Конспект занятия в 1 классе по теме: "В гости к Лисе Патрикеевне. Пальчиковая терапия"
Конспект занятия в 1 классе
Внеурочная деятельность «Театралия»
Выполнила учитель начальных классов
МБОУ «Копыловская СОШ» Томского района
Батаева Ольга Николаевна
Раздел: Сказки.
Тема: В гости к Лисе Патрикеевне. Пальчиковая терапия .
Тип : Урок по ознакомлению с новым материалом.
Цель: Коррекция и развитие эмоциональной сферы детей школьного возраста, имеющих нарушения в поведении, в межличностном общении
Планируемый результат:
Снижение психофизического напряжения;
систематизация знаний учащихся по сказкам; умение оценивать героев по их поступкам.
Личностные:
- развитие самостоятельности;
- развитие навыков сотрудничества.
Предметные:
- развитие устной речи; образное и логическое мышление, артикуляционный аппарат;
умение анализировать и обобщать
Метапредметные:
Личностные УУД:
Формирование учебной мотивации, адекватной самооценки, осознания смысла учения и личной ответственности за будущий результат; готовность открыто выражать свою позицию на уроках.
Регулятивные УУД:
Формирование умения осуществлять действие по образцу; оценивания процесса и результата деятельности.
Познавательные УУД:
Подведение под понятие на основе выделения существенных признаков; осуществление смыслового чтения; поиск и выделение необходимой информации из текста; работа с двумя источниками информации
Коммуникативные УУД:
Формирование умения слышать и слушать учителя, одноклассника; вести устный диалог; чтение по ролям; сотрудничать с другими людьми в решении учебных задач; адекватно оценивать себя, работу других учеников.
Задачи урока:
формирование учебно-информационных умений (умения работать с текстом, с таблицей, находить главное, существенное); учить оценивать персонажей по их поступкам и особенностям речи
развитие коммуникативных навыков (умения общаться, взаимодействовать друг с другом);
воспитывать уважение к истокам культуры своего народа; нравственность через анализ содержания художественного произведения;
Основные понятия урока: сказка, персонаж.
Оборудование: карточки с таблицами, изображения животных, проектор, компьютер,
План урока
Этап урока
Содержание деятельности
ПР УУД
Орг. момент
Слайд 1
Здравствуйте милые ребята! Я рада приветствовать вас на нашем занятии.
Присаживайтесь.
Я прошу хлопнуть в ладоши тех, кто любит играть, а теперь тех, кто любит мечтать (фантазировать) и хлопнуть в ладоши тех, кто любит сказки. Ребята, я рада, что вы сегодня пришли ко мне на занятие, потому что все вы любите сказки, любите играть и фантазировать, ведь именно этим мы и будем заниматься сегодня.
Ребята, давайте поздороваемся.
(здороваются друг с другом, передавая платочек).
Когда мы с вами здороваемся мы желаем друг другу здоровья. Давайте мы пожелаем здоровья и нашим гостям. (здороваются с гостями).
Эмоциональный настрой к уроку Слайд
ориентация на соблюдение морально-этических норм (личн)
Мобилизация имеющихся знаний
Ребята , Я для вас приготовила загадки. Слайд.
Дети читают.
Если отгадаете ребус , то вы узнаете кто к нам в гости придет. Ребус .Слайд.
Лиса
А вы знаете загадки о лисе.
Рыжая плутовка,
Хитрая да ловкая.
Хвост пушистый,
Мех золотистый.
В лесу живет,
В деревне кур крадет.
(ответ: лиса)
Хитрая плутовка,
рыжая головка,
Хвост пушистый - краса!
А зовут ее...
осознавать звуки, соотношение звуков и букв; выполнять применительно к ним операции анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения (позн)
Характеристика лисы.
Есть такая поговорка у русского народа: Лисица семерых волков проведёт.
- Как вы понимаете эту пословицу? Объясните.
На доске появляется карточка со словами: хитрая, лживая, коварная, грубая, завистливая, льстивая.
- У лисы в сказках часто есть даже отчество: Патрикеевна.
- Давайте послушаем, откуда же оно взялось?
Учёный -
Лет примерно 600 назад жил князь Патрикей Наримунтович, прославившийся своей хитрость и изворотливостью. С тех пор имя Патрикей стало равнозначно слову "хитрец”. А поскольку лиса издавна в народе считалась зверем хитрым, то, как верная "наследница” знаменитого князя, и получила отчество – Патрикеевна.
На доску выставляется карточка со словами: Патрикей – "хитрец”.
А какие сказки о лисе вам знакомы? (Ответы детей) Лиса и заяц. Лиса и журавль. Лиса и тетерев. Лиса и дрозд. Лиса и рак. Лиса и козёл. Кот, петух и лиса. Лисичка со скалочкой. Девочка и лиса. Лисичка-сестричка и волк. Петушок – золотой гребешок
скороговорка
В лесу лиса под сосенкой
Стелила постель лисенку.
Из листьев постель для сына,
А листья слетели с осины.
Чистоговорки
Са-са-са - по лесу идет лиса,
Со-со-со - лиса катит колесо,
Сы-сы-сы - хвост красивый у лисы,
Су-су-су - видел я в лесу лису
осознавать границы собственных знаний, понимать перспективы дальнейшей учебной работы (регул)
карточки
Физ. минутка
Подведение к теме урока
Сообщение темы и цели урока
Ой, ребята, лиса принесла нам посылку от Айболита.. (Дети смотрят на экран и слушают).
Здравствуйте ребята! Пишет Вам, Доктор Айболит. Я очень беспокоюсь о вашем здоровье. Вы должны заботиться о своём здоровье. Я посылаю вам посылку с волшебными шариками и массажными колечками, которые защитят вас от болезней.
Доктор Айболит.
А вот и посылка. Давайте посмотрим, что в ней. Вот колечки и шарики, о которых говорил Доктор Айболит. Давайте подумаем, как мы можем защитить наш организм с помощью этих предметов? Что с ними можно делать?
(Дети называют различные способы действий с шариками и колечками.)
Вы предложили много очень интересных способов. Давайте покатаем шарик между ладонями. Что вы при этом чувствуете?
(Ответы детей).
Вы почувствовали на ладошках легкое покалывание? На наших ладошках много-много невидимых волшебных точек, которые помогают нам быть здоровыми, но они очень любят спать, поэтому надо их с помощью массажа разбудить. И болезни будут нас обходить стороной.
(Массаж ладоней).
А как можно использовать волшебные колечки?
(Ответы детей)
Правильно, мы можем надевать колечки на пальчики.
А теперь давайте будем надевать колечки на все пальчики по очереди, т.е. массажировать их и тоже будить волшебные точки.
(Массируют пальцы, а воспитатель рассказывает, для чего массируют
тот или иной палец.)
Большой - чтоб не болела голова.
Указательный - чтоб дыхание было ровным.
Средний – чтобы не болел животик,
Безымянный – чтобы настроение было хорошее.
Мизинец – чтобы лучше работало сердце.
Такой массаж надо делать каждый день и только тогда будет польза нашему здоровью. Спасибо Доктору Айболиту за замечательный подарок.
принимать и сохранять учебную задачу (регул)
выполнять применительно операции анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения (познав)
осуществлять
Работа над темой урока
Закрепление
! Массаж пальчиков
Общие приемы массажа пальчиков, способствующего развитию речи:
- поглаживание кисти рук;
- растирание пальчиков от кончиков к основанию с применением небольшой силы для увеличения чувствительности;
- легкое надавливание на верхнюю фалангу пальчика;
- растирание по кругу от кончика к ладошке;
- взять пальчик за верхушку и тихонько вращать по часовой стрелке.
Под каждый прием можно выбрать отдельную потешку
Первичное закрепле-ние.
Игра "Моя семья"
Используются "забавные узелки" на веревке (12 шт.). Перебирать узелки пальцами, на каждый узелок называть членов своей семьи.
Этот пальчик — дедушка,
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — папочка,
Этот пальчик — мамочка,
Этот пальчик — я.
Вот и вся моя семья.
Игра "Поиграем в пальчики"
Бельевой прищепкой (проверить, чтобы не была слишком тугой) поочередно "кусать" ногтевые фаланги ("подушечки") на ударные слоги стиха от большого пальца к указательному, среднему, безымянному, к мизинцу правой руки, затем левой.
Большаку дрова рубить,
А тебе воды носить,
А тебе печь топить,
А тебе тесто месить,
А малышке песни петь.
Песни петь да плясать,
Родных братьев потешать.
Самомассаж пальчиков
массаж "четками" — перебирание бус ("четок"), считать количество бус (в прямом и обратном порядке);
воздушными шарами-"шалунами" (наполнители — соль, мука, рис, мелкие камушки) массировать пальчики, приговаривая:
И у бабушки есть,
И у дедушки есть,
И у мамы есть,
И у папы есть,
И у сына есть,
И у дочки есть,
Чтобы его узнать —
Надо вслух назвать. (Имя.)
Самомассаж рук.
Дети катают грецкий орех (каштаны, воздушный шарик, наполненный мелкими камушками) между ладонями (по кругу), приговаривая:
Я катаю мой орех,
Чтобы стал круглее всех.
Пальчиковая игра "У Лариски две редиски"
Бельевой прищепкой поочередно "кусаем" ногтевые фаланги ("подушечки") от указательного к мизинцу и обратно на ударные слоги стихотворения:
У Лариски — две редиски,
У Алешки — две картошки,
А у Вовки — две морковки,
А у Петьки — две редьки.
Комар
Летит муха вокруг уха, жжж (водим пальчиком вокруг уха)
Летят осы вокруг носа, сссс (водим пальчиком вокруг носа)
Летит комар, на лоб - оп (пальчиком дотрагиваемся до лба)
А мы его - хлоп (ладошкой до лба)
И к уху, зззз (зажимаем кулачок, подносим его к уху)
Отпустим комара? Отпустим!
(подносим кулачок ко рту и дуем на него, разжимая ладошку)
Рыбки
Пальцы обеих рук сложены «щепотью». Руки двигаются волной от плеча, изображая ныряющих рыбок.
Рыбки плавали, ныряли
В чистой тепленькой воде.
То сожмутся,
На последнем слове пальцы рук очень плотно сжимаются.
Разожмутся,
Пальчики сильно растопыриваются в стороны.
То зароются в песке.
Снова сложив пальчики, руками поочередно совершаете движения, как будто раскапываете песок.
смысловое чтение (познав)
участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя при этом принятые нормы речевого поведения, культуры речи (коммуник)
карточки
Физ. минутка
Перед каждой репетицией, спектаклем, в начале занятия необходима разминка. Для расслабления мышц речевого аппарата, формирования правильного дыхания начинаем разминку с дыхательных упражнений.
Упражнение «Лисичка в саду»
Дети сидят на корточках, обхватив колени руками, голова опущена вниз – «бутоны». «Цветы распускаются» - медленно встают, поднимают руки над головой (вдох). Опускают руки через стороны вниз: «Ах, какой цветок!» (на выдохе шепотом).
Появляется Лисичка. Нюхает по сторонам воздух (короткие отрывистые вдохи). Улыбается: «Как хорошо!» (на выдохе шепотом).
Работа над развитием речи
Артисты нашего кукольного театра приготовили сюрприз для гостей. Они покажут сказки . Внимательно слушайте и смотрите.(Сказки «Лиса и медведь», «Лиса и пес», «Лиса и кувшин», «Лиса и петух»)
Лиса и Петух
Автор : Олеся Емельянова
Русская народная сказка
для чтения и представления
Действующие лица:
Лиса-Аня Солодкина
Петух-Дима Сватов
Рассказчик-Ваня Коньков
Рассказчик
Только солнышко над лесом
Показалось на вершок.
Спрыгнул петушок с насеста
И, расправив гребешок,
На плетень взлетел высокий,
Начал крыльями махать.
Петух
Солнце встало на востоке!
Ку-ка-ре-ку! Хватит спать!
Рассказчик
А тем временем лисица
Вдоль плетня в курятник шла.
Лиса
Петя, ты моя Жар-птица,
Этой встречи я ждала!
Для меня ты спой, дружочек,
Еще раз «Ку-ка-ре-ку!»
Золотой твой голосочек
Гонит прочь мою тоску.
Рассказчик
Прокричал петух польщенный
«Ку-ка-ре-ку» десять раз.
А лиса ему смущенно:
Лиса
Я готова целый час
Слушать, как поешь ты, Петя,
Песню сладкую свою
О закате и рассвете.
Петух
Хочешь, я еще спою?
Лиса
Что ты говоришь, не слышу,
Ты спустился бы ко мне.
Сядь хоть чуточку пониже,
Слаще будет песнь вдвойне!
Петух
Нет, лиса, домашним птицам
За плетнем нельзя гулять.
Лиса
Глупый, кто ж лису боится?
Хватит вредность проявлять!
Петух
Что ты, лисонька, конечно,
Не тебя – других боюсь!
Быть негоже мне беспечным.
Лиса
Друг сердечный мой, не трусь!
Давеча указ издали –
Всем на свете в мире жить!
Слабых чтоб не обижали…
Так что, Петь, давай дружить!
Петух
Это хорошо, лисичка,
Вижу, псы сюда бегут.
Раньше бы тебя, сестричка,
В клочья разорвали тут.
А теперь чего бояться?
Лиса
Все же, Петя, я пойду.
Петух (ехидно)
Ты куда? Могла б остаться!
Лиса (в сторону)
Как бы не попасть в беду!
Петух (смеется)
Зря бежишь, указ же вышел,
Псы тебя не тронут…
Лиса (обиженно)
Да?
Может, про указ не слышал
Пес их главный никогда!
Рассказчик
В лес лисица побежала,
Позабыв про свой обед.
Ведь она-то точно знала,
Что того указа нет!
На этом наше занятие заканчивается. Большое спасибо вам, ребята, вы были замечательными артистами. (индивидуальная похвала детей)
Спасибо за внимание нашим гостям.
смысловое чтение (познав)
участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя при этом принятые нормы речевого поведения, культуры речи (коммуник)
Итог урока
Рефлексия
- Какими чертами характера наделена лиса в русских народных сказках?
- Сейчас вам нужно будет самостоятельно заполнить те таблички, которые у вас на партах (составление кластера).
лисонька
хитрая
хитрит
обманщица
Кумушка
лисичка - сестричка
Патрикеевна плутовка кума
…
…
…
-Если вы смогли добавить в каждый столбик по 4-5 слов, то зажгите себе красный фонарик, если по 2-3 слова, то зелёный, если 0-1, то синий/ И на память каждому из вас лисичка подарит раскраски . До свидания.
контролировать и оценивать свои действия (регул)
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории начальная школа:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ