Открытый урок по краеведению в начальной школе по теме "Охрана растений Мурманской области" 3 класс

Учитель Мельник Э. В.

3 класс

Интегрированный краеведческий курс.

Тема: «Охрана растений Мурманской области».

Тип урока: повторения и систематизации знаний.

Используемый метод: репродуктивный. Частично-поисковый.

Средства обучения:

мультимедийное оборудование: проектор компьютер;

Презентация «Охрана растений Мурманской области»;

карточки со словами, иллюстрации растений,

запрещающие знаки, тексты для групповой работы.

Цель урока: продолжить формировать экологическую культуру обучающихся. Приобщать к охране и защите природы.

Задачи:

1.образовательные:

сформировать у учащихся убеждения в важности усилий проведения мероприятий по охране природы;

рассмотреть основные экологические правила, которые для каждого человека должны стать нормой поведения в природе;

расширить знания учащихся об охраняемых видах растений, встречающихся в Мурманской области и занесённых в Красную книгу края. О лекарственных растениях;

2.развивающие:

развивать экологическое мышление, монологическую речь учащихся, расширять кругозор, формировать умение сравнивать и обобщать изучаемые объекты, умения работать с текстовой информацией, умения работать в группе сверстников;

3.воспитательные:

воспитывать бережное, чуткое отношение к природе родного края.












1.Оргмомент.

Здравствуйте, ребята! Глубоко вдохните и выдохните. Вдохните воздух морозного утра. А выдохните тревогу, огорчения, злобу. Я желаю вам хорошего настроения.

2.Целепологание.

Природы удивительная книга!

Такую вы встречали или нет:

Весною - прошлогодняя брусника,

А поздним летом - прошлогодний снег.

В. Сорокажердев.

Учитель.

Ребята, где весною можно встретить прошлогоднюю бруснику, а поздним летом – прошлогодний снег? (Слайд 1).

Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие по родному краю (карта).

Посмотрите на уголок природы нашего края. Вам он нравится? Опишите его. (Слайд 2).

А теперь посмотрите на другой уголок. (Слайд 3).Как вы думаете это одна и та же местность? Почему вы не узнали наш уголок? Что надо сделать, чтобы растения не исчезали?

Как вы думаете, какая тема нашего урока?

Тема: «Охрана растений Мурманской области». (Слайд 4).

Чему будем учиться на уроке? (охранять природу).

Что значит охранять? (защищать, заботиться, оберегать).

3. Актуализация знаний.

У. Как хорошо, что есть растения! Без них не было бы жизни на нашей планете Земля. Давайте вспомним, что мы знаем о растениях.

1 группа.

Какое значение имеют растения для животных? (дают кислород, служат убежищем, пищей, лекарством).

2 группа.

Какое значение имеют растения для человека? (Человек получает от растений кислород, пищу, лекарства, ткани -лён,, хлопок, древесину).

3 группа.

Вспомните, какие растения растут в Мурманской области и заполните таблицу. (Слайд5).


Мхи, лишайники, водоросли

Травянистые растения

Кустарники и кустарнички

Лиственные и хвойные растения

сфагнум

морошка

карликовая берёза

берёза

ягель

иван - чай

черника

ель

ламинария

мать –и-мачеха

брусника

сосна


4. Осознание и осмысление учебного материала.

а). Причины сокращения численности дикорастущих растений.

У.Природа Кольского полуострова хрупка и необычна. На протяжении 20 столетия человек интенсивно использовал её богатства, не задумываясь о тех последствиях, к которым может привести необдуманное вмешательство в природные сообщества края.

Почему многие виды дикорастущих растений становятся редкими?

1 группа.

Рассмотрите иллюстрации и ответьте на вопрос: «Что влияет на сокращение численности растений в природе?» (промышленные выбросы предприятий, чрезмерная добыча полезных ископаемых, вырубка лесов, строительство - хозяйственная деятельность человека). (Слайд 6).

Причины:

1. Хозяйственная деятельность человека.

2.Лесные пожары.

3. Механические повреждения растений.

4. Оставленный мусор.

5. Вытаптывание растений.

6. Сбор букетов.

2 группа.

Задание: «Рассмотрите картину. На этой поляне побывали горе -туристы. Какие правила поведения в лесу они нарушили?» (не потушили костёр, сломали ветки деревьев, оставили мусор).

У. К чему может привести оставленный в лесу непотушенный костёр?

Лесные пожары. (Слайд 7).

Лесные пожары - это настоящий бич леса и его обитателей. Главное- после лесного пожара остаются лишь мёртвая зона, пепелище. У нас в начале учебного года была проведена «Лесная эстафета». Мы тоже разводили костёр, но при этом сделали правильно. Как? Какой экологический знак вы повесите в лесу?

Внимание! Очень медленно растут на севере лишайники. Полное восстановление их после пожара наступает лишь через 20-40 лет.


3. Механические повреждения. (Слайд 8).

У. Почему нельзя ломать ветки деревьев и кустарников? ( Растение - живое существо, ветки с листьями играют важную роль в его жизни. Например, листья участвуют в дыхании и питании растений).

У. Какой экологический знак вы бы повесили в лесу?

Внимание! А вы знаете, что в нашей области пытаются выращивать сибирский кедр. Так вот – в 5-7 – летнем возрасте он достигает лишь 7 см.

4. Оставленный мусор. ( Слайд 9).

У.Чем опасен оставленный мусор в лесу? (На загрязнённом отбросами участке, появляются скопления мух и грызунов. Красивый уголок может стать источником инфекции. Погибают растения, животные).

У.Что мы сделали с мусором, когда уходили из леса с «Лесной эстафеты?» (Собрали весь мусор и выбросили его в контейнеры).

У. Какой экологический знак вы бы повесили в лесу?

3 группа.

Задание: «Прочитайте тексты и ответьте на вопрос: «Какие ещё причины способствуют сокращению численности растений в природе?»

( Вытаптывание растений). (Слайд 10).

Текст для учащихся.

Идёт человек по лесу и не замечает. Как у него под ногами ломаются. Втаптываются в землю хрупкие травы. К тому же под ногами людей почва уплотняется. В такой почве остаётся мало воздуха. Воды и растения на ней жить не могут. Они погибают.

У. Почему нельзя вытаптывать растения?

Вывод: в лесу будем стараться ходить по тропинкам, чтобы растения не погибали от вытаптывания.

У. Какой экологический знак вы бы повесили в лесу?

6. Сбор букетов.

Текст для учащихся.

Многие растения становятся редкими из-за того. Что люди рвут их ради красивых цветов. Такие растения не дадут плодов и семян, а значит и потомства. Сорванные растения быстро вянут, а в природе они ещё могли бы радовать нас.

У. Почему нельзя рвать растения?

Вывод: находясь в природе, не будем срывать растения для букетов.

У. Какой экологический знак вы бы повесили в лесу?

Подумайте! Сколько бы погибло цветущих растений, если каждый ученик нашего класса сорвал бы по 5 штук? (5*26=130 шт.)

А если по 10 штук? (10*26=260 штук)

Внимание!

А вы знаете, что вырванный просто так для забавы кустик черники- это не шалость, а вредительство. Для того, чтобы ему вырасти вновь и дать плоды потребуется не менее 7 лет.

б) Лекарственные растения.

У.Замечательное богатство природы -лекарственные растения. Ребят нашего класса заинтересовала тема: «Лекарственные растения нашего края». И сегодня они поделятся с нами своими знаниями.

Выступление детей.

Изучив лекарственные растения России, мы решили узнать, а какие же лекарственные растения растут у нас на севере. Мы подобрали, изучили литературу по данной теме и создали свою книгу лекарственных растений, которую назвали: «Зелёная аптека Заполярья». С некоторыми растениями мы хотим вас сегодня познакомить.

У. Отгадайте загадку.

Сидит рядом с нами,

Смотрит черничными глазами.

Черна, сладка, мала,

И ребятам мила.

(черника)

Выступление ягодки-чернички.

Я черничка-сестричка. Известный кустарничек. Обильно разрастаюсь, если вырубят лес. Мои листочки вечно -зелёные могут жить 100-200 лет. Ягодка моя круглая. Тёмно-синяя, черничная. Имею лечебные свойства. Если ягоды мои кушаешь - зрение хорошее. Соберёшь листочки, заваришь - чай хороший. Моим густым отваром лечат ожоги. Найди меня в плошке. Отведай меня.

У.Какими лечебными свойствами обладает черника?

. Отгадайте загадку.

Лист глянцем,

Ягодки румянцем.

А сами кусточки

Не выше кочки.

(брусника)

Выступление ягодки-бруснички.

Я брусничка- кустарник. Ранней весной, как только сойдёт снег, появятся проталины, появятся и мои веточки брусничные. Мой листик твёрдый и упругий. Ягодки красного цвета, употребляюсь в пищу. Во мне много витаминов. Меня собирают осенью, варят варенье и компоты. Замораживают меня. Я лекарственное растение. Мои листочки помогают при простуде, если их заварить. Жар, плохой аппетит -выпей отвар моих листьев. Найди меня в плошке, отведай меня.

У.Какими лечебными свойствами обладает брусника?

С этой книгой мы ещё не раз встретимся на наших уроках. Но собирать лекарственные растения нужно так, чтобы не нанести вреда природе.

Вывод: лучше заготавливать те растения, которые встречаются часто.

У. Какой экологический знак вы бы повесили в лесу?

У. Давайте повторим правила друзей природы. (экологические правила).

Физминутка.

в) Охрана растений.

У. Но не все люди наносят вред природе. Большинство понимают. Что природу надо охранять. Что взрослые делают для охраны природы? (Создают заповедники, организации, движения по охране природы, документы).

У.Они создают охраняемые территории такие как: заповедник, заказник.

Что такое заповедник?

Заповедник – это заповедное место, где оберегаются и сохраняются редкие и ценные растения, животные, уникальные участки природы, культурные ценности и т. п. (Словарь Ожегова). (Слайд 11).

Какие заповедники на территории Кольского полуострова вы знаете? (Лапландский, Кандалакшский, Пасвик).

Заказник – территория, где люди не только охраняют, но и разводят растения и животных с последующим их расселением в природе. В Мурманской области созданы 19 заказников: Мурманский, Туломский, Понойский и другие). (Слайд 12).

Сегодня я хочу рассказать об одном из них.

Государственный природный комплексный заказник «Колвицкий».

Он был организован в 1994 году. Располагается на территории Терского района и города Апатиты с подведомственной территорией. Целью создания заказника была охрана охотничье-промысловых птиц и зверей, особенно лося и северного оленя. Растительность представлена сосновыми и еловыми редкостными лесами подзоны северной тайги. На территории заказника произрастают более 400 видов сосудистых растений и более 150 видов лишайников. Из них 2 вида: калипсо луковичная из семейства орхидных и полушник озёрный занесены в Красную книгу России. Животный мир также разнообразен: рысь, росомаха, лебедь-кликун, орлан - белохвост и другие (12 видов), в числе которых лебедь-кликун, журавль серый и другие находятся под охраной Красной книги Мурманской области а скопа и сапсан ещё и Красной книги России.

Полярно-альпийский ботанический сад.

Он был основан 26 августа 1931 года в районе г.Кировска. Это самый северный из всех ботанических садов мира. Главная задача сада-института- выведение новых сортов растений и разработка мер сохранения редких видов.

г) Красная книга Мурманской области.

Ребята, посмотрите, как прекрасен этот мир! Не правда ли прекрасны творения природы, представленные на этих фотографиях. Ими б только восхищаться, поражаясь, сколь щедра на выдумки природа, если бы не одно обстоятельство, все они занесены в Красную книгу и всем им угрожает опасность исчезновения с лица Земли. (Слайды – фото растений из Красной книги Мурманской области: калипсо луковичная, пион Марьин корень, мак лапландский, солнцецвет арктический (эндемик МО), встречается только на Турьем мысе (Терский берег Белого моря), башмачок настоящий (венерин башмачок)). (Слайды 13 и 14).

У. Что такое Красная книга?

В нашей стране создана Красная книга России. Экологи и краеведы Мурманской области ведут свою Красную книгу. Презентация Красной книги Мурманской области состоялась 30 октября 2003 года.

В Красную книгу Мурманской области внесено 7 видов грибов, 131 вид лишайников, 424 вида растений. Перечислите ещё раз растения, занесённые в Красную книгу Мурманской области. (Калипсо луковичная, пион Марьин корень, мак лапландский, солнцецвет арктический (эндемик МО), башмачок настоящий (венерин башмачок)).

Сейчас вам расскажут об одном из них.

Сообщение ребёнка.

Я расскажу вам о башмачке настоящем (венерином башмачке). (Слайд 15).Это многолетнее травянистое растение, стебель 15-30 см высотой с -3 очередными широкими листьями. Цветки одиночные, губа в форме чаши до 3 см длиной, жёлтая, с красноватыми пятнышками. Листочки околоцветника красновато-бурые, тоже около 3 см. Цветёт в конце июня- июле 1 раз в 10-15 лет. Из-за своей красоты его часто называют жемчужиной севера. В Мурманской области распространён в Алакуртти, в Княжьей губе, в Ковдоре, Африканде, окрестностях г.Апатиты, западные предгорья Хибинских гор. Единично встречается в Кандалакшском заповеднике.

У. Более подробно о других растениях мы поговорим на других уроках.

д) В области работают специальные организации и общественные движения по охране природы.

Что взрослые делают для охраны природы? (Создают заповедники, организации, движения по охране природы, документы, Красную книгу, участвуют в акциях, выполняют правила друзей природы).

5. Проверка уровня усвоения знаний и умений. ( Слайды 16-19).

У. А теперь давайте проверим, какие вы настоящие друзья природы? Я предлагаю вам решить несколько экологических ситуаций.

а). Ты пошёл в лес за ягодами. Как ты их будешь собирать?

-рву по одной;

-собираю комбайном;

-срываю ветки с большим количеством ягод.

б). Ты увидел надломленные ветки дерева. Что ты сделаешь?

-пройду мимо;

-укреплю;

-отломлю.

в). После похода остался мусор. Ваши действия.

-закопать в яму;

-унести домой и выкинуть в мусоропровод;

-оставить всё как, есть там и так много мусора.

г). Вы увидели большой белый гриб. Вам хочется принести его домой, но у вас нет ножика. Как ты поступишь?

-соврёшь с корнем;

-оставишь на месте;

-попробуешь вывернуть аккуратно ножку гриба.

У. Молодцы! Вы настоящие друзья природы!.

6. Применение знаний и умений.

Но не все люди знают редкие растения нашей области и не всегда выполняют правила друзей природы. Что же делать? (Надо им рассказать).

Кому можем рассказать? (Родителям, знакомым, одноклассникам и т. д.).

В нашей школе стало доброй традицией ежегодно проводить неделю экологии, цель которой напомнить всем о проблемах окружающей среды, о том, что наше соседство должно быть полезным для обеих сторон.

Что мы с вами можем сделать? (Выполнять правила друзей природы, пропагандировать, принимать участие в акциях).

7. Информация о домашнем задании. (Слайд 20).

У.Сегодня ваше домашнее задание будет творческим.

Вам надо написать заметку в газету. А темы для ваших заметок на доске.

Темы:

Природу надо охранять!

Мы спасём тебя Земля!

Нарисовать плакат на экологическую тему, который можно установить в любой зоне отдыха (парке, в лесу, в сквере).

8. Рефлексия.

Понравилось вам наше путешествие? А если бы растения умели говорить, чтобы они нам сказали? Какие основные экологические правила надо соблюдать в природе?

Если вам на уроке было интересно, то поднимите зелёный листик. Если поучительно, то жёлтый листик, а если скучно-красный.

9.Подведение итогов. (Слайд 21).

Я очень рада, что сегодняшний урок заинтересовал вас, что вы приняли в нём живое участие. Это значит, что вы любите свой родной край и вам не безразлична его судьба. Растите, дети, большими и добрыми! Любите и берегите Землю, на которой живёте! И она вернёт вам заботу о себе хорошим здоровьем, щедрым урожаем, весёлым пением птиц.









Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории начальная школа:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ