Конспект урока по математике "Решение уравнений и задач" 5 класс

Афанасьева Елена Викторовна

МБОУ СОШ№12, г.Ноябрьск

Учитель математики


Тема: Решение уравнений и задач (путешествие в космос)

Цель: закрепить умения и навыки решения уравнений и задач с помощью уравнений.

Задачи:

  • Образовательные :

повторить понятия уравнения и корня уравнения;

повторить решение простых уравнений;

закрепить навыки решения уравнений, содержащих более одного арифметического действия;

закрепить навыки решения задач с помощью уравнений.

  • Воспитательные:

воспитание интереса к предмету через нетрадиционную форму проведения урока.

  • Развивающие:

развивать логическую смекалку;

развивать творческое мышление.

Тип урока: урок повторения и закрепления знаний учащихся по теме: “Решение уравнений”.

Формы организации учебной деятельности: коллективная, индивидуальная.

Оборудование: компьютер, проектор, магнитофон.

Дидактическое обеспечение урока: набор индивидуальных карточек (Приложение 3), презентация PowerPoint “Путешествие по Солнечной системе” (Приложение 1), аудиофайл с музыкой космоса (Приложение 2).


ХОД УРОКА


I. Организационный момент.


Добрый день, ребята. Сегодня я приглашаю вас на необычный урок. Сегодня мы совершим виртуальное путешествие по планетам Солнечной системы.


{Слайд 1. Демонстрация Солнечной системы.}


{Звучит легкая космическая музыка} (Приложение 2)


Звездное небо. Что может быть необычнее и притягательнее? Россыпь звезд, яркий свет далеких галактик. Человек давно начал постигать межпланетное пространство. Но, к сожалению, человеческие возможности ограничены, и здесь на помощь ученым приходит наука математика.

Сегодня во время нашего виртуального путешествия мы проверим свои знания и умения по решению уравнений и задач с помощью уравнений.


{Оформление тетрадей}


II. Актуализация знаний по теме: “Уравнения”.

{Слайд 2-4 . основные понятия.}


Вспомним основные понятия из темы: “Уравнения”.

Ученики отвечают устно.

  1. Что такое уравнение?

  • Выражение, содержащее букву;

  • Равенство, содержащее букву, значение которой надо найти;

  • Равенство, содержащее числа, скобки и знаки действий.

  1. Что называют корнем уравнения?

  • Значение буквы;

  • Часть уравнения, находящаяся в земле;

  • Значение буквы, при котором уравнение превращается в верное числовое равенство.

  1. Решить уравнение это

  • Найти все корни уравнения или убедиться, что корней нет;

  • Найти значение буквенного выражения;

  • Найти хотя бы один корень уравнения.


{Слайд 5. Решить уравнения.}

Вместо звёздочки подставить такое число, чтобы получилось уравнение, корнем которого было бы число 4.

  • а) * + 5 = 2x + 1; (*4)

  • б) 3x – 7 = * – 2; (*7)

  • в) (5x + 1)2 =* – 3. (*5)


III. Проверка навыков решения уравнений, содержащих одно арифметическое действие.


Я вижу, вы хорошо готовы к нашему путешествию.


Заправлены в планшеты космические карты.

Отправимся в дорогу мы прямо из-за парты.

Первый на пути – Меркурий.

Он первый от Солнца, с него и начнем,

Нет атмосферы и жизни на нем.


{Слайд 6. Демонстрация Меркурия}


На Меркурии мы повторим решение уравнений, содержащих одно арифметическое действие. Работать будем на полосках с кружочками (карточка 1).


Задание: решите уравнение и в каждой из троек предложенных чисел выберите правильный ответ. Запишите букву, соответствующую выбранному числу.


{Демонстрация слайдов 7 – 13}

b + 35 = 67

34

32

102

Б

П

Т



5 а = 350

1750

70

345

А

У

Я



у – 135 = 207


70

345

С

З

В



150 – а = 83

63

67

77

В

Т

Ж






у : 63 = 3

21

66

189

О

Е

Ы



х + 72 = 119

54

191

47

П

М

Н


190 : t = 38

5

233

157

Я

Ю

В





Проверим правильно ли вы записали буквы. Какое слово вы получили? (Пустыня.)


{Слайд 14. Демонстрация ответа}


Ответ: ПУСТЫНЯ


Слово “пустыня”, казалось бы, земное, появилось здесь не случайно. Меркурий – первая от Солнца планета, Солнце здесь светит в 7 раз сильнее, чем на Земле. Меркурий – царство пустынь. Одна половина его – горячая каменная пустыня, другая – ледяная пустыня.


IV. Проверка навыков решения уравнений, содержащих более одного арифметического действия.


Летим дальше. Следующая на нашем пути планета, четвертая от Солнца, похожа на Землю, но меньше ее по величине и холоднее. Единственный, кроме Луны, космический объект, который уже можно достичь при помощи современных ракет.


Какая это планета? Марс.


{Слайд 15. Демонстрация Марса}


На Марсе мы проверим навыки решения уравнений, содержащих более одного арифметического действия.


{Слайд 16. Демонстрация задания}


{Работа в тетрадях и у доски}

19х - 3х + 5 = 133; (х=8)

248 – (у + 123) = 24; (у=101)

(24 – х) + 37 = 49; (х=12)

(у + 263) – 97 = 538; (у=372)

9а – а + 14 = 94 (а=10)



Теперь возьмите карточку 2. Закрасьте те клетки таблицы, в которых записаны полученные ответы. Время выполнения задания – 1 мин. Готовность – поднятая рука.

10

101

54

8

108

78

12

372

132


Какую букву русского алфавита образовали все закрашенные клетки?


{Слайд 17. Демонстрация правильного ответа}


С – “Солнце”. Солнце – это огромный шар из плазмы, состоящий, в основном, из водорода и гелия, звезда-карлик, вокруг которой обращаются все планеты Солнечной системы.


{Слайд 18. Демонстрация Солнца}


V. Задание на сравнение натуральных чисел.


Скорости вращения планет вокруг Солнца различны. Приведем, к примеру, скорости вращения посещенных нами планет: скорость вращения Марса 24 км/с, скорость вращения Меркурия 48 км/с.


Задание: сравните скорости вращения Меркурия и Марса.


{Слайд 15. Демонстрация условия задачи}


(48 : 24 = 2 – Меркурий вращается быстрее Марса в 2 раза)


VI. Проверка навыков решения задач с помощью уравнений.


Следующая планета нашего виртуального путешествия – Венера.


{Слайд 19. Демонстрация Венеры}


Венера – вторая планета от Солнца. Она подходит к Земле ближе, чем какая-либо другая. Найти Венеру на небе очень легко. Каждые 7 месяцев в течение нескольких недель Венера представляет собой самый яркий объект в небе.


Решим задачу с помощью уравнения, в которой говорится о еще двух планетах Солнечной системы: Уране и Нептуне.


{Слайд 20. Демонстрация условия задачи}


Задача

Уран и Нептун, почти одинаковые по размерам, их называют планетами близнецами. Если число спутников Нептуна увеличить на 12, и от этой суммы отнять 2, то получите число спутников Урана, которое равно 18. Найдите число спутников Нептуна.

Решение:

Пусть х – число спутников Нептуна, тогда (х + 10) – 2 – число спутников Урана.

Зная, что число спутников Урана равно 18, составим и решим уравнение.

(х + 12) – 2 = 18,

х + 12 = 18 + 2,

х + 12 = 20,

х = 20 – 12,

х = 8.

Ответ: х = 8.

Значит число спутников Нептуна равно 8.

Ответ. 8 спутников.


VII. Проверка навыков решения уравнений.


{Звучит легкая космическая музыка}(Приложение 3)

Снова отправляемся в открытый космос.


Закройте глаза и представьте перед собой картину. Тишина. Темное небо. Маленькая точка. Точка приближается и превращается в шар. Мы уже можем различить на точке синий цвет – это океаны. Желтый и коричневый – пески. Зеленый цвет – леса. И вот на небе появляется еще одна маленькая точка – это Вы. Вы летите над планетой Земля. Вам легко, спокойно. Перед Вами открываются бескрайние картины звездного неба. Через несколько секунд по моей просьбе Вы откроете глаза и окажетесь на Земле отдохнувшими и полными свежих сил и энергии.


{Слайд 21. Демонстрация Земли}


Теперь откройте глаза и приготовьтесь выполнить тестовую работу. На партах у вас лежат карточки с тестом. На карточке напишите свою фамилию. При выполнении работы вам нужно выбрать правильный ответ и обвести его кружком. Время выполнения 7 минут.


Ребята, время закончилось. Теперь поменяйтесь карточками со своим соседом, возьмите в руки красную ручку и проверьте правильность выполнения задания. Неправильный ответ нужно зачеркнуть. Время выполнения 1 минута.


{Слайд 22. Демонстрация правильного ответа}


Теперь снова поменяйтесь карточками.

Поднимите руки те, у кого 2 ошибки, 1 ошибка, нет ошибок.


VIII. Итог урока.


Молодцы. А сейчас ответьте мне на несколько вопросов.

Что нового узнали сегодня?

Какая из планет вам запомнилась больше всего?

Откройте дневники и запишите домашнее задание.



Сегодня мы побывали только на четырех планетах Солнечной системы. Всего же планет в нашей системе 9.


{Слайд 23. Демонстрация Солнечной системы}


Если мы будем удаляться от Солнца, то увидим планеты в таком порядке: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.


Наше путешествие и вместе с ним наш урок подошли к концу. Спасибо всем за работу.


{Слайд 24}




Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории математика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ