Методическая разработка «Уравнения с модулем»
МБОУ СОШ №17 г. Иванова
«Уравнения с модулем»
Методическая разработка
Составлена
учителем математики
первой категории
Лебедевой Н.В.
20010 г.
Содержание:
Пояснительная записка
Глава 1. Введение
Раздел 1. Определение абсолютной величины
Раздел 2. Основные свойства
Раздел 3. Геометрическая интерпретация понятия модуля числа
Раздел 4. График функции у = |х|
Раздел 5. Условные обозначения
Глава 2. Решение уравнений, содержащих модуль
Раздел 1.Уравнения вида |F(х)| = m (простейшие)
Раздел 2. Уравнения вида F(|х|) = m
Раздел 3. Уравнения вида |F(х)| = G(х)
Раздел 4. Уравнения вида |F(х)| = ± F(х) (красивейшие)
Раздел 5. Уравнения вида |F(х)| = |G(х)|
Раздел 6. Примеры решения нестандартных уравнений
Раздел 7. Уравнения вида |F(х)| + |G(х)| = 0
Раздел 8. Уравнения вида |а1х ± в1| ± |а2х ± в2| ± …|аnх ± вn| = m
Раздел 9. Уравнения, содержащие несколько модулей
Глава 3. Примеры решения различных уравнений с модулем.
Раздел 1. Тригонометрические уравнения
Раздел 2. Показательные уравнения
Раздел 3. Логарифмические уравнения
Раздел 4. Иррациональные уравнения
Раздел 5. Задания повышенной сложности
Ответы к упражнениям
Список литературы
Пояснительная записка.
Понятие абсолютной величины (модуля) действительного числа является одной из существенных его характеристик. Это понятие имеет широкое распространение в различных разделах физико-математических и технических наук. В практике преподавания курса математики в средней школе в соответствии с Программой МО РФ понятие «абсолютная величина числа» встречается неоднократно: в 6 – м классе вводиться определение модуля, его геометрический смысл; в 8 – м классе формируется понятие абсолютной погрешности, рассматривается решение простейших уравнений и неравенств, содержащих модуль, изучаются свойства арифметического квадратного корня; в 11 – м классе понятие встречается в разделе «Корень n-ой степени».
Опыт преподавания показывает, что учащиеся часто сталкиваются с трудностями при решении заданий, требующих знания данного материала, а нередко пропускают, не приступая к выполнению. В текстах экзаменационных заданий за курс 9 – ого и 11 – ого классов также включены подобные задания. Кроме того, требования, которые предъявляют к выпускникам школ Вузы отличаются, а именно, более высокого уровня, чем требования школьной программы.
Для жизни в современном обществе очень важным является формирование математического стиля мышления, проявляющегося в определённых умственных навыках. В процессе решения задач с модулями требуется умение применять такие приёмы, как обобщение и конкретизация, анализ, классификация и систематизация, аналогия. Решение подобных заданий позволяет проверить знание основных разделов школьного курса, уровень логического мышления, первоначальные навыки исследовательской деятельности.
Данная работа посвящена одному из разделов – решению уравнений, содержащих модуль. Она состоит из трёх глав. В первой главе вводятся основные понятия и наиболее важные теоретические выкладки. Во второй главе предлагаются девять основных типов уравнений, содержащих модуль, рассматриваются методы их решения, разбираются примеры разного уровня сложности. В третьей главе предлагаются более сложные и нестандартные уравнения (тригонометрические, показательные, логарифмические и иррациональные). К каждому типу уравнений есть упражнения для самостоятельного решения (ответы и указания прилагаются).
Основное назначение данной работы – это оказание методической помощи преподавателям при подготовке к урокам и при организации факультативных курсов. Материал также может быть использован в качестве учебного пособия для старшеклассников. Задания, предлагаемые в работе, интересны и не всегда просты в решении, что позволяет сделать учебную мотивацию учащихся более осознанной, проверить свои способности, повысить уровень подготовки выпускников школ к поступлению в Вузы. Дифференцированный подбор предлагаемых упражнений предполагает переход от репродуктивного уровня усвоения материала к творческому, а также возможность научить применять свои знания при решении нестандартных задач.
Глава 1. Введение.
Раздел 1. Определение абсолютной величины.
Определение: Абсолютной величиной (модулем) действительного числа а называется
неотрицательное число: а или –а.
Обозначение: │а│ Запись читается следующим образом: «модуль числа а» или
«абсолютная величина числа а»
│ а, если а > 0
│а│ = │ 0, если а = 0 (1)
│ - а, если а < 0
Примеры: 1) │2,5│ = 2,5 2) │-7│ = 7 3) │1 - √2│ = √2 – 1
Раскрыть модуль выражения:
а) │х - 8│, если х > 12 б) │2х + 3│, если х ≤ -2
│х – 8│= х – 8 │ 2х + 3│= - 2х – 3
Раздел 2. Основные свойства.
Рассмотрим основные свойства абсолютной величины.
Свойство №1: Противоположные числа имеют равные модули, т.е. │а│=│- а│
Покажем верность равенства. Запишем определение числа – а :
│- а│= (2)
Сравним совокупности (1) и (2). Очевидно, что определения абсолютных величин чисел а и – а совпадают. Следовательно, │а│=│- а│
При рассмотрении следующих свойств ограничимся их формулировкой, так как их доказательство приводится в
Свойство №2: Абсолютная величина суммы конечного числа действительных
чисел не превосходит суммы абсолютных величин слагаемых:
│а1 + а2 +…+ аn│ ≤│а1│+│а2│+ … + │аn│
Свойство №3: Абсолютная величина разности двух действительных чисел не
превосходит суммы их абсолютных величин: │а - в│ ≤│а│+│в│
Свойство №4: Абсолютная величина произведения конечного числа
действительных чисел равна произведению абсолютных величин
множителей: │а · в│=│а│·│в│
Свойство №5: Абсолютная величина частного действительных чисел равна
частному их абсолютных величин:
Раздел 3. Геометрическая интерпретация понятия модуля числа.
Каждому действительному числу можно поставить в соответствие точку на числовой прямой, которая будет геометрическим изображением данного действительного числа. Каждой точке на числовой прямой соответствует её расстояние от начала отсчёта, т.е. длина отрезка от начала отсчёта до данной точки. Это расстояние рассматривается всегда как величина неотрицательная. Поэтому длина соответствующего отрезка и будет геометрической интерпретацией абсолютной величины данного действительного числа
Представленная геометрическая иллюстрация наглядно подтверждает свойство №1, т.е. модули противоположных чисел равны. Отсюда легко понимается справедливость равенства: │х – а│= │а - х│. Также более очевидным становиться решение уравнения │х│= m, где m ≥ 0, а именно х1,2 = ± m.
Примеры: 1) │х│= 4 х1,2 = ± 4 2) │х - 3│= 1 х1,2 = 2; 4
Раздел 4. График функции у = │х│
Область определения данной функции все действительные числа.
Раздел 5. Условные обозначения.
В дальнейшем при рассмотрении примеров решения уравнений будут использованы следующие условные обозначения:
{ - знак системы [ - знак совокупности
При решение системы уравнений (неравенств) находится пересечение решений входящих в систему уравнений (неравенств). При решении совокупности уравнений (неравенств) находится объединение решений входящих в совокупность уравнений (неравенств).
Глава 2. Решение уравнений, содержащих модуль.
В этой главе мы рассмотрим алгебраические способы решения уравнений, содержащих один или более модуль.
Раздел 1. Уравнения вида │F ( х )│= m
Уравнение данного вида называется простейшим. Оно имеет решение тогда и только тогда, когда m ≥ 0. По определению модуля, исходное уравнение равносильно совокупности двух уравнений:
│F(х)│= m
Примеры:
№1. Решите уравнение:
│7х - 2│= 9
Ответ: х1 = - 1; х2 = 1 4/7
№2. Решите уравнение, в ответе укажите сумму корней:
│х2 + 3х + 1│= 1
х2 + 3х + 2 = 0 х2 +3х = 0
х1 = -1; х2 = -2 х · ( х + 3) = 0
х1 = 0; х2 = -3
Ответ: сумма корней равна - 2.
№3. Решите уравнение, в ответе укажите количество корней:
│х4 -5х2 + 2│= 2
х4 – 5х2 = 0 х4 – 5х2 + 4 = 0
х2 · ( х2 – 5) = 0 обозначим х2 = m, m ≥ 0
х = 0; ±√5 m2 – 5m + 4 = 0
m = 1; 4 – оба значения удовлетворяют условию m ≥ 0
х2 = 1 х2 = 4
х = ± 1 х = ± 2
Ответ: количество корней уравнения 7.
Упражнения:
№1. Решите уравнение и укажите сумму корней: │х - 5│= 3
№2. Решите уравнение и укажите меньший корень: │х2 + х│= 0
№3. Решите уравнение и укажите больший корень: │х2 – 5х + 4│= 4
№4.Решите уравнение и укажите целый корень: │2х2 – 7х + 6│= 1
№5.Решите уравнение и укажите количество корней: │х4 – 13х2 + 50│= 14
Раздел 2. Уравнения вида F(│х│) = m
Аргумент функции в левой части находится под знаком модуля, а правая часть не зависит от переменной. Рассмотрим два способа решения уравнений данного вида.
1 способ: По определению абсолютной величины исходное уравнение равносильно совокупности двух систем. В каждой из которых накладывается условие на подмодульное выражение.
F (│х│) = m
Так как функция F(│х│) – чётная на всей области определения, то корни уравнений F(х) = m и F(- х) = m – это пары противоположных чисел. Поэтому достаточно решить одну из систем (при рассмотрении примеров указанным способом будет приводиться решение одной системы).
2 способ: Применение метода введения новой переменной. При этом вводиться обозначение │х│= а, где а ≥ 0. Данный способ менее объёмный по оформлению.
Примеры:
№1. Решите уравнение:
3х2 – 4│х│= - 1 Воспользуемся введением новой переменной. Обозначим │х│= а,
где а ≥ 0. Получим уравнение 3а2 - 4а + 1 = 0
Д = 16 – 12 = 4
а1 = 1 а2 = 1/3
Возвращаемся к исходной переменной: │х│=1 и │х│= 1/3. Каждое уравнение имеет
два корня.
Ответ: х1= 1; х2= - 1; х3= 1/3; х4= - 1/3.
№2. Решите уравнение:
5х2 + 3│х│- 1 = 1/2 │х│ + 3х2
Найдём решение первой системы совокупности: 4х2 + 5х – 2 =0
Д = 57 х1= -5+√57/8 х2=-5-√57/8
Заметим, что х2 не удовлетворяет условию х ≥ 0. Решением второй системы будет
число, противоположное значению х1.
Ответ: х1= -5+√57/8; х2= 5-√57/8.
№3. Решите уравнение:
х4 – │х│= 0
Обозначим │х│= а, где а ≥ 0. Получим уравнение а4 – а = 0
а · (а3 – 1) = 0
а1= 0 а2= 1
Возвращаемся к исходной переменной: │х│=0 и │х│= 1
х = 0; ± 1
Ответ: х1= 0; х2= 1; х3= - 1.
Упражнения:
№6. Решите уравнение: 2│х│ - 4,5 = 5 – 3/8│х│
№7. Решите уравнение, в ответе укажите количество корней: 3х2 - 7│х│ + 2 = 0
№8. Решите уравнение, в ответе укажите целые решения: х4 + │х│ - 2 = 0
Раздел 3. Уравнения вида │F(х)│ = G(х)
Правая часть уравнения данного вида зависит от переменной и, следовательно, имеет решение тогда и только тогда, когда правая часть функция G(х) ≥ 0. Исходное уравнение можно решить двумя способами:
1 способ: Стандартный, основан на раскрытии модуля исходя из его определения и заключается в равносильном переходе к совокупности двух систем.
│F(х)│ = G(х)
Данный способ рационально использовать в случае сложного выражения для функции G(x) и мене сложного – для функции F(х), так как предполагается решение неравенств с функцией F(х).
2 способ: Состоит в переходе к равносильной системе, в которой накладывается условие на правую часть.
│F(x)│= G(x)
Данный способ удобнее применять, если выражение для функции G(х) мене сложное, чем для функции F(х), так как предполагается решение неравенства G(х) ≥ 0. Кроме того, в случае нескольких модулей этот способ рекомендуется применять второй вариант.
Примеры:
№1. Решите уравнение:
│х + 2│= 6 -2х (1 способ)
Ответ: х = 11/3
№2.Решите уравнение, в ответе укажите произведение корней:
│х2 – 2х - 1│= 2·(х + 1)
(2 способ)
Ответ: Произведение корней – 3.
№3. Решите уравнение, в ответе укажите сумму корней:
│х - 6│= х2 - 5х + 9
Ответ: сумма корней равна 4.
Упражнения:
№9. Решите уравнение, в ответе укажите сумму корней:│х + 4│= - 3х
№10. Решите уравнение, в ответе укажите число решений:│х2 + х - 1│= 2х – 1
№11. Решите уравнение, в ответе укажите произведение корней:│х + 3│= х2 + х – 6
Раздел 4. Уравнения вида │F(x)│= F(x) и │F(x)│= - F(x)
Уравнения данного вида иногда называют «красивейшими». Так как правая часть уравнений зависит от переменной, решения существуют тогда и только тогда, когда правая часть неотрицательна. Поэтому исходные уравнения равносильны неравенствам:
│F(x)│= F(x) F(x) ≥ 0 и │F(x)│= - F(x)
F(x) < 0
Примеры:
№1. Решите уравнение, в ответе укажите меньший целый корень:
│5х - 3│= 5х – 3 5х – 3 ≥ 0
5х ≥ 3
х ≥ 0,6
Ответ: х = 1
№2. Решите уравнение, в ответе укажите длину промежутка:
│х2 - 9│= 9 – х2 х2 – 9 ≤ 0
(х – 3) (х + 3) ≤ 0
[- 3; 3]
Ответ: длина промежутка равна 6.
№3. Решите уравнение, в ответе укажите число целых решений:
│2 + х – х2│= 2 + х – х2 2 + х – х2 ≥ 0
х2 – х – 2 ≤ 0
[- 1; 2]
Ответ: 4 целых решения.
№4. Решите уравнение, в ответе укажите наибольший корень:
│4 – х - │= 4 – х –
х2 – 5х + 5 = 0
Д = 5 х1,2 = ≈ 1,4
Ответ: х = 3.
Упражнения:
№12. Решите уравнение, в ответе укажите целый корень: │х2 + 6х + 8│= х2 + 6х + 8
№13. Решите уравнение, в ответе укажите число целых решений:
│13х – х2 - 36│+ х2 – 13х + 36 = 0
№14. Решите уравнение, в ответе укажите целое число, не являющееся корнем уравнения:
Раздел 5. Уравнения вида │F(x)│= │G(x)│
Так как обе части уравнения неотрицательные, то решение предполагает рассмотрение двух случаев: подмодульные выражения равны или противоположны по знаку. Следовательно, исходное уравнение равносильно совокупности двух уравнений:
│F(x)│= │G(x)│
Примеры:
№1. Решите уравнение, в ответе укажите целый корень:
│х + 3│=│2х - 1│
Ответ: целый корень х = 4.
№2. Решите уравнение: │х – х2 - 1│=│2х – 3 – х2│
Ответ: х = 2.
№3. Решите уравнение, в ответе укажите произведение корней:
Корни уравнения 4х2 + 2х – 1 = 0 х1,2 = - 1±√5/4
Ответ: произведение корней равно – 0,25.
Упражнения:
№15. Решите уравнение, в ответе укажите целое решение:│х2 – 3х + 2│= │х2 + 6х - 1│
№16. Решите уравнение, в ответе укажите меньший корень:│5х - 3│=│7 - х│
№17. Решите уравнение, в ответе укажите сумму корней:
Раздел 6. Примеры решения нестандартных уравнений
В данном разделе мы рассмотрим примеры нестандартных уравнений, при решении которых абсолютная величина выражения раскрывается по определению.
Примеры:
№1. Решите уравнение, в ответе укажите сумму корней:
х · │х│- 5х – 6 = 0
Ответ: сумма корней равна 1
№2..Решите уравнение, в ответе укажите меньший корень:
х2 - 4х · - 5 = 0
Ответ: меньший корень х = - 5.
№3. Решите уравнение:
Ответ: х = -1.
Упражнения:
№18. Решите уравнение и укажите сумму корней: х · │3х + 5│= 3х2 + 4х + 3
№19. Решите уравнение: х2 – 3х =
№20. Решите уравнение:
Раздел 7. Уравнения вида │F(x)│+│G(x)│=0
Нетрудно заметить, что в левой части уравнения данного вида сумма
неотрицательных величин. Следовательно, исходное уравнение имеет решение тогда и
только тогда, когда оба слагаемых одновременно равны нулю. Уравнение равносильно
системе уравнений:
│F(x)│+│G(x)│=0
Примеры:
№1. Решите уравнение:
Ответ: х = 2.
№2. Решите уравнение:
Ответ: х = 1.
Упражнения:
№21. Решите уравнение:
№22. Решите уравнение, в ответе укажите сумму корней:
№23. Решите уравнение, в ответе укажите количество решений:
Раздел 8. Уравнения вида │а1х + в1│±│а2х + в2│± … │аnх +вn│= m
Для решения уравнений данного вида применяется метод интервалов. Если его решать последовательным раскрытием модулей, то получим n совокупностей систем, что очень громоздко и неудобно. Рассмотрим алгоритм метода интервалов:
1). Найти значения переменной х, при которых каждый модуль равен нулю (нули подмодульных выражений):
2). Найденные значения отметить на числовой прямой, которая разбивается на интервалы (количество интервалов соответственно равно n+1)
3). Определить, с каким знаком раскрывается каждый модуль на каждом из полученных интервалов (при оформлении решения можно использовать числовую прямую, отметив на ней знаки)
4). Исходное уравнение равносильно совокупности n+1 систем, в каждой из которых указывается принадлежность переменной х одному из интервалов.
Примеры:
№1. Решите уравнение, в ответе укажите наибольший корень:
1). Найдём нули подмодульных выражений: х = 2; х = -3
2). Отметим найденные значения на числовой прямой и определим, с каким знаком раскрывается каждый модуль на полученных интервалах:
х – 2 х – 2 х – 2
- - +
- 3 2 х
2х + 6 2х + 6 2х + 6
- + +
3)
- нет решений
Уравнение имеет два корня.
Ответ: наибольший корень х = 2.
№2. Решите уравнение, в ответе укажите целый корень:
1). Найдём нули подмодульных выражений: х = 1,5; х = - 1
2). Отметим найденные значения на числовой прямой и определим, с каким знаком раскрывается каждый модуль на полученных интервалах:
х + 1 х + 1 х + 1
- + +
-1 1,5 х
2х – 3 2х – 3 2х – 3
- - +
3).
Последняя система не имеет решений, следовательно, уравнение имеет два корня. В ходе решения уравнения следует обратить внимание на знак « - » перед вторым модулем.
Ответ: целый корень х = 7.
№3. Решите уравнение, в ответе укажите сумму корней:
1). Найдём нули подмодульных выражений: х = 5; х = 1; х = - 2
2). Отметим найденные значения на числовой прямой и определим, с каким знаком раскрывается каждый модуль на полученных интервалах:
х – 5 х – 5 х – 5 х – 5
- - - +
-2 1 5 х
х – 1 х – 1 х – 1 х – 1
- - + +
х + 2 х + 2 х + 2 х + 2
- + + +
3).
Уравнение имеет два корня х = 0 и 2.
Ответ: сумма корней равна 2.
№4. Решите уравнение:
1). Найдём нули подмодульных выражений: х = 1; х = 2; х = 3.
2). Определим, с каким знаком раскрывается каждый модуль на полученных интервалах.
3).
Объединим решения первых трёх систем.
Ответ: [1;2]; х = 5.
Упражнения:
№24. Решите уравнение:
№25. Решите уравнение, в ответе укажите сумму корней:
№26. Решите уравнение, в ответе укажите меньший корень:
№27. Решите уравнение, в ответе укажите больший корень:
Раздел 9. Уравнения, содержащие несколько модулей
Уравнения, содержащие несколько модулей, предполагают наличие абсолютных величин в подмодульных выражениях. Основной принцип решения уравнений данного вида – это последовательное раскрытие модулей, начиная с «внешнего». В ходе решения используются приёмы, рассмотренные в разделах №1, №3.
Примеры:
№1. Решите уравнение:
Ответ: х = 1; - 11.
№2. Решите уравнение:
Ответ: х = 0; 4; - 4.
№3. Решите уравнение, в ответе укажите произведение корней:
Ответ: произведение корней равно – 8.
№4. Решите уравнение:
Обозначим уравнения совокупности (1) и (2) и рассмотрим решение каждого из них отдельно для удобства оформления. Так как оба уравнения содержат более одного модуля, то удобнее осуществить равносильный переход к совокупностям систем.
(1)
(2)
Ответ: [4; +∞)
№5. Решите уравнение:
Каждое уравнение совокупности относится к виду F(│x│) = m и равносильно совокупности двух систем:
В разделе 2 было замечено, что решением систем (1) и (2), (3) и (4) соответственно, являются пары противоположных чисел. Поэтому, достаточно решить системы (1) и (3).
Ответ: х = ± 1; ± (1+√2).
Упражнения:
№28. Решите уравнение, в ответе укажите количество корней: │3 - │х - 2││=2
№29. Решите уравнение: ││х│+ х + 1│=1
№30. Решите уравнение, в ответе укажите сумму корней: ││2х - 3│- 1│= х
№31. Решите уравнение, в ответе укажите число решений: │х2 -│х│- 1│= 1
Глава 3.
Примеры решения различных уравнений с модулем
Раздел 1. Тригонометрические уравнения
При рассмотрении следующих примеров используем определение модуля.
Примеры:
№1. Решите уравнение: sin 2x = │tg x│
О.Д.З. хR, х ≠ π/2 +πn, n
Z
Данное уравнение равносильно совокупности двух систем, в каждой из которых
накладывается условие на подмодульное выражение. Для удобства рассмотрим
решение систем отдельно.
1) если tg х 0, то уравнение принимает вид sin 2x = tg x
2sin x·cos x=
Обе части уравнения умножим на cos х, получим
2sin x ·cos2x = sin x
sin x (2cos2 x – 1) = 0
sin x = 0 или cos2 x = 1/2
х1= πn, nZ cos x = √2/2 и cos x = - √2/2
х2,3= ± π/4 +2πк, кZ х4,5= ± 3π/4 +2πm, m
Z
Проверим, удовлетворяют ли найденные решения условию tg x 0.
Этому условию удовлетворяют решения х1, х2, х5.
2) если tg x < 0, то уравнение принимает вид sin 2x = - tg x
2sin x · cos x = -
Аналогично первому случаю, получаем
sin x = 0 или cos2 x = - 1/2
х = πn, nZ нет корней
Решение х = πn не удовлетворяет условию tg х < 0
Ответ: х = πn, x = + 2πк, х = -
+ 2πm, где n, m, k
Z
№2. Решите уравнение: │sin x│= sin x + 2cos x
О.Д.З. хR
Данное уравнение равносильно совокупности двух систем:
В уравнении (*) обе части разделим на sin x, т.к. sin x ≠ 0 и тогда ctg x = -1.
Проверим , удовлетворяют ли найденные решения условиям.
Решением системы (1) является значение х = + 2πn, n
Z, решением
системы (2) является значение х = + 2πк, к
Z.
Ответ: х =
№3. Решите уравнение: 2cos x + │cos x│= 2sin 2x · sin
О.Д.З. х R
Уравнение равносильно совокупности двух систем, решение которых
рассмотрим отдельно.
если cos
, то получим следующее уравнение:
3сos x – 2sin x · cos x = 0
cos x = 0 или sin x = 1,5
решений нет
Найденное решение удовлетворяет условию cos x 0
если cos x < 0, то получим следующее уравнение:
cos x – 2sin x · cos x = 0
cos x = 0 или sin x = 0,5
Условию cos x < 0 удовлетворяет только решение
Ответ:
№4. Решите уравнение: 2tg x + │tg x│= sin2x
О.Д.З. cos x ≠ 0, т.е.
Данное уравнение равносильно совокупности двух систем, решение
которых рассмотрим отдельно.
1) если tg x ≥ 0, то получим 2) если tg x < 0, то получим
2tg x + tg x = sin2x 2tg x – tg x = sin2x
3tg x – 2sin x · cos x = 0 tg x – 2sin x · cos x = 0
sin x = 0 или сos2 x = 1,5 sin x = 0 или cos2 x = 0,5
x1 = πn, nZ корней нет х2 = πр, р
Z cos x =
и
Условиям удовлетворяют решения х1, х4, х5.
Ответ:
Упражнения:
№32. Решите уравнение: sin2x = │sin x│
№33. Решите уравнение: 2│сos x│= ctg x
№34. Решите уравнение: 2ctg x + │ctg x│= sin2x
№35. Решите уравнение: 3cos x - │cos x│= 2sin2x
Раздел 2. Показательные уравнения.
При рассмотрении следующих примеров используем определение модуля.
Примеры:
№1. Решите уравнение: 4│х-2│ = 16 2х-1
О.Д.З. R
Приведём обе части уравнения к степени с основанием 4.
4│х-2│ = 4 4х-2
Ответ: х = 0,8
№2. Решите уравнение: │3х - 6│+ 9х – 6 = 0
О.Д.З. R
Данное уравнение равносильно совокупности двух систем:
9х + 3х - 12 = 0 9х – 3х = 0
Обозначим 3х = m, m > 0 Обозначим 3х = m, m > 0
m2 + m – 12 = 0 m2 – m = 0
m1 = 3; m2 = - 4 m1 = 1; m2 = 0
3х = 3 3х = 1
х = 1 х = 0
Ответ: х = 0
№3. Решите уравнение, в ответе укажите произведение корней:
81│х│ + 16│х│=· 36│х│
Приведём показательную функцию к одному основанию, разделив обе части
уравнения на 16│х│.
m2 - m + 1 = 0
6m2 – 13m + 6 = 0, Д=25, m1 = , m2 =
Ответ: произведение корней -
№4.Решите уравнение: 2│3х - 5│ = 4 · 8│х - 1│
2│3х - 5│ = 22 · 23·│х - 1│
│3х - 5│ = 2 + 3 ·│х - 1│
│3х - 5│- 3 ·│х - 1│ = 2
Полученное уравнение решим методом интервалов.
Найдём нули подмодульных выражений: х = 1; 1.
Эти числа разбивают числовую прямую на три интервала.
Уравнение равносильно совокупности трёх систем.
Ответ: (-; 1]
Упражнения:
№36. Решите уравнение, в ответе укажите сумму корней: 5│3х-5│= 25х
№37. Решите уравнение, если корней более одного, в ответе укажите сумму корней:
│х + 2│х – 3х – 10 = 1
№38. Решите уравнение: 3│2х -4│ = 9│х│
№39. Решите уравнение, в ответе укажите количество корней на [0; 2π] : 2│sin х│ = √2
№40. Решите уравнение, в ответе укажите количество корней:
Раздел 3. Логарифмические уравнения.
Перед решением следующих уравнений необходимо повторить свойства логарифмов
и логарифмической функции.
Примеры:
№1. Решите уравнение, в ответе укажите произведение корней:
log2 (х+1)2 + log2│x+1│ = 6
О.Д.З. х+1≠0
х≠ - 1
1 случай: если х ≥ - 1, то log2(x+1)2 + log2(x+1) = 6
log2(x+1)3 = log226
(x+1)3 = 26
x+1 = 4
x = 3 – удовлетворяет условию х ≥ - 1
2 случай: если х < - 1, то log2(x+1)2 + log2(-x-1) = 6
log2(x+1)2 + log2(-(x+1)) = 6
log2(-(x+1)3) = log226
- (x+1)3 = 26
- (x+1) = 4
x = - 5 – удовлетворяет условию х < - 1
Ответ: произведение корней равно – 15.
№2. Решите уравнение, в ответе укажите сумму корней:
lg
О.Д.З.
Ответ: сумма корней равна 0,5.
№3. Решите уравнение: log5
О.Д.З.
Исходное уравнение равносильно совокупности двух систем:
Ответ: х = 9.
№4. Решите уравнение: │2 + log0,2 x│+ 3 = │1 + log5 x│
О.Д.З. х > 0
Воспользуемся формулой перехода к другому основанию.
│2 - log5 x│+ 3 = │1 + log5 x│
│2 - log5 x│- │1 + log5 x│= - 3
Найдём нули подмодульных выражений:
х = 25; х =
Эти числа делят область допустимых значений на три интервала, поэтому
уравнение равносильно совокупности трёх систем.
Ответ: [25; + ∞)
Упражнения:
№41. Решите уравнение, в ответе кажите сумму корней: log2 (│x + 1│- 2) = - 2
№42. Решите уравнение, в ответе укажите сумму корней: log2
№43. Решите уравнение: lg │2x - 3│- lg│3x - 2│= 1
№44. Решите уравнение, в ответе укажите наименьшее целое решение:
│1 + log6 x│ + 2 = │3 + log6 x│
№45. Решите уравнение: log
Список литературы:
1.Гайдуков И.И. «Абсолютная величина»
2.Литвиненко В.Н., Мордкович А.Г. «Практикум по решению математических задач»
3.Вавилов В.В. и другие «Задачи по математике. Уравнения и неравенства»
4. Черкасов О.Ю., Якушев А.Г. «Математика. Интенсивный курс подготовки к экзамену»
5.Дорофеев Г.В., Затахавай В.В. «Решение задач, содержащих модули и параметры»
6.Шарыгин И.Ф. «Факультативный курс по математике. Решение задач»
7.Виленкин Н.Я. и другие «Алгебра и математический анализ – 10 класс»
8.Ковалёва Г.И. и другие «Математика. Тренировочные тематические задания»
9.Куланин Е.Д. и другие «300 конкурсных задач по математике»
10.Ивлев Б.М. и другие « Задачи повышенной сложности по алгебре и началам анализа» 11.Гусев В.А. и другие « 1900 экзаменационных задач по математике»
Ответы к упражнениям:
№1
№2
№3
№4
№5
№6
№7
№8
№9
№10
№11
№12
№13
№14
№15
10
- 1
4
1
4
4; -4
4
1; -1
1
3
- 9
- 3
6
1
- 1
№16
№17
№18
№19
№20
№21
№22
№23
№24
№25
№26
№27
№28
№29
- 1
- 1
1
- 2
3
- 4
- 2
2
[1;2]
6,5
0
2
4
3
№30
№31
№32
№33
№34
4 2/3
4
,
,
№35
№36
№37
№38
№39
№40
№41
№42
№43
№44
6
5
1
4
2
-2
2
1
№45
№46
№47
№48
№49
№50
№51
№52
№53
№54
№55
№57
Решений нет
15
0
0
0,4
3
4
2;
log32
ln3
-
(2; 5)
№56
Раздел 4. Иррациональные уравнения.
Перед решением уравнений данного вида следует повторить основные правила решения иррациональных уравнений.
Примеры:
№1. Решите уравнение:
О.Д.З. 4х + 17 ≥ 0
4х ≥ - 17
х ≥ - 4, 25
Исходное уравнение равносильно совокупности двух систем:
Ответ: х = - 2.
№2..Решите уравнение:
О.Д.З. 5х – 2 ≥ 0
х ≥ 0,4
возведём обе части уравнения в квадрат:
Полученное уравнение равносильно совокупности двух систем:
Ответ: х = 0,9.
№3..Решите уравнение:
О.Д.З. х ≥ 0
Отметим, что числитель и знаменатель дроби принимает только положительные
значения. Следовательно, исходное уравнение равносильно совокупности двух
уравнений:
Ответ: х = 0.
№4.Решите уравнение:
Исходное уравнение равносильно совокупности двух систем:
Корни уравнения те же.
Оба корня уравнения удовлетворяют условиям первой системы, вторая
система не имеет решений.
Ответ:
№5. Решите уравнение, если уравнение имеет более одного корня, то в ответе
укажите сумму корней.
Найдём область допустимых значений:
Проверим, являются ли значения х = 1; 4 корнями данного уравнения.
При подстановке каждого значения получаем верное равенство.
Ответ: х = 1; 4.
Упражнения:
№46. Решите уравнение:
№47.Решите уравнение, в ответе укажите сумму корней:
№48.Решите уравнение:
№49.Решите уравнение, в ответе укажите произведение корней:
№50.Решите уравнение:
Раздел 5. Задания повышенной сложности.
№51.Решите уравнение, в ответе укажите количество корней:
№52.Решите уравнение:
№53.Решите уравнение:
№54.Решите уравнение:
№55. Решите уравнение:
№56. Решите уравнение:
№57. Решите систему уравнений:

Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории математика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ