерес; 
- формировать умения работать группой; 
- формировать умения пользоваться взаимопроверкой и самопроверкой; 
воспитательные:
- стимулировать согласованное взаимодействие между обучающимися, отношения взаимной ответственности и сотрудничества; 
- способствовать формированию умений рационально, аккуратно оформлять задания на доске и в тетради. 
Ход урока
- Организационный момент 
« Учиться можно только весело…
Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом».
А. Франс.
- Актуализация знаний. 
Уплотненный опрос (трое учащихся выполняют работу у доски, остальные работают устно).
- « Найди ошибку!» 
а) х2 +х - 30=0
Д=1-4•1• (-30)=121
 
х1= = 6, х2=
 = 6, х2= = = -5
 = = -5  
б) х 2 +36=0
(х+6) • (х-6)=0
(х+6) =0 или (х-6)=0
х=-6 х=6
в) 16х 2 +1=0
16х 2=1
 х2 =  
х1=   , х2=
, х2=   
  
г) х2 -9х=0
х•(х-9)=0
х =0 или (х-9)=0
х=9
- Решите уравнение 
 -
 -   =
 =   .
.
3) Устно решить пару уравнений. Из положительных корней составить координаты точек, затем эти точки отметить на координатной плоскости. После решения всех пар уравнений последовательно соединить получившиеся точки.
а) х•(х-4)=0 и 25-у 2=0;
б) х2-4=0 и у2-10у+25=0;
в) х2-2х=0 и у2-9=0;
г) х2-8х=16=0 и у•(у-3)=0;
д) х2-16=0 и у2-1=0;
е) х•(х-2)=0 и у2-у=0.
В результате на координатной плоскости изобразится число пять.
- Устная работа. 
Проведем теоретическую викторину! За правильный ответ каждый получает жетон. Устный счет дифференцированный, предлагаю задания разного уровня сложности. Простые вопросы оцениваются зелеными жетонами в 3 балла, чуть посложнее жетонами желтого цвета, оцениваемые в 4 балла, «интересные» вопросы оцениваются жетонами красного цвета в пять баллов.
Итак, вопросы, оцениваемые в 3 балла:
- Какое уравнение называется дробно-рациональным уравнением? 
- Существует ли алгоритм решения дробно-рационального уравнения? Сформулируйте 
3) Что значит решить уравнение?
- Какие корни в дробно-рациональном уравнении называют посторонними? 
Следующие задания оформлены на листах А4.Уровень сложности помечается цветной бумагой.
5) Какое из уравнений является дробно – рациональным.
 1) х+5 = х2-8,   =
 =   3)2х =
3)2х =   4)
4)  
6) Какое из уравнений является дробно – рациональным.
1)   = 1, 2) х2 =
 = 1, 2) х2 =   3)
 3)   - 3
 - 3 =0, 4) х = 7
 =0, 4) х = 7 -6.
-6.  
7) Исключите лишнее уравнение
1)   5х; 2)
5х; 2)   =
 =   ; 3)2х 2+5х+2=0; 4)
; 3)2х 2+5х+2=0; 4)   =
 =   
  
8) Почему вы исключили 4) уравнение?
9) Как называются уравнения 1)-3)?
10) Какие уравнения относятся к целым?
11) Какие вы знаете квадратные уравнения?
Вопросы, оцениваемые в 4 балла:
12)Выберите неверное утверждение:
а) Квадратное уравнение
2х 2-3х=0 является неполным.
б) Уравнение х2= с имеет корни при с<0.
в) х2-4х+3=(х-2)2-1
13)Решите уравнение х2 - 16 =0
14)Решите уравнение х2 - х =0
15)Решите уравнение х2 - х - 42 =0
16)Решите уравнение х2 - х - 30 =0
17) Каким образом вы быстро вычислили корни уравнения?
18) Сформулируйте теорему Виета.
19) Корнем какого уравнения является число 5?
1)   =0;
 =0;   = 0; 3)
 = 0; 3)   = 0; 4 )
 = 0; 4 )   = 0.
 = 0.
20) Назовите область допустимых значений переменной в выражении
  
 
Вопросы, оцениваемые в 5 баллов:
21) Если 7 – корень уравнения
х 2+ pх-35=0, то значение p равно
1) -2 2) 2 3) 12 4) -12
22) Если 11 – корень уравнения х 2 -13х+q=0, то значение q равно
1) 22 2) -22 3) -264 4) 264
23) Дробь   равна нулю
 равна нулю
1) при х=-0,5; х=-3 2) при х=-3
3) при х=3 4) быть не может
24) Дробь   равна нулю
 равна нулю  
1) при а=1,5; а=-2 2) при а=1,5
3) при а=-1,5 4) быть не может
25) Когда же дробь равна нулю?
На доске представлена таблица личных результатов
 
Ф.И.
У
Г
Г
И
И
И
Д
Д
Б.Г.
▲■
+
 
 
 
 
 
 
Б.Ю.
▲
+
+
 
 
 
 
 
Б.А.
■
+
+
+
+
+
+
 
Х.Е.
▲■ ■
+
+
+
+
 
 
 
П.И.
■ ■
+
+
+
 
 
 
 
 
У - устная работа, Г - групповая работа, И – индивидуальная работа, Д – дополнительное задание.
Цветные жетоны прикрепляются на скотч напротив Ф.И.учащегося.
Проверить выполненную работу у доски, оценить жетонами, посчитать количество баллов у каждого, назвать лучшего.
После проверки задания «Найди ошибку!» прочитать стихотворение В. Лифшица « Три десятых».
Задать домашнее задание:
уровень А: п. 25, № 690(а-г), № 656(а) – повторение,
уровень Б: п .25, № 695(а-в), № 656(б) – повторение.
- Групповая работа. 
Задания для групповой работы предлагаю трех уровней сложности, которые записаны на карточках зеленого, желтого и красного цветов. Один из группы выбирает карточку и решают задания в тетрадях, при этой работе можно совещаться друг с другом.
Приобретать знания – храбрость,
Приумножать их – мудрость,
А умело применять – великое искусство!
Задания для групповой работы на зеленой карточке (уровень «3»).
1 вариант
1) Укажите количество корней уравнения х2+2х=0.
2) Найдите сумму корней уравнения:
  =
 =   
  
2 вариант
1) Укажите количество корней уравнения х2-7х=0.
2) Найдите сумму корней уравнения:
  =
 =   
  
Задания для групповой работы на желтой карточке (уровень «4»).
1 вариант
 1) Укажите количество корней уравнения:   =
 =   
  
2) Найдите сумму корней уравнения:
 3х +   =7
 =7
2 вариант
 1) Укажите количество корней уравнения :   =
 =   
  
2) Найдите сумму корней уравнения:
 у -   = 10
 = 10
Задания для групповой работы на красной карточке (уровень «5»).
1 вариант
 1) Укажите количество корней уравнения:   =
 =   
  
 2) Найдите сумму корней уравнения:   
  
2 вариант
 1) Укажите количество корней уравнения:   =
 =   
  
 2) Найдите сумму корней уравнения:   =
 =   
  
- Индивидуальная работа. 
Задания для индивидуальной работы на зеленой карточке (уровень «3»).
1 вариант
Соотнесите дробно – рациональные уравнения и их корни
 1)   =
 =   А) х=3; х=-2.
 А) х=3; х=-2.
 2)   =
 =   Б) х=0.
 Б) х=0.
 3)   =
 =   В) х=0,5; х=6.
 В) х=0,5; х=6.  
2 вариант
Соотнесите дробно – рациональные уравнения и их корни
 1)   А) х= -5.
 А) х= -5.
 2)   =
 =   Б) х=6.
 Б) х=6.  
3)
  =
 =   В) х= 2.
 В) х= 2.  
Задания для индивидуальной работы на желтой карточке (уровень «4»).
1 вариант
Соотнесите дробно – рациональные уравнения и их корни
 1)   =
 =   А) у= -0,2.
 А) у= -0,2.  
 2)   Б) х= -3.
 Б) х= -3.
 3)   =
 =   В) х=2; х= -1.
 В) х=2; х= -1.
2 вариант
Соотнесите дробно – рациональные уравнения и их корни
 1)   =
 =   А) х= -2
 А) х= -2  
 2)   =
 =   Б) х= -1; х= -27.
 Б) х= -1; х= -27.
 3)   =
 =   В) х= 1,25; х= -1.
 В) х= 1,25; х= -1.  
Задания для индивидуальной работы на красной карточке (уровень «5»).
1 вариант
Соотнесите дробно – рациональные уравнения и их корни
 1)   А) х=
 А) х= ; х=5.
; х=5.
 2)   +
 +   = 3 Б) х= -4.
 = 3 Б) х= -4.  
 3)   +
 +   =
 =   В) нет решений.
 В) нет решений.
 
 
 
2 вариант
Соотнесите дробно – рациональные уравнения и их корни
 1)   =
 =   А) х=8; х=2,5.
 А) х=8; х=2,5.
 2)   +
 +   = 2 Б) нет решений.
 = 2 Б) нет решений.
 3)   +
 +   =
 =   В) х = -1.
 В) х = -1.
Дополнительные задания: 1)При каких значениях а уравнение 9х 2-2х+а=0 имеет один корень?
2)При каких значениях а уравнение 4х 2-4ах+1=0 имеет один корень?
- Итог урока: Выставить отметки, оценить каждого. - Какие уравнения вы сегодня решали? 
- Алгоритм решения дробно-рациональных уравнений. 
- Чему вы научились сегодня на уроке? 
- Как вы думаете, пригодятся ли вам в будущем умения решать дробно-рациональные уравнения? 
- Понравился ли вам урок? 
- Чувствовали ли вы себя комфортно на уроке? 
- Какую я себе оценку поставил за урок? 
- Что я знаю очень хорошо? Что мне надо подучить? 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Список использованной литературы
 
1. Дидактические материалы по алгебре. 8 класс. / Ю.Н. Макарычев, Н.Г.
Миндюк, Л.М. Короткова. / М: Просвещение, 2012 – 160с.
2. Ершова А.П., Голобородько В.В. Самостоятельные и контрольные
работы по алгебре и геометрии для 8 класса. -М.: Илекса, -2012.
3. Галицкий М.Л., Гольдман А.М., Звавич Л.И. Сборник задач по алгебре:
учебное пособие для 8-9 кл. с углубленным изучением математики.- 7-е изд.,
М.: Просвещение, 2012. - 271с.
 
 
    Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории математика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ