Конспект по Опытно-экспериментальной деятельности в 5 классе Тема: «Царица – водица»











Опытно-экспериментальная деятельность в 5 классе

Тема: «Царица – водица»































Цель: Совершенствовать представления детей о жидком состоянии воды.

Задачи:

- познакомить детей со следующими свойствами воды: вода не имеет собственной формы, вода течет, она – жидкость вода не имеет цвета вкуса и запаха;

- развивать у детей наблюдательность, изобретательность, познавательную активность в процессе экспериментирования;

- активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по данной теме;

- продолжать формировать умение детей отвечать полным ответом.

- прививать бережное отношение к природе;

- развивать социальные навыки: умение работать в группе, учитывать мнение партнера, отстаивать собственное мнение, доказывать свою точку зрения;

- воспитывать аккуратность при работе с водой.

Индивидуальная работа: 
Следить за речью детей, оказывать помощь при ответах, учить давать полный ответ на вопрос.
Предварительная работа:
Чтение рассказов, стихотворений, разгадывание загадок;
Рассматривание иллюстраций, энциклопедий;
Работа со словарем;
Проведение исследований, опытов.

Оборудование: прозрачные пластиковые стаканчики, емкости разной формы, пробирки, соль, сахар, молоко, камешки, краски, кисточки, салфетки, аудиозапись «Дождь», «Шум воды», трубочки коктейльные, ложечки, панно «Кому нужна вода», символы, обозначающие свойства воды, ленты голубого цвета

Ход образовательной деятельности

Посмотрите на меня!
Ваш экскурсовод сегодня я.
Не теряя ни минутки,
Приглашаю вас я в путь!
Взять все знания в дорогу!
И улыбку не забудь!

Ребята, сегодня на занятии у нас много гостей. Подарите свои улыбки нашим гостям, друг другу!

Приветствие «Ладошка к ладошке»:

 - Прикоснитесь ладошками друг к другу. Что почувствовали? Почувствовали, какие они у вас теплые? Пусть будет таким же тёплым наше сегодняшнее общение с вами. Я приглашаю вас к сотрудничеству и очень надеюсь на вашу поддержку, призываю вас быть активными в течение всего занятия. Желаю всем удачи и успеха.

Дети садятся полукругом.

- О чем будем сегодня вести разговор, я надеюсь, вы мне скажите сами.

Слайд 1:Туча, река, луна, снег, дождь, роса.

- Прочитайте записанные слова. Какое слово лишнее? Почему? Что объединяет остальные слова? Определите тему сегодняшнего занятия.

Слайд 2: «Царица – водица»

- Тема сегодняшнего занятия «Царица – водица».

Воспитатель: Мы сегодня с вами познакомимся со свойствами воды, будем проводить эксперименты и делать выводы.

Давайте представим себе, что мы маленькие ручейки. К концу занятия мы должны слиться в одну большую реку знаний.

ЦАРИЦА – ВОДИЦА. Так почему она царица?

Дети: потому что всё живое состоит из воды и не может существовать без воды (Стирает, умывает, поливает, моет, без воды погибнет все живое).


Воспитатель: Вода сопровождает каждое мгновение нашей жизни. Трудно представить, чтобы делало человечество без неё. По - видимому, его бы просто не существовало.

Давайте мы с вами посмотрим на карту. Как вы думаете, что обозначено на карте синим цветом?

Дети: (вода).

Воспитатель: Правильно, а коричневым?

Дети: (земля).

Воспитатель: А чего больше на планете-суши или воды? Правильно, воды на нашей планете больше. А вы знаете, как назвали космонавты нашу планету? Голубой. Именно такой они увидели ее из космоса.

Воспитатель: Ребята вы хотите больше узнать о воде? Тогда давайте отправимся лабораторию, где мы будем исследователями и где нас ждут различные предметы для исследования воды.! Согласны?
Дети: Да!!
Воспитатель: Кто из вас знает кто такой «исследователь»? 
Дети: Это человек, который много знает, умеет проводить опыты, исследования и узнает очень много нового.
Воспитатель: Правильно! Вы хотите быть исследователями?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда, добро пожаловать в нашу лабораторию!
Воспитатель и дети проходят в лабораторию, где приготовлены три стола с оборудованием для опытов, накрытые салфеткой. 

Воспитатель:
ОПЫТ №1
Воспитатель: Сейчас мы с вами проведем первый опыт. Вы видите, на столе приготовлены пипетки, вода и волшебные карточки. Сейчас мы по одной капельки будем капать воду на волшебные карточки. Немного наклоним карточку, что происходит?
Дети: Капельки воды то соединяются, то опять растекаются.
Воспитатель: Ребята, а почему это происходит? ( Ответы детей)
Воспитатель: Верно, вода состоит из мелких капелек, хотя они и соединены друг с другом, но не очень крепко, поэтому вода растекается. Давайте попробуем построить схему, где капельки соприкасаются друг с другом, как будто легонько взялись за руки. Дети за столом строят схему. Воспитатель выставляет свой образец на доску.
Воспитатель: Такое состояние воды называется жидким. Повторим все вместе: вода – это жидкое вещество. В каком ещё состоянии можно встретить воду?(твердом и газообразном).
Воспитатель: Ребята, вы молодцы! Настоящие исследователи! Мы успешно провели опыт, поэтому давайте поздравим, друг друга! 
(дети выполняют ритуал поздравления: похлопали друг другу, поклонились и пожали соседям руки).

Что такое вещество? :: Сто тысяч

Опыт № 2 какой формы вода?

Воспитатель: На столе лежат кубик и шарик. Воспитатель спрашивает, какой формы эти предметы (ответы детей). А имеет ли форму вода?

Леша, из графина налей воду в пробирку.

Что делает Лёша?

Дети:– Наливает воду в пробирку.

Воспитатель:– А теперь перелей её в колбочку.

Воспитатель:– Теперь вылей воду в баночку.

Воспитатель:– Ребята, так какой же формы вода? (ответы детей) .

Форма, которую принимает вода, меняется?

Дети:– Да.

Воспитатель: Значит, какой вывод из этого можно сделать?

Вывод: Вода – это жидкость, она не имеет формы, её можно наливать, переливать в посуду разной формы, при этом вода принимает форму этой посуды.

Опыт №3

Однажды Художник и решил нарисовать портрет Царицы Водицы. Давайте и мы попробуем это сделать. Мы будем наблюдать за свойствами воды и составлять ее словесный портрет. Для этого потребуется карточка. Работать вы будете в парах.

1. Рассмотрите воду и определите ее цвет. Посоветуйтесь друг с другом. Выберите подходящее слово из написанных на карточке. Обведите нужное слова карандашом

2. Понюхайте воду, определите ее запах. Выберите нужное слово.

3. Попробуйте воду на вкус и выберите подходящее слово.

Проверка:   — Какого вода цвета? (Бесцветная)

Какой у нее запах? (Без запаха)

Какой вкус? (Без вкуса)

Самооценка: Кто выбрал такие же слова, капельку голубого цвета, кто ошибся — красного.

Наблюдаю за проведением опытов.

Вывод : вода не имеет ни вкуса, ни цвета , ни запаха.

Посмотрите, какой портрет у нас получился. Вода без запаха, без цвета, без вкуса. Посмотрел на нее художник и сказал: «Что же это за царица такая, ничего в ней особенного нет: ни вкуса, ни запаха, ни цвета. Не достойна она носить звание Царицы. То ли дело, роза! И красивая, и ароматная, а какое вкусное варенье получается из ее лепестков».

- Ребята, а кто согласен с Художником?

Вода является царицей не только нашей страны, но и всей планеты Земля!

Опыт №4 ОПЫТ №4.
Воспитатель: У вас на столах баночки с водой и 3 блюдечка с разными веществами. 
Бросьте каждый в одну свою баночку 1 ч.л. первого вещества и размешайте ложечкой.
А в другую баночку положите второе вещество. 
Возьмите трубочку и скажите, какая вода по вкусу получилась в первой баночке?

Дети: Вода сладкая.
Воспитатель: Почему она стала сладкой?
Дети: (Мы положили туда сахар, в блюдце находился сахар.)
Воспитатель: А во второй баночке, какая вода по вкусу? 
Дети: Вода по вкусу соленая. Значит, мы положили в эту баночку соль.
Воспитатель: А куда же она делась?
( Ответы детей.)
Воспитатель: Пряча в себе сахар и соль, вода не дает их увидеть, не дает потрогать и взять назад, но при этом хранит в себе. На самом деле они не исчезли, они растворились. Сейчас мы увидим, как это происходит, своими глазами. 
На третьем блюдце у нас находится знакомое вещество – марганец. Я насыпаю его в свою колбу и не мешаю. Посмотрите, что происходит с кристалликами марганца? 
Дети: Частички марганца и воды перемешиваются друг с другом, вода окрашивается.
Воспитатель: Что же мы узнали из этого исследования? 
Дети: Соль, сахар растворяются и придают воде сладкий и соленый вкус; марганец растворяется и окрашивает воду в розовый цвет.

Воспитатель: Верно, вода является растворителем. Это еще одно ее свойство. Повторим все вместе.
Воспитатель: Молодцы! Наше исследование закончено! Прошу всех поздравить друг друга! 
(Дети выполняют ритуал поздравления: похлопали друг другу, поклонились и пожали соседям руки)
Воспитатель: Ребята, мы сегодня узнали много нового о воде. Давайте вспомним: - Каким может быть состояние воды? - Чем является вода для вещества? - Что мы можем определить, только посмотрев на вещество? (Состояние, цвет, форму, прозрачность.) 
( Ответы детей.)






Вот и закончилось наше путешествие, закрыты все вопросы  И пока мы с вами путешествовали, а Художник спорил с жителями водной страны, роза завяла. Почему это произошло?

- Так достойна ли Вода звания Царицы нашей планеты? Почему?

Вот какие слова сказал о воде знаменитый французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери:

«Вода, у тебя нет ни цвета, ни вкуса, ни запаха, тебя невозможно описать, тобою наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни. Ты – сама жизнь»

Согласны с этими строками? Поднимите руки.

К сожалению, многие люди не понимают значение воды и наносят вред водоемам. О том, какой вред люди причиняют воде, как нужно ее беречь, вы поразмышляете на следующем уроке.

12. Домашнее задание

13. Итог урока

Что нового, интересного узнали на уроке?











































Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории начальная школа:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ