Урок математики для 4 класса
«Хочется, чтобы дети были
путешественниками, открывателями
и творцами в этом мире»
( В.А. Сухомлинский).
Проблема познавательного интереса – одна из актуальных.
Ни для кого не секрет, что математика – сложный предмет. Математику нельзя выучить ( «зазубрить»), её надо понять! А как понять предмет, если он кажется ученику скучным, уроки однообразными. Вот здесь и нужна педагогическая находчивость, которая имеет одну цель – заинтересовать!!!
Целью работы по данной теме является применение целостной системы методов, приемов обучения в сочетании традиционных и нетрадиционных форм работы, ориентированных на развитие основных характеристик мышления, на повышение уровня самостоятельной практической и умственной деятельности детей, на развитие навыков самоконтроля.
Основные задачи: очень осторожно и бережно помочь ребенку развить его творческие познавательные способности, вселить в него уверенность, дать почувствовать свою самоценность.
Обучение в начальной школе вмещает в себя очень большой объем знаний. Данные знания необходимо дать детям не только в теоретическом виде, но и отработать определенные умения и навыки. Для успешного обучения современного ребенка необходимо создание определенных условий на уроке, которые способствуют развитию интереса к процессу обучения, формированию мотива деятельности учащихся и активизации познавательной деятельности.
Активизация познавательной деятельности, активизация внимания – эти задачи ставит перед собой каждый учитель, идущий на урок. Успешное решение этих задач невозможно без поиска методов, приемов познавательного интереса и без применения определенных методов и приемов урок математики может стать скучным и малоэффективным.
Занимательный математический материал рассматривается и как одно из средств, обеспечивающих рациональную взаимосвязь работы учителя на занятиях и вне их. Такой материал можно включать в основную часть урока по формированию элементарных математических представлений или использовать в конце его, когда наблюдается снижение умственной активности детей. Элементы занимательности: игра, все необычное, неожиданное вызывает у детей богатое своими представлениями чувство удивления, помогает им усвоить любой учебный материал.
Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении, будь то загадка или самая элементарная головоломка.
Как средство активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики – использование интерактивных форм и методов обучения, презентации и работа с интерактивной доской.
« Предмет математики настолько серьёзен,
что надо не упускать случая
сделать его занимательным»
Блез Паскаль.
Ещё в древности одним из важнейших достоинств человека считали владение математическими знаниями. Слово «математика» в переводе с греческого означает знание, наука. Её роль и значение непрерывно возрастают в современной жизни.
Важнейшая задача школы - давать учащимся глубокие и прочные знания основ наук, вырабатывать навыки и умение применять их на практике. Школа должна научить ученика находить пути к решению проблем, формировать у учащихся способность к самостоятельному, творческому мышлению. «Мыслительные операции не даны изначально, они постепенно складываются в ходе самого мышления» (Сергей Леонидович Рубинштейн).
В настоящее время исследования ученых убедительно показали, что возможности людей, которых обычно называют талантливыми, гениальными – не аномалия, а норма. Задача заключается лишь в том, чтобы раскрепостить мышление человека, повысить коэффициент его полезного действия, наконец, использовать те богатейшие возможности, которые дала ему природа, и о существовании которых многие подчас и не подозревают. Поэтому особо остро в последние годы стал вопрос о формировании общих приёмов познавательной деятельности.
Познавательный интерес – избирательная направленность личности на предметы и явления окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательный интерес, становится основой положительного отношения к учению. Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность школьника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъём, радость от удачи. Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов: мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность.
Познавательный интерес – это один из важнейших для нас мотивов учения школьников. Его действие очень сильно. Под влиянием познавательного, учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно.
Познавательный интерес при правильной педагогической организации деятельности учащихся и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должен стать устойчивой чертой личности школьника и оказывает сильное влияние на его развитие.
Познавательный интерес выступает перед нами и как сильное средство обучения.
Классическая педагогика прошлого утверждала – «Смертельный грех учителя – быть скучным». Когда ребёнок занимается из-под палки, он доставляет учителю массу хлопот и огорчений, когда же дети занимаются с охотой, то дело идёт совсем по-другому. Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически и невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.
Познавательный интерес направлен не только на процесс познания, но и на результат его, а это всегда связано со стремлением к цели, с реализацией её, преодолением трудностей, с волевым напряжением и усилием. Познавательный интерес – не враг волевого усилия, а верный его союзник. В интерес включены, следовательно, и волевые процессы, способствующие организации, протеканию и завершению деятельности.
Таким образом, в познавательном интересе своеобразно взаимодействуют все важнейшие проявления личности.
Спросите у любого первоклассника, собирающегося в школу, хочет ли он учиться. И как он будет учиться. В ответ вы услышите, что получать каждый из них намерен только пятёрки. Мамы, бабушки, родственники, отправляя ребенка в школу, тоже желают ему хорошей учёбы и отличных оценок. Первое время сама позиция ученика, желание занять новое положение в обществе – важный мотив, который определяет готовность, желание учиться. Но такой мотив недолго сохраняет свою силу.
К сожалению, приходится наблюдать, что уже к середине учебного года у первоклассников гаснет радостное ожидание учебного дня, проходит первоначальная тяга к учению. Если мы хотим, чтобы с первых лет обучения ребенок не тяготился школой, мы должны позаботиться о пробуждении таких мотивов обучения, которые лежали бы не вне, а в самом процессе обучения. Иначе говоря, цель в том, чтобы ребёнок учился потому, что ему хочется учиться, чтобы он испытывал удовольствие от самого учения.
Познавательный интерес, как и всякая черта личности и мотив деятельности школьника, развивается и формируется в деятельности, и прежде всего в учении.
Формирование познавательных интересов учащихся в обучении может происходить по двум основным каналам, с одной стороны само содержание учебных предметов содержит в себе эту возможность, а с другой – путём определенной организации познавательной деятельности учащихся.
Первое, что является предметом познавательного интереса для школьников – это новые знания о мире. Вот почему глубоко продуманный отбор содержания учебного материала, показ богатства, заключенного в научных знаниях, являются важнейшим звеном формирования интереса к учению.
Интерес возбуждает и подкрепляет такой учебный материал, который является для учащихся новым, неизвестным, поражает их воображение, заставляет удивляться. Удивление – сильный стимул познания, его первичный элемент. Удивляясь, человек как бы стремится заглянуть вперёд. Он находится в состоянии ожидания чего-то нового.
Ученики испытывают удивление когда, составляя задачу, узнают, что одна сова за год уничтожает тысячу мышей, которые за год способны истребить тонну зерна, и что сова, живя в среднем 50 лет, сохраняет нам 50 тонн хлеба. Такого вида задачи я часто использую при проведении устного счёта (см. Приложение).
Но познавательный интерес к учебному материалу не может поддерживаться всё время только яркими фактами, а его привлекательность невозможно сводить к удивляющему и поражающему воображение. Еще К.Д.Ушинский писал о том, что предмет, для того чтобы стать интересным, должен быть лишь отчасти нов, а отчасти знаком. Новое и неожиданное всегда в учебном материале выступает на фоне уже известного и знакомого. Вот почему для поддержания познавательного интереса важно учить школьников умению в знакомом видеть новое.
Такое преподавание подводит к осознанию того, что у обыденных, повторяющихся явлений окружающего мира множество удивительных сторон, о которых он сможет узнать на уроках.
Все значительные явления жизни, ставшие обычными для ребенка в силу своей повторяемости, могут и должны приобрести для него в обучении неожиданно новое, полное смысла, совсем иное звучание. И это обязательно явится стимулом интереса ученика к познанию.
Именно поэтому учителю необходимо переводить школьников со ступени его чисто житейских, достаточно узких и бедных представлений о мире – на уровень научных понятий, обобщений, понимания закономерностей.
Далеко не всё в учебном материале может быть для учащихся интересно. И тогда выступает ещё один, не менее важный источник познавательного интереса – сам процесс деятельности.
Доказано, что дети запоминают 10% того, что читают, 26% того, что слышат, 30% того, что видят, 50% того, что видят и слышат, 70% того, что обсуждают с другими, 80% того, что основано на личном опыте, 90% того, что проговаривают в то время, когда делают, 95% того, чему они обучаются сами. Данная информация позволяет сделать однозначный вывод. Результат обучения зависит от степени активности учащихся в учебном процессе.
Чтобы разбудить желание учиться, нужно развивать потребность ученика заниматься познавательной деятельностью, а это значит, что в самом процессе её школьник должен находить привлекательные стороны, чтобы сам процесс учения содержал в себе положительные заряды интереса.
Учитель начальной школы обязан научить детей учиться, сохранить и развить познавательную потребность учащихся, обеспечить познавательные средства, необходимые для усвоения основ наук. Поэтому я поставила перед собой цель – развивать познавательную деятельность учащихся.
Познавательная деятельность развивает логическое мышление, внимание, память, речь, воображение, поддерживает интерес к обучению. Все эти процессы взаимосвязаны.
Осознав эти проблемы, стала собирать и пробовать в своей работе различные методические и дидактические приёмы. Всю работу провожу по нескольким направлениям: дидактические игры и игровые моменты, работа со схемами, использование провоцирующих задач.
Одним из средств формирования познавательного интереса является занимательность. Элементы занимательности, игра, всё необычное, неожиданное вызывают у детей чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогают им усвоить любой учебный материал.
В процессе игры на уроке математики учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать множества, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь чётко выполнять задания, соблюдать правила игры. В играх, особенно коллективных формируются и нравственные качества личности. Дети учатся оказывать помощь товарищам, считаться с интересами других, сдерживать свои желания.
По характеру познавательной деятельности игры можно разделить на следующие группы:
Игры, требующие от детей исполнительной деятельности. С помощью этих игр дети выполняют действия по образцу. («Составим узор» )
Игры, требующие воспроизводящей деятельности. К этой группе относятся игры, направленные на формирование вычислительных навыков.(«Лучший лётчик», «Математическая рыбалка», «Помоги собрать бананы»)
Игры, в которых запрограммирована преобразующая (контролирующая) деятельность детей. С помощью этих игр дети изменяют примеры и задачи в другие, логически связанные с ними. («Составь круговые примеры», «Математическая эстафета»)
Игры, в которые включены элементы поисковой деятельности, где целью игры является формулирование учащимися по рисунку, схеме и опорным словам математического правила. («Угадайка», «Определи курс движения самолёта»)
Характер деятельности учащихся в игре зависит от места игры на уроке, от её места в системе уроков. Игра может быть проведена на любом этапе урока и на уроке каждого типа. Если игра используется на уроке объяснения нового материала, то в ней должны быть запрограммированы практические действия детей с группами предметов или рисунками.
На уроках закрепления материала важно применять игры на воспроизведение свойства, действий и вычислительных приёмов. В этом случае следует ограничить использование средств наглядности, а усилить внимание к громкому проговариванию правила, свойства, вычислительного приёма.
В системе уроков по теме важно подбирать игры на разные виды деятельности – исполнительную, воспроизводящую, контролирующую и поисковую. В игре следует продумывать не только характер деятельности детей, но и организационную сторону, характер управления игрой. С этой целью можно использовать такие простейшие средства обратной связи, как сигнальные карточки или разрезные цифры. Всё это служит средством активизации детей в игре.
В книге Шалвы Алексеевича Амонашвили «Здравствуйте, дети», есть такие слова:
« … без педагогической игры на уроке невозможно увлечь учеников в мир знаний и нравственных переживаний, сделать их активными участниками и творцами урока». Я стремлюсь создать на каждом уроке такую учебную ситуацию, которая позволила бы каждому ребёнку проявить себя. Такую ситуацию помогает создать игра, которая способствует развитию познавательной деятельности и воспитанию нравственных начал. Игры или несколько игровых моментов, подобранных на одну тему, тесно связанных с материалом учебника, дают большой результат. У ребёнка в начальной школе фантазия развита настолько, что позволяет ему оказываться там, куда приглашает игра, он принимает те условия, которые ставит перед ним учитель, организуя игру.
С большим успехом у нас на уроке проходят такие игры как: «Прогулка по лесу», «Путешествия по станциям», «Почтальон», « Помоги Золушке» и т.д.
(показ игр)
Мне очень нравятся игры-путешествия. В них ненавязчиво обогащается словарный запас, развивается речь, активизируется внимание детей, расширяется кругозор, прививается интерес к предмету, развивается творческая фантазия. А главное – ни одного скучающего на уроке! Всем интересно, дети играют, а играя, непроизвольно закрепляют и доводят до автоматизированного навыка математические знания.
Но для меня важно не только вызвать первоначальный интерес, но и удержать его, сделать стойким на долгие годы. Это трудно, но всё же возможно. Для этого необходимо продумать организацию работы не только на уроке, но и на внеклассных занятиях.
Один раз в неделю я провожу занятие «Юным умникам и умница» по рабочей тетради, разработанной О.Холодовой, часто проводим игры: «Думай, смекай, отгадывай», «Математический КВН», «Математические кругосветки», где дети сами подбирают интересные задания.
К декадам математики, которые каждый код проходят в школе, дети рисуют газеты, придумывают различные кроссворды, ведь всё это способствует развитию математических способностей, привитию интереса к математике.
В своей работе я часто использую провоцирующие задачи. В условиях таких задач содержатся различного рода упоминания, указания, намёки, подсказки, подталкивающие к выбору ошибочного пути решения или неверного ответа.
Провоцирующие задачи обладают высоким развивающим потенциалом. Они способствуют воспитанию одного из важнейших качеств мышления – критичности, приучают к анализу воспринимаемой информации, её разносторонней оценке, повышают познавательный интерес. Дидактическая ценность провоцирующих задач неоспорима. Попадая в заранее приготовленную ловушку, ученик испытывает досаду, сожаление от того, что не придал особого значения тем нюансам условия, из-за которых он угодил в неловкое положение.
Провоцирующие задачи можно разделить на несколько типов.
Задачи, условия которых в той или иной мере навязывают неверный ответ.
Задачи, навязывающие в явной форме один определённый ответ.
- Сколько прямоугольников можно насчитать в изображении окна?
- Сколько знаков будет в числе, в записи которого 5 нулей?
Навязывается ответ: пятизначным, но он неверен, т.к. помимо
5 нулей в записи числа должны обязательно присутствовать цифры,
отличные от нуля. Правильный ответ: шестизначным и более.
Задачи, побуждающие сделать выбор ответа из предложенной совокупности неверных ответов.
- Какое из чисел 333, 555, 666, 999 не делится на 3? Правильный ответ: никакое, т.к.
555 : 3 = 185.
Задачи, побуждающие сделать неправильный выбор ответа из предложенных совокупностей верных и неверных ответов.
- Какой из отрезков короче: вертикальный или горизонтальный?
- Что легче: пуд пуха или пуд железа?
Задачи, условия которых не содержат в явном виде неверного ответа, но каким-либо образом указывают на него.
- Какое число, кратное 3, следует за числом 202?
Напрашивается ответ 203, но это не так, т.к. 203 не делится на 3, а правильный ответ 204.
Задачи, условия которых тем или иным способом подсказывает неверный путь решения.
Задачи, условия которых подталкивают решающего к тому, чтобы выполнить какое-либо действие с заданными числами или величинами, тогда как выполнять это действие вовсе не требуется.
- Тройка лошадей проскакала 15км. Сколько км проскакала каждая лошадь?
Задачи, условия которых подталкивают решающего к выполнению какого-то определённого действия, тогда как выполнять нужно другое действие.
- Крышка имеет 4 угла. Если один из них отпилить, сколько углов будет у крышки?
Напрашивается действие 4 – 1, но правильный ответ 3 + 2 = 5 углов.
Задачи, условия которых подталкивают к выполнению какого-то одного или нескольких действий вполне определённым образом, тогда как выполнять действия нужно иначе, чаще всего необходим сложный расчёт.
- 6 рыбаков съедят 6 судаков за 6 дней. Сколько судаков съедят 12 рыбаков за 12 дней?
Кажется совершенно естественным выполнить умножение 6 * 2 и получить ответ: 12 судаков. Но этот ответ не верен, нужно учесть, что один рыбак в день съедает 1/6 часть судака, и вычислять иначе: 1/6 * 12 чел. *12 дн. = 24 судака.
Задачи, условия которых подталкивают решающего к выполнению какого-либо действия, тогда как выполнить их не представляется возможным.
- Двое пошли 3 гриба нашли. Четверо пойдут, сколько найдут?
Напрашивается ответ 6 грибов, но правильный ответ: неизвестно, т.к. эти четверо могут вообще ничего не найти, если им не повезёт.
Задачи, вынуждающие придумывать, строить такие математические объекты, которые при заданных условиях не могут иметь места.
- Используя цифры 1 и 4, запишите трёхзначное число, дающее при делении на 3 остаток равный 2.
Придумать такое число невозможно, поскольку любое число, удовлетворяющее условию задачи, делится на 3 без остатка.
Задачи, вводящие в заблуждение из-за неоднозначности трактовки терминов, словесных оборотов, буквенных или числовых выражений.
- На листе бумаги записано число 606. Какое действие нужно совершить, чтобы увеличить его в полтора раза? Здесь имеется в виду не математическое действие, а просто игра с листом: его нужно перевернуть и получится 909.
Задачи, условия которых допускают возможность «опровержения» семантически верного решения синтаксическим или иным нематематическим решением.
- 3 спички выложены на столе так, что получилось 4. могло ли такое быть, если других предметов на столе не было?
Отрицательный ответ опровергается рисунком: IV.
Эти разновидности провоцирующих задач не исчерпывают всего их многообразия, но дают представление о способах их составления и использования в обучении математике.
Задания, направленные на развитие внимания.
В учебный материал включаю содержательно-логические задания, направленные на развитие различных характеристик внимания: его объема, устойчивости, умения переключать внимание с одного предмета на другой, распределять его на различные предметы и виды деятельности.
1. Отыскание ходов в обычных и числовых лабиринтах.
2. Пересчёт предметов, изображенных неоднократно пересекающимися контурами.
3. Отыскание чисел по таблицам Шульте.
4. Найди сходство и различие.
Задания, направленные на развитие восприятия и воображения.
Восприятие – это основной познавательный процесс чувственного отражения действительности, её предметов и явлений при их непосредственном действии на органы чувств. Оно является основой мышления и практической деятельностью как взрослого человека, так и ребёнка, основой ориентации человека в окружающем мире, в обществе. Мы знаем, что одним из эффективных методов организации восприятия и воспитания наблюдательности является сравнение. Восприятие при этом становится более глубоким.
Да здравствует учение с увлечением!
« Предмет математики настолько серьёзен,
что надо не упускать случая
сделать его занимательным».
Блез Паскаль.
Большинство родителей мечтают, чтобы их ребёнок подружился с математикой. Однако увлечь школьника решением задачек и примеров не так-то просто.
Иногда говорят, что умение творить – удел немногих и творческая личность – это подарок богов. Но мы должны воспитать не гениев, а растить людей, умеющих мыслить самостоятельно и нестандартно.
Многие люди сравнивали математику с садом. А в саду не только любуются красивыми цветами, но и выращивают полезные растения.
Сад математики не просто красив и полезен – в нем должно быть интересно. Интерес к трудным и содержательным вещам – а именно с ними имеет дело математика - проявляется только при работе. В математике такой работой является решение задач и упражнений.
Хочется, чтобы общение с математикой, решение ее задач было интересно нашим ученикам и чтобы каждый нашел в саду задачи по своему вкусу.
Хорошей новостью для родителей, не имеющих крупных математических достижений, можно считать то, что любовь к математике зависит не столько от наследственности, сколько от качества обучения и позитивного отношения родителей к вопросу. Но для начала самому взрослому нужно осознать, что же изучает эта наука, для чего она нужна. Математика – это не простой пересчет и сухие цифры, это и представления о пространстве и времени, величине и количестве. Например, если рассмотреть лист дерева или крылья бабочки, в них можно увидеть математические пропорции, симметрию. Кроме того, математика позволяет систематизировать предметы, видеть логические закономерности в природе и в жизни.
На даче детям можно дать задание написать ту цифру, что соответствует количеству точек на спине божьей коровки, которую вы только что видели. Или попросите малышей выяснить, каких цветов оказалось больше в букете, собранном для бабушки. Через некоторое время можно предложить ребенку задать вам задачку.
Читая книги, ищите в них различные математические «полезности» и «нужности». Занимаясь приготовлением пищи, обращайте внимание детей на рецепты, в которых указаны пропорции продуктов; при езде в машине, попросите ребенка посчитать расход бензина на определенное количество километров. Пусть малыш сам вычислит, какое расстояние Вы проехали, и какое количества бензина при этом потратили.
⇒ Невероятное количество историй, открытий и интересных фактов из жизни великих ученых и математиков вряд ли оставят равнодушными ваших детей.
⇒ Математика – это развитие логического и абстрактного мышления. Кроссворды, ребусы и логические задачи - верный арсенал заботливого родителя.
⇒ Оригами – прекрасный способ заложить основу для изучения стереометрии в будущем.
⇒ Купите задачник Г. Остера – условия задач, изложенные в шуточной форме, будут интересны не только детям, но и их родителям.
⇒ Замечайте применение математики на практике – пусть ребенок купит что-либо в магазине и посчитает правильно ли ему дали сдачу. Вообще, карманные деньги способствуют скорейшему освоению счета. Однако, как показывает практика, в стенах школы, эти знания неожиданно меркнут. Тем не менее, собирайте монетки в копилку, а после того, как насобираете до определенного уровня – позвольте ребенку пересчитать свои сокровища.
⇒ Решайте задачи различными способами и старайтесь, чтобы условия задач охватывали как можно больше областей человеческой деятельности.
⇒ Играйте с ребенком в шахматы.
⇒ Головоломки и всевозможные математические игры помогут не только закрепить математические знания, но и будут верными помощниками в проведении семейного досуга.
⇒ Прочитайте с ребенком книгу «Алиса в Стране Чудес». Расскажите ребенку, что эта книга была написана в 1865 году английским математиком и поэтом Чарльзом Лютвиджом Доджсоном, известным нам под псевдонимом Льюис Кэрролл. Посмотрите фильм по этой книге, проникнитесь этим миром иллюзий, абстракций, математических шуток и лингвистических оборотов. Прочтите со своим школьником биографию этого человека, покажите, что математики – это отнюдь не скучные зануды, а люди - с богатой фантазией и широким воображением, способные облачить математические термины и законы в весьма необычные и интересные формы.
⇒ Если у Вашего школьника возникают трудности с решением задач – рисуйте с ним условия на листочках, активно подключайте воображение ребенка, старайтесь донести до него смысл задачи и помните: чтобы научиться решать задачи – надо решать задачи. Важно понимать, что чем больше разнотипных задач Вы перерешаете со своим ребенком, тем лучше у него будут получаться дальнейшие задания, и тем интересней ему будет работать в будущем.
Помогите ребенку полюбить математику, и она обязательно ответит ему взаимностью!
Учитель начальных классов
школы-гимназии № 6
им. Абая Кунанбаева
Хавлюк Марина Васильевна.
Хавлюк М.В.
г. Степногорск. Школа-гимназия №6 им. Абая Кунанбаева.
4 класс
Тема урока: Закрепление и обобщение знаний .
Тип урока: Урок закрепления и обобщения знаний.
Вид урока: Урок-путешествие.
Методы: словесный, практический, обучения, упражнение, проблемное изложение.
Цели урока: совершенствование навыков устного счёта; закрепление приёмов сложения, вычитания, умножения и деления; закрепление умений читать и записывать многозначные числа, дроби; умение решать уравнения; развитие «математической » речи учащихся, внимания, логического мышления, памяти; воспитание интереса к предмету, бережного отношения к окружающему миру, чувства ответственности.
Оборудование: рабочие тетради, Л.Г. Петерсон «Математика 4 класс», учебник математики Т.П. Кучер, Г.И. Кукарина, А.С. Акрамова, А.К. Адильбекова, «Лесенка знаний», стикеры разных цветов, проектор, экран для флипчартов, муз.центр.
Ход урока.
Организационный момент.
Ученик: Вот и прозвенел звонок,
Пригласив нас на урок.
Станем мы решать, считать,
Складывать и вычитать.
Всё делить и умножать,
Постараться всё понять.
Уравненья все решим
И решим задачи,
Пожелаю вам, друзья, счастья и удачи!
Ученик. Ну-ка, в сторону карандаши!
Мы уже взрослые, не малыши!
Ни костяшек, ни ручек, ни мела!
Устный счёт! Мы считаем все смело
Только силой ума и души!
- Сегодня, ребята, мы с вами отправимся в очередное путешествие по стране Математики. Мы будем закреплять ранее полученные знания по математике и по познанию мира.
- Вспомните правила поведения на природе.
- Следите за своей посадкой и пишите в тетради красиво, правильно, разборчиво.
2. – Итак, мы отправляемся в путешествие.
Море чисел устного счёта.
- Что такое море? Какие моря вы знаете?
( Море- это часть Мирового океана, обособленная сушей или возвышениями подводного рельефа. Чёрное море, Охотское море, Балтийское море, Красное море…)
- Прежде чем плыть по морю, давайте потренируемся в знании математических терминов.
- Как называются числа при сложении?
- Как найти неизвестное слагаемое?
- Как называются числа при делении?
- Как найти неизвестный делитель? Делимое?
- Что такое уравнение? Что значит решить уравнение?
- Что такое периметр? Площадь? Как найти площадь квадрата?
- Что такое 1 а? 1 га?
- Что такое окружность? Радиус , диаметр окружности?
-Молодцы! Устный счёт.
Игра: «День-ночь».
Ночь. пять в кубе плюс три в квадрате.
День . 134
Ночь. 225:45
День. 5
Ночь. 256:64
День. 4
Ночь. Сколько в 1м2 дм2?
День. 100
Ночь. 1/5 от 45?
День. 9
Ночь. ½ развёрнутого угла?
День. 90
Минутка чистописания.
–Руки?
–На месте.
–Ноги?
–На месте.
– Локти?
–У края.
– Спина?
–Прямая.
- Запишите сегодняшнее число в виде цифровой записи.
- Представьте это число в виде суммы разрядных слагаемых.
- Дайте характеристику числу. ( сколько всего дес., сотен, тысяч, сколько единиц 4 разряда… ).
3. –А мы на дороге задач.
- Что такое задача? Составные части задачи? Виды задач?
Стр. 190 №9.
За 3 дня – 705 т
За 7 дней - ?т
705:3*7=1.645 (т)
Ответ: за семь дней потратили 1.645 т.
– А теперь мы на равнине знаков сравнения.
– Что такое равнина?
Равнина – это участки поверхности суши, дна морей и океанов, для которых характерны: небольшое колебание высот и незначительный уклон местности.
Равнины бывают плоские и холмистые.
Стр. 24 №11 по Л.Г. Петерсон.
( выполняем по -цепочке с комментированием )
Гимнастика для глаз
Глаза влево, вправо,
Влево, вправо,
Вверх, вниз
Вверх, вниз,
Потихонечку садись.
Дальше наш путь лежит через Великое озеро.
- Что мы называем озером?
-Озеро –это естественно возникший водоём, заполненный в пределах озёрной чаши.
( оз.Тенгиз, оз. Балхаш, оз. Зайсан…)
Чем интересно озеро Балхаш? А какое озеро самое глубокое?
Задача:
Длина озера – 15 м.
Ширина - ? в 3 раза меньше
Найдите периметр и площадь озера.
15 : 3 = 5 ( м ) ширина озера;
15*5 = 75 м2 – площадь озера;
(15+5)*2 = 40 (м)- периметр озера;
– Поднимемся в горы логических задач и хитрых вопросов.
- Что такое горы?
Горы- это сильно расчленённые части суши, пропижнятые над землёй ( на 500 м и более ).
Гималаи, Алтай, Альпы, Тянь-Шань…
- Сколько вершин у куба?
- Если сторону куба увеличить в 3 раза, то во сколько раз увеличится объём?
- Древнегреческий математик, чемпион Олимпийских игр в кулачном бою, музыкант?
(Пифагор)
- О каком числе можно сказать: бездна, небытие, хаос?
- Что означает слово «кило» с французского?
- Кто автор картины «4 х 5 = 20»?
- Сколько лет в 1 тысячелетии?
- В каком веке вы родились? А ваши родители?
7. – А вот и Ущелье отдыха.
- Кто помнит, что называется ущельем?
( Ущелье – это глубокая горная долина с отвесными непроходимыми склонами).
Каскеленское, Аксайское…
Физминутка.
Сделаем привал и отдохнём.
Вновь у нас физминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись,
Разминаем руки, плечи,
Чтоб дышать нам было легче.
Голова устала тоже?
Так давайте ей поможем.
Вправо-влево, раз и два –
Думай, думай, голова,
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.
8-Ну, вот и отдохнули: и опять в путь, в долину Решений уравнений.
1 ряд: (470-х):3+65 = 172
2 ряд: (270:у-18)х9 = 108
3 ряд: 26 х ( х + 427 ) = 15.756
- Проверяем.
9. – А теперь мы видим перед собой Низменность нахождения значений выражения.
( записываем выражения под диктовку и находим их значения ).
– Путешествие подошло к концу и пора подвести итог.
На доске «Лесенка знаний». Дети выходят к доске и при помощи стикеров ставят себе оценку за урок ( самооценивание ).
«Хорошо, но могу лучше»
«Пока испытываю трудности»
«Хочу всё знать!»
- Закончился урок.
Он пошёл ребятам впрок?
Да.
Постарались всё понять?
Да.
Учились тайны открывать?
Да.
Ответы полные давали?
Да.
На уроке все зевали?
Нет.
Овраг домашнего задания. По учебнику стр. 191 № 4, по познанию мира «Области Казахстана».
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории математика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ