КРУЖОК КАК ГРУППОВАЯ ФОРМА ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

КРУЖОК КАК ГРУППОВАЯ ФОРМА ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ.

Горб Ирина Павловна

МБОУ СОШ№7

Староминский район

В становлении экологически воспитанной личности младшего школьника особое место принадлежит внеклассной работе. Именно в ней у детей формируются моральные нормы и правила поведения в природе.

Внеклассная работа определяется педагогами как та деятельность, которая выполняется во внеурочное время и на основе интереса и самодеятельности учащихся. Наилучших результатов воспитания всесторонне развитой личности можно достичь лишь при правильном сочетании урочных занятий с внеклассной работой. Уроки и внеклассные занятия должны быть связаны между собой, дополнять, совершенствовать друг друга.

В начальной школе детям требуется дать прочные знания, сочетание уроков с внеклассными занятиями позволяет, как правило, сделать это более полно и разносторонне. Поскольку внеклассная работа является составной частью воспитательной работы в школе, она направлена на достижение общей цели воспитания – усвоение ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей. Специфика внеклассной работы в экологическом воспитании проявляется на уровне следующих задач:

1.Внеклассная работа дает возможность для преодоления ограничений учебного процесса и формирования позитивного восприятия ребенком себя.

2. Способствует формированию у детей навыков сотрудничества, коллективного взаимодействия.

3. Во внеклассной работе ребенок должен научиться заниматься полезной деятельностью, он должен уметь включаться в такую деятельность и самостоятельно организовать ее.

4. Формирование нравственного, эмоционального, волевого компонентов мировоззрения детей. Во внеклассной работе дети усваивают моральные нормы поведения через овладение нравственными понятиями.

5. Развитие познавательного интереса.

В отличие от обычных уроков, эта форма занятий строится на интересе, инициативе и добровольности. Содержание ее может выходить за пределы программы, изменяться и корректироваться учителем по ходу проведения занятий. Кроме того, сами учащиеся могут предлагать тактику работы, что открывает большие возможности для деятельности детей и позволяет удовлетворить разнообразие их интересов.

Любовь к природе, бережное отношение к ее богатствам не приходит сразу. Это результат целенаправленной и кропотливой работы не только при изучении природы на уроках и внеклассных занятиях, но и вовлечение учащихся в посильное участие охраны природы.

Внеклассная работа создает условия для приобретения опыта принятия экологических решений на основе полученных знаний в соответствии со сформированными ценностями, подходами и ориентациями. Велика роль внеклассной работы в приобщении школьников к самостоятельной работе, которую они могут проводить в соответствии с той скоростью усвоения, которая им более свойственная, что делает более продуктивным процесс становления личности. При этом ученик может обратиться к эксперименту, кратковременному или долговременному наблюдению, исследованию связей человека с природой с фиксацией на фотопленке, в рисунках, схемах. Все это делает исследования природной среды развлекательными и интересными.

Внеклассная работа по экологии в младших классах преследуют несколько целей: повысить уровень экологического развития и расширить кругозор детей, развить интерес к занятиям экологии, углубить направления об использовании сведений по экологии на практике, привить некоторые навыки самостоятельной работы, воспитать настойчивость и волю.

Внеклассная работа по экологическому воспитанию должна предусматривать следующие аспекты:

- воспитание бережного отношения ко всем дарам природы.

- организация комплексного природоведческого изучения родного края

- активный вклад школьников в дело охраны природы.

Большое значение имеют различные формы внеклассной работы, способствующие формированию экологически воспитанной личности младшего школьника.

Индивидуальная работа обычно выполняется отдельными учениками и часто носит эпизодический характер. Интерес к такого рода занятиям обычно зарождается при выполнении домашних заданий или во время экскурсий в природу.

Групповые внеклассные занятия проводятся обычно в форме школьных кружков. Вначале это может быть временная группировка учащихся, объединяемых общей конкретной задачей, общим планом работы, которая позже перерастает в постоянный кружок. Работа, проводимая в подобных кружках, дает богатый материал для развития у детей устной и письменной речи.

Групповая форма внеклассной работы включает в себя экскурсии в природу, музеи, зоопарк. Живое общение стимулирует интерес учащихся к познанию природы, способствует эстетическому и природоохранному воспитанию. Такая форма работы ценна и тем, что позволяет собрать большой материал для оформления школьных учебных коллекций.

Разнообразие форм внеклассной работы позволяет учителю интереснее организовать работу, привить учащимся интерес к предмету, достичь

поставленных целей в экологическом воспитании.

Среди групповых форм внеклассной работы основной организационной формой является кружковая деятельность. В кружках, как правило, наиболее целенаправленно и плавно строятся внеклассные занятия. Занятия и учет интересов учащихся будет способствовать развитию у членов кружка качеств натуралиста - естествоиспытателя: наблюдательности, любознательности, пытливости и бережного отношения к природе. При организации работы необходимо опираться на инициативу и самодеятельность детей при сохранении руководящей роли учителя. Эффективность в значительной степени зависит от правильного планирования. Исходя из этого, основным документом в работе с кружком служит план учебно – воспитательной работы, который составляется руководителем на текущий учебный год в соответствии с работой кружка. В план входят теоретические и практические занятия, беседы, итоговые занятия подготовка и проведение массовых мероприятий.

Продуманное планирование приучит к определенному порядку в постановке занятий, избавляет от бессмысленности. Главная забота учителя должна быть в том, чтобы в кружках началась содержательная, интересная и активная работа, дающая ощутимые результаты труда ребят, которая стала бы ростком того, что поможет разбудить постоянный интерес к изучению природы и формирование потребностей в знаниях о ней.

Работа детей в кружках дает возможность глубже изучать предмет, использовать результаты некоторых опытов на уроках, способствует развитию интереса к предметам естественного цикла. Кружок не отвлекает учащихся от основной учебной работы, а наоборот, помогает им усвоить необходимые знания, развить определенные знания и навыки. Учебная работа в классе служит как бы теоретической основой для самостоятельной работы в кружке, а работа в кружке способствует оживлению работы на уроке. Кроме того, в кружке можно организовать сбор материала, составление коллекций, изготовление наглядных пособий, которые впоследствии используются на уроках.

Работа учащихся в кружке является хорошим средством воспитания. Часто в результате этих занятий неуспевающие ученики начинают проявлять интерес и лучше заниматься, у них развивается интерес к чтению, что очень важно в начальных классах. У многих детей обнаруживаются большие способности, инициатива, изобретательность. Кружок способствует экологическому образованию и природоохранительному воспитанию учащихся. У них развиваются чувство любви к природе, ответственности за сохранение ее богатств, они приучаются заботиться о живых организмах.

На кружковых занятиях по естествознанию учащиеся шире и глубже изучают природу, составляющие ее компоненты и их отличительные признаки, убеждаются в связи организмов с окружающей средой, наглядно видят влияние человека на природу.

Кружковая работа дает широкое поле для воспитания ответственности за порученное дело, проявление инициативы, принципиальной требовательности, взаимопомощи. В кружке учащиеся вместе работают, преодолевают трудности для достижения поставленной цели.

Огромное значение кружковой работы в формировании у детей интереса к природе отмечали многие педагоги.

Кружковая воспитательная работа, обладает некоторыми преимуществами по сравнению с учебной, так как организуется на добровольных началах: программа работы кружка не связана с рамками обязательных учебных программ; продолжительность занятий не ограничивается строго по времени, кружок имеет большие возможности для организации различных видов деятельности детей и позволяет использовать в оптимальном сочетании традиционные и инновационные формы и методы работы.

Изначально содержание работы кружка должны иметь гуманистическую направленность, проявляющуюся у детей бережного отношения к природе, воспитание нравственной культуры, обогащении представлений о добре и зле, положительном и отрицательном воздействии человека на природу, в формировании опыта разумного и гуманного поведения в природе, а также новых знаний об оказании помощи природе.



5


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории начальная школа:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ