Конспект урока в начальной школе "Люблю тебя, мой край родной!" 4 класс

Интегрированный комплекс уроков (краеведение – технология) в 4 классе.

Тема: Люблю тебя, мой край родной!

Цели:

  1. Познакомить учащихся с символикой родного края, с символическим значением цвета и формы.

  2. Сформировать представление о гербе как отличительном знаке любого человеческого сообщества, символизирующем отличие от других общностей.

  3. Научить составлению гербов с помощью аппликации.

  4. Развивать творческий интерес, познавательную активность, ассоциативно-образное мышление.

  5. Воспитывать любовь к малой Родине, ее истории, культуре.

Оборудование и материалы:

  1. Плакаты с изображением символики (герб России, флаг).

  2. Компьютерная презентация, созданная Power Point.

  3. Раздаточный материал для учащихся, страницы с иллюстративным и текстовым материалом.

  4. Музыкальный ряд: Гимн России, гимн НАО, песни о Нарьян-Маре.

  5. Технологические материалы: готовые образцы работ (гербы), выполненными частично из цветной бумаги, шаблоны, цветная бумага, ножницы, клей.

План 1 урока:

  1. Слайд-презентация с видами Ненецкого автономного округа, символикой ненецкого края и его столицы, об истории появления гербов, об основных элементах гербов и их символическом значении.

  2. Беседа о малой Родине – Ненецкий автономный округ.

  3. Постановка задач на последующие уроки.

Ход урока:

Презентация.

1 слайд. Звучит гимн России (ученики встают)

Вступительное слово учителя.

Огромна наша страна Россия! Но у каждого человека есть особенно дорогие, близкие и милые сердцу места, где он родился, учился, начал трудиться, а порой и прожил всю свою жизнь. Это его родной край, его малая родина. Но вот с чего же начинается родина? Что означает выражение: “Начало родины”? Есть начало книги, фильма, начало дня. А начало Родины? На этот вопрос нам помогут ответить стихи поэтов.

1 ученик читает стихотворение М.Матусовского «С чего начинается Родина?» (приложение1)

2 ученик – стихотворение ненецкого поэта А. Пичкова «Родина, родина, тропы оленьи…» (приложение 1)





Слайд 2.

Для любого человека Родина начинается с родного дома и близких людей. Но ведь родной дом -   это не только жилой дом по улице Ленина или Смидовича, это еще и город, в котором ты родился, край, в котором ты живешь, и страна, в которой находится твой край. Для нас – это город Нарьян – Мар, Ненецкий автономный округ и страна Россия.

Беседа.

- Какие чувства вы испытываете к своей малой Родине?

- А что значит любить Родину? ( «Любить Родину – значит жить с ней одной жизнью. Радоваться, когда у нее праздник. Страдать, когда Родине тяжело. И главное – беречь Родину» (Ю.Яковлев)).

- А что вы можете сделать для своей Родины? (ответы детей)

Постановка целей и задач уроков:

Любить Родину – это еще и значит знать ее культуру, историю, традиции. На этих уроках мы постараемся узнать еще больше о нашем крае. Познакомимся с символикой и ее значением. Узнаем о значении цвета и различных элементов герба. На последующих уроках попытаемся сделать герб города и округа своими руками с помощью аппликации.

А для начала посмотрите на различные виды нашего края и почувствуйте свою любовь к нему.

Звучит гимн НАО . Одновременно показываются слайды с фотогалереей Ненецкого округа (слайды 3 - 25 )

- Красив и необычен наш край! Что вы знаете о нем? (ответы детей)

- Молодцы! А теперь поговорим о символике.

Вы, конечно, знаете, как выглядит Герб России (иллюстрация). Где можно встретить его изображение? (ответы детей) . Гербами называют особые фигуры или символические изображения, выполненные по определенным правилам и служащие постоянными отличительными знаками государства, города, рода или даже отдельного человека.

- Откуда появились гербы?

Ученики читают о появлении гербов в учебнике на стр.27.

-А как выглядит герб нашего округа? (ответы детей)

Слайд 26-28. Сопровождается рассказом о гербе НАО.


    Герб Ненецкого автономного округа символизирует государственно-правовой статус субъекта Российской Федерации и отражает самобытность и традиции Ненецкого автономного округа. Использование в гербе трех цветов - серебряного, зеленого и лазурного - символизирует гармонию трех стихий: неба (серебро), земли (зеленый), воды (лазурный). Серебро символизирует благородство, откровенность, правдивость. В национальной символике серебро также обозначает Север, чистоту, искренность и снег. Зеленый цвет обозначает летнюю тундру, этот цвет является символом надежды, изобилия и свободы. Лазурный (синий, голубой) цвет символизирует реку Печору, которая по старинным поверьям народов, проживающих по ее берегам, соединяет мир живых и их предков, прошлое и будущее. Орнамент выполнен в виде ненецкого узора, отображающего характерные особенности традиционного образа жизни местного населения (в верхней части композиции - надвершие чума, в нижней части композиции - оленьи рога). В центре герба помещено изображение пламени, которое для Заполярья имеет особое жизнеутверждающее значение. Огонь является символом энергии, света, уюта и тепла, которые наиболее ценятся на Севере. Серебряное пламя в синем круге символизирует огонь и природные богатства округа - нефть и газ. Золотая земельная корона обозначает государственный статус Ненецкого автономного округа как субъекта Российской Федерации. Орденские ленты, украшающие гербовый щит, показывают заслуги округа, отмеченные орденом Трудового Красного Знамени (1979 г.) и орденом Дружбы народов (1972 г.).

Слайд 29 - 30 Сопровождается рассказом о гербе г. Нарьян-Мара.

Герб Нарьян-Мара утверждён 7 апреля 1978 года исполкомом окружного Совета народных депутатов по проекту Семена Ивановича Коткина.

"В гербе центральное место занимает изображение головы оленя с рогами, символизирующее главное занятие местного населения - оленеводство. В нижней части герба стилизованные рыбы и вода отражают другое занятие населения - рыболовство. В центре рогов буровая вышка - отображение новой молодой растущей отрасли - геологии. Основание герба и окантовка - светлый металл. Внутреннее заполнение деталей и фона герба - голубая, синяя и белая эмаль (взаимосвязь неба, воды и снега)".

Современная версия герба Нарьян-Мара разработана специалистами Союза геральдистов России, утверждена 31 мая 2001 года и внесена в Государственный геральдический регистр Российской Федерации под № 762.

Описание герба:

"В червлёном (красном) поле с лазоревой (синей, голубой) включённой, выщерблённой оконечностью обременённой двумя серебряными сообращёнными рыбами серебряная голова северного оленя настороже".

Обобщение.

- Понравился ли вам урок?

-Что нового узнали о своем родном крае?

- Какие чувства возникли у вас?

Д/з: цветная бумага, клей, ножницы.









План 2 урока «Герб НАО»:

  1. Постановка технологической задачи

  2. Закрепление значения основных элементов герба НАО.

  3. Практическое выполнение задания.

  4. Подведение итогов и анализ работ.

Ход урока:

1. Постановка технологической задачи:

- Сегодня на уроке мы попробуем изготовить герб Ненецкого автономного округа.

2. Закрепление значения основных элементов герба НАО.

- Давайте вспомним, как выглядит герб. (Ответы детей) Затем, для проверки, слайд 28.

- Что потребуется для его выполнения?

- Какой вид работы с бумагой вы выберете? (аппликация)

Правила техники безопасности

- О каких правилах техники безопасности мы должны помнить, выполняя эту работу? (Основные правила работы с клеем и ножницами)

3. Практическое выполнение задания (в течение выполнения работы звучат песни о родном крае)

1. Основа для герба для каждого ученика (приложение 2)

2. Работа с шаблоном (приложение 3): вырезывание элементов герба, перенос шаблона на цветную бумагу нужного цвета, вырезывание деталей, расположение их на основе.

3. Склеивание элементов герба на основе.

4. С обратной стороны работы приклеивается листок с информацией о гербе НАО (приложение 4)

4. Подведение итогов и анализ работ.















План 3 урока «Герб г.Нарьян-Мара»

  1. Постановка технологической задачи

  2. Закрепление значения основных элементов герба столицы НАО

  3. Практическое выполнение задания.

  4. Подведение итогов и анализ работ.

Ход урока:

  1. Постановка технологической задачи:

  1. Звучит песня «Нарьян- Мар, мой Нарьян – Мар».

- Сегодня мы будем говорить о столице нашего округа г. Нарьян-Маре и выполним герб города с помощью аппликации.

- Что вы знаете о родном городе? (ответы детей)

  1. Закрепление значения основных элементов герба столицы НАО.

- Кто автор герба города? Какие цвета использовали в гербе? Что символизируют эти цвета? (для проверки слайд 30)

- В какой последовательности можно выполнить аппликацию для более рационального использования времени? (ответы детей)

Правила техники безопасности

- О каких правилах техники безопасности мы должны помнить, выполняя эту работу? (Основные правила работы с клеем и ножницами)

  1. Практическое выполнение задания (в течение выполнения самостоятельной работы звучат песни о родном крае)

  1. Работа выполняется на картоне белого цвета, что символизирует белый снег, чистоту.

  2. Работа с шаблоном (приложение 5)

  3. Склеивание элементов герба.

  4. С обратной стороны работы приклеивается листок с информацией о гербе г. Нарьян-Мара (приложение 6)

  1. Подведение итогов и анализ работ.



Обобщение всех уроков:

Слайд 31. Заключительное слово учителя:

- Ребята, мы закончили серьезную работу по изготовлению гербов нашего края. Я надеюсь, что на протяжении этих уроков вы снова почувствовали себя патриотами своей страны, своей малой Родины. У вас получились замечательные работы! Вы можете оформить гербы в рамки и украсить свой дом. В завершении давайте споем гимн нашей малой Родины.

Звучит гимн НАО (ребята подпевают). Спасибо за уроки!

Приложение 1.

С чего начинается Родина? Родина…

С картинки в твоем букваре, Родина…

С хороших и верных товарищей, Тропы оленьи.

Живущих в соседнем дворе. Родина -

А может, она начинается В сопках родное селенье.

С той песни, что пела нам мать, Дома выбегают

С того, что в любых испытаниях К студеному морю

У нас никому не отнять. Есть лучше места

С чего начинается Родина? В этом мире,

С заветной скамьи у ворот, Не спорю.

С той самой березки, что во поле, Есть звезды иные,

Под ветром склоняясь, растет. Есть скалы покруче,

А может, она начинается Есть в небе иные

С весенней запевки скворца Высокие тучи.

И с этой дороги проселочной, А здесь ни березки.

Которой  не видно конца… Лишь травы густые

(М.Матусовский) Растут, просоленные

Яростным ветром.

У моря окраина

Милой России

Последним лежит

На песке километром.

(А. Пичков)







Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории начальная школа:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ