Урок по основам православной культуры "Православный храм" 4 Класс

Урок по основам православной культуры в 4 классе.

Учитель: Извекова Е.И.

Тема урока: Православный храм.

Цель урока:

Знакомство учащихся с внутренним устройством православного храма и традициями поведения в нем.

Задачи урока:

Обучающая: узнать о назначении и устройстве православного храма, познакомить с понятием “храм –

дом Божий”.

Развивающая: осознать, что в культуре имеются запреты, выполнение которых способствует развитию

внутреннего мира человека; развивать умения работать с текстом, иллюстративным материалом,

умения выразительного чтения и речи.

Воспитывающая: усвоить уважительное отношение к нормам, правилам и запретам, хранящимся в

культуре; научиться правилам поведения в храме, воспитывать ценностное отношение к духовному,

историческому и культурному наследию.

Виды деятельности: Беседа, работа с презентацией, комментированное чтение, устный рассказ на

тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации,

подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге.

Основные термины и понятия: храм, икона. Иконостас, Царские врата, алтарь, Богоматерь, колокольный звон.

Оборудование и материалы к уроку: интерактивная доска, ноутбук, презентация «Дорога к храму».


Ход урока


1. Орг.момент

2. Актуализация знаний

Слайд№1. Тема урока: Православный храм.

Постановка цели урока.

Учитель: Ребята, как вы думаете, чему мы должны научиться сегодня на уроке, что узнать, определите цель нашего урока.

Дети: Мы познакомимся с храмами Губкинской Земли ,с внутренним устройством храма, повторим правила поведения в храме.

Слайд №2. Храм Покрова Пресвятой Богородицы с. Бобровы Дворы. Наш родной храм- храм расположенный в нашем селе. До Октябрьской революции в селе Бобровы Дворы существовало три храма. Все они были разрушены в 30 – 40 –е годы минувшего столетия. Новый храм Покрова Пресвятой Богородицы был освящен 13 июля 2003 года архиепископом Белгородским и Старооскольским Иоанном.
Святыня храма - икона «Покрова Пресвятой Богородицы» 18 век

Сегодняшний урок я хочу начать со стихов, но вы не просто должны послушать стихи, вы должны узнать ответ на вопрос:

Что автор стихотворения призывает восстановить?”

Ученик читает стихи:

Восстановить в России надо храмы,

Чтоб возродить святую прежде Русь,

И раны нашей пережитой драмы,

Все зарастут травой и былью пусть.

Пусть над Россией чистым будет небо

Твои глаза пусть смотрят к нам с небес.

Пусть в каждом доме много будет хлеба,

И чтобы нас не путал больше бес.

И пусть звонят колокола России,

Пусть все плохое сгинет в прах и пух,

Чтоб дети нас за все, за все простили,

А в нас живет пусть воскрешенья дух.


- Что же автор стихотворения призывает возродить?

- А кто знает, как называется храм, изображённый на слайде? Что вы о нём знаете?

Дети рассказывают о Храме .

Слайд №4. Дорога к Храму.

Учитель: Ребята, у каждого человека свой путь к Богу, своя дорога к храму. Многие из вас получили крещение в детстве по желанию родителей, я пришла в храм в зрелом возрасте, потому что поняла, что мне это необходимо, душа искала общения с Богом. И посещение кафедрального Собора в г.Губкине в корне изменила мою жизнь

Спасо – Преображенский собор – второй по величине в России после храма Христа Спасителя. Идея строительства этой духовной обители принадлежит руководству и администрации ОАО «Лебединский ГОК» во главе с генеральным директором Анатолием Тимофеевичем Калашниковым. Именно благодаря его незаурядным организаторским способностям, личной инициативе, неуёмной энергии и подлинном подвижничестве и всего коллектива комбината, началось строительство храма примирения в память о погибших в годы Великой Отечественной войны на Черноземье. 
Строился собор с января 1993 года до августа 1996 года. В создании ансамбля Спасо – Преображенского собора приняли участие российские, украинские, белорусские, чешские и греческие специалисты. 26 сентября 1996 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил освящение собора. 
Спасо – Преображенский собор – пятипрестольный. Главный алтарь Спаса Преображения, два придела – во имя священномученика Онуфрия, архиепископа Старооскольского, и в честь Песчанской иконы Божией Матери ( в верхнем храме), придел во имя Всех Святых, в земле Российской просиявших ( в крестильном храме), и алтарь во имя Святителя Анатолия, Патриарха Константинопольского (в нижнем храме). 
Для колокольни собора голландской королевской фирмой «Петит и Фритцен» изготовлены 11 колоколов, самый большой из которых весит 6,2 т, самый маленький - 10 кг. Слева от главного алтаря находится особо почитаемая икона Божией Матери «Помощь в родах». Она освящена в Новгороде в XVII веке. Каждое воскресение перед этой иконой совершается водосвятный молебен, испрашивается заступничество Божией Матери. О полученной помощи свидетельствуют многочисленные ювелирные украшения, принесенные в знак благодарности. 
В ноябре 2004 года, благодаря активной поддержке управляющего директора ОАО “ОЭМК” Андрея Алексеевича Угарова, началась настенная роспись верхнего храма, коллективом художников под руководством - Александра Работнова. В настоящее время интерьер собора дополняет настенная роспись, связанная с земной жизнью Спасителя, Его Божественным Преображением, почитанием Святой Троицы, Божией Матери, событий Ветхого и Нового Заветов из жизни святых. При соборе с 1997 года по благословению архиепископа Белгородского и Старооскольского открыта Воскресная школа, в которой занимаются около 100 учащихся. 
Внутреннее убранство собора благоукрашается резьбой по дереву, приобретаются новые иконы и киоты, церковная утварь. Софринскими мастерами изготовлена кафедра. 
По благословению Высокопреосвященнейшего Архиепископа Белгородского и Старооскольского Иоанна, с 2000 года в соборе совершаются общеепархиальные богослужения, в которых принимают участие все священнослужители епархии, паломники из многих городов и сел области. Около 300 священников совершают праздничное богослужение по Рождественскому чину и причащаются «от единого Хлеба и единой Чаши». Самыми важными плодами таких совместных служений является укрепление начал соборности и единения верующих. 
Спасо-Преображенский собор по праву называют духовным центром Губкинской территории. Каждый день здесь совершаются утренние и вечерние богослужения, совершаются Таинства, духовно окормляя верующих и воспитывая прихожан в духе христианской нравственности, укрепляя основы православной семьи, прививая любовь к родной культуре и Отечеству. 
Возрождение духовности невозможно без каждодневной миссии социального служения Церкви, священнослужители благочиния духовно окормляют и принимают действенное участие в делах благотворительности и милосердия, стараясь по мере сил укрепить, облегчить духовные и физические страдания детей сирот, престарелых и немощных людей, посещают все социально важные объекты в городе и районе. 
Для всех горожан открыты: библиотека, читальный зал и музей собора. Студенты вузов и учащиеся школ приходят сюда, чтобы прикоснуться к духовному наследию, готовят доклады и выступления по религиозной тематике. 

Слайд №5

Каменный храм в селе Истобное во имя великомученика Георгия Победоносца был построен в 1849 году. В его строительстве участвовали все жители села, включая детей. Храм однопрестольный, с колокольней. 
В 1875 году была построена деревянная церковная сторожка. В 1908 году в Приходе Георгиевской церкви был 2251прихожанин, работали две земские и одна церковно – приходская школы. В годы советской власти храм закрывали и использовали как склад. Алтарь с иконостасом были осквернены и разрушены. 
Во время Великой Отечественной войны храм вновь был открыт. Местные жители сами отремонтировали храм, восстановили иконостас и престол с жертвенником. 
Храм является памятником архитектуры. В ноябре 1999 года храм отметил свое 150 – летие

Учитель: Как у каждого человека есть своё имя, так и храмам дают имя Святого, или Иконы, либо христианского праздника.

Ребята, как называется Главный Храм в г.Губкине? Что вы знаете о нём.

Дети рассказывают

Слайд №, 6. Храм в пос.Лебеди.

В ранее существовавшей деревни Лебеди ( сейчас местонахождение карьера ОАО « ЛГОК») находился храм в честь иконы Божией Матери « Всех скорбящих Радость», в котором было 2 придела: 1 – в честь иконы Божией Матери « Всех скорбящих Радость», 2 – в честь святого благоверного князя Александра Невского. 
Окончательно он был разрушен в 1982 году. Помня о разрушенном храме, в микрорайоне Лебеди был открыт временный храм в честь иконы Божией Матери « Всех скорбящих Радость». Первую Божественную литургию 23 сентября 2006 года совершил архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн в сослужении всего духовенства Губкинского благочиния. 

Учитель: Дети, чем отличается внешне храм в п .Лебеди по своему внешнему виду от Кафедрального собора в г.Губкине

Какое имя он носит?

( Ответы детей)

3. Изучение нового материала

- Давайте представим, что мы с вами сегодня идем в храм.

Демонстрация фрагмента фильма «Христианский храм и его устройство»

Обсуждение фильма.

Учитель: Ребята, а кто знает как надо себя вести в храме. Мы идем в гости, чтобы не смутить и не огорчать верующих, каждый из вас перед входом в храм

обязательно должен познакомиться с правилами “как вести себя в храме”.

Когда мы приходим в гости, заходим в дом, что мы делаем? Поэтому, входя в храм, христиане на

мгновение останавливаются, осеняют себя крестом и кланяются. Перекреститься, значит, осенить себя

крестным знамением, т.е. изобразить на себе крест.

Заходить надо спокойно. В храме не кричать, мобильные телефоны отключить, ничего не жевать.

Нельзя бегать и играть.

Памятка мальчику: Слайд № 7.

Прежде чем зайти в собор,

Головной сними убор,

Злые мысли отгони:

Не нужны тебе они...

Памятка девочке: Слайд № 8.

Скромную надень одежду,

В брюках в храм идёт невежда,

Голову платком покрой

И тихонько в храме стой.

Мы с вами поднимаемся на паперть. Слайд № 9.

Паперть – крыльцо храма, площадка перед входными дверями храма, на которую ведут несколько

ступеней. Паперть символизирует образ того духовного возвышения, на котором находится Церковь

среди окружающего мира, как Царство не от мира сего.

Храм – дом Божий, место особого пребывания Бога на земле, место молитвы и совершения богослужения. Внутри православный храм разделяется на три части: алтарь, центральную часть и

притвор.

Слайд № 10.

Чего много в храме? (Свечей.Икон.)

Церковная свеча - символ молитвы верующего человека. Своим горением пред иконой свеча

символизирует любовь верующего к Господу Иисусу Христу, Божией Матери или святому, выражает

стремление человека к духовному преображению, подобно как воск претворяется в огонь. Так как свеча

покупается, она является добровольной жертвой человека Богу и Его храму за себя и за своих ближних.

Слайд № 11.Свеча ставится около иконы.

Икона – священное изображение Иисуса Христа, Богородицы, какого либо святого, евангельского или

церковно-исторического события.

Иконами обычно называются изображения, выполненные на твёрдой поверхности (преимущественно

на липовой доске, покрытой левкасом, то есть алебастром, разведенным с жидким клеем).

Слайд №12.Наш взгляд упирается в иконостас.

Иконостас – перегородка, разделяющая алтарь и центральную часть храма. Состоит из икон,

расположенных рядами в определенном порядке. Число ярусов бывает от трех до пяти. В середине

нижнего яруса находятся царские врата, справа от врат расположены икона Иисуса Христа и икона

святого или праздника, которым посвящен храм; слева от врат расположены икона Богородицы и далее

любая другая икона. За иконами нижнего ряда с обеих сторон расположены дьяконские двери. Над

царскими вратами помещается икона Тайной Вечери. Второй ярус снизу содержит иконы двунадесятых

праздников. Третий ярус содержит иконы деисусного чина. Четвертый - икону Богородицы с Младенцем

Христом и пророков. Верхний, пятый ярус - икону Троицы и иконы ветхозаветных праведников и

праотцов. Завершается иконостас распятием.

Работа с учебником. П.14, стр.39.

Слайд № 13.

Звон колокольный – одна из существенных принадлежностей богослужения. Употребляется для

призыва христиан к богослужению, для оповещения тех, кто не присутствует в храме, о самых важных

моментах богослужения, а помимо богослужения – либо для выражения духовной радости в великие

праздники, либо для выражения общей скорби при погребении усопших. Звон при богослужениях

бывает нескольких видов. Благовест – мерные удары в один колокол. Перезвон – удары во все колокола

поочередно, начиная с большого и до самого малого. Перебор – медленные поочередные удары в

каждый колокол по одному разу от самого маленького до самого большого, а потом удар во все

колокола и т.д.

Демонстрация кинофрагмента «Колокольный звон».

- А кто из вас видел другие храмы?

Ответы детей.

- Они все одинаковые? (- Нет.Слайд № 14.)

- Давайте посмотрим друг на друга. Мы с вами все одинаковые? (- Нет и да.)

Мы - люди - в чем-то одинаковые. Посмотрите друг на друга. Внешнее строение у нас одно и то же: голова, руки, ноги: У нас у всех есть душа, которая любит, огорчается, тоскует, обижается, радуется. Но

всё же мы - разные. У каждого свои особенности внешности (цвет глаз, форма лица, рост), свой характер, своя жизнь.

Вот также и храмы. Их много. Все они очень похожи. И все - разные. И этим они похожи на людей. Кому знакомы эти храмы?

Человек когда-то рождается. И храм когда-то рождается: закладывается первый камень в его фундамент и начинается строительство. Человек получает имя. Христиане дают имя ребенку в честь христианского святого. И у храма есть имя - он освящается в честь святого человека или святого праздника, или святой иконы.

Выводы:

Храм – это не просто здание, это живой организм. Поскольку храм на Руси занимал исключительно важное место в жизни православного человека, то

созиданию и украшению храмов отдавалось все самое лучшее: лучшие силы, лучшие таланты и жертвовались наибольшие средства. Храм обычно строился на возвышенном, “красном” месте (т.е. самом лучшем, красивом) и служил основой всего градостроительного плана. Если жителям какого-

нибудь города или селения приходилось менять место своего жительства, то первой заботой их было сооружение храма, и желательно такого, какой они имели на прежнем месте жительства.

Храм на Руси всегда служил самым ярким свидетельством соборности православной культуры.

Он в буквальном смысле собирал граждан и, благодаря единому церковному календарю, упорядочивал всю церковно-общественную жизнь. В храмах оглашались царские указы, совершалось избрание митрополитов, помазание царей на царство. В храмах проходили церковные соборы, решения которых

во многом определяли развитие отечественной истории и культуры.

Наконец, храм на Руси в течение многих веков являлся и первой школой. Здесь всегда были книги, так как церковное богослужение не совершается без книг. При храме всегда были грамотные люди, которые обучали грамоте и различным церковным искусствам взрослых и детей.

Храмы на Руси всегда были сокровищницей святынь народа. Древняя Русь не знала музеев: все поистине ценное и прекрасное хранилось в храмах или монастырях — многочтимые иконы, останки святых (мощи), старинные рукописи, иногда древние документы и различные реликвии. Таким образом,

храм на Руси является главным хранителем православной культуры.

Для православного человека храм — всегда особое, святое место. “В храме стояще славы Твоея, на небесистояти мним”, — говорится в одной церковной молитве (т.е., находясь в храме, мы находимся как на небе). И действительно, купола православных храмов всегда устремлены к небу.

Все это свидетельствует о непреходящем значении храма в православной культуре России.

4. Рефлексия - А теперь давайте воспользуемся методом незаконченного предложения и поймем, что

же мы с вами интересного и нужного вынесли с урока. Вы должны закончить предложения.

Я знаю ________________________

Я узнал(а)______________________

Я хочу узнать___________________

Я был(а) удивлен тем, что________

Я хочу рассказать родителям______

Для меня храм - это______________

Дома сделайте страницу из приложения в тетради.

Те, кто хочет, может вылепить из пластилина макет любого храма.

5. Домашнее задание

Прочитать п.14, ответить на вопросы.

Творческое задание: нарисовать любимый (или самый запомнившийся)храм



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории начальная школа:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ