Конспект урока по математике "Противоположные числа и чудеса России" 6 класс
Тема «Противоположные числа и чудеса России»
Класс: 6
Ельцова Наталия Ивановна,
учитель математики
МКОУ «Александровская СОШ»
Таловского района Воронежской области
Цели урока:
Образовательная: ввести понятие противоположных чисел и закрепить знания, умения и навыки учащихся при решении конкретных упражнений и заданий по данной теме.
Развивающая: способствовать развитию воображения, творческой активности учащихся, а также памяти, внимания, логического мышления; активизировать познавательную деятельность учащихся;
Воспитательная: способствовать расширению кругозора учащихся; воспитывать любовь к природе своей страны, интерес к предмету
План урока:
1. Организационный момент (2 мин)
2. Актуализация опорных знаний (5 мин);
3. Изучение нового материала (15 мин)
4. Физкультминутка (2 мин);
5. Закрепление новой темы (13 мин);
6. Итог урока, оценки, домашнее задание (3 мин).
ХОД УРОКА:
Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Проверьте все ли у вас готово к уроку: тетрадь, учебник, ручка, карандаш, линейка.
Кто из Вас знает, как называется этот символ и что он может обозначать ? (слайд 2)
Монада один из древних китайских символов мира. Учёные, рассматривая китайскую монаду, пришли к выводу, что в этом знаке заключён скрытый математический смысл. А какой – вы сами раскроете в конце урока.
II. Актуализация опорных знаний
Новые знания будет очень трудно осваивать без умения быстро и верно считать, поэтому, как всегда, начнем урок с устного счета. (слайд 3)
После решения примеров составляют слово «ТЕРМОМЕТР»
Для чего используют термометр?.........................
Продолжаем устный счет, повторим уже изученное: (Слайд 4-8)
а) Числа, используемые при счете предметов, называют…
- десятичными дробями;
- натуральными числами.
б) Прямая с выбранными на ней началом отсчета, единичным отрезком и направлением называется…
- координатным лучом;
- координатной прямой.
в) Отрицательные числа находятся на горизонтальной координатной прямой…
- справа от нуля;
- слева от нуля.
г) Нуль – число…
- положительное;
- нейтральное;
- отрицательное.
Д)Отрицательные числа находятся на вертикальной координатной прямой…
- выше нуля;
- ниже нуля
Мир, окражающий нас, интересен, но противоречив.
Ещё в детстве вы читали сказки, в которых уживались добро и…(зло), теперь вы стали старше, учитесь в школе и получаете оценки - хорошие и…(плохие).
Жизнь состоит из противоположностей. В какой бы уголок мы не заглянули, всё равно увидим, что они уживаются рядом друг с другом. Вот, например, просто вода, но из крана она течёт горячая и …(холодная). ( слайд 9)
-А теперь давайте найдём противоположности в разных областях знаний.
-Русский язык (слова-антонимы: добро-зло, белый - чёрный). ( слайд 10)
-История (война-мир, импорт-экспорт). ( слайд 11)
-Биология (левая рука - правая рука).
-География ( зима - лето,). ( слайд 12) : если за точку отсчета берём поверхность земли, то высота гор - выше уровня земли, а глубина морей и океанов – ниже уровня земли. ( слайд 13)
Вы догадались, каким математическим понятием мы с вами будем сегодня заниматься?..... Правильно.
Как мы назовём тему нашего урока?- «Противоположные числа» . Запишите в тетради тему урока: Противоположные числа . (слайд 14)
III. Изучение нового материала.
В нашей стране есть множество удивительных мест, которые по праву называют чудесами России.
Мы сегодня рассмотрим несколько таких природных чудес и каждое из них мы свяжем с математикой, с нашей темой урока.
1. Столбы выветривания в республике Коми ( слайд 15)
Около 200 миллионов лет назад здесь были высокие горы. За многие тысячелетия совместным действием дождя, снега, ветра, растений и температурных перепадов горы постепенно разрушались, причем в первую очередь слабые и мягкие породы. Твёрдые же породы сохранились до наших дней, образовав семь огромных столбов, впечатляющих своим суровым величием.
Сейчас мы выполним 1 задание.
Все вычисления вы делаете в тетради, а ответ записываете в свою карту урока. К ней мы не раз будем обращаться . Слайд 16
Расположите числа в порядке возрастания:
Р
Ё
У
А
У
П
Н
П
Ь
М
Н
9
7
3
-7
0
-1
5
1
-3
-9
-5
Плато Мань-пупу-нёр (по другому гора каменных идолов)
Особенность этой горы заключается в том, что когда на южном склоне цветут цветы, на северном – лежит снег. Слайд 17
Как эта особенность связана с темой нашего урока?
(Это противоположные понятия)
Начертите у себя в тетради координатную прямую и отметьте на ней точки из предыдущего задания. (Слайд 18)
Какую особенность в расположении этих точек вы заметили?
(………………………..) Совершенно верно, точки одинаково удалены от начала отсчёта.
Слайд 19 Задача про девочек.
Так вот эти числа и называются противоположными.
В карте у вас записано неполное определение, запишите недостающие слова.
Два числа, отличающиеся друг от друга только знаками называются противоположными числами.
-Сколько можно подобрать противоположных для каждого числа?
-Всегда ли это так?
-Какое число противоположно самому себе?
( СЛАЙД 21)
-3. Данную запись можно читать по разному.
Например : минус 3, а можно и так: число противоположное трем.
Еще один пример: -(-6) минус минус шесть, или число противоположное числу минус шесть. Это возможные равноправные варианты.
Запись в тетради: ( СЛАЙД 22)
-а – число противоположное числу а
-(-а) - число противоположное числу минус а Но число противоположное –а это а, тогда у нас получается следующее равенство. -(-а) =а. Запишите его в тетрадь.
Рассмотрим примеры: -(-4)=4 -(-7) = 7 5,1= -(-5,1) -0=0
Первичное закрепление
Работа с учебником № 927 (верхнюю строчку) , устно.
2. Рассмотрим ещё одно интересное чудо, которого нет ни в одной стране мира.
Задание 2. Выберите из чисел противоположные и составьте слово. Не забудьте записать полученное слово в свою карту урока. : Слайд 23
- 3 9,4 3 8,2 7,5 0,25 1,4 -8,2 -0,25
А М Б Л У А И Й К
-3 3 8,2 -8,2 0,25 -0,25
А Б Л Й А К БАЙКАЛ
( слайд 24) Байкал удивляет своей красотой и …
И вот не успели мы с вами заговорить про него, как вдруг начинается самый настоящий шторм… (музыка)
Давайте закроем глаза, расслабимся и представим, что мы на берегу озера Байкал…. Вдыхаем его свежайший воздух, ощущаем дуновение ветра, запахи матушки Сибири….
Ну, вот опять на озере штиль и теперь мы можем заняться вычислениями.
Решите пример, и вы узнаете среднюю глубину озера Байкал. Слайд 25
Задание 3
717,2 + 96: 7,5 = 730.
Не забудьте записать полученное слово в свою карту урока.
Средняя глубина – 730 метров. А противоположное ему число какое? (-730)
3. Долина гейзеров на Камчатке
Сам гейзер находится под землёй, а струя воды – над землёй. Слайд 26
Долина гейзеров была открыта не так давно, в 1941 году. Совершенно случайно был обнаружен самый первый источник.
Сейчас вы определите название этого гейзера.
Задание 4
Расположить числа в порядке убывания:
Ц(-5), Е(3,5), В(0,5), Е(-1), Н (-2,5), Р(2), Е(-4), П(5).
Первенец – название первого гейзера. Не забудьте прокарту урока. Слайд 27
Решите уравнение и вы узнаете, какова глубина этого гейзера:
Задание 5. ( решение уравнения у доски)
х = 1,5 (метра)
А высота струи в 10 раз больше. Сколько? 1,5 • 10 = 15 метров.
Вернемся к вопросу в начале урока? (слайд 29)
IV. Подведение итогов
V. Постановка домашнего задания. Слайд 30
№ 943; № 944; № 945.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории математика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ