разработка урока по теме "Понятие процента" 5 класс
Юрисарова Юлия Григорьевна,
учитель математики
МКОУ «Лицей» г.Калачинска Омской области
Предмет Математика класс 5
Тема урока
Место урока по теме
Понятие процента
1-ый урок по теме «Проценты»
Тип урока
Формы, приемы, методы
Открытие новых знаний
Цель урока
Задачи урока
Ввести понятие процента, формировать умение читать и записывать проценты, переводить десятичные дроби в проценты и обратно.
I. Личностные результаты - формировать положительную мотивацию к обучению; - создавать позитивно-эмоциональное отношение учеников к уроку и предмету; - формировать чувство самоуважения у учеников. II. Метапредметные. 1. Познавательные УУД: - ориентироваться на разнообразие способов решения задач; - формировать умение сравнивать, анализировать, обобщать информацию, проводить аналогии, делать выводы; 2. Регулятивные УУД: - формировать умение контролировать и корректировать свою деятельность, самостоятельно выполнять предложенное задание; 3. Коммуникативные УУД: - формировать умение работать в паре;
- учить приёмам представления результата своей деятельности и результат деятельности группы. III. Предметные. 1. Создать условия:
- для формирования представления о понятии процента как сотой части числа.
- овладения навыками нахождения процента от числа и числа по его проценту, навыками решения задач на проценты.
2. Учить применять знания в повседневной жизни.
Предполагаемый результат
Знать
Уметь
Ученики в конце урока дадут определение понятию «процент», смогут читать и записывать проценты, представят алгоритм записи десятичной дроби в виде процента и наооборот.
Ученики в конце урока смогут применить на практике теоретические сведения об понятие «процент», переводить десятичные дроби в процент и обратно.
Компетенции/УУД
Педагогические технологии
Оборудование
Учебно – познавательные: планирование познавательной деятельности, действие по плану, умение вносить необходимые коррективы после процедуры оценки, переработка, использование информации для решения учебных задач.
Информационные: извлечение и обработка информации, передача информации в форме формулировки понятия.
Коммуникативные: устная коммуникация (монолог, диалог, рассказ), письменная коммуникация (чтение), продуктивная коммуникация (работа в парах).
Системно-деятельностный подход.
Компьютер, проектор
ХОД УРОКА
Цель/задачи этапа
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Компетенции/
аспекты компетенции/УУД
Оценивание/формы контроля
Результат
I этап: мотивация к учебной деятельности - 2 мин.
Мотивировать обучающихся к учебной деятельности на уроке, определить содержательные рамки урока.
Обеспечивает мотивацию, создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.
- Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.
- Как много улыбок засветилось. Спасибо!
-А это моё настроение… Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи!
Слайд 2.
Волевая саморегуляция.
Проявляют интерес к изучению материала.
Показывают смайлики, выражая свое настроение.
Коммуникативная/ диалог.
Самоконтроль, словесное поощрение учителя.
Внутренняя и внешняя готовность обучающихся
к учебной деятельности на уроке.
II этап: актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии - 5 мин.
Актуализировать изученные способы действий,
активизировать мыслительные операции; зафиксировать затруднения.
Организует деятельность по актуализации фиксации индивидуального затруднения.
Устный опрос Слайд 3-4
1. Какую часть составляет:
а) 1 копейка от рубля -
б) 1 миллиметр от сантиметра -
2. Винни-пух съел 5 бочонков меда из имеющихся 6 у Кролика. Какую часть меда съел Винни-пух?
2. Заполните таблицу
число
300
1500
800
50
30
7
5,5
Сотая часть числа
Актуализируют способы действия, выполняют пробное учебное действие и фиксируют собственное затруднение.
Отвечают на вопросы, аргументируют ответ
Коммуникативная /взаимодействие.
Информационная/ обработка и передача информации
Учебно-познавательная/ использование информации для решения учебных задач.
Внешний контроль, самоконтроль, словесное поощрение учителя.
Актуализация изученных способов действия; выполнение пробного учебного действия, фиксация затруднений.
III этап: Выявление места и причины затруднения, постановка цели деятельности - 5 мин.
Организовать выход учащегося в рефлексию пробного действия, выявить место и причины затруднения
Организует рефлексию пробного действия.
Слайд 5. Работа с текстом. Прочитайте предложения. Что общего во всех предложениях?
Всхожесть семян составляет 98 процентов;
Концентрация раствора кислоты – 50 процентов;
В выборах президента России приняли участие 65 процентов избирателей;
Кандидат Иванов набрал 48 процентов голосов избирателей, принявших участие в выборах.
Как вы считаете, как звучит тема сегодняшнего урока?
Слайд6.
Учащиеся соотносят свои действия с используемым ранее способом действий и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения.
Отвечают на вопрос, формулируют тему урока «Проценты»
Коммуникативная/ взаимодействие
Самоконтроль
Фиксация во внешней речи места и причин затруднений
IV этап: Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания) – 7 мин.
Уточнить тему, определить цели урока, составить план учебных действий, направленных на реализацию цели.
Организует работу обучающихся по уточнению темы урока, постановке цели урока и путей её достижения.
Чтобы понять, о чем идет речь, надо знать смысл этого слова.
Как вы считаете какие цели мы поставим для изучения данной темы.
Предлагает соотнести поставленные цели учеников с целями учителя
Слайд 7
Уточняют тему урока, определяют цель урока и планируют пути выхода из затруднения.
Озвучивают свои цели
Информационная /обработка и передача информации
Коммуникативная /взаимодействие
Учебно-познавательная/ использование информации для решения учебной задачи, планирование.
Самоконтроль, внешний контроль
Формулировка цели урока, уточнение темы урока, разработка плана учебных действий.
V этап: реализация построенного проекта - 8 мин.
Организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия, устраняющего причину выявленного затруднения; зафиксировать новый способ действия в знаковой, вербальной форме.
Организует обсуждение различных вариантов, предложенных обучающимися. Создаёт условия для реализации построенного проекта.
В нашей речи есть слова, обозначающие какую-либо часть числа, однако это более крупные доли, а для указания части числа удобнее пользоваться более мелкими долями – сотыми. Для обозначения одной сотой числа употребляется латинское слово процент
Предлагается ответить на вопрос: Какая величина принята за 100% в предложениях:
- В школьной библиотеке 36% всех книг – учебники.
- Азот составляет 75,5 % массы воздуха.
-Математический кружок посещает 1 % учащихся школы.
Слайд8-10
Назовите применение процентов в жизни человека
Слайд12
Дополняет и обобщает ответы учащихся
В хозяйстве для вычисления процентного содержания каких-либо величин.
В банковском деле для вычисления процентной ставки и накопления.
При решении задач по химии, биологии, физике
Выводят правило:
Чтобы представить десятичную дробь в процентах надо умножить ее на 100
Чтобы проценты представить в виде десятичной дроби надо число разделить на 100
Устанавливают закономерности; делают выводы; формулируют правило (эталон), фиксируют преодоление возникшего ранее затруднения.
Отвечают на вопросы
Учебно – познавательная/ исследовательская деятельность.
Коммуникативная/ работа в парах, взаимодействие,
интериоризация.
Информационная/ сбор информации, обработка и передача.
Внешний контроль самоконтроль.
Выводят
правило
VI этап: первичное закрепление - 5 мин.
Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении задач с проговариванием во внешней речи.
Организует работу обучающихся по первичному закреплению знаний обучающихся.
Работа в парах Слайд13-14
Переведите десятичную дробь в проценты:
Число
Процент
0,23
23%
0,376
37,6%
0,78
78%
0,97
97%
0,024
2,4%
0,4858
48,58%
3,58
358%
Переведите проценты в десятичную дробь:
Процент
Число
13%
0,13
47,5%
0,475
89%
0,89
72%
0,72
3,44%
0,0344
59,56%
0,5956
265%
2,65
Выполняют комментированное решение с проговариванием способов действий.
Заполняют таблицы в рабочих листах, решение фиксируют в тетради
Учебно-познавательная/ использование информации для решения учебной задачи.
Взаимоконтроль (работа в парах), самоконтроль.
Усвоение детьми нового способа действий при решении задач
VII этап: самостоятельная работа с самопроверкой по эталону - 5 мин.
Организовать самостоятельное выполнение каждым обучающимся заданий на новый способ действий;
организовать самопроверку обучающимися своих решений по эталону
Организует ситуацию решения учебной задачи; предоставляет возможность выявления причин ошибок и их устранения(индивидуальная коррекционная деятельность) Слайд 15
Выполняют КОЗ.
Заполняют таблицы в рабочих листах, решение фиксируют в тетради
Учебно-познавательная / самоконтроль и самооценка
Информационная/ переработка, использование информации для решения учебной задачи.
Самоконтроль
Определение уровня усвоения нового способа действий (с переводом в оценку).
VIII этап: рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока) - 3 мин.
Организовать рефлексию и самооценку обучающихся; обсудить и записать домашнее задание.
Организует рефлексию и самооценку, объясняет домашнее задание.
Исследование какой темы вели на уроке?
- Какие понятия разобрали?
- Удалось решить поставленную задачу?
- Где можно применить новые знания?
- Оцените свою работу на уроке. Работу класса
- Выберите смайлик своего настроения. Изменилось ли оно? Почему?
Слайд 16-17
Д.з.
1) Стр. 238 Г (учимся говорить правильно) - читать.
2) На выбор:
А) №№1561, 1562.
Б) № 1564
Дети соотносят цель учебной деятельности и её результаты, фиксируют степень её соответствия, оценивают уровень достижения поставленной цели и намечают цели дальнейшей деятельности.
Учебно-познавательная/ самооценка, планирование.
Информационная / обработка и передача информации.
Коммуникативная/ взаимодействие, интериоризация.
Самоконтроль, внешний контроль
Осознание обучающимися своей учебной деятельности;
самооценка результатов своей деятельности.
Список использованной литературы
Математика. 5 класс: учеб.для общеобразовательных учреждений\Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов и др М.:Мнемозина 2010.
Математика: 5 класс / И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович. – М.: Мнемозина, 2012.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
tentorium74e.ru
rubo.ru
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории математика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ