Русские песни, 5 класс

  1. МБОУ СОШ №70.

  2. Карякина Ольга Валентиновна, учитель музыки, высшая квалификационная категория.

  3. Предмет: музыка.

  4. Класс: 5.

  5. Разработано на основе программы Г.П. Сергеевой, Е. Д. Критской «Музыка. 5-9 классы» (базовый уровень).

Используемый учебник: Музыка. Учебник для обучающихся 5 кл. общеобразоват. учреждений / Г.П. Сергеева, Е. Д. Критская. – М.: Просвещение

  1. Тема урока «О, русские песни, любимые…» (урок 1).

  2. Цель: воспитание любви и бережного отношения к музыкальной культуре своего народа.

Задачи:

  1. Образовательная: продолжить накопление сведений о народной музыке; познакомить обучающихся с жанровыми особенностями русской песни; разучить русскую народную песню «Ой, кулики, жаворонушки».

  2. Развивающая: продолжить работу по развитию музыкального слуха, памяти, чувства ритма, а также вокально-хоровых умений и навыков обучающихся.

  3. Воспитательная: воспитывать у обучающихся интерес, любовь, уважение к музыкальной культуре и традициям русского народа.

  1. Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, фортепиано.

  2. Ход урока:









Действия учителя

Действия

обучающихся

  • Организационный момент

(Слайд №1)





Ребята, вы сейчас услышали песню. Скажите, пожалуйста, её сочинил композитор?



Совершенно верно, это русская народная песня «Завивайся, березка». Давайте вспомним, какие русские песни вы знаете.





Как вы думаете, много или мало на самом деле русских народных песен?

Конечно, очень и очень много. Еще в конце XIX века академик А.И.Соболевский решил собрать воедино все русские народные песни. Вышло семь огромных томов, и это только часть песенного богатства русского народа. Ребята, давайте сформулируем тему нашего урока.







Молодцы! Давайте урок наш назовем так: «О русские песни, любимые!». Запишите в тетрадь отрывок из стихотворения петербургской поэтессы Эльвиры Осиповой, который станет эпиграфом к нашему уроку:

О русские песни, любимые,

В народе веками хранимые,

Ну чем же вы так хороши?

И в горе вы с нами, и в радости,

Вы с нами с рожденья до старости

Звучите в глубинах души!

  • Введение в тему.

На уроках литературы вы уже знакомились с понятием «фольклор». Вспомните, что значит это слово?



Правильно! А сегодня мы познакомимся с понятием «Музыкальный фольклор».

Музыкальный фольклор – это вокальное (песенное), инструментальное, музыкально-танцевальное творчество народа. Народная музыка является неотъемлемой частью народного художественного творчества. Произведения народного творчества не закреплялись на бумаге, а передавались из уст в уста. Поэтому существует много вариантов одного и того же произведения. В давние времена все эти произведения пелись и рассказывались не просто так, а с целью сохранить память о событиях прошлых лет, этапах трудовой жизни, наблюдениях над явлениями природы.

- Скажите, ребята, когда появилась песня?

Правильно, очень давно. Жизнь древнего человека была трудной и напряженной. Ему приходилось добывать пищу, защищаться от зверей и врагов, от холода. Помощниками в труде и нелегкой жизни человеку стали музыка и песня.

А вы знаете, ребята, что у древних славян музыканты пользовались особым почетом и уважением? Византийские историки рассказывали о трех славянских музыкантах, захваченных в конце VI века в плен по пути в Хазарию, куда они шли в качестве послов. Пленные славяне сообщили, что они не владеют оружием, а только умеют играть на своих инструментах. Пленным сохранили жизнь (Слайд №2).

- Скажите, ребята, какие инструменты вы видите на слайде?

А какими еще музыкальными инструментами пользовались древнерусские музыканты?





Образ какого героя в русских былинах связан с гуслями?

Молодцы, ребята!

  • Работа по теме.

Как вы думаете, почему певцы на картине изображены с гуслями?



Совершенно верно! Былины пели. Строго говоря, былины – это песни. Их называют эпическими песнями, или старинами. Мы по первым строкам узнаем былину. Она сложена особым, былинным, стихом. У нее необычное начало (зачин) и конец (исход).

- Действие всегда относится к далекому прошлому. Герои былин – богатыри, защитники земли русской (Слайд №3).

А действующие лица песни – простые люди.

Все песни подразделяются на две большие группы: обрядовые и необрядовые. Обрядовые песни связаны с каким-то обрядом (событием) в жизни человека. Скажите, пожалуйста, что такое обряд?



Совершенно верно, это древнее магическое действие, которое должно было помочь людям в их жизни, труде, в их борьбе с враждебными силами. Люди верили, что с помощью особых действий и слов можно избавиться от засухи, увеличить урожай, прекратить затянувшийся дождь и т.д.

Как только человек создал себе богов, он придумал ритуалы и молитвы, связанные с ними. А что может произвести большее впечатление на богов и людей, им поклоняющихся, чем музыка? Так появились первые обрядовые календарные песни.

Чем больше богов, тем больше праздников, связанных с ними, и, конечно, песен. Первые песни были молитвами, в которых обращались к Солнцу, Месяцу, к Земле-матушке, Зорьке, Звездам, Ветру. Песни были не только просьбами защитить или одарить. Песня могла лечить и быть проклятьем, могла подарить смелость, сохранить в бою или обессилить врага. Песне придавали магическое значение: считалось, что споешь, то и исполнится!

- Какие обряды знаете вы?





Давайте мы с вами послушаем песни, относящиеся к различным обрядам, и одновременно заполним небольшую таблицу (Приложение 1).

(Таблица заполняется постепенно, по мере знакомства с жанрами песен.)

Ребята, скажите, какую самую первую песню в своей жизни слышит человек?

Конечно, колыбельную песню (Слайд №4).

Давайте послушаем начало старинной колыбельной песни и отметим ее особенности. Обратите внимание на слова: гуленьки, люленьки. И звучат они особенно плавно, нет резких, взрывных сочетаний: «Прилетели гуленьки, сели возле люленьки». В колыбельных песнях часто упоминается кот, который так приятно мурлычет, воркующие голуби – гули. А еще в старинных колыбельных есть образы сказочных существ: Сон, Дрема, Угомон. Колыбельная песня все время старается создать образ покоя, тишины.

А сейчас мы послушаем еще одну колыбельную песню и все вместе поработаем под музыку.

1-й ряд будет негромко прохлопывать ритм песни;

2-й ряд постарается изобразить мелодию руками в воздухе (пластический этюд);

3-й ряд в тетради карандашом нарисует музыкальный образ этой песни.

А теперь сами определите главные отличительные особенности колыбельных песен.



Молодцы! Очень хорошо поработали!

- Какой обряд в жизни человека считается самым радостным, светлым, о каком обряде втайне мечтают все молодые девушки?



- Вы правы, конечно, это свадебный обряд (Слайд №5).

- В ходе свадьбы в старинные времена (как и сейчас!) совершались такие обряды, которые должны были сделать жизнь молодых счастливой и благополучной. Один из способов приобретения желаемого – изображение того, чего хочешь. Хочешь добиться богатства – покажи его! Отсюда в свадебных песнях такое великолепие! Чара – золотая, блюдо – серебряное, по нему катится жемчуг или другие драгоценные камни, молодец сидит на диване из алого бархата, девица смотрит в хрустальное окно…

- Во всех песнях, которые пелись на свадьбах, так или иначе, звучала просьба о будущей благополучной жизни молодой семьи.

  • Физкультминутка.

Сейчас мы послушаем еще одну песню, которая звучала на свадьбах – свадебную плясовую песню, и не просто послушаем, а потанцуем под нее, стоя на месте, кто как сможет! А учителем танцев у нас сегодня будет….





Молодцы! Продолжим наш разговор об обрядовой песне. Существует еще один очень интересный жанр, сохранившийся и по сей день – это жанр песни-плача. Плач невесты, уходящей из родного дома, плач по усопшим – это в давние времена было ритуалом успокоения духов предков. Сейчас плачи потеряли свое первоначальное предназначение и стали выражать только эмоции и переживания плакальщицы.

Следующая большая группа обрядовых песен – календарные песни (Слайд №6).

- Жизнь земледельца напрямую зависит от природы, и потому еще в глубокой древности люди старались на нее воздействовать. Появились обряды, целью которых было заклинать плодородие земли, хороший приплод домашнего скота, семейное изобилие и благополучие. Время совершения обрядов совпадало со сроками работ по выращиванию урожая. С течением времени земледельческий календарь причудливо соединялся с календарем христианских праздников. В каждый из праздников совершались определенные обрядовые действия и пелись приуроченные к этому празднику песни. Цель всех обрядов и песен была одна – способствовать жизненному благополучию крестьян, сделать успешным труд земледельца.

Зимние обрядовые песни: колядки, рождественские, святочные.

Весенние песни назывались веснянками или закличками (Слайд №7).

- Они похожи на заговоры, каковыми и вправду являлись в стародавние времена. Они пелись протяжно, как заклинание-мольба о благополучии.

Приди к нам, весна, со радостью!

Со великой к нам со милостью!

- К весенним песням также относятся масленичные песни.

Ой, Масленица-кривошейка,

Состречаем тебя хорошенько!

Сыром, маслом, калачом

И печеным яйцом!

К летним песням относятся троицкие, купальские песни и песни урожайные – жатвенные. Жатвенные песни замыкают цикл обрядовой народной песни.

  • Вокальная работа над песней «Ой кулики, жаворонушки».

(Эта песня с несложным мелодическим рисунком – нисходящим поступенным движением, поэтому разучивается детьми быстро).

  • Вывод.

Каждый песенный жанр имеет свои особенности, свои формулы. Но смысл всех календарно-обрядовых песен один. Это песни-заклинания, песни-просьбы, песни-мольбы. Русская песня, крепко сплетенная с обрядом, свидетельствует, что жизнь ее, начавшаяся в глубокой древности, сейчас продолжается. Наша родная песня звучит как с концертных площадок и экранов телевизоров, так и в кругу семьи, за праздничным столом.

- А сейчас я прошу каждого из вас написать в тетради свое мнение о том, какое место занимает русская песня в вашей личной жизни, в жизни вашей семьи.

  • Рефлексия.

Наш урок подходит к концу. Вторую часть таблицы мы заполним на следующем уроке, а сейчас поговорим о том, что мы узнали сегодня.

Продолжите фразу:

  • Я сегодня узнал много нового о ……………

  • - было непросто …………….

  • - у меня получилось ………..

  • - мне запомнилось……………

  • - дома я бы хотел(а)………….

А сейчас на нашей «эмоциональной радуге» отметьте, пожалуйста, общее настроение урока.





И последнее, что мы должны сделать сегодня – оценить работу выступивших ребят. Я буду называть их имена, а вы поднимайте наши оценочные карточки. Я надеюсь, что серых карточек сегодня не будет. Итак:

1.

2.

3.

4.

Всем спасибо за урок, до свиданья!

Дети входят в класс под музыку русской народной песни «Завивайся, березка»

У неё нет автора. Это народная песня.

«Во поле береза стояла», «По малину в сад пойдем», «Солдатушки, бравы ребятушки» и др.

Очень много!











«Русская народная песня»; «Любимые песни России»; «Песни нашего народа» и т. д.

























Народная мудрость



























Очень давно.





























Гусли.



Свирелями, трещетками, дудочками, ложками и др.

Садко (былина о гусляре Садко).



Былины пелись под игру на гуслях.



Слушание былины об Илье Муромце в исполнении Федора Шаляпина и краткая эмоциональная характеристика былины.









Это какое-то действие, помогающее людям.







































Крестины, свадьба, венчание, колядование и т.д.













Колыбельную песню.



Слушание и анализ фрагмента песни «Ай, люленьки, люленьки».















Слушание песни «Спи, дитятко».

Работа по рядам.









Медленный темп, плавный спокойный ритм, ровная мелодия.





Свадьба, венчание.











Слушание свадебной песни «Ах улица, улица».



















Звучит свадебная песня «Что-то у нас не радостно на дворе...», выполняются различные танцевальные движения.









Слушание песни «Плач по сестре». Ребята дают краткую музыкальную характеристику песни.





























Слушание и краткий анализ песни «Коляда».























Слушание песни «Ой, Масленица».







































Работа в тетради.

















Ответы с места.







Ребята поднимают карточки с выбранным «цветом» урока.







Идет цветовое оценивание ответов одноклассников.




  1. Приложения:

  • Музыкальный материал в формате МР3: р.н.п «Завивайся, березка», «Былина об Илье Муромце», «Ай люленьки, люленьки», «Спи, дитятко», «Ах, улица, улица», «Что-то у нас не радостно на дворе», «Плач по сестре», «Коляда», «Ой, кулики, жаворонушки», «Ой, Масленица».

  • Иллюстрации в формате jpeg, jpg.

13


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории музыка:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ