Обобщающий урок семинар по стереометрии, 11 класс
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №80»
Урок-семинар
по математике в 11 классе
«Обобщающий урок по стереометрии»
подготовила
учитель математики
Лариса Михайловна Крылева
Кемерово,2011.
Цель:
Организация повторения основных теоретических фактов.
Отработка наиболее распространённых приёмов решения стереометрических задач.
Развитие познавательного интереса учащихся, умение работать с дополнительной литературой.
Воспитание ответственности и самостоятельности при подготовке к семинару.
Задачи урока:
Образовательные:
Проверка умений учащихся решать стереометрические задачи с применением
формул
Формирование умений устанавливать отношения между предметами с
помощью прикладных программ.
Применение полученных знаний на практике.
Развивающие:
Развитие логического мышления, умения делать выводы.
Развитие умения применять информационные технологии для оформления работ и решения задач с современными требованиями.
Воспитательные:
Воспитание информационной культуры.
Стимулирование познавательной деятельности постановкой
проблемных вопросов и заданий
Воспитание умения работать в группе.
Планируемые результаты:
Знать:
Стереометрические формулы, используемые при решении задач.
Теорему Пифагора.
Уметь:
Применять эти формулы на практике.
Решать задачи по стереометрии.
ТИП УРОКА: урок-семинар по стереометрии для учащихся 11 классов (2 часа).
Комплексно- методическое обеспечение: компьютер, таблицы с формулами, плакаты с высказываниями, выставка книг.
Методы обучения:
Объяснительно- иллюстративный
Репродуктивный
Частично-поисковый
Проблемный
План проведения урока - семинара.
Вступительное слово учителя математики.
Выступление учащихся от каждой группы.
Самостоятельная работа.
Подведение итогов урока- семинара.
Организация урока- семинара.
Класс разбивается на 6 групп. Каждая группа получает задание разобрать и решить
определённую группу задач по стереометрии. Учащиеся при подготовке к семинару
прорабатывает соответствующие разделы учебников, использует интернет,
дополнительную литературу, получает консультацию учителей геометрии и
математики. На подготовку к уроку отводится неделя.
ХОД УРОКА-СЕМИНАРА.
1. Организационный момент
Учителем сообщается тема урока, цель его проведения.
2. Систематизация знаний
Вступительное слово учителя:
Задания с прикладным содержанием, включённые в 2010 году в экзаменационные
варианты ЕГЭ по математике под номером В 9 представляют собой достаточно
широкий круг. Это задачи на нахождение объёмов и площадей поверхностей пространственных фигур. Задания В 9 проверяют уровень развития пространственных представлений учащихся, умения находить объёмы и площади поверхностей многогранников, круглых тел и их комбинаций. Для успешного выполнения предлагаемых задач требуются знания основных формул для нахождения значений геометрических величин пространственных фигур, умения проводить дополнительные построения на изображениях пространственных фигур, работать с формулами, выполнять арифметические действия и преобразования числовых выражений. Научиться решать
задачи – одна из важнейших целей образования. Овладеть математическими знаниями,
позволяющими описывать окружающий нас мир, научиться составлять, анализировать и
интерпретировать соответствующие математические модели – наиважнейшая цель
математического образования. Помочь хотя бы немного в этом нелёгком труде и
призван наш сегодняшний урок.
Представитель каждой группы рассказывает остальным учащимся о задачах, над которыми работала его группа. Один ученик объясняет физический смысл задачи и строит математическую модель данной физической ситуации. Другой ученик показывает решение задачи уже алгебраическим методом.
1 группа
86.B9 (№ 27117)
Найдите объем пространственного креста, изображенного на рисунке и составленного из единичных кубов.
139.B9 (№ 27190)
Найдите объем многогранника, изображенного на рисунке (все двугранные углы прямые).
143.B9 (№ 27194)
Найдите объем многогранника, изображенного на рисунке (все двугранные углы прямые).
144.B9 (№ 27195)
Найдите объем многогранника, изображенного на рисунке (все двугранные углы прямые).
160.B9 (№ 27212)
Найдите объем многогранника, изображенного на рисунке (все двугранные углы прямые).
166.B9 (№ 77155)
Найдите многогранника, изображенного на рисунке (все двугранные углы прямые).
2 группа
12.B9 (№ 27041)
Прямоугольный параллелепипед описан около цилиндра, радиус основания и высота которого равны 1. Найдите объем параллелепипеда.
14.B9 (№ 27043)
В куб вписан шар радиуса . Найдите объем куба.
20.B9 (№ 27049)
В основании прямой призмы лежит прямоугольный треугольник с катетами 6 и 8. Боковые ребра равны . Найдите объем цилиндра, описанного около этой призмы.
21.B9 (№ 27050)
В основании прямой призмы лежит квадрат со стороной 2. Боковые ребра равны . Найдите объем цилиндра, описанного около этой призмы.
91.B9 (№ 27123)
Конус описан около правильной четырехугольной пирамиды со стороной основания 4 и высотой 6. Найдите его объем, деленный на .
95.B9 (№ 27127)
Около куба с ребром описан шар. Найдите объем этого шара, деленный на .
3 группа
52.B9 (№ 27081)
Во сколько раз увеличится объем куба, если его ребра увеличить в три раза?
56.B9 (№ 27085)
Во сколько раз увеличится объем правильного тетраэдра, если все его ребра увеличить в два раза?
66.B9 (№ 27097)
Во сколько раз увеличится объем шара, если его радиус увеличить в три раза?
87.B9 (№ 27118)
Одна цилиндрическая кружка вдвое выше второй, зато вторая в полтора раза шире. Найдите отношение объема второй кружки к объему первой.
92.B9 (№ 27124)
Во сколько раз объем конуса, описанного около правильной четырехугольной пирамиды, больше объема конуса, вписанного в эту пирамиду?
93.B9 (№ 27125)
Радиусы трех шаров равны 6, 8 и 10. Найдите радиус шара, объем которого равен сумме их объемов.
162.B9 (№ 27214)
Объем тетраэдра равен Найдите объем многогранника, вершинами которого являются середины сторон данного тетраэдра.
4 группа
22.B9 (№ 27051)
Цилиндр и конус имеют общее основание и общую высоту. Вычислите объем цилиндра, если объем конуса равен 25.
45.B9 (№ 27074)
Объем параллелепипеда равен 9. Найдите объем треугольной пирамиды .
75.B9 (№ 27106)
Через среднюю линию основания треугольной призмы, объем которой равен 32, проведена плоскость, параллельная боковому ребру. Найдите объем отсеченной треугольной призмы.
153.B9 (№ 27204)
Найдите объем V части конуса, изображенной на рисунке. В ответе укажите .
146.B9 (№ 27197)
Найдите объем V части цилиндра, изображенной на рисунке. В ответе укажите .
149.B9 (№ 27200)
Найдите объем V части цилиндра, изображенной на рисунке. В ответе укажите .
5 группа
53.B9 (№ 27082)
Основанием прямой треугольной призмы служит прямоугольный треугольник с катетами 6 и 8, боковое ребро равно 5. Найдите объем призмы.
55.B9 (№ 27084)
Найдите объем правильной шестиугольной призмы, стороны основания которой равны 1, а боковые ребра равны .
62.B9 (№ 27093)
Найдите объем V конуса, образующая которого равна 2 и наклонена к плоскости основания под углом 30. В ответе укажите .
67.B9 (№ 27098)
Диагональ куба равна . Найдите его объем.
72.B9 (№ 27103)
Диагональ прямоугольного параллелепипеда равна и образует углы 30, 30 и 45 с плоскостями граней параллелепипеда. Найдите объем параллелепипеда.
79.B9 (№ 27110)
Основанием пирамиды служит прямоугольник, одна боковая грань перпендикулярна плоскости основания, а три другие боковые грани наклонены к плоскости основания под углом 60. Высота пирамиды равна 6. Найдите объем пирамиды.
77.B9 (№ 27108)
Найдите объем призмы, в основаниях которой лежат правильные шестиугольники со сторонами 2, а боковые ребра равны и наклонены к плоскости основания под углом 30.
132.B9 (№ 27181)
Сторона основания правильной шестиугольной пирамиды равна 4, а угол между боковой гранью и основанием равен 45. Найдите объем пирамиды.
После выступления представителей от каждой группы, обсуждается решение задачи, задаются вопросы и учитель подводит итог по решению данного вида задач.
3.Самостоятельная работа ( 15 минут)
I вариант
1)Найдите площадь поверхности многогранника, изображенного на рисунке (все двугранные углы прямые).
2)Найдите объем V части цилиндра, изображенной на рисунке. В ответе укажите .
3)Найдите объем V части конуса, изображенной на рисунке. В ответе укажите .
4)В куб с ребром 12 вписан шар. Найдите объем этого шара, деленный на.
II вариант
1)Найдите площадь поверхности многогранника, изображенного на рисунке (все двугранные углы прямые).
2)Найдите объем V части цилиндра, изображенной на рисунке. В ответе укажите .
3)Найдите объем V части конуса, изображенной на рисунке. В ответе укажите .
4)В куб с ребром 18 вписан шар. Найдите объем этого шара, деленный на.
Тетради учащихся собираются для последующей проверки учителем, и результаты анализируются на следующем уроке.
4. Итог урока:
Учитель: «Дорогие ребята! Наш семинар подходит к концу, мы благодарим всех выступавших перед нами. А я еще раз хочу обратить ваше внимание на тему нашего семинара «Решение задач по стереометрии. » Таким задачам много внимания уделяется в экзаменационных заданиях и решение этих задач вызывает ряд затруднений, поэтому мы, сегодня уделили внимание именно заданиям такого вида».
а) Проанализировать вместе с учащимися работу групп, указать ошибки, недочёты, отметить положительные моменты.
б) Повторить формулы по стереометрии, используемые в предложенных задачах.
в) Выставить отметки за работу на уроке.
5. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Учащимся даётся задание найти в интернете в ОТКРЫТОМ БАНКЕ ЗАДАНИЙ другие виды стереометрических задач и на последующих уроках рассмотреть их решение.
Список литературы
Л.С.Атанасян «Геометрия 10-11 класс»
А.Л.Семенов «Типовые тестовые задания»
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории математика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ