Методическая разработка интегрированного урока по литературному чтению «Маленькая дверь в большой мир» под редакцией Р.Н.Бунеева, Е.В. Бунеевой для обучающихся 2 класса

4


Методическая разработка интегрированного урока

по литературному чтению «Маленькая дверь в большой мир» под редакцией Р.Н.Бунеева, Е.В. Бунеевой для обучающихся 2 класса.

Программный материал интегрируется с программой по психологии «Психолог и я», «Дитя, дай руку мне…»

Раздел программы «Самопознание через ощущение, чувство, образ»

Элемент содержания программы «Мое настроение»

Урок проводится по литературному чтению в 3 четверти, в 4 разделе «Самое обыкновенное чудо»

Это урок знакомства с новым материалом. Проводится в классе, в течение одного урока.

Способы подачи материала: беседа с обучающимися, чтение текста учителем и обучающимися.

На уроке использован: портрет Джанни Родари, детские книги Джанни Родари, текст сказки, карточки для групповой работы, диск с записью песни В.Шаинского «Улыбка», плакат с пословицами.




















Тема урока: Джанни Родари «Солнце и туча»

«Жизнь дана на добрые дела»


Цели урока:

  1. Познакомить детей с творчеством итальянского писателя Джанни Родари.

  2. Развивать навыки беглого, выразительного чтения.

  3. Развивать творческое воображение, обогащать словарный запас.

Развивать речь учащихся, логическое мышление, работать над сознательным, выразительным, правильным, беглым чтением.

  1. Помочь детям понять, что делать добро приятно.

  2. Помочь детям в формировании художественно- эстетического восприятия.

  3. Воспитывать умение работать в группе.

  4. Воспитать у обучающихся уважительное отношение к окружающим людям.


Интеграция программы «Психолог и я»,

«Дитя, дай руку мне» Раздел программы «Психолог и я» «Дитя, дай руку мне…» «Самопознание через ощущение, чувство, образ».

Элемент программы «Психолог и я»» «Мое настроение»

Цель : Создавать убеждение о важности умения произвольно контролировать и регулировать свое настроение.


Представление: Формировать представление о том, что настроение человека – не только результат внешних обстоятельств, но и его собственных усилий.

Отношение: Побуждать стремление контролировать и произвольно регулировать свое настроение.

Стратегия поведения: Обучать навыкам использования простых способов регуляции настроения, сформировать привычку справляться с раздражением и плохим настроением


Ход урока.

  1. Эмоциональная подготовка детей к знакомству с Джанни Родари и его сказкой «Солнце и туча»

а) Работа с темой урока (на доске)

(Тему урока читаем вслух)

- Вчитайтесь в тему урока.

- Как вы поняли, о чем будет наш урок?

- Что обозначают эти слова?

- Как вы понимаете, эпиграф урока? (записан на доске) «Жизнь дана на добрые дела»

- Я согласна с вами, эпиграф помогает понять смысловую часть урока.

- Кто ещё хочет сказать, о чём наш урок?

- Итак, наш урок будет о добрых делах.


б) Работа с портретом Джанни Родари

(беседа)

-Сегодня мы будем читать сказку, которую написал этот писатель. Посмотрите на его портрет. Может, кто-нибудь знает его имя? (если нет, называю).

-Посмотрите на его выражение лица. Что бросается вам в глаза?

-Что почувствовали вы во взгляде этого человека?

- Есть у вас дома его книги? (показываю книги Джанни Родари)

- Читали ли вы что – нибудь из книг Джанни Родари?

- Нравятся вам произведения этого автора?

(Кроме «Приключений Чиполлино» Родари написал много других сказок, удивительных историй и стихов). Некоторые из них вы можете увидеть на нашей выставке , понравившиеся прочесть, взяв здесь или в библиотеке, когда мы пойдём туда в очередной раз.

Что знаете об этом авторе?




2. Художественное восприятие произведения.

(Чтение и беседа)

-Сегодня мы прочитаем сказку Джанни Родари «Солнце и туча»

-Попробуйте, слушая это произведение, отмечать свое настроение: какое оно, меняется или остаётся постоянным, что на него влияет?

(Чтение сказки учителем)

- Какова главная мысль этого текста?

- Кто, как ты думаешь, был счастливее – солнце или туча? Почему?

- Что вы испытали, слушая это произведение?

- Изменилось ли что – нибудь в вашем состоянии после чтения?

- Кто хотел бы поделиться своими впечатлениями, мыслями, вопросами?

3. Художественный анализ произведения.

(Беседа)

-Ребята, подумайте и назовите одним словом, какое было солнце в этой сказке? Если вам будет трудно, найдите это слово в ряду других: доброе, ласковое, щедрое, милое, тёплое. (на доске)

-Что хотел сказать Джанни Родари, когда в конце сказки написал, что лучей у солнца не убавилось?

-Кто был счастливее – солнце или туча?


(Работа в группах)

-Каждая группа поработает над отдельными образами. Вчитайтесь в текст и определите, как развивается этот образ.

-Как вы поняли задание?







1 группа

Солнце

-Как путешествовало по небу Солнце?

-Подчеркни слова, которые помогают определить его состояние.

-Почему солнцу было весело?

-Может ли человек испытывать такие чувства как солнце?










2 группа

Туча

-Какой вы видите тучу?

-Подчеркни слова, которые помогают тебе определить состояние тучи.

-Как вы думаете, какие чувства испытывала туча?

-Может ли человек испытывать такие чувства как туча?




- Давайте обменяемся мнениями.

(Обмен мнениями)

(Учитель обобщает)

- Солнце и Туча испытывают разные чувства, поэтому и настроение у них было разное, Солнце – веселое, а Туча злилась и ворчала.


Физкультминутка

Беленькое облако (округленные руки перед собой, пальцы в замок)

Поднялось над крышей. (не расцепляя рук, поднять их над головой)

Устремилось облако (выпрямить руки)

Выше, выше, выше. (потянуться руками вверх)

Ветер это облако (плавные покачивания руками над головой из стороны в сторону)

Зацепил за кручу. (сцепить руки кончиками пальцев над головой)


Превратилось облако (руками описать через стороны вниз большой круг)

В дождевую тучу. (присесть)


Формирование представление.

- Представь себе, что Солнце и Туча – это люди. Какими чертами характера обладает каждый из этих героев?

- А кем вы хотели бы стать, солнцем или тучей?

- Почему?

- Продолжите, чтобы стать солнышком нужно…

- А как вы думаете, что нужно, чтобы не стать тучей?

- Я думаю, что вы правы.

Очень важно, чтобы каждое утро у вас начиналось с положительных эмоций, с хорошего настроения. Просыпайтесь с мыслями, что день принесет удачу. Даже, если будут трудности, верьте, что справитесь с ними. Давайте будем вырабатывать привычку каждый день улыбаться друг другу. Улыбка – это залог хорошего настроения. Так мы дарим друг другу здоровье и радость.

- Что еще помогает сохранять хорошее настроение?

(добрые слова, сказанные искренне, идущие от сердца)


Формирование отношения.

(Звучит песня «Улыбка»)

- Давайте улыбнемся и скажем друг другу добрые слова (работа в парах)

-Какие причины могут влиять на настроение?

(кто-то сказал обидное слово; стыдно за себя; плохое самочувствие и др.)

- Как вы думаете, ребята, каким бывает настроение у человека, с которым никто не хочет дружить?


Формирование стратегии поведения.

- Можно ли исправить настроение?

(предположение различных способов: подарить улыбку, рассказать смешной случай, пожалеть, позвать играть, угостить конфетой, пригласить в гости и т.д.)

-Аукцион идей «Как я справляюсь с плохим настроением»

(читаю интересную книгу, иду гулять, смотрю мультфильм, иду к друзьям, ем сладости и т.д.)


Рефлексия.

На чьей стороне симпатия автора?

( На стороне солнца, оно безвозмездно раздаёт свои лучи, своё тепло другим.)

Кого напоминают солнце и туча своими действиями, речью?

( Людей, которые бывают щедрыми, как солнце, и жадными, недовольными, как туча.)

Здесь автор Джани Родари использует приём аллегории, т.е. через поступки данных героев (солнца и тучи), автор подчёркивает их действия, показывает достоинства героев и их недостатки.

Какой совет даёт автор читателям?

( Быть щедрыми по отношению к окружающим. Сам человек от этого не обеднеет, а станет духовно богаче.)

Что необычного автор увидел в обыкновенных явлениях природы?

-Прочитайте пословицы, как вы их понимаете?







Добро помни, а зло забывай.

Что посеешь, то и пожнёшь.

За добро добром плати.

Худо тому, кто добра не делает никому.

Злой не верит, что есть добрый.



- Что бы вы взяли из нашего разговора для себя?

- Я предлагаю включить в этот разговор родителей. Может, им откроется что-то новое, что не заметили мы.


Дом.задание: прочитать сказку и обсудить ее с родителями.


Теперь представь, что у людей типа Солнце и туча) – День рождения. Как может пройти день рождения у человека – Солнце и у человека – Тучи?

Напиши об этом два мини-сочинения.


4. Художественное исполнение.

- А сейчас, я думаю, наступило время, чтобы снова прозвучала сказка.

- Прочитайте то, что вам понравилось.

(самостоятельная работа над выразительным чтением)

- Послушаем, что у нас получилось.


5. Художественное творчество.

-Продолжите:

-Вы вышли на улицу. Навстречу бежал мальчик из соседнего дома. «Доброе утро», - крикнул он и улыбнулся. Вам захотелось…

-Подошел автобус. Вы хотите войти, но всех отталкивает подросток и грубо говорит «Куда лезешь?». Настроение ваше … - Друг поделился с вами радостью. Вы …

-Быть добрым это …


6. Заключительная беседа.

-Вы ещё дети, и впереди вас ждёт много славных дел. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми. А это значит, что вы должны быть смелыми, трудолюбивыми, добрыми. Ведь делать добро - это здорово.

Обогрейте словом, обласкайте взглядом,

От хорошей шутки тает даже снег.

Это так чудесно, если с вами рядом

Станет добрым и веселым хмурый человек.

( Звучит песня В.Шаинского «Улыбка», дети подпевают)


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории начальная школа:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ