Конспект урока по Математике "Приведение дроби к новому знаменателю" 5 класс
Открытый урок математики в 5 классе
Тема: Приведение дроби к новому знаменателю
Цель урока: Сформировать первые представления учащихся о приведение дробей к новым знаменателями; подвести учащихся к умению приводить дроби к общему знаменателю, складывать и вычитать дроби с разным знаменателями.
Тип урока: урок постановки учебной задачи (урок по ознакомлению учащихся с новым материалом).
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический, проблемный.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, магнитная доска, раздаточный материал (карточки).
Предполагаемые результаты:
Предметные: построить алгоритм приведения дроби к новому знаменателю, тренировать способность к его практическому использованию.
Регулятивные: учить планировать, контролировать, оценивать свои действия.
Коммуникативные: учить формулировать собственное мнение и позицию, учить сотрудничать и принимать мнения своих одноклассников.
Личностные: учить использовать полученную информацию для решения образовательных задач.
Метапредметные: учить обнаруживать пробелы в знаниях и уметь их восполнять.
Структура урока:
Орг.момент
Самоопределение к учебной деятельности.
Актуализация знаний и фиксация затруднений.
Выявление места и причины затруднения.
Построение проекта выхода из затруднения.
Первичное закрепление во внешней речи.
Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
Подведение итогов
Подготовка к ГИА
Рефлексия деятельности на уроке.
Ход урока:
№ п\п
Этап урока
Цель этапа
Деятельность учителя
Деятельность ученика
УУД
Наглядность
Формы контроля
2.
1. Организационный момент
Создать благоприятный психологический настрой на работу
Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.
Включаются в деловой ритм урока.
Рассматривали примеры на доске
Личностные: самоопределение.
Регулятивные: целеполагание.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
1.
Самоопределение к учебной деятельности
включить учащихся в учебную деятельность; определить содержательные рамки урока (продолжение работы с обыкновенными дробями).
- Перед началом урока хочу предложить вам решить задачу.
«Лягушки»
Для чего нам нужны такие упражнения? Чему учат?
Выполняют задачу
Для развития логического мышления.
Личностные: самоопределение, смыслообразование.
Регулятивные: целеполагание.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества.
Интерактивная доска
Диск
фронтальный контроль, самоконтроль
2.
Актуализация знаний и фиксация затруднений.
1) актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала: основное свойство дроби, приведение дробей к новому знаменателю,
2) актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: сравнение, анализ, обобщение;
3) зафиксировать все повторяемые понятия и алгоритмы в виде схем и символов: в виде свойств и определения;
4) зафиксировать индивидуальное затруднение в деятельности, демонстрирующее на личностно значимом уровне недостаточность имеющихся знаний: сложить дроби с разными знаменателями.
- А начнём мы как всегда с устной работы, потому что, чтобы узнать что-то новое …(необходимо повторить уже изученный материал).
Задания для устной работы:
Используя карандаш, записывают ответ.
Выполняют сравнение дробей
Познавательные: анализ, сравнение, аналогия, использование знаковой системы, осознанное построение речевого высказывания, подведение под понятие.
Регулятивные: выполнение пробного учебного действия, фиксация индивидуального затруднения, волевая саморегуляция в ситуации затруднения.
Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений учащихся.
Интерактив доска
фронтальный контроль, самоконтроль
3.
Выявление места и причины затруднения.
1) организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности;
2) согласовать цель и тему урока.
– Почему у вас получились такие разные ответы, как выяснить, кто выполнил задание правильно, а кто-то совсем не дали ответы, чем отличается предыдущее задание, с которым вы все хорошо справились от этого? (В предыдущем задании дроби были с одинаковыми знаменателями, и у нас был алгоритм сложения таких дробей, а в последнем задании у дробей разные знаменатели).
– Почему не можем выполнить задание правильно, , чем отличается предыдущее задание, с которым вы все хорошо справились от этого? -Что же нам надо сделать, чтобы выполнить задание, определить, кто его выполнил правильно?
Какая тема урока?
(Надо найти способ приведения к новому знаменателю, построить алгоритм приведения).
– Сформулируйте цели урока. (Построить алгоритм приведения дробей к новым знаменателями, научиться выполнять действия по построенному алгоритму).
– Хорошо! Чтобы продолжить работу, надо записать тему урока, что мы запишем в тетрадь?
– Запишите тему. (На доске открывается тема урока).
(В предыдущем задании дроби были с одинаковыми знаменателями, а в последнем задании у дробей разные знаменатели).
Выводят тему урока «Приведение дроби к новому знаменателю»
Определяют цель урока
Пытаются составить алгоритм
Познавательные: анализ, сравнение, обобщение, подведение под понятие, постановка и формулирование проблемы, построение речевого высказывания.
Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения.
Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений, разрешение конфликтной ситуации.
презентация
фронтальный контроль, самоконтроль
4
Построение проекта выхода из затруднения
1) организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия, устраняющего причину выявленного затруднения;
2) зафиксировать новый способ действия в знаковой, вербальной форме и с помощью эталона.
Необходимо дробь привести к знаменателю .
Можно ли это сделать, если можно, то как? После выполнения второго раздела урока ученик видит, что число 48 получается путём умножения 12 на 4. Вспоминая основное свойство дроби, приходим к выводу, что на 4 надо умножить и числитель, и знаменатель данной дроби.
Работа с презентацией
Далее учитель задаёт вопрос: можно ли эту дробь привести к знаменателю ? Почему? Приходим к выводу, что дробь можно привести к знаменателю, кратному знаменателю данной дроби.
Записывают правило
Правило:
Умножение числителя и знаменателя дроби на одно и то же число, отличное от 1 называют приведением дроби к новому знаменателю.
Число, на которое умножали числитель и знаменатель дроби, называют дополнительным множителем данной дроби.
Дробь можно привести к любому знаменателю, кратному знаменателю данной дроби.
Личностные: самоопределение, смыслообразование.
Познавательные: анализ, синтез, обобщение, аналогия, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, проблема выбора эффективного способа решения, планирование, выдвижение гипотез и их обоснование, создание способа решения проблемы.
Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения.
Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументирование своего мнения, учёт разных мнений, планирование учебного сотрудничества со сверстниками, достижение общего решения.
Модели
Слайд
Диск –дроби-основное свойство-флешдемон-приведение дроб
5.
Физминутка
презентация
6.
Первичное закрепление во внешней речи.
зафиксировать изученное учебное содержание во внешней речи
№ 116.
18
4
55
4
10
8
2
П
Р
И
Р
О
Д
А
16
10
3
10
4
55
9
Г
О
В
О
Р
И
Т
12
20
11
6
10
5
Я
З
Ы
К
О
М
5
2
9
7
5
2
9
55
6
55
М
А
Т
Е
М
А
Т
И
К
И
Вписывают ответы в таблицу
Сообщение учащегося о Галилее
Личностные: осознание ответственности за общее дело.
Познавательные: выполнение действий по алгоритму, построение логической цепи рассуждений, анализ, обобщение, подведение под понятие.
Коммуникативные: выражение своих мыслей, использование речевых средств для решения коммуникационных задач, достижение договорённости и согласование общего решения.
Интерактивна доска
фронтальный контроль, самоконтроль
7.
Организация первичного контроля
проверить своё умение применять алгоритм в типовых условиях на основе сопоставления своего решения с эталоном для самопроверки.
А сейчас каждый проверит сам себя – тест, насколько он сам понял алгоритм приведения и может его применить. Признак того, что вы работу закончили – поднятая рука.
Выполняют тест на ПК
После выполнения работы учащиеся проверяют свои ответы и отмечают правильно решённые примеры, исправляют допущенные ошибки, проводится выявление причин допущенных ошибок.
Познавательные: анализ, синтез, аналогия, классификация, подведение под понятие, выполнение действий по алгоритму.
Регулятивные: контроль, коррекция, самооценка.
Тест на ПК
диск
самоконтроль
дроби-подведем итоги- тренаж №17
8.
Этап подготовки к ГИА
Подготовка к экзамену
Предлагаю задание из части «Реальная математика» материалов ГИА
Работают по диаграмме
Познавательные: анализ, синтез, аналогия, классификация, подведение под понятие, выполнение действий по алгоритму.
Регулятивные: контроль, коррекция, самооценка
Презентация
взаимоконтроль
9.
Подведение итогов урока.
Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых
Индивидуальное оценивание
Комментируют оценки те учащиеся, которые получили оценки в тетрадях (вырабатываем навык самоконтроля)
Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль
10.
Информация о домашнем задании
Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.
Выставление оценок.
Вопрос: У кого есть вопросы по д/з? Теперь мы знаем, как выполнять эти задания? сейчас запишем домашнее задание№ 101 (Щедрин)
п.3.1.2
№ 86 №101
11.
Рефлексия
Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе.
– Что нового вы узнали на уроке?
– Кого вы можете отметить?
– Оцените свою работу на уроке.
Учащимся предлагается заполнить индивидуальную таблицу самооценки.
Выполняют задание учителя
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
Познавательные: рефлексия.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории математика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ