Математическая викторина(сценарий внеклассного мероприятия) 5-6 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение-

Средняя общеобразовательная школа № 10













Математическая викторина

(Сценарий внеклассного мероприятия по математике

для учащихся 5-6 классов)













Составил:

Гаас Людмила Георгиевна



х. Новосадковский

2014

Задачи.

  • Прививать познавательный интерес к математике

  • Закреплять знания математических терминов, умения выполнять вычислительные действия на изученные случаи умножения, деления и сложения.

  • Совершенствовать вычислительные навыки

  • Способствовать развитию логического мышления, речи, памяти, внимания.

Начать математическую викторину я хочу стихотворением М.Борзаковского “Математика повсюду!”:

Математика повсюду. Глазом только поведешь
И примеров сразу уйму ты вокруг себя найдешь.
Каждый день, вставая бодро, начинаешь уж решать:
Идти тихо или быстро, чтобы в класс не опоздать.
Вот строительство большое. Прежде чем его начать,
Нужно всё ещё подробно начертить и рассчитать.
А иначе рамы будут с перекосом, потолок провалится.
А кому, друзья скажите, это может нравится?
Ох, скажу я вам, ребята, все примеры не назвать,
Но должно быть всем понятно, что математику нам
надо знать.
Если хочешь строить мост, наблюдать движенье звёзд,
Управлять машиной в поле, иль вести машину ввысь,
Хорошо работай в школе, добросовестно учись!

1.Разминка (Кто быстрее ответит - получает 1 балл.)

- Сколько хвостов у семи котов? (7)

-Сколько носов у двух псов? (2)

-Сколько пальчиков на руках у четырёх мальчиков? (40)

-Сколько ушей у пяти малышей? (10)

-Сколько ушек у трёх старушек? (6)

-Сколько у десяти ослов ушей и хвостов? (30 = 20 ушей + 10 хвостов)

-Тройка лошадей пробежала 30 км. Сколько километров пробежала каждая лошадь? (30 км)

-В 12 часов ночи идёт дождь. Можно ли утверждать, что через 48 часов будет светить солнце? Почему? (Нет, так как через 2 суток будет вновь ночь)

-Что тяжелее : килограмм сена или килограмм железа? (Одинаковый вес)

- Сколько месяцев в году? (12)

- Назовите шестой месяц года. (Июнь.)

- Сколько всего времен года? (4)

- Сколько месяцев во времени года? (3)

- Какой по счету среди зимних месяцев январь? (2)

- Каков порядковый номер месяца года, заканчивающегося на «Й»? (5, май.)

- Предпоследняя буква второго месяца зимы. (р)

- Название первого месяца осени. (Сентябрь.)

- Кого по осени считают? (Цыплят.)

- Назовите четвертую с начала букву русского алфавита. (г)

- Какая по счету в алфавите буква «Ю»? (32-я)

- Сколько океанов на Земле? (4)

- Назовите первую букву названия столицы Франции. (П)

- Назовите первую букву названия страны, где столица Токио. (Я)

- Сколько дней в високосном феврале? (29)

- Какая буква четвертая в слове ПОДЪЕЗД? (Ъ)

- Сколько всего двузначных чисел? 90

- Результат сложения? (сумма).

- Как называются числа, используемые при счёте предметов? (натуральные).

- Замените слова: Умножение, Деление, Сложение, Вычитание одним

общим словом (действия).

- Часть прямой, ограниченная с обеих сторон? (отрезок)

- Сумма длин сторон треугольника? (периметр)

- Прямоугольник с равными сторонами? (квадрат)

- Инструмент для вычерчивания окружностей? (циркуль)

- Сколько будет 9 умножить на 8? (72).

- Как в старину называлось расстояние между концами расставленных большого и указательного пальцев? (пядь)

-Чему равны 100 см.? (I м.)

-Как называется результат деления? (частное)

-Часть прямой имеющая начало? (луч)

-Переместительный закон сложения? ( а+в = в+а ).

-Как называется многоугольник, имеющий 3 стороны? (треугольник)

-Назовите на натуральное число? (0).

-Число разрядов в классе? (3)

-Одно яйцо варят 4 мин. Сколько варят 5 яиц? (4 мин.).

-Инструмент для откладывания отрезков? (линейка)

-Сколько минут в 2-х часах? (120 мин.)

-Как называются числа, которые складывают? ( Слагаемые).

- Сколько будет 7 умножить на 8? (56)

- Сколько на берёзе яблок, если 8 сучков, на каждом сучке по 5 яблок? (на берёзе яблок нет)

- Сотая часть числа? (процент)

-Прибор для измерения углов? (транспортир)

-Наименьшее натуральное число? ( I).

- Может ли при умножении получаться 0? (да)

-Что легче 1 кг. железа или I кг. пуха ? ( равны ).

-Чему равен пуд? (16 кг.)

-Градусная мера развёрнутого угла? (180)

-Прибор для построения окружностей? (циркуль)

-Какое число имеет только 2 делителя? (простое).

-Единица измерения массы драгоценных камней? (карат ),

-Равенство, содержащее букву, значение которой надо найти? (уравнение)

-Двое играли в шахматы два часа. Сколько времени играл каждый? (2 ч.).

-Какие натуральные числа имеют более двух делителей? (составные)

-Что означает формула: Sв? (Площадь прямоугольника)

-Единица измерения скорости на море? (миля, узел )

-Чему равна 1/4 часть часа? (15мин.)

-Отрезок, соединяющий точку окружности с центром? (радиус)

-Какую часть часа составляет 20 мин.? (1/3)

-Тройка лошадей пробежала 30 км. Сколько км пробежала каждая лошадь ? ( 30 км.).

- Место, занимаемое цифрой в записи числа? ( разряд )

-Как называется сумма длин сторон четырёхугольника? (периметр).

-Как называется дробь, у которой числитель больше знаменателя?

(неправильная)

2.Задачи на смекалку

1.В классе 36 учеников. Мальчиков на 3 больше, чем девочек. Сколько в классе может быть мальчиков и сколько девочек?

Ответ: Такого не может быть.

2. У Коли и Мани было поровну тетрадей. Коля из своих тетрадей дал две Мане. На сколько больше тетрадей стало у Мани, чем у Коли?

Ответ: на 4.

3. В двух классах 70 учеников. В одном из этих классов учащихся на 5 человек больше, чем в другом. Сколько учеников может быть в каждом из этих классов?

Ответ: Такого не может быть.

4. Два отца и два сына разделили между собой три апельсина так, что каждому досталось по одному апельсину. Как это могло случиться?*

Ответ: отец, сын, дед.

5. В каждом из четырех углов комнаты сидит кошка. Напротив каждой из этих кошек сидят три кошки. Сколько всего в этой комнате кошек?

Ответ: 4.

6. У отца шесть сыновей. Каждый сын имеет сестру. Сколько всего детей у этого отца?

Ответ: 7.

8. Перед вами стоят шесть стаканов: три с водой и три пустых. Дотроньтесь рукой лишь до одного стакана и добейтесь, чтобы пустые и полные стаканы чередовались.

■■■□□□

Ответ: Перелить воду из второго стакана в пятый.

9. Как записать двойку тремя пятерками?

Ответ: (5 + 5) : 5

10. Как записать четыре тремя пятерками?

Ответ: 5 – 5 : 5

11. Как записать пятерку тремя пятерками?

Ответ: 5 ∙ 5 : 5

12. Как с помощью только одной палочки, не ломая её, образовать на столе треугольник?

Ответ: положить палочку на угол стола.

13. Если курица стоит на одной ноге, то она весит 2кг. Сколько будет весить курица, если она встанет на две ноги?

Ответ: 2кг.

14. Сколько концов у палки? У двух палок? У двух с половиной палок?

Ответ: 2; 4; 6.

3.Задачи-загадки

1.Король с бывшей у него в гостях Кошкой играли в загадки.

Король спросил: «Пришел мельник на мельницу, на мельнице четыре угла, в каждом углу – по четыре мешка, в каждом мешке – по четыре кошки, у каждой кошки – по четыре котенка. Сколько всего ног?»

Ответ.

- Это очень просто! – улыбнулась Кошка. - Две.

- Как две? Сосчитай-ка! – возмутился Король.

- А чего тут считать? Ноги только у мельника, а у кошек, всем известно, лапки!..

2 .Скажите точную дату, когда начнется XXII век?1 января 2101

3. Мальчик каждую букву своего имени заменил порядковым номером этой буквы в русском алфавите. Получилось число 510141. Как звали мальчика?

Ответ.Дима

4. По десятку на шесточке

Сели умные кружочки

И считают громко вслух,

Только слышно стук, да стук. Ответ: счёты

5. 5 чуланов, 1 дверь. Ответ: перчатка

6. Много рук, одна нога. Ответ: дерево

7. Летела стая тетеревов, села на рощу деревьев, по 2 на дерево ся­дут - одно дерево лишнее по одному сядут - один тетерев лишний. Ответ: 4т.и З дер.

8.Ноль подставил спинку брату, тот забрался, не спеша,

Стали новой цифрой братцы, не найти нам в ней конца.

Повернуть ее ты можешь, головой поставить вниз. Цифра будет все такой же, Посмотри, оборотись!

Ответ: Восемь.

9. Десятки превратил он в сотни,

А может в миллионы превратить,

Он среди чисел равноправен,

Но на него нельзя делить.

Ответ: Ноль

4.Логические задачи

1.Найти закономерность и продолжить числовой ряд двумя числами:

- 6; 10; 13; 15; 16; … (16; 15)

- 1; 4; 9; 16; 25; … (36; 49)

- 10; 11; 15; 16; 20; 21; … (25; 26)

2. В один сосуд входит пять литров, а в другой три литра. Как с помощью этих сосудов налить в кувшин четыре литра воды из водопроводного крана?

Ответ:Наполним пятилитровый сосуд и отливаем в трехлитровый кувшин. Оставшиеся два литра переливаем в кувшин. Повторяем операцию.

3.Найди лишнее слово

- ПРЯМАЯ, ЛУЧ, ОТРЕЗОК, ПЕРИМЕТР

Ответ:Периметр, это не геометрическая фигура

- ТРЕУГОЛЬНИК, ПРЯМОУГОЛЬНИК, КВАДРАТ, ПАРАЛЛЕЛЕПИПЕД Ответ:параллелепипед, это объёмная фигура

- Сумма каких двух натуральных чисел равна их произведению?

Ответ: 2 и 2 , 2 + 2 = 4, 2 * 2 = 4

- Не производя никакой записи, увеличьте число 86 на 12?

Ответ: перевернуть число и получить 98

- Три кошки за три минуты ловят трёх мышей. Сколько нужно кошек, чтобы за 100 минут поймать 100 мышей? (Ответ: 100 кошек)

- Во дворе гуляли куры и собаки. Мальчик подсчитал их лапы. Получилось 10. Сколько могло быть кур и сколько собак? (1к. и 2с З к. и 1.с.)

5.Отношения

- Что показывает отношение пути, пройденного автомашиной, ко времени её движения? Ответ: скорость
- Что показывает отношение стоимости купленных яблок к их массе?

Ответ: цену
- Что показывает отношение объема прямоугольного параллелепипеда к площади его основания?

Ответ: высоту

- Имеющиеся деньги брат и сестра распределили так, что сестра получила в 3 раза больше, чем брат. Определите:

какую часть денег получила сестра, и какую – брат;

Ответ: сестра - 3/4, брат - ¼;

сколько процентов всех денег получила сестра и сколько – брат;

Ответ:75 % и 25 %

какую часть деньги брата составляют от денег сестры.

Ответ: 1/3

Подведение итогов. Награждение.

Литература:

  1. Гайдина Л.И., Кочергина А.В. Группа продлённого дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий. 3-4 классы - М.: ВАКО, 2008.

  2. Лавриненко Т.А.. Задания развивающего характера по математике. Саратов: "Лицей", 2002.

  3. Тонких А.П., Кравцова Т.П., Лысенко Е.А. и др. Логические игры и задачи на уроках математики. - Ярославль: "Академия развития", 1997.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории математика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ