Урок для 3 класса по теме: "Преобразование фигур"
Урок 14.
Тип урока: ОНЗ.
Тема: «Преобразование фигур».
Автор: С.В. Петрова (МБОУ «СОШ №2 п.г.т. Актюбинский» муниципального Азнакаевского района РТ).
Основные цели:
- познакомить с преобразованием фигур на плоскости – параллельным переносом;
- развивать умение строить на клетчатой бумаге прямоугольник и квадрат по заданным длинам сторон;
- отрабатывать навыки устных вычислений.
Личностные:
- развитие морально-этнических качеств личности;
- освоение норм общения и коммуникативного взаимодействия, навыка сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умение находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные:
- умение выполнять пробное учебное действие, в случае его неуспеха грамотно фиксировать свое затруднение, анализировать ситуацию, выявлять и конструктивно устранять причину затруднения;
- формирование специфических для математики логических операций (сравнение, обобщение, аналогия).
Предметные:
- овладение основами логического, алгоритмического мышления, пространственного воображения,
- умение исполнять и строить алгоритмы.
Демонстрационный материал:
1) любые 3 демонстрационные плоскостные геометрические фигуры;
2) Карточка с темой урока;
Преобразование фигур.
3) Алгоритм перемещения фигур на плоскости
Выбрать опорные точки данной фигуры.
Переместить опорные точки указанным способом.
Достроить полученные точки до всей фигуры.
Раздаточный материал:
Любые 3геометрические фигуры (5 наборов).
Карточки для проведения устного счета:
Г 28:4×30= И 400×2:100=
Ы 450:5×2= Р 140:70×10=
У 81:9×2= Ф 20×7:10=
14
8
210
18
20
180
Разрезанные карточки – шаги алгоритма перемещения фигур на плоскости
Выбрать опорные точки данной фигуры.
Переместить опорные точки указанным способом.
Достроить полученные точки до всей фигуры.
3) Эталон для проверки самостоятельной работы на этапе 7;
Перенеси треугольник на 8 клеток вниз
4) «лесенка успеха»
☺
??
Ход урока:
1. Мотивация к учебной деятельности.
Цель:
1) создать условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу») через создание ситуации, вызывающей интерес;
2) организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок урока («могу»);
3) организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности («надо»).
Организация учебного процесса на этапе 1:
- Сегодня на уроке вы будете работать с геометрическим материалом. Что изучали на уроках математики из этой области? (…)
- Вам предстоит открыть ещё одно математическое правило. А как вы открываете правила? Какие два шага вы выполняете? (Остановимся, подумаем, чего мы ещё не знаем, и сами откроем новое знание.)
- Пожелайте друг другу удачи. Партнеры по плечу повернитесь друг к другу и скажите важные для нашего урока слова: «Где есть желание, найдется путь».
- С чего начнём урок? (С повторения того, что нам пригодится для открытия нового.)
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
Цель:
1) актуализировать представление о равных фигурах;
2) зафиксировать ситуацию, демонстрирующую недостаточность знаний: о свойствах преобразования фигур;
3) зафиксировать алгоритм перемещения фигур на плоскости в виде эталона в знаковой форме и в речи;
4) организовать актуализацию мыслительных операций, достаточных для построения нового знания
Организация учебного процесса на этапе 2:
1) Актуализация основного понятия урока.
- Чтобы точно знать о каких геометрических понятиях мы будем сегодня говорить на уроке, отгадаем зашифрованное слово, решив примеры.
Партнеры по плечу поочередно решают примеры и записывают свои ответы на одном (для двоих) листе бумаги.
Г 28:4×30= И 400×2:100=
Ы 450:5×2= Р 140:70×10=
У 81:9×2= Ф 20×7:10=
14
8
210
18
20
180
ф
и
г
у
р
ы
- Какое геометрическое слово было зашифровано?
2) Актуализация представлений о равных фигурах.
- Ученик под № 1 каждой группы откройте конверт. Нужно достать из конверта предметы, которые соответствуют отгаданному слову. Что это?
У учителя в руках тоже 3 любые геометрические фигуры.
- Посмотрите на фигуры. Можно ли сказать, что они равные? (…)
- Каким способом вы определяете равенство фигур? Подумайте и ответьте на этот вопрос по кругу, начиная с №4. Выберите верный ответ. (Наложением, 2 фигуры равны, если при наложении они совмещаются.)
- Проверим ваши предположения. Прошу встать учеников под № 2 и озвучить решение своей группы.
3) Построение фигур.
- В своих тетрадях начертите фигуру из вашего конверта.
- Что для этого нужно взять? (Линейку, простой карандаш)
-Какие дополнительные действия выполнить? (Наметить точки - вершины фигуры)
- Какой следующий шаг в работе? (Вы нам дадите задание на пробное действие)
- Зачем? (Чтобы мы поняли, чего мы ещё не знаем)
4) Задание для пробного действия.
- Ученик №2 каждой группы раздайте листочки с заданием партнерам А .
- Что вы видите на листочке?
- Перенесите эту фигуру на 7 клеточек вправо. Помните, что при переносе должна получиться равная фигура.
- Что нового в этом задании?(…).
- Партнеры по плечу поочередно выполняют пробное действие.
- Теперь возьмите листочки партнеры Б (№2 и №4) и обменяйтесь своими предположениями с партнерами по лицу.
- Проверим выполнение. Кто не справился с заданием? В чём ваше затруднение? (Мы не знаем, как перенести фигуру.)
- Кто смог выполнить задание?
- Докажите, что вы правы. На какой эталон вы опирались? (У нас нет данного эталона.)
- В чём ваше затруднение? (Мы не можем обосновать свой ответ.)
3. Выявление места и причины затруднения.
Цель:
1) организовать восстановление выполненных операций и фиксацию (вербальную и знаковую) места – шага, операции, где возникло затруднение;
2) организовать соотнесение действий учащихся с используемым способом (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе организовать выявление и фиксирование во внешней речи причины затруднения – тех конкретных знаний, умений или способностей, которых недостаёт для решения исходной задачи такого класса или типа.
Организация учебного процесса на этапе 3:
- Какое задание вы выполняли? (Мы должны были перенести фигуру на несколько клеточек так, чтобы она была равной исходной фигуре)
- Как вы выполняли задание? (…)
- Где у вас возникло затруднение?
- Почему оно возникло? (У нас нет правила, эталона, чтобы определить, верно ли мы выполнили задание)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель:
Этап 4
1. уточнение цели проекта (определить правило для переноса фигур)
2. определение средств (алгоритмы, модели, учебник и т.д.);
3. составить план действий.
Организация учебного процесса на этапе 4:
- Значит, какую цель поставите перед собой? (…)
- Сформулируйте тему урока. («Перенос или перемещение фигур».)
- Посмотрим, как сформулирована тема урока в учебнике. (Преобразование фигур)
- Мы с вами сформулировали тему более точно (конкретно).
- Вспомните ещё раз, что вы повторяли.
План:
Вспомнить правило о равенствах фигур.
Восстановить алгоритм из предложенных этапов.
Согласовать алгоритм.
5. Реализация построенного проекта.
Цель:
1) организовать коммуникативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний: о параллельном переносе фигур;
2) зафиксировать новое знание в речи, графической и знаковой форме (с помощью эталона, опорной схемы), сформировать умение использовать открытые знания на практике;
3) организовать уточнение общего характера нового знания.
Организация учебного процесса на этапе 5:
- Итак, ещё раз вспомним, какие фигуры являются равными. (Фигуры будут равными, если при наложении они совпадают, т.е. совпадают все точки.)
- У каждой группы этапы алгоритма перемещения фигур на плоскости. Обсудите шаги алгоритма. Восстановите его, проставив номер каждого следующего шага.
После выполнения задания представитель группы представляет результат работы, выслушивается каждая группа. Алгоритм обсуждается, согласовывается.
Учащиеся смешиваются под музыку. Когда музыка прекращается, ученики образуют пару с ближайшим к ним учеником и «дают пять».
-Перескажите друг другу алгоритм перемещения фигур. Первым отвечает тот, кто выше. Поблагодарите за ответ – «У тебя хорошие знания по предмету» и «Спасибо за ответ».
- Нужно перечислить все известные геометрические фигуры. Первым отвечает тот, у кого короче волосы. Поблагодарите друг друга за ответ.
- Объясните значение слов «Преобразование фигур» с вашей точки зрения. Первым отвечает тот, у кого больше букв в имени. Поблагодарите друг друга за ответ.
- Проверьте выполнение задания, которое вызвало у вас затруднение, по данному алгоритму.
- Справились с затруднением? (Да.)
Молодцы!
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Цель:
зафиксировать изученные свойства множеств во внешней речи.
Организация учебного процесса на этапе 6:
1) Проговаривание в речи выполняемых преобразований.
- Как вы думаете, чем займёмся? (Будем применять новое умение в заданиях.)
- Начнём с № 2 стр. 37. Прочитайте задание. (Задание выполняется фронтально).
2) № 4, стр. 37 дети выполняют его в парах, проговаривая друг другу по алгоритму. Для проверки учитель предлагает демонстрационный вариант выполнения задания.
- Встаньте те, кто правильно нарисовал квадрат со стороной 4 клеточки;
- Встаньте те, кто правильно перенес этот квадрат на 7 клеточек вправо;
- Встаньте те, кто правильно перенес этот квадрат на 5 клеточек вниз;
- Встаньте те, кто правильно выполнил все задание;
- Встаньте те, кто выполнял задание, проговаривая алгоритм.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель:
1) организовать самостоятельное выполнение учащимися заданий на новые понятия;
2) организовать самооценку детьми правильность выполнения задания (при необходимости – коррекцию возможных ошибок).
Организация учебного процесса на этапе 7:
- Как вы думаете, что необходимо выполнить сейчас? (Самостоятельную работу.)
- С какой целью вы выполняете самостоятельную работу? (Чтобы выяснить, как усвоили новые знания.)
Выполните № 5стр. 37 самостоятельно.
Для проверки учитель предлагает демонстрационный вариант выполнения данного задания.
Проверка:
Поставьте знак «+», если вы выполнили так же, «?» если по-другому.
Какие были затруднения? (…)
Исправьте ошибки.
8. Включение в систему знаний и повторение.
Цель:
1) тренировать вычислительные навыки через составление выражений и вычисления их значений;
2) повторить решение задач выражением,
3) проверить у детей способность к оценке собственных достижений.
Организация учебного процесса на этапе 8:
- Новые знания помогут нам в дальнейшем при работе с геометрическим материалом, но мы с ними встретимся на других уроках.
Подумайте, чем вы продолжите заниматься? (Повторим те знания, которые изучили раньше.) Выполним задание под №12 стр. 38
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель:
1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
2) организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся;
3) оценить собственную деятельность;
4)зафиксировать неразрешенные на уроке затруднения, если они есть, как направления будущей учебной деятельности;
5) обсудить домашнее задание.
Организация учебного процесса на этапе 9:
- Что нового узнали на уроке? (правило перемещения фигур на плоскости)
- Где нам пригодится новое знание? (При работе с геометрическим материалом.)
- Кто может доказать, что он находился в учебной деятельности?
- Какие задания ещё выполняли? Что понравилось больше?
- Над чем ещё следует поработать?
- Возьмите экраны и на «лесенке успеха» отметьте ту ступеньку, на которой вы оказались к концу урока. Первая ступенька — многое не понял и остались вопросы; вторая ступенька — во время работы было много трудностей; третья ступенька — многое понял, но были ошибки; четвертая ступенька — трудности преодолены.
Домашнее задание:
С.38 №6,8
Творческое – придумать свою задачу по теме «Преобразование фигур»
Найти в толковом словаре объяснение слова «симметрия»
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории математика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ