Классный час "Без друзей меня чуть-чуть"
автор :
Лебеденко Оксана Владимировна
место работы:
Муниципальное образовательное учреждение
«Седельниковская средняя общеобразовательная школа №2»
Седельниковского муниципального района Омской области
должность:
учитель начальных классов
2012г
Цели:
- научить детей ценить друзей, дружбу, заботиться о близких людях;
- на основе примеров и жизненного опыта детей показать важность и ценность настоящей дружбы;
- воспитывать бережное и теплое отношение не только к близким, но и ко всем окружающим людям;
- создавать дружный и сплоченный коллектив.
Оборудование:
- фонограмма песни «Если с другом вышел в путь», «Настоящий друг»
- магнитофон;
- плакат с девизом: «Не имей 100 рублей, а имей 100
друзей»;
- рассказ В. А. Осеевой «Три товарища».
(Звучит песня «Если с другом вышел в путь».)
Ход занятия
Учитель: Как вы думаете, о чем пойдет сегодня речь на нашем классном
часе? (О дружбе, о друзьях.)
Учитель: А кто такие друзья? Какого человека можно назвать настоящим другом? (Друг - это человек, который непременно поможет в трудную минуту, с которым можно поделиться и радостью, и печалью, которому можно доверить самые сокровенные желания и тайны).
Учитель: Послушайте сейчас рассказ Веры Осеевой «Три товарища» и скажите, кто же из мальчиков - Коля, Миша или Володя - оказался настоящим другом Вите. (Учитель читает рассказ).
(После рассказа - обсуждение героев. Вывод – Володя оказался настоящим другом.)
Учитель: А если бы у вас были такие же «товарищи», как у Вити, кого из них вы бы взяли с собой в далекое и трудное путешествие? (Володю). Почему?
Конечно, в трудные минуты нам рядом нужен человек, на которого можно положиться, в котором мы можем быть уверены. А в минуты радости с кем приятнее проводить время? (Конечно, с теми, кого мы всегда рады видеть, с близкими друзьями).
Учитель: Мы сейчас говорили о человеке, которого вы хотели бы видеть рядом с собой. А сами вы умеете дружить? Много ли у вас друзей? Что вы делаете для того, чтобы сохранить дружбу? (Обсуждение вопросов, высказывание мнений).
Учитель: А теперь давайте обратимся к девизу нашего классного часа: «Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей».
Подумайте и скажите, в чем мудрость этого девиза?
Согласны ли вы с ним? Действительно ли друзья дороже денег или же все наоборот?
(Обсуждение.)
Учитель: Много мнений мы сейчас услышали, но главное - это то, что вы дружбу считаете важнее денег.
Вы сделали правильный вывод, ведь деньги приходят и уходят, а настоящие друзья остаются всегда рядом. А когда рядом друг, разве можно быть одиноким и несчастным?
Я хочу рассказать вам сказку, услышав которую, вы уже точно будете знать, что лучше - друзья или деньги. «Давным-давно жил в горах богатый человек. Имел он огромную отару овец, но человек этот был добрый и хороший, поэтому у него и было много друзей.
Но однажды случилась беда. В одну из ночей каким-то неизвестным ворам удалось проникнуть во владения нашего героя и угнать всех овец. Когда наутро хозяин увидел, что стало с его хозяйством, он сел и громко заплакал: ведь теперь он лишился всех своих денег и работы.
Весть о краже быстро разнеслась по окрестным селам, и уже на следующий день увидел этот человек, как по дороге, ведущей к его дому, идут его друзья. Но друзья шли не с пустыми руками - каждый из них вел за собой маленькое стадо овец. Когда все друзья собрались и подарили другу своих овец, у него снова получилось cтадo, даже большее, чем прежде».
Вот такая история произошла давным-давно. Как вы думаете, что произошло бы с этим человеком, если бы у него не было таких друзей? (Он остался бы один в своей беде, стал бы нищим, а если бы и работу не нашел потом, то мог бы умереть от голода.)
Учитель: Правильно. Без друзей человек одинок, без друзей его мало, а с друзьями - много.
- А были ли в вашей жизни случаи, когда вы, как друг, помогали своему другу или, наоборот, вам помогали, когда было трудно? Расскажите о них.
(Дети рассказывают случаи из жизни, параллельно с рассказами учитель с детьми обсуждают ситуации, делают выводы.)
Учитель: Молодцы! Я вижу, что многие из вас умеют дружить, имеют много друзей. Но всегда ли все гладко и хорошо у друзей? Могут ли друзья ссориться, спорить? (Ссоры и споры, конечно, неизбежны, но настоящие друзья никогда не будут ссориться по пустякам, а серьезные проблемы решат сообща, вместе. Но даже если ссора и возникла, если вы дорожите своим другом, вы сумеете найти способ помириться.)
Учитель: Как вы думаете, почему так важно сохранить дружбу? (Потерять
друга легко, а найти - очень сложно.)
Вы знаете, что некоторые люди не находят друзей за всю свою жизнь. Им живется очень сложно и одиноко. Но чтобы иметь много друзей, надо самому быть общительным, чутким, отзывчивым, преданным, добрым и хорошим другом. А когда у вас будет много друзей, вы не будете чувствовать себя одиноко, вас будет много.
Учитель рисует на доске солнышко и на его лучиках записывает слова: общительность, чуткость, отзывчивость, преданность, доброта, теплота, внимание, заботливость и т.д.
Итак, каждый лучик солнышка дарит людям: теплоту, заботу, общительность, чуткость, отзывчивость. внимание, верно? Получается, что лучик— волшебный. Давайте проверим. Вот я беру волшебную палочку, взмахиваю ею — и... лучик летит к (называет имя). Он делает тебя внимательным и заботливым.
— К кому бы вы хотели проявить свое внимание и чуткость?
— Что бы ты сделал? Почему?
— Кто еще хочет взмахнуть волшебной палочкой и послать солнечный лучик?
В этой игровой ситуации учитель дает возможность желающим взмахнуть волшебной палочкой и послать солнечный луч доброты сверстникам.
Учитель продолжает:
— Теперь пусть каждый совершит свое волшебство. Приготовились, взмахнули палочкой... Да свершится чудо! Какое? Которое каждый из вас захочет! Для этого он запишет свое желание на волшебном свитке. И оно обязательно исполнится.
Используется прием свитка. На каждую первую парту ряда кладут лист бумаги. Дети записывают свое желание и заворачивают край листа, чтобы последующий не видел сделанной записи, и передают другому. В итоге получаются свитки желаний, которые учитель, разворачивая, читает вслух. Перед учителем и детьми возникает целая палитра желаний. В итоге это и своеобразный срез, методика изучения детских проявлений
— Видите, как много вы хотели бы сделать по отношению к близким, себе, одноклассникам. А когда очень хочешь сделать добро, желание исполняется и появляются новые друзья. Может быть, поэтому в древней азбуке буква Д означала добро, М — мысль, 3 — земля, Л — люди.
Пусть наш цветик-семицветик поможет убедиться в силе добра и найти нового друга Кто хочет стать лепестками цветика-семицветика?
Начинается игра. Дети (их семь человек) встают у доски, берутся за руки, образуя «лепестки». Со словами; «Лети, лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг. Возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли — быть по-моему, вели» — один из лепестков открывается и летит к кому-нибудь из класса. Он обращается к другу с добрыми пожеланиями, ласковыми словами.
Учитель обращается к детям:
— Ну как, убедились, что можете быть волшебниками иувас появяться новые друзья? Останемся ими и дальше. Пусть наши занятия помогут вам в этом.
— Ребята, пришла срочная телеграмма: «Ребята, нужна ваша помощь! Ученик Коля Иванов — самая популярная личность в классе. Друзей нет. По характеру он вспыльчив и обидчив. Единственный способ выяснения отношений с товарищами — драка. Не слушается, грубит учителям. Беда с ним: разбор поступков, уговоры на него не действуют. Чаще всего он отвечает: «Не помню, я так не делал, все ко мне придираются».
— Ребята, нужна ваша помощь. Как бы вы поступили, чтобы Иванов исправил свое поведение и унего появились настоящие друзья?
— Что бы вы посоветовали Иванову для исправления его поведения?
Найдите ответ на вопрос: «Что легче — ссориться или мириться?» Хотели бы вы научиться мириться, разрешать спорные вопросы, сохраняя хорошие отношения? Давайте решим «задачку».
Ситуация для обсуждения: «Что легче – ссориться или мириться?»
Учитель: Ты принес в школу альбом с марками. Неожиданно кто-то из ребят твоего класса увидел альбом, выхватил его из твоих рук и не отдает. Как ты поступишь?
Попробуй получить альбом мирным путем.
(Разыграть ситуацию: двое ребят играют роли: первая — хозяин альбома (пострадавший), вторая — обидчик).
Возможное начало ситуации:
— Отдай альбом, а то стукну!
— Не отдам!
— Отдай, а то хуже будет...
— Не отдам!
По мере получения эффекта готовности к сотрудничеству, хороших предложений поступает все больше и больше. Задача сводится к тому, чтобы показать детям: окончательный успех в решении предложенной ситуации будет зависеть от того, позволит ли «потерпевший» принять окончательное решение от «обидчика».
Такие предложения-варианты, как «Сколько времени тебе надо, чтобы посмотреть альбом?», «Когда ты сможешь мне его вернуть?» и другие, обеспечивают мирный договор.
Чтение стихотворения Д. Кузнецовой «Поссорились»
Учитель: Послушайте стихотворение и подумайте, как могут помириться поссорившиеся подруги. Учитель читает 1-ю часть стихотворения.
Поссорились
Мы поссорились с подругой
И уселись по углам.
Очень скучно друг без друга!
Помириться нужно нам.
Я ее не обижала,
Только мишку подержала.
Только с мишкой убежала
И сказала: «Не отдам!»
Правильно, автор так не закончил эту историю (учитель читает 2-ю часть стихотворения):
Дам ей мишку, извинюсь,
Дам ей мячик, дам трамвай
И скажу: «Играть давай!»
Значит, есть еще вежливые слова. Какие? (Извини (те), прости (те); простите, пожалуйста; извините, пожалуйста). Когда мы пользуемся этими словами?
— Вы уже знаете много вежливых слов. Послушайте совет А. Барто и Р. Зеленой и скажите, с какими новыми вежливыми словами вы встретились?
Товарищи! Твердите
С утра по словарю:
Спасибо! Извините.
Позвольте. Разрешите.
Я вас благодарю!
(Звучит та же фонограмма, которая была в начале классного часа, дети вместе с учителем подхватывают песню и поют.)
ИТОГ: Чему мы сегодня научились?
Литература: «Настольная книга учителя нач.классов» /Авторы-составители Л.С.Бескоровайная, О.В. Перекатьева- Ростов н\Д: изд-во «Феникс», 2002.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории начальная школа:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ