Конспект урока по математике "Площадь сложной фигуры" 5 класс
5-й класс. Математика. Урок «Площадь сложной фигуры».
Вовденко Ольга Леонидовна, учитель математики
МБОУ СОШ № 61 имени М.И. Неделина г.Липецк
Цели урока:
Образовательные:
закрепление знаний формул площади прямоугольника, прямоугольного треугольника;
анализ заданий на вычисление площади “сложной” фигуры и способов их выполнения;
самостоятельное выполнение заданий для проверки знаний, умений, навыков.
Развивающие:
развитие приёмов умственной и исследовательской деятельности;
развитие умения слушать и объяснять ход решения.
Воспитательные:
воспитывать у учащихся навыки учебного труда;
воспитывать культуру устной и письменной математической речи;
воспитывать дружеское отношение в классе и умение работать в группах.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование:
Математика: учебник для 5 кл. общеобразоват. учреждений/ Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов и др., М.: «Мнемозина», 2010 г.
Карточки для групп учащихся с фигурами для вычисления площади сложной фигуры.
Чертёжные инструменты.
План урока:
Организационный момент.
Актуализация знаний.
а) Теоретические вопросы (тест).
б) Постановка проблемы.
3. Изученного нового материала.
а) поиск решения проблемы;
б) решение поставленной проблемы.
4. Закрепление материала.
а) коллективное решение задач;
Физкультминутка.
б) самостоятельная работа.
5. Домашнее задание.
6. Итог урока. Рефлексия.
Ход урока.
Организационный момент.
Урок мы начнём вот с таких напутствующих слов:
Математика, друзья,
Абсолютно всем нужна.
На уроке работай старательно,
И успех тебя ждёт обязательно!
2.Актуализация знаний.
а) Фронтальная работа с сигнальными карточками (у каждого ученика карточки с числами 1, 2, 3, 4; при ответе на вопрос теста ученик поднимает карточку с номером правильного ответа).
1.Квадратный сантиметр – это:
1) площадь квадрата со стороной 1 см;
2) квадрат со стороной 1 см;
3) квадрат с периметром 1 см.
2.Площадь фигуры, изображённой на рисунке, равна:
1 дм
1 дм
1) 8 дм;
2) 8 дм2;
3) 15 дм2.
3.Справедливо ли утверждение, что равные фигуры имеют равные периметры и равные площади?
1) да; 2) нет.
4.Площадь прямоугольника определяется по формуле:
1) S = a2;
2) S = 2 • (a + b);
3) S = a • b.
5.Площадь фигуры изображённой на рисунке, равна:
1) 12 см;
2) 8 см; 6 см
3) 16 см.
2 см
б) (Постановка проблемы). 8 м
7 м
2 м
4 м
3 м
Задача. Сколько надо краски, чтобы покрасить пол, который имеет следующую форму (см. рис.), если на 1 м2 расходуется 200 г краски?
3.Изучение нового материала.
Что же мы должны узнать, чтобы решить последнюю задачу? (Найти площадь пола, который имеет вид «сложной фигуры».)
Учащиеся формулируют тему и цели урока (если необходимо учитель помогает).
Рассмотрим прямоугольник ABCD.B
N
C
A
K
D
P
M
1 см
Проведём в нем линию KPMN, разбив прямоугольник ABCD на две части: ABNMPK и KPMNCD.
Чему равна площадь ABCD? (15 см2)
Чему равна площадь фигуры ABMNPK? (7 см2)
Чему равна площадь фигуры KPMNCD? (8 см2)
Проанализируйте полученные результаты. (15= = 7 + 8)
Вывод? (Площадь всей фигуры равна сумме площадей её частей.)
S = S1 + S2
Как можно применить это свойство для решения нашей задачи?(Разобьём сложную фигуру на части, найдём площади частей, затем площадь всей фигуры.)
8 м
2 м
4 м
3 м
S2
S1
S3
7 м
S1 = 7 • 2 = 14 (м2)
S2 = (7 – 4) • (8 – 2 – 3) = 3 • 3 = 9 (м2)
S3 = 7 • 3 = 21 (м2)
S = S1 + S2 + S3 = 14 + 9 + 21 = 44 (м2)
Давайте составим план решения задач на нахождение площади «сложной фигуры»:
1) Разбиваем фигуру на простые фигуры.
2) Находим площади простых фигур.
3) Находим площадь всей фигуры: S = S1 + S2+ …
4.Закрепление материала.
а) Задача 1. (коллективное решение на доске и в тетрадях.) Сколько потребуется плитки, чтобы выложить площадку следующих размеров:
Решение:
30 дм
50 дм
20 дм
60 дм
K
M
D
C
B
A
S1
S2
S = S1 + S2
S1 = (60 – 30) • 20 = 600 (дм2)
S2 = 30 • 50 = 1500 (дм2)
S = 600 + 1500 = 2100 (дм2)
Есть ли другой способ решения? (Рассматриваем предложенные варианты.)
Ответ: 2100 дм2.
Задача 2. (коллективное решение на доске и в тетрадях.) Сколько требуется м2 линолеума для ремонта комнаты, имеющей следующую форму:
Решение:
3 м
5 м
2 м
S2
О
М
Р
К
S1
S = S1 + S2
S1 = 3 • 2 = 6 (м2)
S2 = ((5 – 3) • 2) : 2 = 2 (м2)
S = 6 + 2 = 8 (м2)
Ответ: 8 м2.
Физкультминутка.
А теперь, ребята, встали.
Быстро руки вверх подняли.
В стороны, вперед, назад.
Повернулись вправо, влево.
Тихо сели, вновь за дело.
б) Самостоятельная работа (обучающего характера).
Учащиеся разбиваются на группы (№ 5 – 8 более сильные). Каждая группа - ремонтная бригада.
Задание бригадам: определите, сколько надо краски, чтобы покрасить пол, имеющий форму фигуры, изображённой на карточке, если на 1 м2 требуется 200 г краски.
Вы эту фигуру строите своей тетради и записывая все данные, приступаете к выполнению задания. Можете обсуждать решение (но только в своей группе!). Если какая-то группа справляется с заданием быстро, то ей - дополнительное задание (после проверки самостоятельной работы).
Задания для групп:
№ 1
№ 2
№ 3
№ 4
№ 5 № 6
№ 7 № 8
5.Домашнее задание: п. 18, № 718, № 749.
130 м
560 м
410 м
160 м
220 м
Дополнительное задание. План - схема Летнего сада (Санкт-Петербург). Вычислить его площадь.
6.Итоги урока.
Рефлексия. Продолжи фразу:
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Теперь я могу…
Урок дал мне для жизни…
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории математика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ