Конспект урока по обучению грамоте на тему: «Знакомство с буквами Ф, ф и звуками [ф] и [ф']»

Автор: Даурцева Елена Викторовна

Место работы: ГБОУ ЦО №1409 г.Москвы

Должность: учитель начальных классов



Конспект урока

по обучению грамоте на тему:

«Знакомство с буквами Ф, ф и звуками [ф] и [ф']».


Цель: Познакомить учащихся с буквами Ф, ф и звуками [ф] и [ф'].

Формирование универсальных учебных действий:

1. Личностные УУД

Формирование: мотивации к обучению и познанию; адекватной самооценки; готовности открыто выражать свою позицию на уроках, адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебном процессе.

2. Регулятивные УУД

Формирование: умения удерживать цель деятельности до получения ее результата; умения видеть ошибку; умения оценивать результат своей деятельности, аргументировать своё мнение и позицию, самоконтроль процесса и результатов деятельности.

3. Познавательные УУД

Формирование: умения объяснять значение слова; сопоставлять слова, различающиеся одной или несколькими буквами; умения определять в звучащем слове твёрдый и мягкий звуки; читать слоги с изменением буквы гласного; объяснять значение слова, составление слов с изученными буквами.

Моделировать звуковой состав слова: отражать в модели качественные характеристики звуков, используя разные цвета; устанавливать количество и последовательность звуков в словах; различать звуки: гласные и согласные, согласные твёрдые и мягкие.

Делить слова на слоги; анализировать слово: определять место ударения в слове.

Различать звонкие и глухие согласные звуки.

Воспринимать на слух литературное произведение.

Осознавать смысл текста при его прослушивании.

4. Коммуникативные УУД

Формирование: умения слушать и слышать учителя, ученика; умения сотрудничать в группе, при решении учебных задач.

Ход урока

Этап урока

Характеристика деятельности детей.

1. Организационный момент.

- Здравствуйте.

- Готовность к уроку.

- Посадка.

- Второй урок. Запись числа в тетрадь. Рабочая клетка.

Фронтальная работа.


2. Актуализация знаний. Постановка проблемного вопроса.

- Напомните, пожалуйста, с какой буквой мы работали на прошлом уроке? (ща)

- Какие два звука она может обозначать? (один, щ)

- Все звуки мы с вами можем разделить на какие две большие группы? (гласные и согласные)

- Согласные звуки могут быть … (твердыми и мягкими) Приведите по одному примеру твёрдых и мягких звуков.


- На какие ещё две группы можно разделить согласные звуки? (звонкие и глухие) Приведите пример звонкого звука…. , приведите пример глухого звука…

- По звонкости и глухости буквы могут образовывать пары.

- Вы работаете сейчас в парах. Ваша пара получает листочек, на котором написаны буквы обозначающие согласные буквы. Парные согласные. Ваша задача соединить парные согласные. Например, если у нас буква Б, то её пара будет буква… (п).Вы находите букву Б и соединяете её с П. Листочки мне сдавать не надо. Пара, которая готова поднимает руку.

- А теперь самопроверка. Кто готов нам озвучить правильный ответ. Встаньте у кого все плюсики. Молодцы.

-У какой буквы нет пары?

- Мы сегодня будем говорить о новых звуках и новой букве, которые еще не затрагивали до сегодняшнего дня, которые являются парой для звуков [в] и [в,].

- Сдайте листочки.

Фронтальная работа.














Работа в парах.











Самопроверка.

3. Открытие нового знания. Определение темы урока.

Загадка.

Не галстук он, не воротник,
А шею обжимать привык.
Но не всегда, а лишь тогда,
Когда бывают холода.

Ответ: Шарф

Шарф

-Сколько слогов? Попробуем, как болельщики проскандировать это слово с трибуны.

- Тянем. Что слышим слияние или отдельный звук? Записываем. Тянем .Что слышим потом? Отдельно каждый звук. Ударение. Каждый звук отдельно…

- Какое это было слово?

Показ шарфика маленького.

- А это тоже шарф, но сказать просто шарф. Какое более подходящее слово нужно взять? (шарфик) Уменьшительно-ласкательный смысл появился. Давайте поиграем со словами. Я вам говорю слово, а вы слово с уменьшительно-ласкательным смыслом.

ШАРФ - (ШАРФИК)

ГЛАЗ - (ГЛАЗИК)

НОС - (НОСИК)

УХО - (УШКО)

РОТ - (РОТИК)

ЛОБ – (ЛОБИК)

ЩЕКА - (ЩЁЧКА)

ШЕЯ – (ШЕЙКА)

РУКА – (РУЧКА)

НОГА – (НОЖКА)

ЖИВОТ – (ЖИВОТ)

СПИНА – (СПИНКА)

ПАЛЕЦ – (ПАЛЬЧИК)

- Кто помнит, с каким словом мы с вами будем работать? (шарфик)

- Перед вами на доске несколько схем. Ваша задача, отступив от уже записанной нами схемы 4 клетки вправо, записать ту схему, которая на ваш взгляд подходит к слову шарфик.







- Обменяйтесь тетрадями с соседом, берём зелёную ручку и проверяем ту ли схему написал ваш сосед. Какая же схема подойдёт? (четвёртая)

- Почему эта не годится? А эта?

- Если всё правильно поставьте плюсик, если есть ошибки, то исправьте. Верните тетради.

- А теперь произнесите только те звуки, которые я обозначу на схеме. ([ф] и [ф,])

- О каких же двух звуках у нас с вами сегодня пойдет речь? ([ф] и [ф,])

- [ф ф ф] - это звук гласный или согласный? (согласный)

- [ф, ф, ф,] - это звук гласный или согласный? (согласный)

- Произнесите, посмотрите на артикуляцию своих соседей.

- В каком слове звук твёрдый?

- В каком слове звук мягкий?

- Раскрасим.




Фронтальная работа.







































Самостоятельная работа.









Взаимопроверка.








Фронтальная работа.







4. Физминутка.

- Если я говорю твёрдый, то вы изображаете силачей. Если я говорю мягкий, то вы должны обмякнуть.

- Итак, вы готовы? Твердый, мягкий, твердый, мягкий, мягкий, твёрдый, твёрдый… Усложним задачу. Я называю звук, а вы должны сначала определить твёрдый он или мягкий и только потом показать силачей или мякишей. [Ф Ф, Ф Ф Ф, Ф, Ф Ф, Ф, Ф Ф Ф, Ф Ф, Ф ]

- Потянемся хорошенько.

Самостоятельная работа.

5. Первичное закрепление.

- Продолжаем работать дальше.

- У вас на партах лежали карточки. Зелёный цвет это обозначение какого звука? (мягкого), а синий? (твёрдого). Приготовьте, пожалуйста карточки.

- Работаем с презентацией. Если слышим мягкий звук, то…. Если слышим твёрдый звук, то…

(Презентация: фокусник, филин, жираф, фиалки, дельфин, флаг, финики, фортепиано, телефон, фен, шарф, фикус, кофе, сарафан, фильтр, фитбол, Эйфелева башня, светофор, салфетки, фонарь, фейерверк, футбол.)



Самостоятельная работа.

6. Открытие нового знания.

- О каких звуках мы говорили?

- Они звонкие или глухие?

- Какая звонкая пара у них есть?

- Где домик помещу?

Фронтальная работа.

7. Физминутка.

Если вы слышите слово, в котором есть звуки [ф] и [ф,], то вы встаёте. А если звуки [в] и [в,], то садитесь.


Сова, филин, фея, вишня, фотограф, варенье, воск, фотография, звук, фрукты, врач, ваза, конфеты, фокусник, виноград, фартук, форд, завод, фикус, ветер, футболист, трава, салфетка, ведро, маффин, фотошоп, велосипед.

Самостоятельная работа.

8. Обозначение буквой.

- Какой буквой обозначаем? Как правильно называется буква?

- На что похожа буква?

- А вот на что мне кажется похожа эта буква.

Всем известно из подсказки:

Буква Ф – как ключ от сказки.

Никогда его у нас

Не отнимет Карабас.


- Вы сейчас работаете в команде. Ваша задача за 2 минуты сделать из конструктора ЛЕГО по 1 букве Ф от команды. Вся сложность в том, что буква должны быть одна и вы её должны сделать вместе. Чтобы каждый участвовал.


Фронтальная работа.











Работа в команде.

9. Чтение слогов.

(Электронное приложение.)

Читаем слоги.

- Читаем слоги. Поворачиваемся к своему соседу и читаем слоги ему на ушко. Сосед естественно проверяет правильность чтения. Далее меняетесь ролями. Первый читает столбиками, второй строчками.

- Прочитайте слоги, где звук твёрдый.

Составляем слова.

- Прочитайте слоги. Это слияние? Это слияние? Это слияние? И т. д.

- Прибавляя эти слоги, нужно образовать слова. Попробуем. Какой слог нужно добавить в первое слово? Что получилось? И.т.д.





Работа в парах.









Фронтальная работа.

10. Работа с учебником.

Стр.72.

- Посмотрите вниз страницы, там написано стихотворение.

- Что изображено на рисунке к этому стихотворению?

- Прочитайте самостоятельно.

- Все ли слова вам были понятны?

- Что такое фрак? Факел?

- Я читаю стихотворение.


Фокусник во фрак одет,

Факел превратит в букет.

Фея выскочит оттуда.

Фокус это или чудо?


- А действительно, фокус это или чудо? (фокус)

- Попробуйте прочитать ещё раз. Потом будем слушать ваше выразительное чтение.


Стр.73.

- Что изображено?

- Название? О чем пойдет речь?

- Чтение по цепочке.

- Ваши предположения подтвердились?

- Чтение текста учителем.

- Вопросы: Кто же ехал в машине? Чему мальчик и мама удивились? Кто им объяснил остановку. Почему же автобус стоял? Когда машина вновь поехала? О каких правилах дорожного движения нам напоминает этот рассказ? А как переходить улицу?

11. Физминутка для глаз.

Прилетела бабочка.

Села на указку.

Попытайтесь вслед за ней

Пробежаться глазками.

Поморгайте глазками, будто бабочка крылышками.


- Читаем самостоятельно.

- Работаем в парах. Мысленно делим рассказ пополам. Один читает первую половину, второй читает вторую половину.




Фронтальная работа.



Самостоятельная работа.












Фронтальная работа.



























Самостоятельная работа.


Работа в парах.

12. Подведение итога.

- С какими звуками работали?

- С какой буквой?

- Куда пометим домик с буквой Ф? Почему?

- Итак, завершающая работа.


- Работаем в группах. Вы получаете листочек. На листочке написаны слова, но все буквы перепутаны. Посмотрите, как действуем. Образец. (Слово ФУТБОЛ.)

А теперь сами!!

- Кто готов сдает листочек.




Фронтальная работа.





Работа в командах.












Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории начальная школа:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ