Интегрированный урок математики во 2-ом классе по теме: "Решение уравнений"






УМК «Школа России»




Интегрированный

урок математики во 2-ом классе.



Урок разработан

учителем начальных классов

МКОУ «СОШ№1» с.п. Шалушка

Чегемского муниципального района

КБР.

Соблировой Сафят Амербиевной.




2013г.






Класс:2

УМК: Школа России

Тема: «Решение уравнений».

Урок рефлексии.

Межпредметные зоны: Русский язык. Окружающий мир. Музыка.

Формы работы: фронтальная, в парах, групповая, индивидуальная.

Метод: эвристически-поисковый.

Дата проведения:18.12.2012г.


Цели: закрепить умение решать уравнения на сложение и вычитание с применением правил и с проверкой; формировать умение составлять и решать взаимообратные задачи по краткой записи; развить умение применять математические знания для открытия новых знаний в других областях; развить навыки счёта.

Задачи:

Предметные:

1. Закрепление навыков решения уравнений, основанные на связи между компонентами и результатами действий при сложении и вычитании.

2.Закрепление умений по составлению и решению обратных задач по заданной простой задаче.

3.Знание правила о связи между компонентами и результатами действий сложения и вычитания.

4.Совершенствование навыков счёта.

5.Осознание роли математики в познании окружающего мира.

Метапредметные:

Познавательные

1.Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

2.Построение логической цепи рассуждений.

3.Доказательство.

4.Выбор наиболее эффективных способов решения задач.

Коммуникативные

1.Формирование умений слушать и слышать.

2. Задавать вопросы и высказывать своё мнение.

Регулятивные

1.Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

2.Развитие умения сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонения от него.

3.Планировать свои действия. Согласовывать.

4.Оценивать свою деятельность.

Личностные

1.Развитие самостоятельности и ответственности.

2.Развитие навыков сотрудничества с одноклассниками и учителем.



Оборудование: компьютер, интерактивная доска, компьютерный диск

«Солнечная система», глобус, музыкальный диск с записями «Вальс цветов», «Пусть всегда будет Солнце», электронное приложение к учебнику М.И.Моро. Математика 2 класс.

Ход урока:

1.Организационный момент.

Ну-ка, юный мой дружок,

Ты готов начать урок?

Всё в порядке на столе?

Есть порядок в голове?

Чтобы иметь знания,

Понадобятся терпенье и старание.

2.Мотивация к учебной деятельности:

-Сегодня, на уроке математики, будем не только закреплять знания, полученные по решению уравнений, но и открывать новые знания в области Окружающего мира. Речь пойдёт об очень важном для жизни человека объекте, пока секретном.

-Любите секреты?

-Для того чтобы раскрыть этот секрет, нам понадобятся знания по решению уравнений и задач.

-Умеете решать уравнения и задачи?

- О чём пойдёт речь сегодня на уроке?

-Отгадаете загадку – раскроете секрет.


Доброе, хорошее

На людей глядит,

А людям на себя

Глядеть не велит.

-Что это такое? (Это Солнце)

-Правильно.

(Смотри в приложении слайд №1)


-Вот он, царь неба, вокруг которого, кружась и вращаясь в танце, водят хоровод планеты солнечной системы. Без чего невозможна жизнь на нашей Земле. Вот о чём мы будем говорить сегодня на уроке.


3.Формулирование темы урока, постановка цели урока.

-Ребята, чем же будем заниматься сегодня на уроке? (Решать уравнения и задачи, открывать новые знания о Солнце.)

- Но ещё развивать вычислительные навыки, а главное – думать и рассуждать.

-А с чего мы начинаем каждый наш урок математики? (С каллиграфической минутки и гимнастики для ума.)

- Попробуем составить план работы.


Учащиеся высказывают свои версии, и согласованный вариант фиксируется на доске.

План.

1.Каллиграфическая минутка.

2.Гимнастика для ума.

3.Решение уравнений, задач и открытие новых знаний о Солнце.

4.Рефлексия. (Итог.)


4.Актуализация знаний.

4.1 Каллиграфическая минутка


-Начинаем работать по плану. Раз мы пригласили Солнышко на свой урок и каллиграфическую минутку посвятим ему.

СОЛНЦЕ

-Посчитайте, сколько букв в этом слове? (6)

-Теперь проговорите это слово. Сколько звуков в этом слове? (5)

-Опишите правила письма цифр 5 и 6.

-Составьте из этих цифр двузначные числа и запишите в тетради, соблюдая правила написания в возрастающем порядке. (55 56 65 66)

-А теперь запишите эти числа в убывающем порядке. (66 65 56 )

-Почему количество букв больше, чем звуков?

-С орфограммой какого аналогичного слова мы уже знакомы? (Сердце).

-Послушайте пословицу: Сердце матери лучше солнца греет.

-Как вы понимаете выражения: солнце греет, сердце греет?

-Как сохранить тепло матери?

-Как правильно писать слова с непроизносимыми согласными в корне?

-Закройте глаза, зафиксируйте в памяти правописание слова «солнце».


4.2.Гимнастика для ума.

Устный фронтальный опрос.

-Назовите пропущенные числа в этом ряду:

37 38 . . . . 43 . .

-Определите закономерность и продолжите ряды чисел:

12,11,13,12,14,13,15, .., .., .., 17.

-Чему равна сумма чисел 26 и 30.

-Найдите разность чисел 14 и 8

-Из числа 50 вычесть сумму чисел 9 и 2.

-К числу 64 прибавить разность чисел 9 и 3

-Найди значения выражений: У+7 и У-7,еслиУ=10,У=7.

-Какое число больше, чем 40,на 7?

-Какое число надо вычесть из 70,чтобы получить 64.

-Насколько число 80 больше числа 63.


5.Решение уравнений, задач и открытие новых знаний о Солнце.


- Какой пункт следует по нашему плану?

(Решение уравнений, задач и открытие новых знаний о Солнце.)

-Чтобы открыть новые знания о Солнце, нужно повторить решение уравнений.

Использование электронного приложения к учебнику М.И. Моро.

Решение уравнений подбором неизвестного числа.

Перенеси к каждому уравнению карточку с таким значением х, при котором уравнение становится верным равенством.

Х+7=11 Х=6

Х-5=3 Х=5

10-Х=8 Х=8

8+Х=13 Х=4

Х-6=0 Х=2

Дети по одному выходят к интерактивной доске и переносят нужные карточки, составляя равенства.

-Хорошо поработали и заслужили право отдохнуть и посмотреть танец. Сейчас ребята вам покажут танец-загадку и вы должны угадать, что они вам показывают.

(Смотри в приложении слайд №2)

Звучит «Вальс цветов».

Девочка, в голубом платье и с глобусом, вращаясь под музыку вальса против часовой стрелки, движется вокруг мальчика в жёлтой короне, который машет жёлтыми и оранжевыми лентами, вращаясь на месте.

-Что же дети хотели нам показать? ( Вращение Земли вокруг Солнца.)

-Теперь посмотрите на следующий слайд и вспомните всё, что знаете об этом.

(Смотри в приложении слайд №3)

Дети, рассматривая слайд, вспоминают суточное и годовое вращение Земли вокруг Солнца.

-А теперь по ходу вспомним единицы измерения времени:

1 сутки. - … час.

1день - …час.

-На сколько часов 1 сутки больше 1 дня?


1час 20мин. - …мин.

2года 3 мес. - …мес.


-Отлично. А вы знаете, ребята, что не одна Земля вращается вокруг Солнца, а их несколько планет.

- Хотите узнать сколько их?

-Найдите среди следующих записей уравнение и решите. Корень уравнения подскажет вам ответ.


Индивидуальная работа


30+Х >40 12+Х=20

80-Х 45-5=40

Дети находят уравнение и решают.

12+Х=20

Х=20-12

Х=8

12+8=20

20=20

Самопроверка учащимися своих работ по образцу.


-Докажите, что вы правы. (Уравнение – это равенство, содержащее неизвестное число, которое надо найти.)

-Что значит решить уравнение? (Найти значение х, при котором равенство будет верным.)

-Чем являются остальные записи? (Неравенство, Разность, Равенство.)

-Чем является неизвестное число? (Слагаемым.)

-Как найти неизвестное слагаемое? (Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо из значения суммы вычесть известное слагаемое.)

-Чему равен корень уравнения? (Корень уравнения равен 8.)

-Значит, сколько планет в солнечной системе? (В солнечной системе 8 планет).

-Как вы понимаете выражение - планеты Солнечной системы? (Это планеты, которые вращаются вокруг Солнца.)

(Смотри в приложении слайд №4)


-Вот они эти планеты:

Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун.

-Попробуйте запомнить названия планет.

-Почему все слова записаны с заглавной буквы?

-Какие ещё слова пишутся с большой буквы?

-Посмотрите на выделенные буквы в этих словах и определите количество гласных и согласных букв.

-На сколько гласных букв меньше, чем согласных?

-Рассмотрите слайд и скажите, какая по счету от Солнца находится Земля? (Земля - третья по близости к Солнцу.)

- Правильно. Если бы наша планета была бы ближе к Солнцу, она бы сгорела. Солнце – это огромный раскалённый газовый шар, который испускает лучи.

Лучи Солнца летят к нам несколько минут.

- Хотите узнать, за сколько минут они долетают до Земли?

-Выберете из данных уравнений одно уравнение, непохожее своим действием решения на остальные. Корень этого уравнения вам подскажет ответ.

Работа в парах.

Х+9=17

10+Х=14

Х-3=5

12-Х=5

Дети выбирают третье уравнение и решают.

-Докажите, что вы правы. (Во всех уравнениях, кроме третьего, значения Х находят знаком действия – вычитание, а в третьем уравнении - значение Х находят знаком сложение.)

Х-3=5

Х=5+3

Х=8

8-3=5

5=5

Взаимопроверка.

5.1Фиксация актуализированных способов действий в речи.

-Объясните решение уравнения.

Индивидуальная работа.

Неизвестно уменьшаемое, вычитаемое «3»,значение разности «5».

Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, надо к значению разности прибавить вычитаемое.

«Икс» равно «5» плюс «3».

«Икс» равно «8».

Проверяю: Вместо «икс» пишу число «8».

«8» минус «3» равно «5».

В левой части получил число «5».

В правой части уравнения тоже число «5». «5» равно «5».

Делаю вывод: Уравнение решили верно.

-Молодец. Теперь посмотри на следующий слайд.

- Покажи планету Земля и ответь - за сколько минут долетают до неё солнечные лучи? Покажите направление полёта лучей.

(Смотри в приложении слайд №5)

(Солнечные лучи летят до Земли целых 8 минут).

-Вот вы сами, самостоятельно, ответили на вопрос.


- А теперь, ребята, мне интересно - вы любите играть в прятки?

- И Солнце с нами играет в прятки. А называется это солнечным затмением.

-Вам интересно - почему так происходит?

- Попробуем самим ответить на этот вопрос.

В процессе следующей игры дети должны понять - почему происходит солнечное затмение.




Физкультминутка.

Ролевая игра.

Распределитесь в группы по три человека. Нужно выбрать - кто из вас будет Солнцем, Землёй и Луной. Теперь Солнце и Земля встают напротив друг - друга. Луна пока стоит в стороне. Проявите фантазию и под музыку покажите, как Солнце посылает лучи и освещает Землю.

Дети (Солнце) – кто-то машет рукой, а кто-то сжимает и разжимает кисти рук, как бы посылая свет и тепло.

-Теперь, Земля показывает, как ей тепло, светло и комфортно.

Дети (Земля) – танцуют, вращаются вокруг Солнца.

-Вдруг, Луна заходит между Солнцем и Землёй. Луна ловит солнечные лучи и не даёт попасть на Землю.

Дети (Луна)- делают вид, как бы хватают лучи Солнца.

-Солнце прячется за Луной.

-Солнца совсем невидно.

-Что происходит на Земле?

Дети (Земля)- показывают, что им ничего невидно и холодно.

-Молодцы! Хорошо сыграли свои роли.

-Кто понял - Что такое солнечное затмение? При ответе можете использовать этот слайд.

(Смотри в приложении слайд №6)

Дети делают вывод, что когда Луна оказывается между Солнцем и Землёй, то Солнечные лучи падают не на Землю, а на Луну. Тогда на Земле и днём становится темно. Это и есть солнечное затмение.


-Молодцы! А вы знаете, что несколько лет назад у нас на Кавказе наблюдали полное солнечное затмение, когда днём стало темно, как ночью.

-Это очень интересное явление видели и вы, но не помните потому, что были совсем маленькими.

- Хотите узнать – сколько лет вам было тогда?

-Это будет не так и сложно.

Решение задач.

-Составьте задачу по краткой записи и решите её. Ответ задачи является ответом на поставленный вопрос. ( с. 83 №5)

Купили -11шт.

Израсходовали -?

Осталось-9 шт.

Ученики составляют задачи и решают самостоятельно, разными способами, с последующей фронтальной проверкой.

1способ:11-9=2 2способ: 11-Х=9

Х=11-9

Х=2

11-2=9

-Чем является неизвестное число во втором способе решения задачи.

-Как найти неизвестное вычитаемое? Проговорите решение.

-Чему равен корень уравнения? ( 2)

-Значит, сколько лет было вам во время солнечного затмения? (2 года)

-Этот ответ будет верным для тех, кому исполнилось 8 лет. Если это так –будет ли ответ верным для тех, кому только 7 лет? (Нет.)

- Докажите.

- Мы родились на год позже, значит нужно из двух вычесть один. Вывод: нам было тогда всего лишь один год.

-Молодцы!

-Солнечное затмение на Кавказе было в 2006году 29 марта. Вспомните свой год рождения и подтвердите ещё раз правильность ваших суждений.

(В классе дети 2004 и 2005 гг.)

-Можно ли составить обратные задачи, опираясь на условие и ответ решенной задачи?


Работа в парах.

Дети решают задачи, составив краткую запись.


Купили-11шт. Купили -?

Израсходовали-2шт. Израсходовали-2шт.

Осталось-? Осталось-9ш


Взаимопроверка.

-Докажите, что эти задачи взаимообратные.

Дети устанавливают связь между решениями задач.

9+2=11

11-9=2

11-2=9

-Какая связь между компонентами и результатами действий? (Если из значения суммы вычесть одно слагаемое - получится другое слагаемое.)

-Можно ли использовать это правило при решении уравнений?

-Можно ли решить вторую задачу уравнением?

Дети приходят к выводу, что можно составить ещё одно уравнение, где неизвестное – уменьшаемое. Записывают решение второй задачи уравнением.

Х-2=9

Х=9+2

Х=11

11-2=9

9=9

-На сколько групп можно разделить все записанные уравнения? ( На три.)

-Какие эти группы? (1группа - уравнения, в которых неизвестное - одно из слагаемых; 2группа-уравнения, где неизвестным является уменьшаемое; 3группа-уравнения, в которых нужно найти неизвестное вычитаемое.)


6.Контролирующее задание.

Групповая работа (по 4 ученика.)

-Выпишите уравнения, в которых значением Х является число 10.(стр.83 № 2)

Х+8=18 47-Х=40 Х-8=2

Х-3=7 50-Х=40 Х+3=13

Дети находят нужные уравнения, распределяют между собой по одному уравнению и записывают.

Самопроверка по образцу.


7.Рефлексия деятельности на уроке.


-Все ли пункты нашего плана выполнены?

-Какие трудности возникли при выполнении плана?

-Как найти неизвестное слагаемое, уменьшаемое, вычитаемое?

-Пригодится ли умение решать уравнение в жизни?

-Что нового узнали о Солнце?

-Какое значение имеет Солнце в жизни человека?

-Как вы оцените свою работу на уроке?

-Запишите домашнее задание-с.83 №6.


-Спасибо вам за этот урок. Мы сегодня говорили о Солнце и создали друг другу солнечное настроение.


А вы знаете, есть Солнышко-состояние, когда человек светится радостью и заряжает радостью окружающих. Знакомые выражения: «светится от радости», «лучистые глаза». Солнечные люди всегда привлекательны и прекрасны даже в болезни и старости. Они излучают свет и тепло. Будьте солнечными людьми и дарите свет и тепло окружающим, чтобы гордились ваши родители вами и говорили: «Ты мое солнышко, ты мой лучик, ты моя радость»!


Исполняется песня «Пусть всегда будет Солнце».

(Смотри в приложении слайд №7)




ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА.


1.Воронцов А.Б. Стандарты второго поколения. Проектные задачи в начальной школе. 3-е издание: Издательство Просвещение 2011.


2.Шумакова Н.Б. Работаем по новым стандартам. Развитие исследовательских умений младших школьников: Издательство Просвещение 2011.


3.Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и др. Концепция и программы для начальных классов «Школа России». Издательство Просвещение 2009.


4Моро.М.И. , Бантова М.А. и др. Математика 2 класс. 3-е издание: Издательство Просвещение 2012.


ПРИЛОЖЕНИЕ

Слайд №1


Слайд №2

Слайд №3

Слайд №4

Слайд №5

Слайд №6

Слайд №7


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории математика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ