Открытый урок литературного чтения во 2-ом классе. Тема: Поэтический родник «Весна – утро нового года»

Актюбинская область, Алгинский район,F:\yjfg 012.jpg

Школа-сад им. Есет батыра.

Учитель начальных классов

Филипко Наталья Николаевна.









Открытый урок литературного чтения во 2-ом классе.

Тема: Поэтический родник «Весна – утро нового года».

Ф. Тютчев «Зима недаром злится».



Цели: познакомиться со стихотворением, развивать умения, передавать настроение чувств и чувства при чтения стихотворения, формировать особый, поэтический взгляд на природу; учить определять тему и главную мысль произведения

Задачи: совершенствовать навыки выразительного чтения;

продолжить формирование умения ставить логическое ударение в предложении;

способствовать развитию словарного запаса, речи, внимания, логического мышления, способствовать развитию УУД.

Планируемые результаты: учащиеся должны научиться определять главную мысль произведения; работать в группе; находить в тексте доказательства отражения мысли и чувств автора.

 Оборудование: учебник «Литературное чтение». 2 класс, интерактивная доска, компьютер, запись произведений из фортепианного цикла П.И.Чайковского «Времена года»; презентация картин художников о весне.

 

Ход урока

1. Организационный момент (слайд 1).

 Я рада видеть каждого из вас!

И пусть весна прохладой в окна дышит,

Нам будет здесь уютно, ведь мы все

Друг друга любим, чувствуем и слышим.

 2. Дыхательная гимнастика ( слайд 2).

1). А*А*А*А

У*У*У*У*У*У*

2). Чтение скороговорки.


ПОНИКЛИ МЕТЕЛИ ПОД АККОМПАНЕМЕНТ КАПЕЛИ.


3.Проверка домашнего задания (слайд 3).

1) чтение рассказа С. Козлова «Ёжикина скрипка» по частям.

2) демонстрация рисунков к рассказу.

4. Введение в тему урока ( слайд 4).

Сиренью пахнет, небо ясно,
Трава нежна и зелена.
И в сарафане ярко - красном
Шагает по земле :

Дети хором: "Весна!"

5.Постановка задач урока.

-Сегодня на уроке мы буем говорить о весне, познакомимся с произведениями художников, поэта и композитора, которые в своих произведениях воспевали весну.

6. Изучение нового материала.

1. Актуализация знаний.

-Как вы узнаёте весну?

Дети говорят о приметах - пригревает солнце, день прибавляется, становится теплее, тает снег, бегут ручьи, тёплая погода чередуется с метелями, начинает зеленеть трава, появляются листья, расцветают цветы:

- А только ли видно весну? Её ещё слышно. Журчат ручьи, капель, птички щебечут:

-Давайте послушаем голоса весеннего леса. (Прослушивание записи.)

2.Вступительное слово уч-ля о творчестве Ф. И. Тютчева.

-Стихотворение, с которым мы сегодня познакомимся, тоже об этом прекрасном времени года. А написал его замечательный поэт – Фёдор Иванович Тютчев.

( слайд5)

- Поэтическим мастерством Тютчева восхищались, перед талантом его преклонялись. И.С.Тургенев писал: ":кто его не чувствует, тем самым доказывает, что он не чувствует поэзии". Фет обращался к нему так: Мой обожаемый поэт:"- и называл его "поклонником вечной красоты". Одно поколение сменяет другое, а его стихи живут и не стареют с течением времени.

3. .Первичное чтение учителем стихотворения (слайд 6).

(Звучит музыка из цикла «Времена года». На ее фоне учитель читает стихотворение: «Зима недаром злится…»


- Ну, как, красивое стихотворение?


4. Лексическая работа– В стихотворении нам встретятся трудные, непонятные слова.
( слайд 7)

Недаром – не напрасно, не зря
Пора – время
Нудит – заставляет
Трезвон – частые, резкие звонки, сильный звон
Хлопочет – занимается чем-то усердно, добивается чего-то
Пуще – сильнее
Горя мало – о беззаботном, не унывающем человеке,
Наперекор – назло

7. Физминутка“Встречаем Весну”.

Дети выполняют движения, иллюстрируя слова учителя, под музыку П. И. Чайковского «Времена года. Апрель».

Солнышко с небес посылает яркие лучи, заплакали сосульки – застучали капельки, деревья закачали своими веточками, подул теплый ласковый, ветерок, прилетели птички, замахали крылышками, запели песенку и сели в свои гнездышки.

8. Самостоятельное чтение стихотворения уч-ся вполголоса.

9. Проверка понимания, работа с текстом.

- О чём рассказал нам автор? (О борьбе Зимы с Весной.)

- Как названа Зима? (Ведьма злая.),(слайд 8).

- А весна? (Прекрасное дитя.), (слайд 9).

- Кого они тебе напоминают?

- На чьей стороне автор? (Поэту симпатична Весна, он радуется Весне и осуждает Зиму за то, что она не уходит.)

- Как называется такой приём? (Олицетворение.)

- Поэт - волшебник. Совершил чудо - времена года превратил в людей, поэтому их имена, как и имена людей, написаны с заглавной буквы. У поэта они ведут себя, как люди. Докажите это их действиями.

10. Работа в группах.

1 группа – выписать действия зимы;

2 группа – выписать действия весны.

(проверка, слайд10, слайд 11).

11. Работа над выразительностью чтения.

-Прочитайте это стихотворение выразительно, передавая голосом настроение Зимы и Весны.

Как будем читать строчки о Весне? (Весело, жизнерадостно, задорно).

А о Зиме? (Сердито, со злобой, недовольно, гневно).

(Ученики выразительно читают стихотворение).

Подумайте, какова тема этого стихотворения?

(Смена времён года, прошла пора зимы).

А главная мысль? (Как бы зима ни злилась, весна всё равно наступит).

 

12.Слайд – презентация на фоне музыки П.И.Чайковского «Песня жаворонка».

Сейчас мы с вами увидим произведения художников о весне ( слайды 12 – 18).

И.Левитан «Весна – большая вода»

И.Левитан «Март»

А.Саврасов «Грачи прилетели»

К. Юон «Мартовское солнце»

И. Остроухов «Ранняя весна»

С.Жуковский «Весна»

В. Бокшеев «В начале весны»

Какое настроение вызывает у вас наступление весны? (Ответы учеников).

13) Работа в тетради.

- Какие вы знаете пословицы и поговорки зиме?

(выслушать ответы детей (слайд 19) и записать 2-3 пословицы).


Много снега - много хлеба.

Мороз не велик, да стоять не велит.

Зима не лето - в шубу одета.

Зима спросит, что летом припасено.

Хороший снежок урожай сбережет

-А о весне?

(выслушать ответы детей (слайд 20) и записать 2-3 пословицы).

Апрель начинается при снеге, а кончается при зелени.

Апрель с водой, а май с травой.

Грач на горе — весна на дворе.

Дождь в мае хлеба поднимает.

Зима весну пугает, да сама тает.

14) Итог урока.

- С каким стихотворением сегодня на уроке мы с вами познакомились?

- Как зовут автора данного стихотворения?

- Какие моменты весны мы увидели в стих-ии?

-Оцените свою работу.


15) Дом. Задание.( слайд 21)

Выучить стихотворение « Зима недаром злится» наизусть (стр.162-163).

Нарисовать рисунок к стихотворению.


- Спасибо за работу (слайд 22).



Используемая литература.

  1. «Литературное чтение» - методическое пособие для учителей 2 класса 11-летней общеобразовательной школы; К.Ж. Жаданова, Е.Д. Бражникова; «Алматыкiтап» 2013г.

  2. «Русские писатели» - библиографический словарь, том 2, П.А. Николаева, М:- «Просвещение» 1990г.

  3. «Времена года», Е.В. Сливко, А:- «Рауан» 1990г.

  4. «Развитие речи учащихся начальных классов» - пособие для учителя, Н.И. Политова, М:- «Просвещение» 1994г.

  5. «Обучение в начальных классах» - республиканский методический журнал, 2014г., №2

  6. «Начальная школа Казахстана» - научно-методический журнал, 2009г., №4





Используемая литература.

  1. «Современная детская энциклопедия», М:-«ЭКСМО» 2009г.

  2. «В.В. Маяковский детям», М:- «Просвещение» 1988г.

  3. «Начальная школа. 1сентября» - методическая газета для учителей начальной школы, 2010г., №4

  4. «Учимся играя», В. Волина, М:- «Просвещение», 1997г.

  5. «Школа жизни», Ш.А. Амоношвили, М:- «Просвещение», 1995г.

  6. «Начальная школа Казахстана» - научно-методический журнал, 2008г.,№7
























Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории начальная школа:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ