Урок по начальной школе "Гали Чокрый- ученый, поэт, просветитель"

Тема: Гали Чокрый- ученый, поэт, просветитель.

Объект исследования: жизнь и творчество Гали Чокрыя.

Цель: познакомиться с жизнью и творчеством выдающегося земляка.

Задачи: Разработать план исследования;

Собрать материал о жизни и творчестве Гали Чокрыя.

Изучить собранный материал;

Оформить в виде презентации.

Актуальность: посвятить работу 185-летию Гали Чокрыя.

Гипотеза: если учащиеся, их друзья, родители будут знать о нашем славном труде, расширится их духовное богатство.

Методика: анализ литературы, информационных ресурсов.

Наглядное представление данных: презентация; шежере( родословная); фотографии.

Введение

Таташлинский район обогатил татарскую и башкирскую литературу такими выдающимися личностями как Гали Чокрый, его сын Гарифулла Кийков , а из современников наших Ангам Атнабаев. Пока я только первоклассник ,мои возможности ограничены ,поэтому мне помогает моя учительница Зинира Гайнылзяновна и бабушка Байгазина Клара Мияссаровна и дедушка Байгазин Ринат Муксимович .Именно через них я заинтересовался этой интересной, пока еще мало изученной не только мной ,но и вообще темой.У нас дома хранится шежере (родословная),составленное дедушкой и книга бабушки «Встреча поколений» о Гали Чокрые. Наш род, как и его ,восходит к известной исторической личности, к Исан-Хану(1526-1600годы)

Гали Чокрый -ученый, поэт, просветитель.

Гали Чокрый оставил историю и интерес рода Иракты. Его представители для своего времени были людьми образованными. Они умели читать и писать по- тюркски . Исан- Хан был главой рода Иракты .Его могила сохраняется более 400 лет.

Гали Чокрый интересовался историей своего народа и рода. Он оставил шежере рода Иракты (19поколений).Несколько его вариантов дошло до наших дней. Одно из них бабушка перевела на русский язык.

Гали Чокрый ( Мухамметгали Габдессалихович Киеков) родился в 1826 году в деревне Старый Чукур Татышлинской волости Бирского уезда Уфимской губернии в семье муллы.

«Мы лесные башкиры .Сын хлебороба-хлебороб, крестьянина-крестьянин ,основная работа—чистка леса, заготовка сена, выращивание хлеба .Все время и все силы Гали отдавал этой работе и медресе. В тот период Чокрый изучал духовные труды. Он был самым выдающимся среди ирактинских башкир.

С 7 лет до 21 года Гали учится в пяти медресе Бирского и Мензелинского уездов. Но на этом не останавливается. В 1849 году он уезжает учиться в Стерлибашевское медресе. Там же служит халфой.

В год смерти отца Гали учился в Стерлибашевском медресе. До его приезда братья и сестры поделили все наследство между собой.

Что же делать?

Отец богатым был не в меру ,

Скотины много, все без счету.

После него остались дети

И разделили все на свете

Не смог взять я свою долю,

Ушло на ветер мое богатство.

Чокрый пишет, что пришлось добиваться всего самому, как сыну бедняка. Он построил дом и медресе, где учил детей богатых и бедных—у себя дома.

Начало творческой деятельности Чокрый считает свои 17 лет. Именно тогда он написал стихи, посвященные халфе, который обучал его в одном из медресе, и стихи посвященные смерти матери. Мать Гульбахар умерла в 1843 году.

Издано около десяти книг Чокрыя, половина из них – при жизни. Особое место занимает произведение ,посвященное Казани.

Друзья мои, вот и Казань.

Воздадим же мы ей дань.

С каждым взглядом хорошеет

Своим достоинством богатеет.

Основное наследие Гали Чокрыя остались в рукописях .Много стихов. Одно из них посвящено Уфе.

В этой Российской отчизне

По воле самих мусульман

Очень хорошие муфтин

Среди мусульманских стран.

Наиболее удачными исследователи творчества поэта считают стихи, посвященные временам года.

Пришел апрель, весна настала,

Ночи стали словно дни.

Гали Чокрый четырежды совершил хадж (паломничество) в Мекку главный город мусульман. Первое свое хождение(1872году) он описал в одной из рукописей .Ниже приводим отрывок из « Путешествия в Мекку»:…Выехал в город Москву. Оттуда также железной дорогой через города Тула, Курск, Киев, выехал в город Атис (Одессу) Говоря ,что от нашей деревни до Одессы этой дорогой около 5000 км. Богатства России, наверное, очень большие. Сколько тысяч километров, и сплошь по железной дороге. Для этих дорог сколько чугуна собрано. Сколько тысяч крепко сделанных телег для поездки, называемых багун (вагонами).

Хаджи для Гали Чокрыя сыграли большую роль не только в познании религии, но и оказали положительное влияние на его взгляды на жизнь.

Большинство стихов написано на тюркском языке, в них присутствуют и арабские слова, а прозаические произведения на татарском.

ПИСЬМА

Если учесть, что в наших краях еще в начале XX века из ста человек читать и писать умели лишь четверо, причем , не каждый из них мог подписать конверт, то остается удивляться грамотности Гали Чокрыя для своего времени. Он пишет много писем, адреса приходится писать по-русски.

Из письма Гали Чокрыя сыну Гарифулле, который служил в городе Харькове(18 октября 1887году)

« ….Сами здоровы. Только дети очень умирают. В каждом доме по три- четыре ребенка… В других деревнях тоже дети умирают. Я советую отправить детей в Ташкент, Оренбург, Самарканд.

Еще одна новость: повсеместный падеж коров. У нас в живых осталась лишь одна корова. Ее мы отвезли было на мельницу.

Деньги бы выслать. Но никак не можем насытиться деньгами. Правда медные деньги сыпятся и справа и слева. Но ,как дикий ягуар, только и смотрят , как бы выйти .Рядом с нами не хотят быть и часа. По деревне беспретанно ходят нищие. Это говорит о бедности в стране. Даже овсам и птицам нет покоя….»

Из письма Гали Чокрыя сыну Гарифулле (12 января 1888году)

«… Кажется я в прошлом письме написал, что у Зарифьяна один сын, одна дочь, у Ахуньяна две дочери умерли. В этом году детских трупов было очень много. Кругом был падеж скота.

Осенью Зарифьян построил новый дом. Сейчас живут там. В медресе живут люди из Гайны, ремонтируют обувь .Путешественников день ото дня становится больше….Приходящих очень много. Из-за начала бедности ,доходы такие,будто ситом носишь воду. Мельницы в основном простаивают. Хорошо ,что мельница есть, ни один год муки до новой ржи не хватало. Как только мельница появилась, стало хватать….»

В письмах чувствуется переживания за чужих детей

Поэзия

История рода

(Шежере)

Когда-то данным давно

Мы были темными.

Предки на Тоболе, Иртыше

Вера их неизвестна.

Один из них пустился в путь,

Нашел больше земли, ушел в мир иной.

Затем другой, реки переплывал, Останавливался у берегов.

Внук пришел к Урал-горе,

Направился к Миасу.

Оставив Урал-гору и Миас,

Оказался на юге, плыл на лодке.

Много исходил,

Уйму рек пересек.

Дошел до Чулмана1, до Чусовой, Остановился у Вахная.

Увидели берег, назвали «Чулман-бий», Построили там дом.

Место не понравилось.

С оружием пошли дальше.

Чулман-бий нашел земли,

Построил дом в Перми.

Не понравилось, в Осу переехал,

И, оставив ее, новые земли искал.

Его Аптал любимый

Был завистливый.

Навечно поселился

На земле Ирактинской.

Они около семисот лет

Были свободными практинцами.

Видимо, народу было много.

Они кочевали.

Еще между Каштаном и Тазларом

Прошли непроходимые пути.

Любимые Оран, Кайпан,

Еще Гайны, еще Тазан.

Стали сватьями

И смерть нашли,

Эти земли взяли в долю

У Россини великой.

Стали хозяевами

Земли Ирактинской.

Кто направился в Минзалю.

Нашел там землю.

Орана, Кайпана сыны-дочери,

Нас уважали.

Между четырьмя землями

Спрятались в Ирактах.

Отцы-матери, сыновья-дочери

Снова уважали, воду дали.

Пращур Аптал на земле этой

Вырастил много сынов-дочерей.

Пра... дед Кара-Табын

Вырастил детей.

У красивого Урала,

В Миасе жизнь ожидал.

На берегу Миаса

Внук Кара-Табына остался.

Где бы ни были дома каратабынцев,

Общались они с абдалбийцами.

Очень род получился большой

На земле Ирактинской свободной.

Змея нам землю не дал,

И Гарей нас обделил.

Глаз проколоть хотят,

Словно змеиный яд.

Тазлар дал мост,

Оран, Кайпан и еще.

И Кара-Табын землю дал,

«Кара-Табын - отец», - сказал

Иракты, братом назвал,

И все это род один.

Змея, Таз, Кыр-Танып

Подружились, породнились.

Родство крепкое у нас,

В религию верим всегда и сейчас.



Дорог край родной


Коли волею аллаха

Останешься на чужбине,

Любовь к родному краю

Не пройдет до смерти.

Не хочу царем в чужом краю,

Дайте лучше родину мою.

Станет наказанием радость,

На нуги будет тяжесть.

Причина этого всего –

Нет на чужбине ничего

Кто не испытал на себе

Не поймет страданий от чужбины

Будь ученый или неуч,

Не сможет выразить словами.



Заключение

Мы с малых лет знаем Пушкина А. С. Это замечательно. Его непременно надо знать. Настала пора приобщения и к своему родному поэту. Верится, что нынешние ученики, живущие в обновленное время, придут к творчеству Чокрыя и будут знать его не хуже родоначальника русской поэзии.

Для каждого из нас первое имя в русской литературе- Пушкин А. С., а в татарской –Габдулла Тукай. Так пусть же рядом с нами в нашем районе отныне и навсегда будет Гали Чокрый- ученый ,поэт, просветитель.

И мне очень хочется верить в то, что мои товарищи теперь узнают ,что наш район прославляют многие известные люди, такие как Ангам Атнабаев, Зинира Атнабаева и многие знаменитые деятели искусства .





Литература


  1. Равил Нуртдинов «Гали Чокрый» яр Чаллы Дамир Гарифуллин (1828- 1889) 2004г.

  2. Гали Чокрый мэдхия «А. Атнабаев» Рухият. 2000г.

  3. «Ырыум тарихы» Венер Гыйлемшин с.В.Татышлы 2006г.

  4. «Шэм яктыhы» Гали Чокрый г.Уфа «Китап» 1995г.

  5. «Башкорт шэжэрэлэре» Анкара 2009г.

  6. «Башкорт эзэбиэте тарихы» том 2 г.Уфа Башкортостан китап нашриэте» 1990г.

  7. Татышлинский вестник «К 180-летию со дня рождения Гали Чокрыя»

«Души тепло вам оставляю» Лиза Фатхуллина 8 апреля 2006

  1. «Встреча поколений» Клара Байгазина Татышлинская районная типография 2007г.

9. http://ufagen.ru/places/tatyshlinskiy/chukurovo.html

http://www.museum.ru/M3187



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории начальная школа:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ