Мониторинг уровня сформированности универсальных учебных действий обучающихся первых классов
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6»
Мониторинг уровня сформированности
универсальных учебных действий
обучающихся первых классов
Автор: учитель начальных классов
МБОУ СОШ №6
Бушкова Элина Анатольевна
город Радужный
2012
Цель мониторинга уровня сформированности УУД: получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий и коррекции дальнейшей деятельности у обучающихся 1 ступени образования в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения.
Задачи мониторинга:
Отработка механизмов сбора информации об уровне сформированности УУД.
Апробация технологических карт и методик оценки уровня сформированности УУД: системы критериев и показателей уровня сформированности УУД у обучающихся на начальной ступени образования.
Формирование банка методических материалов для организации и проведения мониторинга уровня сформированности УУД
Анализ сформированности УУД обучающихся.
Корректировка педагогической деятельности по формированию УУД.
Для реализации поставленных целей и задач были разработаны технологические карты мониторинга сформированности личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД обучающихся первых классов. Технологические карты составлены на основе методического пособия под редакцией А. Г. Асмолова «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе», изучен опыт работы пермской школы. Технологические карты находятся в стадии апробации, поэтому имеют место для корректировок и дополнений.
В картах отражены виды и основные характеристики групп УУД. Из предлагаемых А.Г. Асмоловым типовых задач, для каждого УУД были отобраны методики, соответствующие возрастным психологическим особенностям первоклассников, а также методы и диагностики, апробированные нами ранее в рамках формирования и мониторинга ОУУН.
Единых устоявшихся критериев, по которым можно было бы определить, в какой степени обучающийся освоил то или иное действие - нет. Мы отошли от привычной трехуровневой разбаловки, аргументируя свой выбор тем, что критерии оценивания должны быть более дифференцированными и прозрачными. Исходя, из выбранных методик, были определены уровни сформированности и их показатели.
Технологическая карта мониторинга сформированности личностных УУД
Виды
УУД
Основные характеристики
Уровни сформированности
Показатели сформированности
Методы, методики и типовые задачи
Самоопределение
Внутренняя позиция школьника
1 уровень
отрицательное отношение к школе
Методика «Беседа о школе» (Модифицированный вариант Т.А. Нежновой, Д.Б. Эльконина, А.
Л. Венгера)
2 уровень
положительное отношение к школе при отсутствии ориентации на содержание школьно-учебной действительности
3 уровень
возникновение ориентации на содержательные моменты школьной действительности и образец «хорошего ученика»
4 уровень
сочетание ориентации на социальные и собственно учебные аспекты школьной жизни
Самооценка
1уровень
низкая самооценка
Методика «Лесенка»
«Волшебные линеечки» (Г.А. Цукерман)
2 уровень
адекватная самооценка
3 уровень
завышенная самооценка
Смыслообразование
Учебно-познавательный интерес
1 уровень
негативное отношение к школе, школьная дезадаптация
Анкета (Н.Лускановой)
2 уровень
низкая школьная мотивация
3 уровень
положительное отношение к школе
4 уровень
хорошая школьная мотивация
5 уровень
максимально высокий уровень школьной мотивации
Нравственно-этическая ориентация
1 уровень
низкий уровень развития эмпатии; ориентирован на моральную норму (справедливого распределения, взаимопомощи, правдивости); учитывает чувства и эмоции субъекта при нарушении моральных норм, чувствительны к несправедливости
Методика «Что такое хорошо и что такое плохо?»
2 уровень-
правильное представление о моральных нормах, но недостаточно точное и четкое Ориентирован на моральную норму (справедливого распределения, взаимопомощи, правдивости);частично учитывает чувства и эмоции субъекта при нарушении моральных норм
3 уровень
имеет начальное представление о нравственных нормах Неправильное представление о моральных нормах
Технологическая карта мониторинга сформированности регулятивных УУД
Виды
УУД
Уровни сформированности
Показатели сформированности
Методы, методики и типовые задачи
Целеполагание
1 уровень - отсутствие цели
Предъявляемое требование осознаётся лишь частично. Включаясь в работу, быстро отвлекается или ведёт себя хаотично. Может принимать простейшие цели (не предполагающие промежуточные цели – требования)
Наблюдение.
Методика Г В. Репкина, Е.В. Заика
2 уровень - принятие практической задачи
Принимает и выполняет только практические задачи (но не теоретические), в теоретических задачах не ориентируется
3 уровень - переопределение познавательной задачи в практическую
Принимает и выполняет только практические задачи, в теоретических задачах не ориентируется
4 уровень - принятие познавательной цели
Принятая познавательная цель сохраняется при выполнении учебных действий и регулирует весь процесс их выполнения; чётко выполняется требование познавательной задачи
5 уровень - переопределение практической задачи в познавательную
Столкнувшись с новой практической задачей, самостоятельно формулирует познавательную цель и строит действие в соответствии с ней
6 уровень - самостоятельная постановка учебных целей
Самостоятельно формулирует познавательные цели, выходя за пределы требований программы
Контроль
1 уровень - отсутствие контроля
Ученик не контролирует учебные действия, не замечает допущенных ошибок
Наблюдение.
Методика Г В. Репкина, Е.В. Заика
2 уровень - контроль на уровне непроизвольного внимания
Контроль носит случайный непроизвольный характер, заметив ошибку, ученик не может обосновать своих действий
3 уровень - потенциальный контроль на уровне произвольного внимания
Ученик осознаёт правило контроля, но затрудняется одновременно выполнять учебные действия и контролировать их; исправляет и объясняет ошибки
4 уровень - актуальный контроль на уровне произвольного внимания
При выполнения действия ученик ориентируется на правило контроля и успешно использует его в процессе решения задач, почти не допуская ошибок
5 уровень - потенциальный рефлексивный контроль
Решая новую задачу, ученик применяет старый неадекватный способ, с помощью учителя обнаруживает это и пытается внести коррективы
6 уровень - актуальный рефлексивный контроль
Самостоятельно обнаруживает ошибки, вызванные несоответствием усвоенного способа действия и условий задачи, и вносит коррективы
Оценка
1 уровень - отсутствие оценки
Ученик не умеет, не пытается и не испытывает потребности оценивать свои действия – ни самостоятельно, ни по просьбе учителя
Наблюдение.
Методика Г В. Репкина, Е.В. Заика
2 уровень - адекватная ретроспективная
Умеет самостоятельно оценить свои действия и содержательно обосновать правильность или ошибочность результата, соотнося его со схемой действия
3 уровень - неадекватная прогностическая
Приступая к решению новой задачи, пытается оценить свои возможности, однако при этом учитывает лишь факт – знает он её или нет, а не возможность изменения известных ему способов действий
4 уровень - потенциально-адекватная прогностическая
Приступая к решению новой задачи, может с помощью учителя оценить свои возможности для её решения, учитывая изменения известных ему способов действий
5 уровень - актуально-адекватная прогностическая
Приступая к решению новой задачи, может самостоятельно оценить свои возможности в её решении, учитывая изменения известных способов действия
Учебные действия
1 уровень - отсутствие уч. действ. как целостных единиц деятельности
Выполнение учеником лишь отдельных операций, отсутствие планирования и контроля; копирование действий учителя, подмена учебной задачи задачей буквального заучивания и воспроизведения
Наблюдение.
Методика Г В. Репкина, Е.В. Заика
2 уровень - выполнение уч. дейст. в сотрудничестве с учителем
Ученику необходимы разъяснения для установления связи отдельных операций и условий задачи, самостоятельное выполнение действий возможно только по уже усвоенному алгоритму
3 уровень - неадекватный перенос уч. дейст
4 уровень - адекватный перенос уч. дейст.
Технологическая карта мониторинга сформированности познавательных УУД
Виды
УУД
Основные характеристики
Уровни сформированности
Показатели сформированности
Методы, методики и типовые задачи
Общеучебные
Ориентироваться в учебнике, отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное
1 уровень
Большинство умений
не сформированы
Наблюдение
2 уровень
Действует по образцу. Способен выполнять при направляющей помощи педагога
3 уровень
Выполняет самостоятельно
Универсальные логические действия
Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков
1 уровень
Не сформированы операции выделения существенных признаков, операция сравнения затруднена
Тест на изучение развития логических операций
«Найди отличия» (сравнение картинок)
2 уровень
Частично сформированы операции обобщения, выделение существенных признаков
3 уровень
Сформированы операции обобщения, выделения существенных признаков
Постановка и решение проблемы
Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела
1 уровень
Самостоятельно не может ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела
Задания проблемно-поискового характера
2 уровень
Ориентируется самостоятельно, но делает ошибки. Задает много вопросов
3 уровень
Самостоятельно ориентируется в учебнике
Технологическая карта мониторинга сформированности коммуникативных УУД
Виды
УУД
Основные характеристики
Уровень сформированности коммуникативных УУД
Методы, методики и типовые задачи
высокий
средний
низкий
Коммуникация как кооперация
Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.
Участвовать в диалоге на уроке и внеурочное время.
Работать в паре.
отвечает на все вопросы, осознанно стремится к сотрудничеству
частично отвечает на вопросы, работает в паре ситуативно.
не идет на контакт (агрессивен или пассивен)
Наблюдение
Методика «Рукавички»
Коммуникация как интеракция
Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
Понимать речевое обращение другого человека.
тактичен, вежлив, соблюдает этикет;
понимает речевое обращение другого человека
частично соблюдает этикет;
не всегда понимает речевое обращение другого человека
молчалив или агрессивен; не понимает речевое обращение другого человека
Наблюдение
Методика «Левая и правая стороны»
Коммуникация как интериоризация
Слушать и понимать речь других.
слышит, понимает и дает собеседнику обратную связь
слышит, понимает; обратную связь дает ситуативно.
не слышит; не может дать обратную связь
Наблюдение
Методика «Узор под диктовку»
Вывод:
Данные, полученные в результате, проведённого мониторинга сформированности УУД у учащихся 1 класса - есть основа для внесения коррективов в построение учебного процесса и создания индивидуальных маршрутов формирования УУД в соответствии с выявленными проблемными зонами в следующем учебном году, т.е. во 2 классе.
Лист формирования универсальных учебных действий
учени _____ 1- _ класса
20_____-20_____учебный год
Ф.И. ученика ____________________________________
Наблюдаемые параметры
Уровень сформированности УУД
Динамика
Диагностируемые сроки:
Личностные УУД
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
1. Внутренняя позиция школьника
2. Самооценка
3. Учебно-познавательный интерес
4.Нравственно-этическая ориентация
Регулятивные УУД
1. Целеполагание
2. Контроль
3. Оценка
4. Учебные действия
Познавательные УУД
1. Общеучебные
2. Универсальные логические действия
3. Постановка и решение проблемы
Коммуникативные УУД
1. Коммуникация как кооперация
2. Коммуникация как интеракция
3.Коммуникация как интериоризация
Классный руководитель: _____________________________________________
Литература
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов и др. – М.: Просвещение, 2010
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории начальная школа:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ