Урок математики в 1 классе «Группировка слагаемых. Скобки»
Урок математики в 1 классе
Дата проведения урока: 18 февраля 2011 года.
Тема урока: «Группировка слагаемых. Скобки».
Учитель: Дрозд Татьяна Николаевна.
Цель урока: познакомить с порядком выполнения действий в выражениях, содержащих два действия сложения, одно из которых в скобках, и возможностью произвольной группировки слагаемых.
Используемые интерактивные методы: метод конкретных ситуаций (кейс-стадии), мозговой штурм, метод незаконченных предложений.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация к уроку; учебник «Математика 1класс» ( часть 2, УМК Перспективная начальная школа, авт. А.Л. Чекин) и тетрадь по математике для самостоятельной работы (часть 2, УМК Перспективная начальная школа, авт. О.А.Захарова); карточки со словами: слагаемых, Группировка, Скобки; рисунки Миши с коробками и Маши; рисунки трёх коробок с солдатиками для групповой работы; 2 вопросительных знака для Маши; схемы для составления записей; цифры и знаки в конверте; кружочки с цифрами 1и 2 (двусторонние).
Подготовка: 1) разработка плана и конспекта урока; 2) создание презентации к уроку; 3) подготовка печатного материала; 4) подготовка иллюстративного материала (с помощью родителей); 5)
Ход урока.
Название этапа
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Результат
1. Целевой
(4 мин)
- Что такое «здравствуй»?
Лучшее из слов,
Потому что «здравствуй»
Значит «будь здоров».
Здравствуйте, уважаемые гости! Здравствуйте, ребята!
Стоят лицом к гостям.
- Сегодня мы будем работать одной дружной группой. Каждому нужно сейчас будет занять своё место. А чтобы его найти, необходимо просто быть внимательным. Галя займёт стул, напротив которого я стою. Справа от неё – Даня. Рядом с Даней – Саша. Около неё - Алёна. Другим соседом Гали будет Кирилл. Слева от него – Анжелика. Сбоку от неё – Лиля. А крайний стул – для меня. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и можно начинать.
Здороваются.
Дети занимают свои места.
Дети смотрят друг на друга и улыбаются.
Схема посадки:
Д Г К Ан.
С Л
Ал.
Формирование группы. Положительный настрой на работу.
- Прочитайте название темы урока в учебнике на стр. 26.
- Назовите знакомое слово.
- Что обозначает это слово? –
- Наша задача на уроке – узнать, что такое «группировка», что такое «скобки», и для чего нам нужно так близко познакомиться с ними. (все слова вывесить на доску посредине).
Дети открывают с.26 в учебнике и читают название темы урока.
- Слагаемых.
- Названия компонентов при сложении.
Постановка задач урока.
На доске тема: Группировка слагаемых. Скобки.
2. Практическая деятельность под руководством учителя
«Метод кейс-стадий»
( 9 мин)
- Сегодня, как и всегда, нам будут помогать наши друзья Миша и Маша. (обращение к доске)
- Маша, у меня в трёх коробках лежат солдатики. Как мне узнать, сколько у меня всего солдатиков, если не пересчитывать их по одному? – спросил Миша.
Ребята! Помогите Мише найти ответ на его вопрос. Для этого воспользуйтесь лежащими перед вами рисунками. (перед рисунком Маши прикрепляется вопрос)
- Представьте свой вариант ответа.
- Маша с вашим ответом совершенно согласна. (обращение к рисунку Маши на доске)
Теперь она предлагает вам составить математическую запись к одному из названных вами вариантов ( 1+2+3), используя схему, в которой действие, которое нужно выполнить сначала, обозначено особым знаком - скобками:
( + ) +
(на магнитной доске)
- А теперь Маша предлагает составить математическую запись к другому варианту (2+3+1), используя такую схему:
+ ( + ), где – особым знаком - скобками обозначено действие, которое нужно выполнить первым.
(на магнитной доске)
Смотрят на доску, где Миша с коробками и вопросительный знак.
Дети моделируют ситуацию.
Дети презентируют ответ, моделируя два - три варианта.
Дети из цифр, лежащих в конвертах на рабочем месте, составляют запись.
Дети из цифр, лежащих в конвертах на рабочем месте, под первой записью составляют другую запись.
1+2+3
2+3+1
(возможно 1+3+2)
Запись:
(5+3)+4
Записи:
(5+3)+4
5+(3+4)
3. Практическая деятельность под руководством учителя
«Мозговой штурм»
(9 мин)
- Миша обращается к Маше с новым вопросом: «А значение суммы в полученных выражениях – это одно и то же число или разные числа?» Помогите Маше ответить на этот вопрос. (перед рисунком Маши прикрепляется ещё один вопрос)
(запись детских ответов на магнитной доске под схемами и прикрепление к ним номеров)
- Выберите из записанных вариантов правильный на Ваш взгляд и поднимите карточку с его номером.
- Большее количество детей считает, что значение суммы в полученных выражениях – одно и то же число. Маша считает так же и поясняет: «Так как в обоих случаях складывают одних и тех же солдатиков, значит и их количество будет одинаковым».
- А сейчас мы попытаемся разобраться, кто же прав. Для этого необходимо найти значение каждой суммы, помня, что действие в скобках выполняется первым. Внимание на экран!
(показ 1 слайда с правилом и 2 слайда с выражениями)
- Итак, мы убедились в том, что правильный ответ под номером 1. Значит мы можем складывать, т.е. группировать, числа в любом порядке, а значение их суммы при этом не изменится. Поставьте между суммами на вашем столе нужный знак.
- Проверьте! (на экране 3 слайд)
Дети дают ответы, обосновывая их.
Дети определяются с вариантом правильного ответа и поднимают соответствующую карточку.
Дети смотрят на экран и комментируют происходящее.
Дети сравнивают суммы у себя на рабочем столе.
На доске запись:
1. Одно и то же число.
2. Разные числа.
Запись:
(5+3)+4 =5+(3+4)
4. Самостоятельная практика учащихся
(5 мин)
- А теперь задание №3 на стр.27 в учебнике. О чём говорят значки-помощники?
- Прочитайте первую и вторую строку задания!
-Раскрашенные фигуры подсказывают, какие числа нужно складывать в первую очередь. Где в схеме находятся такие числа?
- Выполните это задание в тетради на стр.42 в №5.
- Проверяем задание! Внимание на экран!
(правильное решение)
- Нужно подумать и вставить пропущенные числа.
Дети читают первую и вторую строчку.
- Внутри скобок.
Дети выполняют задание на стр.42 в №5 самостоятельно.
Дети проверяют свою работу.
Запись:
(5+4)+3
5+(4+3)
5. Подведение итогов
«Метод незаконченных предложений» (3 мин)
- Итак, подведём итог нашему уроку. Наша задача, которую мы для себя ставили на сегодняшнем уроке – узнать, что такое «группировка», что такое «скобки», и для чего нам нужно так близко познакомиться с ними. Я начну, а вы продолжайте.
Я узнал, что скобки – это …, который показывает …
(показать на карточку со словом «скобки»)
Я понял, что группировка слагаемых – это способ объединения …
Я теперь знаю, что группировать слагаемые, значит … их. (показать на карточку со словом «группировка»)
- Я удивился, что если в выражении одно из двух действий записано в скобках, то его выполняют …
- знак, какое действие нужно выполнять первым.
- чисел.
- складывать.
- в первую очередь.
Подведение итога урока.
6. Самооценка деятельности ученика
(5 мин)
- Мы многое сегодня сделали. Я предлагаю каждому сейчас прислушаться к себе и оценить своё состояние после проделанной работы. Сейчас о нём вы поведаете чудесному деревцу, украсив его цветами. Зелёный цветок-«Я рад», жёлтый-«Я доволен», белый- «Мне всё равно», песочный-«Я устал».
- Выберите цвет!
- Этот замечательный наряд останется деревцу на память о сегодняшнем уроке.
(комментарии учителя по поводу самооценки состояния). Давайте поблагодарим друг друга аплодисментами.
Дети выбирают цветок, соответствующий их состоянию.
Дети аплодируют и улыбаются друг другу.
Украшенное деревце, демонстрирующее состояние детей по окончанию работы.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории математика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ