Конспект урока по математике "Противоположные числа и чудеса России" 6 класс

5


Тема «Противоположные числа и чудеса России»

Класс: 6

Ельцова Наталия Ивановна,

учитель математики

МКОУ «Александровская СОШ»

Таловского района Воронежской области

Цели урока:

 Образовательная: ввести понятие противоположных чисел и закрепить знания, умения и навыки учащихся при решении конкретных упражнений и заданий по данной теме.

Развивающая: способствовать развитию воображения, творческой активности учащихся, а также памяти, внимания, логического мышления; активизировать познавательную деятельность учащихся;

Воспитательная: способствовать расширению кругозора учащихся; воспитывать любовь к природе своей страны, интерес к предмету

План урока: 
1.    Организационный момент (2 мин) 
2.    Актуализация опорных знаний (5 мин);
3.    Изучение нового материала (15 мин)
4.    Физкультминутка (2 мин);
5.    Закрепление новой темы (13 мин);
6.    Итог урока, оценки, домашнее задание (3 мин).


ХОД УРОКА:


  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Проверьте все ли у вас готово к уроку: тетрадь, учебник, ручка, карандаш, линейка.

Кто из Вас знает, как называется этот символ и что он может обозначать ? (слайд 2)

Монада один из древних китайских символов мира. Учёные, рассматривая китайскую монаду, пришли к выводу, что в этом знаке заключён скрытый математический смысл. А какой – вы сами раскроете в конце урока.

II. Актуализация опорных знаний

Новые знания будет очень трудно осваивать без умения быстро и верно считать, поэтому, как всегда, начнем урок с устного счета. (слайд 3)

После решения примеров составляют слово «ТЕРМОМЕТР»

Для чего используют термометр?.........................

Продолжаем устный счет, повторим уже изученное: (Слайд 4-8)

а) Числа, используемые при счете предметов, называют…

- десятичными дробями;

- натуральными числами.

б) Прямая с выбранными на ней началом отсчета, единичным отрезком и направлением называется…

- координатным лучом;

- координатной прямой.

в) Отрицательные числа находятся на горизонтальной координатной прямой…

- справа от нуля;

- слева от нуля.

г) Нуль – число…

- положительное;

- нейтральное;

- отрицательное.

Д)Отрицательные числа находятся на вертикальной координатной прямой…

- выше нуля;

- ниже нуля


Мир, окражающий нас, интересен, но противоречив.

Ещё в детстве вы читали сказки, в которых уживались добро и…(зло), теперь вы стали старше, учитесь в школе и получаете оценки - хорошие и…(плохие).

Жизнь состоит из противоположностей. В какой бы уголок мы не заглянули, всё равно увидим, что они уживаются рядом друг с другом. Вот, например, просто вода, но из крана она течёт горячая и …(холодная). ( слайд 9)

-А теперь давайте найдём противоположности в разных областях знаний.

-Русский язык (слова-антонимы: добро-зло, белый - чёрный). ( слайд 10)

-История (война-мир, импорт-экспорт). ( слайд 11)

-Биология (левая рука - правая рука).

-География ( зима - лето,). ( слайд 12) : если за точку отсчета берём поверхность земли, то высота гор - выше уровня земли, а глубина морей и океанов – ниже уровня земли. ( слайд 13)


Вы догадались, каким математическим понятием мы с вами будем сегодня заниматься?..... Правильно.

Как мы назовём тему нашего урока?- «Противоположные числа» . Запишите в тетради тему урока: Противоположные числа . (слайд 14)


III. Изучение нового материала.


В нашей стране есть множество удивительных мест, которые по праву называют чудесами России.

Мы сегодня рассмотрим несколько таких природных чудес и каждое из них мы свяжем с математикой, с нашей темой урока.

1. Столбы выветривания в республике Коми ( слайд 15)

Около 200 миллионов лет назад здесь были высокие горы. За многие тысячелетия совместным действием дождя, снега, ветра, растений и температурных перепадов горы постепенно разрушались, причем в первую очередь слабые и мягкие породы. Твёрдые же породы сохранились до наших дней, образовав семь огромных столбов, впечатляющих своим суровым величием.

Сейчас мы выполним 1 задание.

Все вычисления вы делаете в тетради, а ответ записываете в свою карту урока. К ней мы не раз будем обращаться . Слайд 16

Расположите числа в порядке возрастания:


Р

Ё

У

А

У

П

Н

П

Ь

М

Н

9

7

3

-7

0

-1

5

1

-3

-9

-5

Плато Мань-пупу-нёр (по другому гора каменных идолов)


Особенность этой горы заключается в том, что когда на южном склоне цветут цветы, на северном – лежит снег. Слайд 17


Как эта особенность связана с темой нашего урока?

(Это противоположные понятия)


Начертите у себя в тетради координатную прямую и отметьте на ней точки из предыдущего задания. (Слайд 18)


Какую особенность в расположении этих точек вы заметили?

(………………………..) Совершенно верно, точки одинаково удалены от начала отсчёта.

Слайд 19 Задача про девочек.

Так вот эти числа и называются противоположными.

В карте у вас записано неполное определение, запишите недостающие слова.

Два числа, отличающиеся друг от друга только знаками называются противоположными числами.

-Сколько можно подобрать противоположных для каждого числа?

-Всегда ли это так?

-Какое число противоположно самому себе?

( СЛАЙД 21)

-3. Данную запись можно читать по разному.

Например : минус 3, а можно и так: число противоположное трем.

Еще один пример: -(-6) минус минус шесть, или число противоположное числу минус шесть. Это возможные равноправные варианты.

Запись в тетради: ( СЛАЙД 22)

-а – число противоположное числу а

-(-а) - число противоположное числу минус а Но число противоположное –а это а, тогда у нас получается следующее равенство. -(-а) =а. Запишите его в тетрадь.

Рассмотрим примеры: -(-4)=4                -(-7) = 7 5,1= -(-5,1) -0=0           

Первичное закрепление

Работа с учебником № 927 (верхнюю строчку) , устно.


2. Рассмотрим ещё одно интересное чудо, которого нет ни в одной стране мира.

Задание 2. Выберите из чисел противоположные и составьте слово. Не забудьте записать полученное слово в свою карту урока. : Слайд 23

- 3 9,4 3 8,2 7,5 0,25 1,4 -8,2 -0,25

А М Б Л У А И Й К


-3 3 8,2 -8,2 0,25 -0,25

А Б Л Й А К БАЙКАЛ


( слайд 24) Байкал удивляет своей красотой и …

И вот не успели мы с вами заговорить про него, как вдруг начинается самый настоящий шторм… (музыка)

Давайте закроем глаза, расслабимся и представим, что мы на берегу озера Байкал…. Вдыхаем его свежайший воздух, ощущаем дуновение ветра, запахи матушки Сибири….

Ну, вот опять на озере штиль и теперь мы можем заняться вычислениями.

Решите пример, и вы узнаете среднюю глубину озера Байкал. Слайд 25


Задание 3

717,2 + 96: 7,5 = 730.

Не забудьте записать полученное слово в свою карту урока.

Средняя глубина – 730 метров. А противоположное ему число какое? (-730)


3. Долина гейзеров на Камчатке

Сам гейзер находится под землёй, а струя воды – над землёй. Слайд 26

Долина гейзеров была открыта не так давно, в 1941 году. Совершенно случайно был обнаружен самый первый источник.

  1. Сейчас вы определите название этого гейзера.

Задание 4

Расположить числа в порядке убывания:

Ц(-5), Е(3,5), В(0,5), Е(-1), Н (-2,5), Р(2), Е(-4), П(5).


Первенец – название первого гейзера. Не забудьте прокарту урока. Слайд 27

  1. Решите уравнение и вы узнаете, какова глубина этого гейзера:

Задание 5. ( решение уравнения у доски)



х = 1,5 (метра)


А высота струи в 10 раз больше. Сколько? 1,5 • 10 = 15 метров.


Вернемся к вопросу в начале урока? (слайд 29)


IV. Подведение итогов

V. Постановка домашнего задания. Слайд 30

943; № 944; № 945.








Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории математика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ