Конспект урока в начальной школе "Письменность"

Урок по учебному предмету

«Азбука Смоленского края»

Тема раздела: «Письменность» Кол-во уроков по теме- 8

урока в теме 4.

Тема урока: Памятники письменности. Берестяные грамоты. Летописи.

Цель урока: Познакомить учащихся с древнейшими памятниками, раскрыть перед ними многовековую историю народа и его культуру; развивать умения сравнивать, анализировать, выдвигать свои предположения о событиях и явлениях, обсуждаемых на уроке, делать выводы, осуществлять самопроверку; расширять словарный запас детей; воспитывать уважение к историческому и культурному наследию России и Смоленщины, формировать чувство дружбы и умение взаимоподдержки в коллективной работе.

Оборудование: мультимедийная презентация «Памятники письменности. Берестяная грамота.Летопись»

Учебное пособие по краеведению «Азбука Смоленского края». Смоленск: Русич, 2008


Ход урока:

Этап урока

Содержание этапа

Примечание

1.Организационный момент.

Учитель:

- Проверьте, все ли готово к проведению урока «Азбука Смоленского края»?

- Покажите, с каким настроением вы готовы работать на уроке?












2.Актуализация знаний.

-Дома, ребята, вы поближе познакомились со славянским алфавитом. Написали свои имена. Используя старославянские буквы. Посмотрите на доску. Вы настоящие славянские писари. Получился настоящий живой калейдоскоп имен. Молодцы!

-Давайте прочтем еще одно слово, записанное старославянскими буквами.

(Дети читают слово письменность)

-Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок?

Правильно, ребята мы продолжим изучать тему: «Письменность»

-А сейчас проверим, что вы уже знаете о письменности.

-Что такое письменность? Как она возникла? Что такое «пиктограмма», «клинопись»? Кто создал первую славянскую азбуку? Как чтят память святых первоучителей Кирилла и Мефодия в России и в Смоленске? Для какого народа создали алфавит святые братья Кирилл и Мефодий?










Запись на доске.

Письменность









Слайд 1







3. Проблемная ситуация


-У меня в руках непростой предмет.(кусочек бересты).

-Кто из вас, ребята, знает, что это такое?

-Да, это обыкновенный кусочек бересты.

-Как вы думаете, какое отношение он может иметь к нашему уроку?


4. Работа над новым материалом

-Посмотрите внимательно на рисунок. Что это такое?

-Сейчас мы с вами ребята, сможем узнать где была найдена первая берестяная грамота.

Для этого выполним следующее задание:

  1. Зачеркните карандашом буквы, которые повторяются только 2 раза. Нужно быть внимательным!

  2. Обведите оставшиеся буквы кружком

Итак, первые берестяные грамоты были найдены в городе…….(Новгороде)

-Давайте прочтем учебный текст на с. 78.

-О чем могут рассказать смоленские грамоты? Где были найдены первые берестяные грамоты? Как обрабатывали бересту, чтобы на ней можно было писать? Чем писали буквы на бересте? (Писало).

Сохранились ли эти грамоты до сих пор? Где они находятся.

-Мы с вами, ребята, обязательно побываем в этом музеи и увидим все экспонаты музея.

Игра «Прочитай грамоту».

(Дети читают на листках образцы старинных берестяных грамот.

-О чем писали на грамотах?

-Что же такое для нас с вами сейчас древние берестяные грамоты. (Памятники письменности)

-Что еще, кроме берестяных грамот можно отнести к памятникам письменности?

-Страницы какой книги открыты перед вами? (Летопись)

-Что означает это слово. Корни каких слов вы видите в нем?

-Посмотрите на рисунок. Что изображено? Кто следит за ходом событий? Чем они занимаются?

(На рисунке изображено сражение за ходом которого с обеих сторон следили летописцы). Каждый из них дал свое описание боя.

-Попробуй воспроизвести эти события.

-В чем трудность для историков в чтении летописи?

-Как вы думаете, ребята, кому поручали писать летописи?

-Рассмотрим рисунок на с.80 учебника.

-Кто изображен на картине В.Васнецова?

-Чем он занят? О чем были записи в книге.

-Прочитаем текст на с.79-80 «Летописи»

-Что же отражали записи в летописях? Где велись эти записи?

-Послушаем рассказы ваших товарищей.

(Слушаем рассказ)

Первой летописью на Руси была «Повесть временных лет».

Много интересного из жизни наших предков можно найти в ней.

Вот как описывает летописец князя Святослава: «В лето 964 года когда Святослав вырос и возмужал, стал он собирать много храбрых воинов. И легко ходил в походах, много воевал. В походах же не возил за собою ни воза, ни котла, не варил мяса, но, тонко нарезав конину или зверину и зажарив на углях, так и ел. Не имел он и шатра, но спал, подостлав войлок, с седлом в головах. Такими же были и все прочие его воины. И посылал в иные земли со словами: «Иду на вы!»

-О ком написал летописец в своем описании?

-О каких чертах характера князя Святослава ты можешь рассказать?

- Какие еще сведения о жизни русских воинов можно почерпнуть из этого отрывка?





.

Слайд 2










(у ребят задание на листочках)









На доске слово «писало»

Слайд 3







Слайд 4









Слайд 5





Слайд 6






















Слайд 7


5. Подведение итогов

-Что нового интересного для себя вы открыли на уроке?

Д/З: перечитать текст с. 78-80, подготовить рассказ о берестяных грамотах, летописях




Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории начальная школа:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ