ПРОЦЕДУРА ОБСЛЕДОВАНИЯ для классов «Особый ребенок» по предмету: «Математические представления и конструирование»


Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная( коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида №46 «Центр Реабилитации и Милосердия (РиМ)» Калининского административного района города Санкт- Петербурга







ПРОЦЕДУРА ОБСЛЕДОВАНИЯ

для классов «Особый ребенок»

по предмету: «Математические представления и конструирование»

(VIII вида – II вариант обучения)



Составлена:

учителем высшей квалификационной категории

Котляровой Мариной Владимировной





















Санкт-Петербург

Тест проводится индивидуально с каждым ребенком. Тестирвоание проводится в привычной для ребенка обстановке класса, но не во время общей свободной работы. А в иное время. Желательно, чтобы другие дети в этот период находились вне групповой комнаты.

Поскольку тест очень подробный. Его большая продолжительность может утомить ребенка. В этом случае следует прервать тестирование и перенести на другое время.

По каждому из представленных разделов ребенку предлагают выполнить несколько упражнений. Правильное самостоятельное выполнение фиксирется 2 баллами, выполнение с некоторой помощью учителя – 1 балл. Если ребенок не может работать с тем или иным материалом или не отвечает на вопрос теста, - 0 баллов. Максимальное количество, которое может набрать ребенок, представлено в каждом разделе теста.

Таким образом, сравнивается количество баллов, набранных ребенком при текущем тестировании, с предыдущем числом, и эта цифра дает возможность узнать прогресс ребенка в той или иной области. Разница между набранной им суммой и максимально возможной составляет зону его ближайшего развития.

По данной шкале наблюдается и оценивается способность ребенка воспринимать, узнавать и соотносить различные сенсорные эталоны, их свойства и отношения. К таким сенсорным эталогам можно отнести цвет, форму, величину, направления в пространстве и пр.

Таким образом, учитель оценивает, насколько ребенок владеет сенсорными эталонами цвета, формы, величины, знает ли он пространственные напрвления, способен ли он ориентироваться в пространстве и во времени.

Низкий уровень (0)

Оценка в пределах этого уровня ставится, если ребенок не владеет сенсорными эталонами цвета, формы, величины и совершенно не ориентируется в пространстве. Не соотносит и не использует в деятельности различные сенсорные эталоны.

Средний уровень (1-2)

Оценка в пределах этого уровня ставится, если ребенок может узнавать и соотносить один или несколько сенсорных эталонов. Применяет в деятельности различные сенсорные эталоны.

Высокий уровень(3-4)

Оценка в пределах этого уровня можно поставить ребенку, совершившему большой качественный скачок в сенсорно – перцептивном развитии, который может узнавать, выделять, соотносить и называть сенсорные эталоны достаточно свободно.



Геометрические фигуры (плоские фигуры)
2. Восприятие формы:
• узнавание и называние формы предмета точным словом;
• соотнесение форм и фигур (одинаковый цвет, величина, но разная форма: треугольник и прямоугольник);
• соотнесение формы фигуры и предметного изображения;
• выделение формы в окружающей среде;
• локализация;
• дифференцирование сходных форм.

  • Оценка:

  • 1балл - задание выполнено на уровне совместных действий с педагогом

  • 2балла – задание выполнено по подражанию

  • 3балла – задание выполнено по образцу

  • 4балла – задание выполнено по последовательной инструкции

  • 5баллов - задание выполнено самостоятельно

  • 6баллов – дополнительное задание



Упражнение 1.

Квадрат, прямоугольник, Круг, треугольник, овал

Задание: Назови и покажи геометрические фигуры














Упражнение 2.

Задание: Попробуй сам нарисовать на листе бумаги знакомые тебе геометрические фигуры по образцу









Упражнение 3.

Задание: По образцу соедини соответствующие по форме фигуры. Назови все фигуры

















Упражнение 4. Геометрические фигуры (объемные фигуры)

Шар цилиндр куб



















Задание: Ксли ты посмотришь на объмные фигуры сбоку, то увидишь уже знакомые тебе плоские фигуры, Назови их.

шар круг цилиндр прямоугольник







куб квадрат











Упражнение 5

Задание: Раскрась круглые бусинки красным цветом, квадратные – синим, треугольные - желтым, овальные – зеленым. Какая бусинка потерялась? Нарисуй ее.



























3. Восприятие величины:
• соотнесение предметов по величине;
• словесное обозначение величины;
• раскладывание предметов в порядке возрастания или убывания.

В итоге, можно сделать вывод о том, что своевременное и квалифицированное использование приемов по формированию сенсорных эталонов способствует качественному развитию зрительного восприятия и является показателем качества деятельности учителя – тифлопедагога по данной проблеме с детьми с нарушением зрения.

Величина: больше, меньше, длиннее, короче, шире, уже, выше, ниже

Упражнение 1.

Задание: Найди самый высокий и самый низкий домик.





















Упражнение 2.

Задание: Раскрась самый широкий карандаш красным цветом, а самый длинный – синим.













Упражнение 3.

Задание: Найди самый длинный и самый короткий кораблик.











Упражнение 4.

Задание: Раскрась самый большой мяч и обведи кружочком самый маленький.













Учим различать цвета

1.Восприятие цвета:
• узнавание и называние цветов спектра точным словом;
• группировка и соотнесение объектов по цвету;
• фиксация по насыщенности;
• выделение цвета в окружающей среде.


  1. Упражнение «Учим цвета»

Цель: Учить различать, называть и использовать основные цвета спектра

(красный, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, коричневый) и

нейтральные цвета (черный, белый, серый)

Инструкция: задание выполняется совместно с ребенком в форме игрового диалога.

Красный цвет (помидор, клубника, огонь, пожарная машина)

-Покажи красное яблоко (смотри приложение)

Зеленый цвет (лягушка, крокодил, трава, елка)

-Покажи зеленый цвет

Желтый цвет (лимон, банан, солнце, цыпленок)

-Покажи желтую машину

Синий цвет (слива, василек)

Голубой цвет (колокольчик, голубое небо)

Белый цвет (облако, чайка, снежинка, ромашка)

-Покажи белого лебедя

Черный цвет (шина, пантера)







Оранжевый цвет (апельсин, морковка, лиса, лисичка)

-Покажи оранжевый цвет

Фиолетовый цвет (фиалка, баклажан)

Серый цвет (слон, мышка, дельфин)

-Покажи серого зайца

Коричневый цвет (обезьяна, медведь)

Розовый цвет (фламинго, поросенок)



-Для того, чтобы лучше запомнить последовательность цветов, выучи такую фразу:

Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.

-Назови семь цветов радуги.

-Раскрась заборчик так, чтобы все дощечки были разного цвета.

-Раскрась попугая

-Раскрась кольца пирамидки разными цветами













Упражнение 1. «Один – много», «Столько же»





Задание: Рассмотри рисунки. Кто один, кого много?



Задание: Рассмотри рисунки и скажи, чего больше - яблок или груш, бабочек или пчел?









Задание: Рассмотри рисунки. Можно ли сказать, что ежиков столько же, сколько грибов?



Задание: Можно ли сказать, что воздушных шаров и цветов одинаково?





Упражнение 2

«Число и цифра»

1

Ты уже знаешь, что числа обозначаются цифрами. Это – первая цифра. Она обозначает число один. Например, у тебя одна голова, один нос. Всем на свете светит одно солнышко.

Задание: Потренируся писать цифру 1





Задание: Найди предметы, которых по одному. Обведи их кружочком.

Задание: Среди предметов, нарисованных ниже, найди лишний предмет? Зачеркни его. Объясни, почему он лишний? Каким одним словом можно назвать остальные предметы?



Упражнение

«Число и цифра»

2

эту цифру легко запомнить, число два встречается нам каждый день. Например у тебя две руки, две ноги, два уха, два глаза.

Задание: Напиши цифру 2





Задание: Найди на рисунке лишний предмет. Обведи кружочком. Объясни, почему он лишний? (Лишний валенок, потому что он не имеет пару)

Задание: Напиши цифру 2, обведи по точкам.

Задание: Рассмотри рисунки. Сосчитай. По образцу напиши соответствующие цифры.



Задание: Внимательно рассмотри рисунок и скажи, сколько изображено квадратов, прямоугольников, треугольников, овалов?







Задание: Внимательно рассмотри рисунок и ответь на вопросы. Составь рассказ по рисунку.

  • Сколько яблок у мамы?

  • Сколько яблок мама дала дочке?

  • Сколько яблок осталось у мамы?

  • Стало ли поровну яблок у мамы и дочки?









Упражнение

«Число и цифра»

3

эта цифра похожа на букву «з». Число три тебе хорошо знакомо. Например у светофора три цвета, у каждого времени года – три месяца.

Как ты уже знаешь, эти фигуры называются треугольниками. Они бывают разными, но у всех по 3 угла и 3 стороны.



Задание: Напиши цифру 3





Задание: Посчитай ягоды и фрукты. По образцу соедини их соответствующей цифрой.





1 2 3









Задание: Раскрась каждый третий шарик красным цветом.











Задание: Раскрась фигуры, у которых три угла. Как они называются?

















Знаки: больше, меньше, равно

Задание: Обрати внимание. Как расставлены знаки



Два зайца больше, чем один.

Одна ромашка – меньше, чем две.

Медвежат поровну – по одному

Ежат тоже поровну – по два











Задание: самостоятельно напиши соответствующие знаки и цифры.











Задание: напиши в тетради знаки: больше, меньше, равно.





















Упражнение «Число и цифра»

4

Это число тоже встречается тебе. Например, у кошки и собаки по четыре лапы.

Это четырехугольники. У них по 4 угла и 4 стороны.



Задание: Напиши цифру 4







Задание: Впиши пропущенные цифры в цифровой ряд. Посмотри, у каждого числа есть соседи – числа, находящиеся впереди него (предыдущие) и за ним (последующие)

3







Задание: Покажи домик, у которого есть четыре окна. Сколько окон у других домиков?

Задание: На сколько частей разделен круг, квадрат, прямоугольник?







Упражнение «Число и цифра»



5Посмотри н а свою руку н а ней пять пальцев

Задание: Напиши цифру 5





Задание: По образцу обведи соответствующую цифру. Назови числа.









Упражнение «Число и цифра»

6

У тебя есть кубики. У кубика шесть сторон: передняя, задняя, левая, правая, верхняя и нижняя. Покажи.

Задание: Напиши цифру 6





Задание: Сосчитай, сколько предмето. Покажи. В какой из этих картинок шесть предметов





Упражнение «Число и цифра»



7

Эта цифра также хорошо тебе знакомо. В неделе - семь дней. У радуги – семь цветов. Назови их.

Задание: Напиши цифру 7





Задание: Сосчитай и напиши цифру.



Задание: Напиши сколько ягод:

Малины

Клубники

  • Чего больше? Напиши.



  • Сколько всего ягод? Напиши.





Вычитание. Знак – (минус)

Задание:

У Наташи было

Одно она съела

Посчитай, сколько яблок у нее осталось?



Задание: Было три яйца. Из одного вылупился цыпленок. Сколько осталось яиц?



Задание: На яблоне росло восемь яблок. Два из них упало. Сколько яблок осталось на дереве?

8

-

2

=




Упражнение «Число и цифра»



8

Цифра, обозначающая число восемь. Состоит из двух колец. Немного больше – внизу, а меньше кольцо – вверху.



Задание: Напиши цифру 8





Задание: Сосчитай сколько яблок на каждой из яблонь? Покажи яблоню, на которой восемь яблок.





Упражнение «Число и цифра»

9

Цифра девять похожа на цифру шесть, перевернутую вверх ногами. Не перепутай их.

Задание: Напиши цифру 9

Задание: У мамы Мыши девять деток.

Помоги расставить их по своим местам.



Задание: Сосчитай сколько цветочков.

Упражнение «Число и цифра»

0

Эта цифра похожа на буку «О». Ее пишут вместо слова «ничего». Например, если у тебя было одно яблоко и ты его съел, то говорят, что осталось ноль яблок (то есть не осталось ничего)



Задание: Напиши цифру 0









Задание: Найди вазу, в которой ноль цветов (нет ни одного цветка). Обведи ее в кружочек.















Упражнение «Число и цифра»

10

Вот мы и добрались до числа десять. Оно уже знакомо тебе. У тебя на двух руках вместе десять пальцев. Чтобы написать это число, используют две цифры, которые уже знаешь. –

Единицу и ноль. Число десять занимает две клеточки.



Задание: Напиши цифру 10







Задание: Впиши пропущенные цифры. Закрой тетрадь и посчитай от одного до десяти и от десяти до одного.



1









10



10









1







Задание: Впиши пропущенные цифры.

1


3



6


8


10









Задание: Покажи все числа по порядку от 1 до 10.



























Сложение. Знак( + плюс).

Задание: Оля и Таня собирали цветы. У Оли было два цветка, а у Тани – на один больше. Сколько у тани цветов?




+


=




У Тани цветка.



Задание: На ветке сидело три птенца. К ним прилетел еще один. Сколько всего птенцов?

3

+

1

=








«Ориентирование в пространстве»

Задание: Сделай сам один шаг

Задание: Сделай сам один шаг вправо, влево и назови направления сам

Задание: Покажи стрелочку, которая направлена вправо, влево, вверх, вниз

























Задание: Покажи, что изображено на картинке вверху, а что внизу, что справа и слева





Задание: Назови, что находится по середине полки, что находится слева от телефона, что находится справа от мяча на верхней полке, назови предметы, которые находятся на верхней полке, что на нижней полке?






«Представление о времени»

Задание: Покажи маленькую стрелочку и большую стрелочку, на какую цифру показывает каждая стрелочка?

Задание: Покажи малыша, мальчика, старенького дудушку.





Задание: Покажи утро, день, вечер, ночь

































Литература

  1. «Формирование математических представлений» Фалькович Т.А., Барылкина Л.П.,под. ред. М. 2005г

  2. Готов ли я к школе Диагностика для детей 6-7 лет, И.М.Мальцева, С.В.Пятак; под ред. Проф. М.А.Зиганова.-М.Эксмо, 2012-10-15

3. Андрущенко Т.Ю., Карабекова Н.В. Коррекция психического развития

младшего школьника на начальном этапе обучения. Вопросы психологии 1993

4. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей.

Под ред. К.С. Лебединской, М: Педагогика, 1982.

5. Аргинская И.И., Дмитриева Н.Я., Полякова А.В., Романовская З.И.

Обучаем в системе Занкова Л.В., М: Просвещение, 1991.

  1. Безруких М.М, Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика, М:

Просвещение, 1991.

7. Венгер Л.А Педагогика способностей. Изд-во «Знание» Москва, 1978.

8. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. М.,1973.

9 . Гельфан Е.М. Арифметические игры и упражнения. М: Просвещение, 1968.

10. Дети с задержкой психического развития. Под ред. Власовой Т.А.,

Певзнер М.С. М: Педагогика,1971.

11. Егорова Т.В., Лонина В.А., Розанова Т.В. Развитие наглядно-образного

мышления у аномальных детей. Дефектология, 1975 №4

12. Жигалкина Т.К. Игровые и занимательные задания по математике. М:

Просвещение, 1989.

13. Житомирский В.Г., Шеврин Л.Н. Геометрия для малышей. М:

Педагогика,1978.

14. Истомина Н.Б. Активизация учащихся на уроках математики в начальных

классах. М: Просвещени, 1985.

15. Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников. М:

Просвещение, 1968.

16. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. М: Просвещение, 1972.

17. Кумарина Г.Ф. Методика отбора детей в коррекционные классы.

Методическое пособие НИИ общей педагогики АПНСССР М,1990.

18. Кумарина Г.Ф. Педагогическая диагностика учения и развития школьников

в системе коррекционного обучения. Педагогическая карта учащегося.

Методические рекомендации. НИИ общей педагогики АПН СССР, М.1988.

19. Кордемский Б.А. Увлечь школьников математикой. М: Просвещение, 1981.

20. Лурия А.Г. Проблемы высшей нервной деятельности нормального и

аномального ребёнка. Т.ПМ.,1956.

21. Менчинская Н.А. Краткий обзор состояния проблемы неуспеваемости

школьников – В кн: Психологические проблемы неуспеваемости школьников.

М.,1971.

22. Минскин Е.М. От игры к знаниям. М: Просвещение, 1987.

23. Морро М.И., Бантова М.А., Бельжюкова Г.В. Математик, учебник для 1-го

класса трехлетней начальной школы. М: Просвещение, 1986.

24. Моро М.И. , Бантова М.А. Математика – 2 класс (I-3) М: Просвещение.

25. Обучение в коррекционных классах. Работа со слабоуспевающими

школьниками. Пособие для учителей. Под ред. Кумариной Г.Ф. М,1991.

26. Пчёлко А.С. Бантова М.А., Моро М.И., Пышкало А.М. Математика, 3 класс

(1-3) М: Просвещение.

27. Цымбалюк А.Н. Особенности познавательной активности младших школьников с пониженной обучаемостью. Автореферат канд. дисс. М,1974.







Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории математика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ