Урок математики в 4 классе по теме: "Письменное умножение на двухзначное число"
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Гремячевская средняя общеобразовательная школа
Урок математики в 4 классе с презентацией
УМК «Планета знаний»
по учебнику М. И. Башмакова, М. Г.Нефедовой
«Математика» в двух частях, издательство «Астрель», 2008 год.
Тема:
«Письменное умножение на двухзначное число».
Выполнила учитель начальных классов
МБОУ Гремячевская СОШ
Кулебакского района Нижегородской области
Шилыганова Ирина Викторовна
2013г.
Проект урока
1) Диагностика уровня развития и обученности учащихся (описание диагностических методик и результатов).
Психолого-педагогическая характеристика класса.
3) Описание исходного уровня знаний, умений и навыков учащихся для данной темы.
4) Тема урока.
5) Тип урока и место в системе.
Цели и задачи урока.
Оборудование урока.
План урока.
Ход урока.
Анализ урока.
Диагностика уровня обученности 4 класса а (по П.И. Третьякову)
Цель – выявить владение умениями выполнять самостоятельную работу разного уровня сложности, спроектировать программу коррекции познавательной деятельности каждого ученика.
Обученность – это реально усвоенные знания, умения и навыки. В педагогике выделяются пять уровней обученности:
1) различение,
2) запоминание,
3) понимание,
4) умения (репродуктивные),
5) перенос (творческие умения).
Первый уровень обученности – различение – характеризуется тем, что ученик может отличить один объект (предмет) от другого по наиболее существенным признакам.
Второй уровень обученности – запоминание – характеризуется тем, что ученик может пересказать содержание текста, правила, положения, теоретические утверждения.
Третий уровень обученности – понимание: ученик может устанавливать причинно-следственные связи явлений, событий фактов; свободно вывести причину и следствие.
Четвёртый уровень обученности – уровень умений (репродуктивных) – характеризуется тем, что ученик владеет закреплёнными способами применений знаний на практике.
Пятый уровень обученности – перенос – это уровень творческих умений, когда учащиеся могут использовать знания, умения в нестандартных учебных ситуациях.
Методика проведения:
Преподаватель даёт учащимся задание для самостоятельной работы следующего содержания:
1. Сравни, выбери, сопоставь, найди лишнее: периметр, квадрат, площадь, прямоугольник, а х 4, (а+в) х 2, а х в, а+ а + а, а х а. (I уровень – различение)
2. Воспроизведи, напиши, приведи пример, перескажи товарищу: алгоритм умножения и деления на однозначное число. (II уровень – запоминание)
II уровень - роизведение
3. Отчего, почему, зачем, в связи с чем, установи причинно-следственные связи, что может быть общего, выдели единичное, обобщи: х +456 =1900, 5 х а= 105 (III - уровень - понимание)
4. Выполни по образцу, по правилу, по формуле, перескажи, сопоставляя что-то с чем-то, какие-то свойства:
Задача. Периметр прямоугольника равен 32 см. Длина одной из сторон равна 6см. Чему равна длина другой стороны? (IV уровень – репродуктивные умения)
5. Сочини, придумай, спроектируй, смоделируй, докажи, разыграй, выведи:
Задача.
Реши задачу. Придумай аналогичную задачу, сделай вывод.
Дан квадрат на нелинованной бумаге. В него вписана окружность наибольшего радиуса. Вычисли периметр этого квадрата. (V уровень перенос (творческие умения)
Преподаватель знакомит учеников с вариантами работы и критериями оценки:
Выполнено
Оценка
Вариант I: 1, 2
«3»
Вариант II: 2, 3, 4
«4»
Вариант III: 4, 5
«5»
Ученик выбирает для себя вариант выполнения работы. По результатам работы преподаватель заполняет аналитическую таблицу. По результатам диагностики
1) 3 обучающихся имеют V уровень обученности перенос (творческие умения).
2) 4 обучающихся имеют IV уровень обученности (репродуктивные умения).
3) 7 обучающихся имеют III уровень обученности (понимание).
4) 4 обучающихся имеют I уровень обученности (запоминание)
По результатам этой и других диагностик (тестирование, контрольные работы) обучающиеся разделены на три группы: с высоким уровнем обученности (Vи IV уровень) – 7обучающихся, со средним уровнем обученности - 7 обучающихся, со слабым уровнем обученности - 4 обучающихся.
Психолого - педагогическая характеристика класса.
В 4 а классе обучается 18 учеников: 9 мальчиков и 9 девочек. Возраст 9 – 10 лет: 2002 – 17 обучающихся, 2003 – 1 обучающийся. В коллективе 3 ребят из многодетных семей, 1 девочка из неполной семьи. В классе успеваемость чуть выше среднего по всем предметам. На уроках дети внимательны, добросовестно относятся к выполнению домашних заданий. Учатся на «отлично» и «хорошо» - 15обучающихся, из них 6 – на «отлично». Таким образом, качество знаний по классу за первое полугодие 2012 – 2013 учебного года составило 83 %. В классе есть дети с отклонениями в здоровье. Два мальчика страдают внутричерепным давлением, одна девочка имеет диагноз бронхиальной астмы, трое ребят носят очки. В классе имеются лидеры – это Ларина Софья, Омельшина Вероника. Они самостоятельны, активны, способны повести класс за собой. Кроме того есть группа ребят, которые обладают организаторскими способностями (Ершов Семен, Фролов Виталий). Ребята проявляют активность и творчество в проведении классных мероприятий. 3 ребят обучаются в художественной школе, 5 девочек занимаются в спортивной секции, 4 ребенка занимаются в Воскресной школе, 15 детей посещают кружок «Драматический». Все дети трудолюбивы. Класс активен на всех уроках. Четвероклассники стремятся постоянно общаться и сотрудничать друг с другом. В коллективе справедливо относятся ко всем одноклассникам, стремятся поддержать слабых (Резанова Анна, Кулев Даниил) в общей деятельности; разумно, доброжелательно решаются вопросы взаимопомощи. Большинство ребят класса прислушиваются к мнению своих товарищей и приходят к единодушному суждению, легко находят общий язык, взаимопонимание при решении групповых задач. Успехи и неудачи одноклассников вызывают переживание. Ребятам нравится бывать вместе, им хочется чаще находиться в классе, участвовать в совместных делах.
В своей работе я учитываю индивидуальные особенности обучающихся 4 а класса и специфики классного коллектива. Отличительной возрастной особенностью детей является усиление интереса друг к другу со стороны мальчиков и девочек, что тоже следует учитывать при организации работы в группах постоянного и сменного состава и при рассаживании детей в классе. Между обучающимися достаточно ровные, в целом бесконфликтные отношения, но есть группа детей, которых по результатам проведённой социометрии следует отнести к слабой группе (Резанова Анна, Кулев Даниил). Они отличаются крайне медленным темпом деятельности, с трудом вовлекаются в коллективную (групповую или парную) работу, грамотной монологической речью не отличаются. В работе с этими детьми применяется индивидуальный подход, как при отборе учебного содержания, адаптируя его к интеллектуальным особенностям детей, так и при выборе форм и методов его освоения, которые должны соответствовать их личностным и индивидным особенностям: дефицит внимания, медленная переключаемость внимания, недостаточная сформированность основных мыслительных функций (анализ, сравнение, выделение главного), плохая память. Часть обучающихся класса – это дети со средними уровнем способностей и невысокой мотивацией учения, которые в состоянии освоить программу по предмету только на базовом уровне. Они отличаются слабой организованностью, недисциплинированностью, часто безответственным отношением к выполнению учебных, особенно, домашних заданий. В классе можно выделить группу обучающихся (Клопов Даниил, Елов Дмитрий, Елов Роман), которые достаточно часто не имеют всего необходимого к уроку, не выполняют дополнительные задания в рабочей тетради по предмету и устные домашние задания. Поскольку в этой группе – неформальные лидеры классного коллектива, их отношение к учебе не вызывает у большинства обучающихся негативного отношения и порицания. Чтобы включить этих детей в работу на уроке, используются нетрадиционные формы организации их деятельности, частые смены видов работы, потому что волевым усилием эти дети заставить себя работать не в состоянии, а поскольку многие в классе на них равняются, это дестабилизирует рабочую обстановку и не способствует повышению эффективности учебного занятия. В организации работы с этой группой обучающих учтен и тот факт, что они не отличаются высоким уровнем самостоятельности в учебной деятельности и более успешны в работе по образцу, нежели чем в выполнении заданий творческого характера. Эти ребята часто не уверены в себе, боятся ошибиться и с трудом переживают собственные неуспехи. Группа учеников (Карлин Алексей, Мошкин Артем, Ларина Софья, Железцова Анастасия, Омельшина Вероника, Пахомова Ксения, Быкова Марина, Шабаева Екатерина) проявляет желание и возможность изучать математику на продвинутом уровне. С учётом этого в содержание уроков включён материал повышенного уровня сложности, предлагаются дифференцированные задания как на этапе отработки знаний, умений и навыков, так и на этапе контроля. В целом обучающиеся класса весьма разнородны с точки зрения своих индивидных особенностей: памяти, внимания, воображения, мышления, уровня работоспособности, темпа деятельности, темперамента. Это обусловило необходимость использования в работе с ними разных каналов восприятия учебного материала, разнообразных форм и методов работы.
Описание исходного уровня знаний, умений и навыков
обучающихся для данной темы урока.
Тема данного урока «Умножение многозначного числа на двузначное число». Обучающиеся знают:
названия и последовательность чисел в пределах 1 000 000; таблицу умножения и соответствующие случаи деления;
названия классов и разрядов;
многозначные числа: чтение, запись, сравнение в пределах 1 000 000;
представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых;
названия числовых выражений (сумма, разность, произведение, частное); названия компонентов сложения (слагаемые, сумма), вычитания (уменьшаемое, вычитаемое, разность), умножения (множители, произведение), деления (делимое, делитель, частное);
правила порядка выполнения действий в числовых выражениях;
свойства арифметических действий;
названия изученных единиц (метр, сантиметр, миллиметр, дециметр, километр), площади (квадратный сантиметр), массы (килограмм, грамм), вместимости (литр), времени (секунда, минута. час, сутки, неделя, месяц, год, век);
метрические соотношения между единицами длины, времени;
алгоритмы устного и письменного сложения и вычитания многозначных чисел;
таблицу умножения и соответствующие случаи деления;
алгоритмы устного и письменного умножения и деления многозначного числа на однозначное;
формулы нахождения периметра и площади прямоугольника и квадрата;
Обучающиеся умеют:
читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1 000 000;
представлять многозначное число в виде суммы разрядных слагаемых;
устно выполнять простые арифметические действия с многозначными числами;
выполнять арифметические действия с нулем;
письменно выполнять сложение и вычитание многозначных чисел на однозначные числа;
письменно выполнять умножение и деление многозначных чисел на однозначные числа;
проверять результаты арифметических действий обратными арифметическими действиями;
вычислять значение числового выражения, содержащего 3 – 4 действия;
решать текстовые задачи в 2 – 3 действия;
сравнивать величины по их числовым значениям; выражать величины в разных единицах измерения;
находить неизвестные компоненты арифметических действий.
Место в системе: первый урок по теме: «Письменное умножение на двузначное число».
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом (урок – путешествие).
ЦЕЛЬ УРОКА: обучение письменному умножению многозначных чисел на двузначные.
Задачи:
Обучающие:
изучить алгоритм письменного умножения на двузначное число;
закрепить знание письменного умножения на двузначное число;
закрепить умение решать задачи на движение;
закрепить умения находить площадь прямоугольника;
повторить единицы длины и единицы массы:
повторить и расширить знания об Африке.
Развивающие:
развивать навык устного счёта;
совершенствовать мыслительные операции: анализа, сопоставления;
развитие умения аргументировать своё мнение;
развивать интерес детей к математике, их математические способности;
развитие мыслительной деятельности, познавательной активности, мышления, наблюдательности, внимания, памяти;
развитие умения давать самооценку своей деятельности;
Воспитательные:
воспитывать дисциплинированность, ответственность, способность сопереживать, самоуважение, активность, усидчивость, прилежание, любознательность, заинтересованность и пытливость в процессе учения;
воспитывать взаимопомощь, взаимовыручку;
воспитание и укрепление интереса к математике;
создание благоприятного психологического климата для возможности раскрытия потенциала каждого ребенка.
Оборудование: персональный компьютер с программой PowerPoint, медиа-проектор, карта мира, пакеты с геометрическими фигурами, лист самооценки, таблица-алгоритм (по количеству обучающихся), карточки с примерами.
План урока
№ п/п
Название этапа урока
Время
1.
Организационный момент (эмоциональный настрой).
1 мин.
2.
Актуализация знаний. Устная работа.
7 мин.
3.
Физминутка.
1мин.
4.
Введение нового материала. Устная работа по учебнику.
10 мин.
5.
Закрепление. Применение знаний на практике. Решение примеров. Коллективная работа.
10мин.
6.
Зарядка для глаз.
1мин.
7.
Дифференцированная работа.
3 мин.
8.
Решение задач.
7 мин.
9.
Домашнее задание.
3мин.
10.
Рефлексия.
2мин.
Ход урока.
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Теоретическое основание: формируемые УУД (группа и название конкретного УУД) и средства их формирования.
.
Организационный момент (эмоциональный настрой)
Звенит звонок веселый,
Зовет нас на урок.
Такой порядок в школе,
Не забывай дружок!
Все у парты ровно встали,
Улыбнулись, подравнялись.
Поздоровались с гостями.
Тихо сели за свой стол.
Начинаем наш урок математики.
-Кто знает из какого языка к нам пришло название науки математики?
- Ребята подготовили материал «Что означает слово «мантейн»?»
СЛАЙД
Смотрим в том же сообщении. Ребенок зачитывает сообщение.
(см. приложение)
Мантейн – это значит учиться, приобретать знания. Математика – это одна из самых важных и древних наук.
Математика призвана развивать логическое мышление, внимание, память. Недаром её называют гимнастикой ума.
- Ребята, а что от вас требуется, чтобы урок прошел успешно?
Моя цель – помочь вам в достижении ваших целей.
- На партах у каждого из вас лежит листок самооценки, вы помните, как с ним работать (если ребёнок уверен в знаниях по данному вопросу – ставит +; сомневается - ставит + -; не уверен - ставит -). СЛАЙД.
Лист самооценки.
№
Вид работы
+ -
1.
Устный счет.
2.
Работа в парах.
3.
Устный прием умножения.
4.
Применение алгоритма умножения.
5.
Коллективная письменная работа.
6.
Дифференцированная работа.
7.
Решение задачи.
Учитель, собрав листы, видит – над каким вопросом надо поработать ещё раз и кому какую индивидуальную помощь надо оказать.
- Не забывайте определить для себя, как вы усвоили материал, выявить свои собственные затруднения, чтобы затем их устранить.
- Ну что, приступим к работе!
(Учитель заинтересовывает детей в усвоении знаний и работе на уроке).
- Какое время года за окном?
Так хочется оказаться там, где нет зимы.
- Ребята, а где зимы не бывает?
-Вы хотели сейчас совершить путешествие в Африку?
- Покажите её на карте. СЛАЙД
- В пути вам предстоит выполнить различные математические задания, решать задачи, вспомнить величины, повторить и обобщить знания об умножении многозначных чисел.
- Готовы ли вы к путешествию?
- Предлагаю путешествовать на самолёте.
СЛАЙД
Актуализация знаний. Устная работа
Работа с геометрическим материалом.
Построение самолёта из геометрического материала.
Вычислим площадь корпуса нашего самолёта (прямоугольник со сторонами
13 см и 5 см)
(работа в парах)
ОЦЕНИТЕ СЕБЯ
- Самолёт готов. Полетели.
Впереди по курсу Африка. Какое государство вы хотели бы посетить?
- Как вычислить расстояние от Москвы до Каира – столицы Египта?
Вычислим расстояние от Москвы до Каира.
Масштаб 1: 42000000.
1см = 420 км
А теперь посчитайте расстояние СЛАЙД
Продолжи ряд
мм см ………….км
мг г кг………….т
Ответы задач запишите в тетради.
Самая большая река Африки – Нил. Его длина 6671 км. Сколько это метров? (6671000 м) СЛАЙД.
В Африке растёт бамбук. Это трава, хотя и очень прочная. Удочки, лыжные палки – это изделия из бамбука.
В Африке из бамбука делают хижины. Скорость роста этого растения очень высока. За одни сутки растение вырастает на 50 см. Какой высоты бамбук достигнет за неделю? (350 см) СЛАЙД.
Во многих африканских домах есть верный друг и помощник – слон. Его масса достигает 6 т. Сколько это кг? (6000 кг). Сколько центнеров? (60 ц)
СЛАЙД
Бивни слона достигают 3 м 50см. Сколько это см?
Вес носорога 2 т. Сколько это кг? (2000кг) СЛАЙД
Жираф весит 1 т 369 кг. Сколько это кг? СЛАЙД
За день жираф съедает 80 кг зелёной массы, а слон в 4 раза больше. Сколько съедает слон зелени за день? (320 кг) СЛАЙД
Самая большая лягушка Африки – это лягушка-голиаф, её масса 3 кг. Сколько это грамм? СЛАЙД
Горилла – самая крупная из обезьян, её масса в 80 раз больше массы лягушки-голиаф.
Какова масса гориллы? (240 кг)
СЛАЙД
Верблюд может нести половину собственного веса 350 кг. Сколько весит верблюд? (700 кг) СЛАЙД
Лама может нести тоже половину собственного веса 40 кг. Сколько весит лама? (80 кг) СЛАЙД
Вес зебры – 3ц 50 кг. Сколько это кг? (350 кг) СЛАЙД
Проверьте ответы. СЛАЙД
ОЦЕНИТЕ СЕБЯ
Физминутка.
Танец «Если нравится тебе, то делай так»
(музыкальное сопровождение)
Введение нового материала
1) Подготовительная работа. Составление и решение математических выражений.
-Интересно в Африке? Какие курортные города вы знаете?
На чем можно путешествовать по Африке?
- А сейчас мы на корабле отправляемся из Каира в город Хургаду. СЛАЙД
В нашей группе 16 человек, билет стоит 35 долларов. Как рассчитать сумму всех билетов?
35 х 16 = 350+210=560
10+6
16 х 35=480+80=560
30+5 СЛАЙД
- Молодцы, всё правильно.
Какой закон использовали?
- Чему равно значение второго выражения?
- Какой закон можно еще применить?
- Какой закон использовали?).
- Чему равно значение второго выражения?
2) Сообщение темы и целей урока.
Удобен ли приём вычисления, разобранный нами в предыдущем случае? Почему? Как вычислить быстрее и легче?
Что вы предлагаете сделать? Совершенно верно. Сегодня на уроке нам и предстоит поработать над этим приёмом.
СЛАЙД
Поставим перед собой цели на сегодняшний урок.
Итак, цель нашего урока: отработка письменного приёма умножения на двузначное число.
Попробуем решить этот пример на доске.
Назовите первый множитель.
Как обозначаем знак «умножить»? Назовите второй множитель.
Как его записать?
Что сначала умножаем?
- Закончили умножение?
– Почему?
- Как будем умножать?
- Куда запишем 2 неполный множитель?
- Принято записывать без 0, под десятками 1 неполного произведения!!!
- Каковы ваши дальнейшие действия?
- Давайте проговорим алгоритм. СЛАЙД
-Запомните этот алгоритм, т.к. он нам пригодится в дальнейшем. (Раздаю памятки)
2)Закрепление. Применение знаний на практике. Отработка алгоритма умножения.
Пользуясь данным алгоритмом, объясните решение ещё нескольких выражений. СЛАЙД
Откройте учебники. №2 стр.14. Восстанови стертые цифры (устно)
ОЦЕНИТЕ СЕБЯ!
3) Коллективная письменная работа (с комментированием)
А теперь применим алгоритм на практике. Задание на странице учебника №3,стр. 14
Используйте таблицу-алгоритм. (Транслируется на весь экран).
СЛАЙД.
Проверим результаты.
ОЦЕНИТЕ СЕБЯ!
Зарядка для глаз.
Руки за спину, головы назад.
Головы опустим – на парту глядим.
И снова наверх – где там муха летит?
Глазами повертим, поищем её.
И вновь за работу – считаем опять
Дифференцированная работа (по уровням)
1 уровень 91х34 13х25
2 уровень 18х94 368х15
3 уровень 185х23 1469х34
СЛАЙДЫ
ОЦЕНИТЕ СЕБЯ!
Решение задачи.
А теперь нам предстоит решить задачу в учебнике стр. 15, №5
-Прочитайте условие.
-Назовите что известно.
-Прочитайте вопрос.
-Верно. А чтобы благополучно вернуться домой, нужно решить задачу.
Что поможет решить задачу? (чертёж)
СЛАЙД
(При ответах учащихся на экране выполняется чертёж и схема решения задачи)
С чего начинаем?
На чем передвигался Алеша?
В каком направлении двигался?
Как обозначим? (стрелками).
Что мы знаем про путь его на поезде?
Как это обозначить на чертеже?
Что знаем про путь на автобусе?
Как обозначить?
Что нужно найти?
Составим план решения задачи
Слайд с планом решения задачи.
Решите самостоятельно. Дети записывают решение. Учитель проверяет работу каждого ученика.
ОЦЕНИТЕ СЕБЯ!
Домашнее задание.
Запишем домашнее задание:
Стр. 15, задача 6.
Прочитайте ее. Что вам непонятно?
А кто знает?
Сможете ее решить?
Рабочая тетрадь №2 стр. 7, №2, 3.
Рефлексия
Вам понравилось наше путешествие?
Пришла пора подвести итоги.
Какой приём умножения мы повторяли на уроке?
Расскажите алгоритм письменного умножения на двузначное число.
СЛАЙД
Пригодятся ли нам знания, полученные на этом уроке для жизни?
Посмотрите на свои листы самооценки и оцените свою работу на уроке. Есть еще над чем поработать?
Я довольна вашей работой на уроке. (Поставить оценки).
А оценка всему классу: МОЛОДЦЫ!
СЛАЙД.
УРОК ОКОНЧЕН!
Используемая литература при подготовке к уроку:
О. А. Мокрушина «Поурочные разработки по математике» к учебному комплекту М. И. Моро, М. А. Бантовой и др. 3 класс. Издательство: ВАКО, 2006 год
Толковый словарь С.И.Ожегова
А.В. Кочергина. «Учим математику с увлечением», 1-4 кл. Издательство: «М.: 5 за знания». Год выпуска: 2008.
О.Москаленко «Физминутки в начальной школе: Практическое пособие для учеников начальной школы». Издательство: «ГНОМ и Д», 2004 г.
Картинки с интернета.
Сайты:
"Детские презентации"- viki.rdf.ru;
Википедия;
Стоят около своих парт и повторяют стихи.
Посмотрели на гостей и поздоровались
Дети решают проблему.
Отвечает ученик, остальные слушают.
Внимание, трудолюбие, усидчивость, хорошие знания, сообразительность, память.
Дети знакомятся с листом самооценки (видами работы на уроке)
- Зима.
- В Африке.
Дети отвечают.
Учащиеся в парах собирают из геометрических фигур самолет.
Вычисляют в тетради площадь прямоугольника.
Измеряют расстояние от Москвы до Каира с помощью линейки.
Вычисляют и записывают результат в тетради.
Отвечают «Египет»
Измерим линейкой расстояние на карте от Москвы до Каира (10 см) Отвечают
(420 × 10 = 4200 км) Отвечают устно.
Записывают результаты в тетрадь.
Проверяют свои ответы. Оценивают себя. Заносят результат в бланк.
Выполняют упражнения под музыку.
Отвечают на вопросы учителя.
Если города находятся на побережье, то на корабле.
Записывают выражение в тетради, объясняют и вычисляют.
Раскладываем множитель на сумму разрядных слагаемых, умножаем круглый десяток, затем единицы. Складываем полученные произведения).
Умножение суммы на число, распределитель
ный.
Переместитель
ный, от перестановки множителей произведение не изменяется).
Умножение суммы на число, распределительный.
Отвечают и делают вывод, что умножать так неудобно, лучше использовать письменный прием умножения столбиком, как при умножении на однозначное число.
Говорят: научиться умножать многозначные числа на двузначные.
62
х
47
Первый множитель на число единиц 7.
Нет.
Не умножили еще на 4 десятка.
Умножаем первый множитель на число десятков 4,40).
Единицы под единицами, десятки под десятками.
Складываем неполные произведения
Складываем неполные произведения.
Выполняют задание устно по цепочке с комментированием
Выполняют письменно примеры в тетради (один ученик комментирует пример у доски, остальные работают в тетрадях, сильные ученики решают вперед и получают карточки с примерами)
Выполняют зарядку для глаз стоя.
Выбирают пример по силе и решают.
Дети отвечают.
Эта задача про путешествие. Мы тоже с вами путешествуем, побывали в Африке.
Чертим отрезок произвольной длины, это путь.
На поезде и на автобусе.
В одном.
Стрелками.
17 часов со скоростью 85 км/ч
Дети отвечают.
Он проехал 50 км.
Отвечают.
Расстояние, которое преодолел Алеша.
Дети проговаривают.
Записывают решение.
Что такое миля?
Старинная единица длины больше километра, в ней 1609 метров.
Дети отвечают.
Некоторые по желанию говорят о своей самооценке.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Математика - наука о количественных отношениях и пространственных формах действительного мира.
Математика зародилась из необходимости людей еще в далекой древности вести счет и учет: считать количество людей в племени, число убитых и раненых в сражении, число захваченных врагов, а по мере развития скотоводства и земледелия - количество голов скота, площадь земельного участка и т.д. Гораздо позже, уже во времена древних государств, эти чисто практические умения превратились в науку математику, от греческого слова mathematike, от máthema — знание, наука.
Личностные УУД (нравственный аспект поведения и ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях)
Познава -
тельные УУД(информа
ционный поиск)
Системно – деятельностный подход – включение каждого ученика в деятельность.
Регулятивные УУД (самоконтроль, самооценка)
Личностные УУД (интерес, мотивация)
Коммуникатив
ные УУД (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками).
Коммуникатив
ные УУД (управление поведением партнера)
Логические (синтез – составление целого из частей)
Познаватель
ные УУД (общеучебные УУД – знаково – символические действия)
Познаватель
ные УУД – структуирование знаний (связь с уроками окружающего мира – применение знаний на практике)
Общеучебные УУД (структуирование знаний)
Познаватель
ные УУД.
Личностные УУД – самопознание и самоопределе
ние (самооценка)
Познаватель
ные (поиск необходимой информации)
Общеучебные УУД (выбор решения в зависимости от условий)
Поставлен основополагаю
щий вопрос.
Целеполага
ние – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще
неизвестно.
Познаватель
ные УУД - самостоятельное формулирование и выделение учебной цели.
Анализ и сопоставление
Логические УУД (синтез как составление целого из частей)
Коммуникатив
ные УУД (управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий)
Личностные УУД (личностное
самоопределе
ние)
Регулятивные УУД (планирование – определение последовательнос
ти промежуточных целей с учетом конечного результата: составление плана и последовательнос
ти действий)
Личностные УУД (самооценка и самоконтроль)
Коммуникатив
ные УУД (умение сделать вывод)
Регулятивные УУД (оценка – выделение учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).
Личностные УУД
Самоанализ урока.
Краткая характеристика класса, выделение групп учащихся с различным уровнем овладения программным материалом.
Содержательная характеристика темы урока.
Обоснование целей урока, выбора его типа и структуры.
Выделение главного этапа и его полный анализ, исходя из реальных результатов обучения на уроке.
Оценка успешности достижения целей, обоснование показателей реального результата и определение совершенствования своей деятельности.
В своей работе я учитываю индивидуальные особенности обучающихся 4 а класса и специфики классного коллектива. Отличительной возрастной особенностью детей является усиление интереса друг к другу со стороны мальчиков и девочек, что тоже следует учитывать при организации работы в группах постоянного и сменного состава и при рассаживании детей в классе. Между обучающимися достаточно ровные, в целом бесконфликтные отношения, но есть группа детей, которых по результатам проведённой социометрии следует отнести к слабой группе (Резанова Анна, Кулев Даниил). Они отличаются крайне медленным темпом деятельности, с трудом вовлекаются в коллективную (групповую или парную) работу, грамотной монологической речью не отличаются. В работе с этими детьми применяется индивидуальный подход, как при отборе учебного содержания, адаптируя его к интеллектуальным особенностям детей, так и при выборе форм и методов его освоения, которые должны соответствовать их личностным и индивидным особенностям: дефицит внимания, медленная переключаемость внимания, недостаточная сформированность основных мыслительных функций (анализ, сравнение, выделение главного), плохая память. Часть обучающихся класса – это дети со средними уровнем способностей и невысокой мотивацией учения, которые в состоянии освоить программу по предмету только на базовом уровне. Они отличаются слабой организованностью, недисциплинированностью, часто безответственным отношением к выполнению учебных, особенно, домашних заданий. В классе можно выделить группу обучающихся (Клопов Даниил, Елов Дмитрий, Елов Роман), которые достаточно часто не имеют всего необходимого к уроку, не выполняют дополнительные задания в рабочей тетради по предмету и устные домашние задания. Поскольку в этой группе – неформальные лидеры классного коллектива, их отношение к учебе не вызывает у большинства обучающихся негативного отношения и порицания. Чтобы включить этих детей в работу на уроке, используются нетрадиционные формы организации их деятельности, частые смены видов работы, потому что волевым усилием эти дети заставить себя работать не в состоянии, а поскольку многие в классе на них равняются, это дестабилизирует рабочую обстановку и не способствует повышению эффективности учебного занятия. В организации работы с этой группой обучающих учтен и тот факт, что они не отличаются высоким уровнем самостоятельности в учебной деятельности и более успешны в работе по образцу, нежели чем в выполнении заданий творческого характера. Эти ребята часто не уверены в себе, боятся ошибиться и с трудом переживают собственные неуспехи. Группа учеников (Карлин Алексей, Мошкин Артем, Ларина Софья, Железцова Анастасия, Омельшина Вероника, Пахомова Ксения, Быкова Марина, Шабаева Екатерина) проявляет желание и возможность изучать математику на продвинутом уровне. С учётом этого в содержание уроков включён материал повышенного уровня сложности, предлагаются дифференцированные задания как на этапе отработки знаний, умений и навыков, так и на этапе контроля. В целом обучающиеся класса весьма разнородны с точки зрения своих индивидных особенностей: памяти, внимания, воображения, мышления, уровня работоспособности, темпа деятельности, темперамента. Это обусловило необходимость использования в работе с ними разных каналов восприятия учебного материала, разнообразных форм и методов работы.
Исходя из выше сказанного и результатов проведенной диагностики уровня обученности (по П. И Третьякову), а также моих наблюдений и результатов проверочных и контрольных работ по математике в классе выделяю три группы с различным уровнем овладения программным материалом: с высоким – 7 обучающихся, 7 – со средним, 4 – с низким уровнем.
Тема урока «Умножение многозначных чисел на двузначные». Эта тема изучается в 3 четверти после изучения умножения и деления на однозначное число и уроков изучения геометрических фигур и единиц массы. Было достаточно времени, чтобы закрепить умножение многозначных чисел на однозначные. Значит, обучающиеся готовы к восприятию и пониманию смысла умножения на двузначное число.
Место в системе: первый урок по теме: «Письменное умножение на двузначное число».
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом (урок - путешествие).
ЦЕЛЬ УРОКА: обучение письменному умножению многозначных чисел на двузначные.
На уроке поставлена конкретная цель обучить обучающихся умножению на двузначное число, что и делается на данном уроке.
Чтобы достичь этой цели, были поставлены следующие задачи:
Задачи:
Обучающие:
изучить алгоритм письменного умножения на двузначное число;
закрепить знание письменного умножения на двузначное число;
закрепить умение решать задачи на движение;
закрепить умения находить площадь прямоугольника;
повторить единицы длины и единицы массы:
повторить и расширить знания об Африке.
Развивающие:
развивать навык устного счёта;
совершенствовать мыслительные операции: анализа, сопоставления;
развитие умения аргументировать своё мнение;
развивать интерес детей к математике, их математические способности;
развитие мыслительной деятельности, познавательной активности, мышления, наблюдательности, внимания, памяти;
развитие умения давать самооценку своей деятельности;
Воспитательные:
воспитывать дисциплинированность, ответственность, способность сопереживать, самоуважение, активность, усидчивость, прилежание, любознательность, заинтересованность и пытливость в процессе учения;
воспитывать взаимопомощь, взаимовыручку;
воспитание и укрепление интереса к математике;
создание благоприятного психологического климата для возможности раскрытия потенциала каждого ребенка.
Считаю, что на уроке решались все поставленные мною задачи. Самое главное на уроке был создан благоприятный климат для достижения цели урока и решения задач.
Остановлюсь на главном этапе изучения нового материала. У нас создалась проблемная ситуация, которую необходимо было решить. Так мы повторили распределительный и переместительный законы умножения. Обучающиеся заметили, что вычислять таким способом неудобно и долго, значит надо искать более простой способ. Они сами предложили вычислять письменно, то есть в столбик. Зная алгоритм умножения на однозначное число, начали умножать и решили проблему, как умножить на десятки, таким образом, дополнили наш алгоритм. Закрепление прошло несколько этапов: устное – наблюдение на слайде как выполнено умножение; восстанови стертые цифры - по учебнику, письменное - коллективная работа на доске с объяснением решения, дифференцированная работа по уровням (каждый выбрал свои примеры).
Каждый обучающийся оценил себя на всех этапах урока. На уроке можно дать высказаться хотя бы нескольким обучающимся по заполнению своего листа самооценки. Лист самооценки хороший помощник учителю в подведении и самоанализе своего урока и оценке степени обученности каждого обучающегося на данном этапе усвоения учебного материала.
Используемая литература при подготовке к уроку:
О. А. Мокрушина «Поурочные разработки по математике» к учебному комплекту М. И. Моро, М. А. Бантовой и др. 3 класс. Издательство: ВАКО, 2006 год
Толковый словарь С.И.Ожегова
А.В. Кочергина. «Учим математику с увлечением», 1-4 кл. Издательство: «М.: 5 за знания». Год выпуска: 2008.
О.Москаленко «Физминутки в начальной школе: Практическое пособие для учеников начальной школы». Издательство: «ГНОМ и Д», 2004 г.
Картинки с интернета.
Сайты:
"Детские презентации"- viki.rdf.ru;
Википедия;
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории математика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ