Конспект урока для 3 класса по теме: "Решение задач на движение"
Урок по математике
учителя начальных классов
МАОУ СОШ №2 Великого Новгорода
Медяник Л. А.
3 класс
Тема: Решение задач на движение
Тип урока: постановка учебной задачи
Цель: выявление учащимися группы пропорциональных величин, характеризующих процессы движения.
Задачи:
формировать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
формировать умение планировать свои действия для решения учебной задачи;
формирование у учащихся умения осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, умение обобщать и делать выводы;
формировать умение представлять текстовую задачу в табличной форме;
формировать коммуникативных умений: оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать других;
активизировать познавательную деятельность через групповую форму работы;
обучать рефлексии способов действий, их оценке.
Ход урока.
1. Ситуация «успеха». Перед уроком учитель раздает учащимся карточки с задачами. Тексты задач записаны на доске. На стенде вывешены известные детям группы пропорциональных величин:
-
цена
количество
стоимость
масса 1 предмета
количество
общая масса
расход на 1 изделие
количество изделий
общий расход
Учитель: Прочитайте задачу №1. (Один словарь стоит 76 рублей. Сколько словарей можно купить на т рублей?) Определите, какая группа величин соответствует сюжету задачи и внесите их в таблицу.
После самостоятельного выполнения задания один ученик заполняет таблицу на доске, объясняет свой выбор.
-
цена
количество
стоимость
Каждый ученик оценивает правильность выполнения задания в тетради зеленой ручкой.
Далее учитель дает задание перенести данные в таблицу, записать способ решения.
-
цена
количество
стоимость
76 руб.
х
m руб.
х = m : 76
Также происходит проверка и оценка правильности выполнения работы.
Учитель обращает внимание на то, что все успешно справились с заданием.
2. Постановка учебной задачи.
Учитель просит детей прочитать остальные задачи:
2) Мальчик пробежал а метров за 12 секунд. С какой скоростью бежал мальчик?
3) За один час поезд проходит n километров. Какое расстояние он пройдёт за b часов?
4) Улитка ползёт со скоростью 15 см в минуту. Сколько времени ей понадобится, чтобы проползти k см?
Учитель: Выберите одну из задач. Определите, какая группа величин ей соответствует, и заполните таблицу. Учащиеся приступают к самостоятельной работе, но у них возникают трудности при выполнении задания.
В ходе анализа текста задач выясняется, что ни одна из известных детям групп величин не соответствует данным задачам. Учитель просит в группах сформулировать учебную задачу. (Выяснить, о каких величинах говорится в задачах, и определить место каждой из них в таблице.)
3. Решение учебной задачи.
Учитель: Что можно сделать для решения этой учебной задачи?
Учащиеся: Исследовать тексты задач, сравнить, проанализировать.
Учитель дает задание: в группе прочитать тексты еще раз, сравнить, определить, есть ли в них что-то общее или они абсолютно разные.
Далее учитель организует обсуждение наблюдений, сделанных группами. Общие величины подчеркивают одинаковым цветом:
Во всех задачах происходит движение и говорится про время:
2) Мальчик пробежал а метров за 12 секунд. С какой скоростью бежал мальчик?
3) За один час поезд проходит n километров. Какое расстояние он пройдёт за b часов?
4) Улитка ползёт со скоростью 15 см в минуту. Сколько времени ей понадобится, чтобы проползти k см?
Во всех задачах есть «путь», «расстояние», которое кто-то преодолел за все время
2) Мальчик пробежал а метров за 12 секунд. С какой скоростью бежал мальчик?
3) За один час поезд проходит n километров. Какое расстояние он пройдёт за b часов?
4) Улитка ползёт со скоростью 15 см в минуту. Сколько времени ей понадобится, чтобы проползти k см?
В задаче №3 учащиеся отмечают, что есть еще одно расстояние - n километров.
Учитель: За какое время поезд проходит n километров?
Учащиеся: За 1 час.
Учитель: Можно ли сказать, что это и есть весь путь поезда?
Учащиеся: Нет. За все время (за b часов ) он пройдет большее расстояние. Его нужно узнать.
Учитель: Получается, что в задаче №3 есть особая величина – расстояние, пройденное только за один час. А в других задачах есть похожие величины?
Учащиеся: В задаче №4 улитка проползает 15 см за одну минуту.
Учитель: Каким словом названа эта величина в задаче?
Учащиеся: Скорость. И в задаче №2 тоже есть скорость: вопрос «С какой скоростью бежал мальчик?». Получается, что во всех задачах есть такая величина как скорость.
2) Мальчик пробежал а метров за 12 секунд. С какой скоростью бежал мальчик?
3) За один час поезд проходит n километров. Какое расстояние он пройдёт за b часов?
4) Улитка ползёт со скоростью 15 см в минуту. Сколько времени ей понадобится, чтобы проползти k см?
4. Моделирование.
Заполнение таблиц.
Учитель: Если во всех задачах одни и те же величины, то сколько разных таблиц нужно создать?
Учащиеся: Для всех задач таблица будет общей, потому что везде есть «скорость», «время», «расстояние»
Учитель дает задание: в группе сформулировать, какая из величин будет являться частью, количеством, целым.
После выполнения задания одна группа заполняет таблицу на доске, объясняет свое решение: скорость – это часть общего расстояния, которую проходят за час, за минуту или за секунду; время указывает на количество частей, а целое – это все расстояние, которое преодолели за все время.
-
скорость
время
расстояние
5. Рефлексия.
Какая проблема возникла на уроке?
Какую учебную задачу поставили?
Каким способом решали учебную задачу?
К каким выводам пришли? Что выяснили?
Соответствуют ли выводы поставленной задаче?
Что запланируем на следующий урок?
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории математика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ