Конспект урока по математике "Столько же. Равенство и неравенство чисел"

Урок математики

Столько же. Равенство и неравенство чисел.

Цель: раскрыть принцип сравнения чисел, через установление пар соответствия.

Задачи:

  • учить сравнивать совокупности предметов по количеству с помощью знаков «=»,«≠»;

  • закрепить названия геометрических фигур; знания состава и нумерацию чисел до 5.

  • развивать речь, аналитические умения, внимание, память, творческие способности учащихся;

Формируемые УУД

Личностные: самоопределение;

Регулятивные: планирование, самоконтроль, оценка своей деятельности;

Познавательные: общеучебные универсальные действия: знаково - символические, формулирование проблемы, учащиеся самостоятельно определяют способы решения проблем творческого и поискового характер, развивая логические универсальные действия;

Коммуникативные: (групповая и индивидуальная работа) учащиесяучатся оформлятьсвои мысли в устной и письменной форме, учатся слушать и слышать других, задавать вопросы;

Для достижения цели и задач урока используются методы:

  • словесный

  • наглядный

  • поисковый

  • проблемно-исследовательский

  • практический

  • контроль и самоконтроль (обратная связь)

  • индуктивный (от частного к общему),

  • дедуктивный (от общего к частному);

Оборудование: учебник-тетрадь, геометрический демонстрационный материал, демонстрационный материал (опорные слова СТОЛЬКО ЖЕ, знаки «=»,«≠», иллюстрации, мешочки «знаний», смайлики), карточки с заданиями для парной работы.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Начинаем мы опять
Решать, отгадывать, смекать!
Пожелаем всем удачи –
За работу, в добрый час!

2. Актуализация опорных знаний

Учитель: Ребята, посмотрите внимательно на доску, что вы видите?

Равнобедренный треугольник 12Прямоугольник 13Прямоугольник 14





Ученики: Геометрические фигуры.
Учитель: Назовите данные фигуры, по каким признакам вы их узнали?

Ученики дают характеристику прямоугольника, треугольника.

Учитель: Внимательно посмотрите, запомните последовательность. Закройте глаза (Учитель меняет расположение ).
Учитель: Что заметили?

Учитель: Прыгните столько раз, сколько треугольников у вас.
Учитель: Хлопните столько раз, сколько прямоугольников у вас.

3. Постановка учебной задачи, сообщение темы (Аналитическая деятельность)

Учитель: Назовите те фигуры, о которых можно сказать, что их больше. На сколько, больше? Докажите свой ответ.
Учитель: Назовите те фигуры, о которых можно сказать, что их меньше. На сколько, меньше? Докажите свой ответ.

Учитель: Что можно построить из этих фигур? (Собрать дом)

Учитель: А живут в этом доме сказочные герои, о которых можно сказать, что их количество одинаковое с количеством геометрических фигур на доске.

Учитель: Что значит одинаково, какими словами можем заменить слово одинаково?
Ученики: Равно, столько же.
Учитель: Молодцы, сегодня эти слова нам помогут на уроке.

Учитель вывешивает данные слова.

Учитель: Кто же живёт в этом доме?

4. Сообщение цели урока

Учитель: Сегодня нам слово «Столько же» поможет сравнивать множества предметов по их количеству.
Учитель: Вспомните сказку. О каких предметах можно сказать, что их столько же, сколько медведей?

Докажите, не считая, что фигур во множествах одинаковое количество или столько же. (объединение в пары; методом наложения). (Дети выходят и сравнивают множества медведей и стульев…)

Учитель: Какой знак нам поможет сказать, что медведей столько же, сколько и кроватей?
Ученики: Знак « = » (учитель демонстрирует знак, прикрепляет его к опорному слову).

Физминутка «Три медведя»

Три медведя шли домой: (дети идут как медведи)

Папа был большой-большой, (поднимают руки вверх)

Мама с ним - поменьше ростом, (руки на уровне груди, вытянуты вперед)

А сыночек просто крошка, (садятся на корточки)

Очень маленький он был,

С погремушками ходил, (встают и имитируют игру на погремушках, поднимают руки вверх и произносят слова: динь-динь-динь)

Проблемная ситуация (работа в парах)

(Учитель выдает карточку с изображением геометрических фигур неравного количества )

Учитель: Ребята, работая в парах, определите, каких фигур больше и вместо точек поставьте нужный знак сравнения.

Возникла проблемная ситуация, количество треугольников неравно количеству кружочков.

Учитель: Какой знак вы поставили при сравнении геометрических фигур?
Ученики: ≠
Учитель: Что показывает этот знак?
Ученики: То, что количество кругов неравно количеству треугольников. 
Учитель: Доскажите словечко. Что необходимо сделать, чтобы сравнить множества элементов?

«Сравнить элементы множеств с помощью составления … (пар).»

Вывод: Ребята молодцы, Вы «открыли» принцип сравнения множеств по количеству элементов с помощью составления пар.

5. Первичное закрепление, использование способа действия, работа по учебнику (индивидуальная работа)

Учитель: В математике сравнивают не только геометрические фигуры, но и другие предметы.
Учитель: Посмотрите, какое задание нам приготовил учебник на странице №45 под номером 2. Исследуйте задание, что необходимо сделать?
Ученики: Сравнить множества ребят и конфет; множество машин и мотоциклов. 
Учитель: Что значит сравнить?
Учитель: Проверим, кто у нас внимательней, мальчики или девочки? Мальчики сравнивают машинки и велосипеды, девочки ребят и конфеты.

Два человека работают у доски, где записывают ответ в буквенной форме: Д=К, М≠В. объясняя свой ответ. (Взаимопроверка)

Учитель: Что вы сделали, чтобы сравнить множества элементов?
Ученики: Образовали пары соответствия.

Физминутка:

У медведя дом большой,

А у зайки маленький.

Наш медведь домой пошел.

Поскакал и заинька.

6. Самостоятельная работа: стр.45 №4., применение открытого способа действия (контроль и самоконтроль)

Учитель: Исследуйте задание к №4 на стр.45 и выполните его.















Проверка: слайд с выполненным заданием.

Учитель: Ребята сравните правильность выполнения задания, какие трудности у вас возникли при его решении?

Учитель: Сделаем вывод: как необходимо действовать, чтобы сравнить числа, обозначающие количество элементов данного множества? (Демонстрация слайда с проговариванием)

1. Составить пары для того, чтобы сравнить число элементов двух множеств.
2. Обозначить цифрой количество предметов каждого множества.
3. Если всем элементам множества хватает пар, то числа равны, а если нет, то числа не равны.
4. Оставшиеся без пары элементы показывают, какое из двух чисел больше и на сколько.

8. Итог урока

Учитель: Ребята, какие слова и знаки помогли сделать «открытие» на уроке?
Ученики: «Столько же» , «=» , «≠».
Учитель: Когда мы говорим «столько же»?
Учитель: Что самое главное из материала сегодняшнего урока нужно хорошо запомнить?
Учитель: Какое задание было самым интересным?

9. Рефлексия

Учитель: Перед вами два мешочка «знаний» (множества), возьмите свои смайлики, и если у вас все получилось на уроке, то свой смайлик прикрепите на первый мешочек «знаний», а если что-то не получилось то на второй. Сравним, на каком мешочке смайликов больше и на сколько. Спасибо за урок!

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории математика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ