Конспект урока в начальной школе "Покорение Сибири Ермаком" 2 класс

Внеурочное занятие по краеведению (2 класс) Тема: « Покорение Сибири Ермаком». Цель: Познакомить детей с историей присоединения Сибири к Российскому государству. Задачи: Образовательные: 1) Расширить представление детей о Сибирском крае. 2) Познакомить ребят с исторической личностью-Ермаком. Развивающие: 1) Пробуждать интерес к истории родного сибирского края, к его истокам. 2) Развивать кругозор, память и внимание детей, а также пробуждать желание к познанию нового. Воспитательные: 1) Воспитывать любовь к Родине, родному краю, к его истории. 2) Воспитание патриотизма на примерах великих подвигов предков.

Ход урока: (слайд 1-эпиграф) I. Организационный момент. II. Знакомство с новой темой: (слайд2) « Славных лиц в России много: Тех, кто край родной любя, Укреплял Державу строго, Не жалел в трудах себя. В сердце каждого потомка Оставляли яркий след Честной службой, битвой громкой, Славой доблестных побед!»

- На сегодняшнем занятии мы с вами узнаем, как сибирский край присоединился к Российскому государству. А ещё поговорим об очень известной исторической личности-Ермаке Тимофеевиче Аленине. Почему? Всё очень просто. Его имя и его деятельность тесно связана с Сибирью. На старинном гербе города Тобольска изображена пирамида, составленная из знамён, боевых топоров и барабанов. Посвящена она знаменитому казачьему атаману Ермаку Тимофеевичу (слайд3)

-Так кто же такой Ермак? – Казачий атаман, покоритель Сибири. Из летописей известно, что родился он в 1530 году (почти 500 лет назад) и до того, как отправиться в Сибирь, верой и правдой служил России, защищая её южные границы (слайд 4). -В те давние времена на территории Сибири находилось Сибирское ханство во главе с ханом Кучумом, который в 1573 году начал войну против России (слайд 5). -В 1573 году уральские купцы Строгановы позвали дружину казаков, состоящую более чем из 500 человек, для защиты от постоянных нападений со стороны сибирского хана Кучума. Предводителем дружины и был Ермак Тимофеевич Аленин (слайд 6). – В те давние времена (почти 450 лет назад) казаки во многом переняли вооружение кочевников, добавив к нему пищали (ружья) и мушкеты (пистолеты) (слайд 7). Носили же кольчуги (рубахи, собранные из металлических колец) и шлемы. ( Прикрепляю карточки на доску: кольчуга, шлем; пищаль, мушкет, пушка, копьё, секира и объясняю названия слов) - Два года жили казаки у Строгановых, охраняя их территорию от грабежей и набегов хана Кучума -Строгановы послали отряд Ермака разведать новые земли и строить крепости по берегам рек Тоболу, Иртышу и Оби (слайд 8). -Казаки на лёгких лодках поднялись вверх по реке Чусовой до сибирского волока - небольшого участка суши, разделяющего притоки рек Камы и Оби. -Отряды хана Кучума устраивали засады на реках, нападали на казаков на суше. Не раз казаки предлагали Кучуму мирные переговоры, но тот и слышать об этом не хотел.

-После нескольких неудачных попыток остановить продвижение казаков, Кучум дал им решительное сражение около города Кашлык на реке Тобол (слайд9). -Но плохо вооруженное войско Кучума не смогло сдержать натиска отважных воинов Ермака и позорно бежало с поля боя (слайд10). -Казаки обосновались в завоеванном селении и переименовали Кашлык в Тобольск, по названию реки Тобол (слайд11). -После взятия городов Сибири Ермак отправил своего друга Ивана Кольцо послом к царю Ивану Грозному со словами: « Низложил Кучума царя прегордого, и все города его захватил, и разных князей татарских, и остяцких с прочими народами под державную руку твою привёл…» За что Иван Грозный богато одарил казаков (слайд12). III. Физминутка: - Сегодня мы с вами потренируем глаза и внимание, чтобы быть такими же зоркими и меткими как воины дружины Ермака. Задание: - Смотрим вверх, вниз, вправо, влево. Посмотрите в левый верхний угол, в правый нижний угол, левый нижний угол, правый верхний угол. Указательным пальцем правой руки дотроньтесь до левого уха. Безымянным пальцем левой руки дотроньтесь до правого уха. Мизинцем левой руки дотроньтесь до кончика носа. IV. Гибель Ермака: – А 5 августа 1585 года (428лет назад), был вероломно убит Ермак. Утром того дня ему сообщили, что сын хана Кучума, царевич Алей, не пропускает в Тобольск купцов. Ермак взял с собой небольшой отряд и поплыл на деревянных лодках навстречу купцам, но их там не нашёл. Лазутчики Алея нарочно дали ему неверные сведения, чтобы заманить в ловушку (слайд13). -Не найдя купцов, казаки повернули обратно. Кучум следил за каждым шагом Ермака. Благодаря темноте и непогоде татары сумели незаметно подойти к лагерю и внезапно напасть на него (слайд14). -Для казаков единственной возможностью спасения от татар было пробиться на струги - большие деревянные лодки. Ермак бросился в воду, надеясь найти спасение на другом берегу, но тяжёлые доспехи (по сказанию подарок Ивана Грозного) потянули его на дно, и он утонул. (слайд15).

Гибель Ермака означала конец экспедиции. Только 90 казаков вернулись на Русь.

Русский народ полюбил и запомнил Ермака в первую очередь как покорителя суровой Сибири. Вольный казак и атаман Ермак со своей дружиной славно послужили земли русской (слайд16). - Границы Российского государства значительно расширились благодаря обширным сибирским землям.

Люди высоко оценили подвиг Ермака. В 1838 году(175лет) тому назад, по приказу императора Николая I в город Тобольск на четырёхстах лошадях был привезён памятник. Высота его 16 метров. На памятнике высечено: « Покорителю Сибири Ермаку» (слайд17).

V. Практическая часть. Поиск кольчуги Ермака и её реставрация. – Сегодня мы с вами побываем в роли археологов и реставраторов. А кто знает, кто такие археологи? ( Это люди, которые ведут раскопки, отыскивают предметы прошлого, благодаря чему мы знаем, как жили люди давних лет). – А кто такие реставраторы? (Это люди, которые восстанавливают повреждённые предметы прошлого). ( Прикрепляю на доску таблички с этими словами, объясняя названия слов). - Сегодня мы с вами найдём старые, повреждённые кольчуги воинов дружины Ермака и будем их восстанавливать. ( Работа в паре: раздаю на каждую парту нарисованную на бумаге и разрезанную кольчугу, которую нужно будет собрать (восстановить) и раскрасить (отреставрировать).

VI. Рефлексия. – У вас на столах лежат смайлики. Поднимите, пожалуйста, тот смайлик, который отражает вашу работу на сегодняшнем занятии. VII.Заключение: -Покорялись и осваивались новые земли, Россия росла и крепла - не напрасны были потери атамана Ермака, не напрасна была его гибель. Великое дело удалого казачьего войска жило, продолжалось и навсегда осталось в памяти русского народа. --Вглядитесь в это лицо. Запомните этого храброго воина и героя земли Российской, имя которому - Ермак! (слайд 18).



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории начальная школа:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ