Статья «Вычисляем в уме»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Астрахани

« Средняя общеобразовательная школа №33»





Статья « Вычисляем в уме».





подготовила

учитель математики

Григоренко Ольга Евгеньевна

























г. Астрахань

2012

Вычисляем в уме.

Счет является, правда, низкой, но уже идеальной деятельностью человека, и с помощью него столь многое осуществляется в обыденной жизни. Гете И.

Простейшие арифметические задачки жизнь задает нам, чуть ли не поминутно. Вычислять быстро, подчас на ходу – это требование времени. Числа окружают нас повсюду, а выполнение арифметических действий над ними приводит к результату, на основании которого мы принимаем то или иное решение. Понятно, что без вычислений не обойтись как в повседневной жизни, так и во время учебы в школе. Математика является одной из важнейших наук на земле, которая помогает овладеть различными видами устного счета. Формирование устных вычислительных навыков у учащихся в процессе изучения ими математики – это длительный процесс, и является одной из актуальных задач, стоящих перед преподавателем математики в современной школе. Как показала практика, используя различные устные упражнения, дети лучше усваивают тему урока, быстрее считают (причем устно), активнее идут на контакт с учителем, воспринимают материал более осмысленно, занимаются с увлечением. Именно во время устной работы ученик эффективно учится устанавливать связи между объектами, явлениями, сравнивать, обобщать их, развивает память, наряду с этим развивает и гибкость мышления, учится контролировать свои рассуждения. С помощью устных упражнений легче работать в классах повышенного педагогического внимания, осуществлять нужное количество повторений на разнообразном материале, постоянно поддерживая, сохранять положительное отношение к математическому заданию. Устный счет на уроках математики может быть представлен разнообразными формами работы с классом, учениками (математический, арифметический и графический диктанты, математическое лото, ребусы, кроссворды, тесты, беседы, опрос, разминка, «круговые» примеры и многое другое). В него входит алгебраический и геометрический материал, решение простых задач и задач на смекалку, рассматриваются свойства действий над числами и величинами и другие вопросы, с помощью устного счета можно создать проблемную ситуацию. В игровой обстановке ребенок не боится отвечать на вопрос, даже если не знает правильного ответа.

Например: Паровозик. У него есть задание для быстрого счета.





Занимательные таблицы:

0,7

О,5

-2,1

-8




-0,4




0,01




+

1,8


12,3

-10





5



-16,1


-21,5



Для достижения правильности и беглости устных вычислений на каждом уроке отводится 5 – 10 минут для проведения упражнений в устных вычислениях. Если устные упражнения предназначаются для повторения материала, формированию вычислительных навыков и готовят к изучению нового материала, то лучше их провести в начале урока до изучения нового материала. Если устные упражнения имеют цель закрепить изученное на данном уроке, то надо устный счет провести после изучения нового материала. Известно, например, что ученики часто затрудняются на следующих этапах устных арифметических действий: переход через десяток при сложении, дроблении десятка при вычитании, сложение в уме двузначного и однозначного чисел, при поразрядном выполнении. При отборе упражнений учитель всегда имеет ввиду, что безошибочное выполнение арифметических действий над десятичными дробями в значительной степени зависит от навыков оперирования с натуральными числами, учитывающие указанные случаи, весьма уместны в системе задач «на дроби» (-1,8 – 3,6; 2,5 – 4,3; -2,34 + 0,6; -3,6 0,04). На начальном этапе обучения вычислениям с десятичными или обыкновенными дробями первоочередное внимание уделяется и устному, и письменному выполнению действий. Это объясняется тем, что письменное выполнение содействует формированию устного вычислительного навыка у многих учащихся. Поэтому устные вычислительные упражнения «на дроби» не должны быть преждевременными. Их целесообразно включать лишь на этапе заключения или поддержания вычислительного навыка, а также в комплексе с другими математическими операциями при решении содержательных задач.

В основном, устные упражнения проводятся в начале урока и увязываются с проверкой домашнего задания. Различными формулировками заданий («Придумайте…», «Измените, условие так, чтобы…», «Перечислите общие свойства…» и т.д.), нацеленных на отработку обязательной математической подготовки учеников, обеспечивается достаточно регулярное обращение к разнообразным случаям вычисления.





Например:

1)Придумайте задание и выполните его, если перед вами следующая запись: 200000 1000 800 30 7.

2)Верны ли высказывания:

  1. если х = 0, то ху = 0;

  2. если у = 0, то ху неравно 0;

  3. если х > 0 и у > 0, то ху > 0;

  4. если х < 0 и у < 0, то ху < 0;

  5. если х неравно 0 и у > 0, то ху неравно 0;

  6. если х > 0 и у = 0, то ху не равно 0.


3)Выберите наибольшее и наименьшее числа среди чисел:

 при а = - 5; а = 3.


4)Цепочка вычислений:

да

нет




5)

: 4 =  2 = 8 207 =

1500 = + 73,5 =


Добиться успеха в формировании вычислительных навыков можно только в том случае, если четко соблюдать некоторые требования к проведению устных упражнений:

- Четкое объяснение учителем цели задания; - Исключение факторов, травмирующих учеников при организации работы; - Наличие наглядности, художественного слова, дополнительного материала; - Учет времени; - Подведение итога устных упражнений микрообщением или оценивание детей за хорошие успехи.

Таким образом, помимо того, что устный счет на уроках математики способствует развитию и формированию прочных вычислительных навыков и умений, он также развивает логическое мышление, личностные качества ребенка, повышает у детей познавательный интерес к урокам математики. Вызывая интерес и прививая любовь к математике с помощью различных видов устных упражнений, учитель помогает ученикам, активно действовать с учебным материалом, пробуждает у них стремление совершенствовать способы вычислений и решения задач, менее рациональные заменять более совершенными. А это важнейшее условие сознательного усвоения материала.

Как важно уметь без ошибок считать. Числа складывать, вычитать, делить, умножать. Запомните все, что без устного счета не сдвинется с места любая работа.



Литература.

  1. Бондаренко С.М. «Урок творчество учителя». Занятие 1974.

  2. Борисов Н.И. «Как обучать математике» Просвещение 1979.

  3. Борода Л.Я. «Некоторые формы контроля» 1988.

  4. Ворошилова Л.П. «Оригинальная форма устного счета» 1990.

  5. Журналы «Математика в школе» 1987-2000 г.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории математика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ