Конспект занятия по математике в 4 классе «Сложение и вычитание величин»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5»







Тема «Сложение и вычитание величин»





Конспект занятия по математике в 4Б классе









Лашина Галина Владимировна

учитель начальных классов





















г. Саров, 2013

Пояснительная записка

Занятие разработано по учебнику «Математика. 4 класс», автор М.И.Моро, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова, С.В.Степанова, С.И.Волкова, в соответствии с концепцией УМК «Школа России».

Данной темой мы открываем новый тематический блок, в котором будут рассмотрены различные вопросы, имеющие отношение к действиям над величинами. Учащимся уже знакомо, что если величины выражены одной и той же единицей, то сложение (вычитание) величин выполняется совершенно аналогично тому, как выполняется сложение (вычитание) соответствующих чисел. По этой причине особое внимание при изучении данной темы нужно обратить на два момента. Во-первых, сложение (вычитание) можно выполнять только над однородными величинами. Во-вторых, если однородные величины выражены в разных единицах, то перед выполнением действия нужно привести их к одной единице.

Тип занятия: комбинированный

Цели. Создать условия:

  • для открытия детьми способа сложения и вычитания величин с разными единицами;

  • для совершенствования вычислительных навыков, умения решать задачи и развития логического мышления;

  • для развития познавательного интереса, умения рассуждать, анализировать,

  • для воспитания дружелюбного отношения к одноклассникам.

Формируемые в рамках занятия универсальные учебные действия.

  • Личностные: мотивация учебной деятельности; самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности; этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.

  • Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу; осуществлять перво­начальный контроль в различ­ных видах познаватель­ной деятельности; оценивать результат своих действий, вносить соответствующие кор­рективы под руковод­ством учителя.

  • Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; использовать общие приемы решения задач; применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями; осуществлять смысловое чтение.

  • Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; использовать прос­тые речевые средства для передачи своего мнения, выражать свою точку зрения; предлагать помощь и сотрудничество.

  • Методы работы: проблемный, частично – поисковый, словесный, наглядный.

  • Формы работы: фронтальная, работа в паре, индивидуальная.

  • Используемые технологии: личностно – ориентированные, информационные, здоровьесберегающие; проблемно-развивающие, уровневой дифференциации.

  • Оборудование: компьютер, проектор, экран; презентация (среда POWER POINT), маркерная доска и маркер, карточки для индивидуальной работы, учебник.

Содержание занятия

  1. Организационный момент.

Здравствуйте ребята, садитесь, пожалуйста. Откройте тетради, запишите число, классная работа.

- Скажите, вы любите разгадывать тайны? (слайд № ____)

- Сегодня на уроке мы постараемся раскрыть тайну. А вот какую? - Вы скоро узнаете.

- Начнем работу с устного счета (подготовимся к открытию тайны)

  1. Устный счёт

а) Найдите «лишнее» в каждом столбике:

1. Длина 1. Км

2. Вкус 2. См

3. Площадь 3. Кг

4. Масса 4. Дм

5. Время 5. Мм (слайд №____).

-Объясните. Дополните каждый столбик.

б) Преобразуй:

2 км 400 м = …м (слайд №____)

6 ч 30 мин = …мин

Сравни:

8 ц …80 кг

17 кв.м …170кв.дм (слайд №____).



- Продолжим. У вас на партах лежит табличка. Под буквами, есть пустая строчка. Здесь вы будете записывать ответы на мои вопросы. Будьте очень внимательны. Это задание мы будем выполнять, чтобы узнать, о чём же пойдёт речь на сегодняшнем занятии.

Задание: вы записываете ответ – число в карточку по порядку. (слайд № ____)









Е

И

Ч

Л

Н

Ы

И

В




1. Гусь может летать на высоте 9 м. Сколько это сантиметров? (900)

2.100 центнеров сколько это тонн? (10)

3. Сколько секунд в одной минуте?(60)

4. Сколько лет в 7 веках? (700)

5. У змеи анаконды родились детёныши длиной 90 см.Сколько дециметров был каждый детёныш? (9)

6. Число разрядов в классе? (3).

7. В одном м сколько сантиметров? (100)

8. Корни у яблони растут на 15 метров вширь. Сколько это см? (1500)

- Расставьте полученные числа в порядке убывания и прочитайте, что получилось.

( величины)

Проверка на экране.

слайд №___

- Так о чём же пойдёт речь на нашем занятии? (о величинах)

Решите задачу:

Высота дога 80 см , а фокстерьера на 4 дм меньше.Чему равен рост фокстерьера?

Что вы делали для того , чтобы решить эту задачу?

-Правильно , вы крупные единицы заменяли мелкими и вычисляли.

Сравните: ( слайд №_____)

4км 50см…4км 50дм 2ч30мин…203мин



- Какие задания с величинами мы умеем выполнять? (сравнивать, преобразовывать)



- Посмотрите на доске записано еще выражения, можете ли вы их быстро посчитать?

Демонстрация презентации ( слайд № _____)

125 см -105 см =

29 м2 + 11 м2 =

325 ч – 273 см = ?

458 м + 5671 дм = ?

543м 57 см + 98 м 47 см = ?


-Почему остановились? Какая проблема возникла?

-Как называются такие числа? (именованные числа или величины)

-Что нужно с ними сделать?

-Какие действия нужно произвести? (сложить и вычесть)

-Смогли, вы это сделать? (нет)

-Так какая же тема занятия? Попробуйте её сформулировать сами.

  1. Целеполагание

- А теперь откройте учебник на с.67 и прочитайте тему нашего занятия.

- Исходя из данной темы и проблемы, которая перед вами возникла, какую цель поставим перед собой на занятии? (научиться складывать и вычитать величины)

- Это и есть та тайна, о которой я вам говорила в начале занятия!

  1. Изучение новой темы.

Работа по группам

Работа по рядам (на листочках)

-Попытайтесь выполнить вычисления. Обратите внимания на значения величин.

Демонстрация презентации ( слайд № ______)

1 ряд-

1ч 20 мин + 35 мин

12ц 56 кг- 8ц 20кг

(Слайд № ) 2 ряд;

34ц36кг +7ц 78кг

( Слайд № ) 3ряд:

134м 65 см - 39 м 85 см



Разбор и составление алгоритма

Вопросы к ученикам 1 ряда:

-Как можно решить эти примеры? (устно)

-Почему? ( одинаковые величины)

- Сколько получилось? Запишите в тетради.

Вывод: значит, если величины одинаковые, их можно устно посчитать.

Вопросы 2 и 3 ряда:

- Можно ли решить эти примеры устно? (нет)

-Почему? (разные величины)

- Что необходимо сделать сначала? Составляем алгоритм сложения и вычитания величин.

ПАМЯТКА

1. Заменю крупные единицы мелкими

2. Выполню действия как с числами

3. Заменю мелкие единицы крупными

Демонстрация презентации (слайд № ____)

Запишите решение в тетрадь.

- Есть и другой способ решения. Рассмотрим выражение 234 м 56 см + 297 м 75 см

Запишем данное выражение столбиком, записывая числа с одинаковыми наименованиями друг под другом.

234м 56 см

297 м 75 см

531 м 131см

Теперь выразим полученный результат в более крупных единицах.

131 см = 1м 31 см, 1 м 31 см добавим к 531 метру

531 м + 1 м 31 см = 532м 31 см







  1. Закрепление изученного материала.


  • Стр. 67, № 332 (устно цепочкой)

  • Стр. 67, № 333 (на доске по одному решают дети)

  1. Физкультминутка (Анимация) дети выполняют упражнения

Решаем задачу.

  • Стр. 67, № 335.(ученик на доске)

Прочитайте. Как вы думаете, что необходимо сделать для того, чтобы решить эту задачу? (составить краткую запись, преобразовать величины)

-Объясните, что означает 210 мин? (всего)

-Что неизвестно?

Что найти?

Всего- 210 мин

1 фильм – 1 ч 38 мин

2 фильм – 1ч 27 мин

Фильм 23 мин - ?

-Ребята, что нужно сделать прежде всего чтобы приступить к решению?

Крупные единицы заменить мелкими.

1ч 38мин = 98мин

1ч 27мин = 87мин

Что сначала будем находить?

Как ответить на главный вопрос задачи?

1) 98+87=185( мин) – 2 фильма

2) 210-185= 25(мин) – останется

Ответ: записать фильм продолжительностью в 23 минуты - можно.


  • Самостоятельная работа. Стр. 67, № 336 (двое ребят на запасных досках)

Проверка.

  1. Итог урока. Рефлексия.

- Чему мы научились на нашем занятии? Достигли ли цели ?

- Когда человек хорошо справляется со своей работой, он доволен, у него поднимается настроение, как солнышко в ясный день. Давайте посмотрим, какое настроение у нас.

- А у меня вот какое настроение (на слайде солнышко)! (слайд №_____)

  1. Домашнее задание.

-Дома вы еще потренируетесь, чтобы закрепить полученные знания нашего занятия.

-Спасибо за урок.











































Самоанализ занятия

Характеристика класса.

  В классе учатся 21 человек. Коллектив класса дружный, активный, умеющий сплоченно работать. Большая часть детей умеет работать в парах, группах, самостоятельно. Ученики постоянно следят за ответами своих одноклассников, вносят свои дополнения и исправления. Есть «слабые» ребята, на уроках они часто отвлекаются, разговаривают, с трудом умеют организовать свою самостоятельную работу. Им требуется помощь учителя и одноклассников. В классе: 1 учащийся учится на «отлично», 7 ребят успевают на «хорошо» и «отлично» и 10 человек на «удовлетворительно».

Тема:  «Сложение и вычитание величин» (первый в системе уроков по разделу «Действия над величинами»).

Тип урока: комбинированный

Методы урока: проблемный, частично – поисковый, словесный, наглядный.

Цели урока: Создать условия:

  • для открытия детьми способа сложения и вычитания величин с разными единицами;

  • для совершенствования вычислительных навыков, умения решать задачи и развития логического мышления;

  • для развития познавательного интереса, умения рассуждать, анализировать,

  • для воспитания дружелюбного отношения к одноклассникам.

 Содержание урока:

 1. Урок соответствует программе, целям и задачам урока.

2. Проведена устная работа по актуализации знаний необходимых для постановки целей урока детьми.

3. Проблемная ситуация помогла ребятам определить область «незнания» и построить план достижения цели урока

4. Урок способствовал формированию универсальных учебных действий (см. выше)

5. Дифференцированный подход позволил учащимся выбрать задания по силам, тем самым способствовал развитию ситуации успеха.

6. Во время урока совершенствовались умения работать в паре, самостоятельно.


Тип, структура урока

  1. Организационный момент.

  2. Устный счёт.

  3. Целеполагание.

  4. Открытие новых знаний ( изучение новой темы).

  5. Применение новых знаний (закрепление изученного материала).

  6. Физкультминутка.

  7. Подведение итогов урока. Рефлексия.

  1. Домашнее задание.

 Таким образом, была построена логическая цепь последовательно соединенных этапов урока. Наблюдалась целостность и завершенность урока.

Организация учебной работы на уроке:

      При проектировании урока были учтены индивидуальные особенности учащихся, темп работы, степень обученности и уровень обучаемости, что позволило добиться дифференцированного подхода к каждому конкретному учащемуся. В течение всего урока оценивалось интеллектуальное и эмоциональное состояние учащихся. Для этого использовались такие приёмы, как психо-эмоциональный настрой как в начале урока, так и в течение всего урока, смена видов деятельности.

      Проведение организационного момента обеспечило психологический настрой на деятельность.

       Одной из основных и первоначальных задач при обучении математики является совершенствование навыков устного вычисления. Поэтому во втором этапе урока была организована работа по устному счету, которая обеспечила актуализацию знаний по теме «Величины» и включение учащихся в совместную деятельность на выявление знаний фактического материала и воспроизведение имеющихся знаний по изучаемой теме.

     Учебно-познавательная деятельность была организована через фронтальную работу, индивидуальную, дифференцированную, а также работу в парах. Такая организация позволила включить каждого учащегося в активную деятельность по достижению цели. Учащиеся сотрудничали друг с другом, оказывая взаимопомощь. При выполнении практической работы осуществлялся самоконтроль, взаимоконтроль партнёра.

     Применение методов проблемного обучения позволило активизировать мыслительную деятельность учащихся в процессе обучения, научить мыслить логически, научно, творчески, формировать такие чувства, как удовлетворённость от учебной работы, положительное отношение к математике. Домашнее задание дано дифференцировано.



Общие результаты урока:

 1. План урока выполнен.

2. На уроке реализовывались общеобразовательные, воспитывающие развивающие задачи урока.

 3. Урок эффективный.

4. Атмосфера на уроке была дружеская, творческая;

5. Цель урока достигнута.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории математика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ