Мониторинг уровня сформированности универсальных учебных действий обучающихся первых классов

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6»








Мониторинг уровня сформированности

универсальных учебных действий

обучающихся первых классов









Автор: учитель начальных классов

МБОУ СОШ №6

Бушкова Элина Анатольевна



город Радужный

2012



Цель мониторинга уровня сформированности УУД: получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий и коррекции дальнейшей деятельности у обучающихся 1 ступени образования в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения.

Задачи мониторинга:

  1. Отработка механизмов сбора информации об уровне сформированности УУД.

  2. Апробация технологических карт и методик оценки уровня сформированности УУД: системы критериев и показателей уровня сформированности УУД у обучающихся на начальной ступени образования.

  3. Формирование банка методических материалов для организации и проведения мониторинга уровня сформированности УУД

  4. Анализ сформированности УУД обучающихся.

  5. Корректировка педагогической деятельности по формированию УУД.

Для реализации поставленных целей и задач были разработаны технологические карты мониторинга сформированности личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД обучающихся первых классов. Технологические карты составлены на основе методического пособия под редакцией А. Г. Асмолова «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе», изучен опыт работы пермской школы. Технологические карты находятся в стадии апробации, поэтому имеют место для корректировок и дополнений.

В картах отражены виды и основные характеристики групп УУД. Из предлагаемых А.Г. Асмоловым типовых задач, для каждого УУД были отобраны методики, соответствующие возрастным психологическим особенностям первоклассников, а также методы и диагностики, апробированные нами ранее в рамках формирования и мониторинга ОУУН.

Единых устоявшихся критериев, по которым можно было бы определить, в какой степени обучающийся освоил то или иное действие - нет. Мы отошли от привычной трехуровневой разбаловки, аргументируя свой выбор тем, что критерии оценивания должны быть более дифференцированными и прозрачными. Исходя, из выбранных методик, были определены уровни сформированности и их показатели.

Технологическая карта мониторинга сформированности личностных УУД

Виды

УУД

Основные характеристики

Уровни сформированности

Показатели сформированности

Методы, методики и типовые задачи

Самоопределение

Внутренняя позиция школьника

1 уровень

отрицательное отношение к школе

Методика «Беседа о школе» (Модифицированный вариант Т.А. Нежновой, Д.Б. Эльконина, А.

Л. Венгера)

2 уровень

положительное отношение к школе при отсутствии ориентации на содержание школьно-учебной действительности

3 уровень

возникновение ориентации на содержательные моменты школьной действительности и образец «хорошего ученика»

4 уровень

сочетание ориентации на социальные и собственно учебные аспекты школьной жизни

Самооценка

1уровень

низкая самооценка

Методика «Лесенка»

«Волшебные линеечки» (Г.А. Цукерман)

2 уровень

адекватная самооценка

3 уровень

завышенная самооценка

Смыслообразование

Учебно-познавательный интерес

1 уровень

негативное отношение к школе, школьная дезадаптация

Анкета (Н.Лускановой)


2 уровень

низкая школьная мотивация

3 уровень

положительное отношение к школе

4 уровень

хорошая школьная мотивация

5 уровень

максимально высокий уровень школьной мотивации

Нравственно-этическая ориентация


1 уровень

низкий уровень развития эмпатии; ориентирован на моральную норму (справедливого распределения, взаимопомощи, правдивости); учитывает чувства и эмоции субъекта при нарушении моральных норм, чувствительны к несправедливости

Методика «Что такое хорошо и что такое плохо?»

2 уровень-

правильное представление о моральных нормах, но недостаточно точное и четкое Ориентирован на моральную норму (справедливого распределения, взаимопомощи, правдивости);частично учитывает чувства и эмоции субъекта при нарушении моральных норм

3 уровень

имеет начальное представление о нравственных нормах Неправильное представление о моральных нормах



Технологическая карта мониторинга сформированности регулятивных УУД

Виды

УУД

Уровни сформированности

Показатели сформированности

Методы, методики и типовые задачи

Целеполагание


1 уровень - отсутствие цели

Предъявляемое требование осознаётся лишь частично. Включаясь в работу, быстро отвлекается или ведёт себя хаотично. Может принимать простейшие цели (не предполагающие промежуточные цели – требования)

Наблюдение.

Методика Г В. Репкина, Е.В. Заика






2 уровень - принятие практической задачи

Принимает и выполняет только практические задачи (но не теоретические), в теоретических задачах не ориентируется

3 уровень - переопределение познавательной задачи в практическую

Принимает и выполняет только практические задачи, в теоретических задачах не ориентируется

4 уровень - принятие познавательной цели

Принятая познавательная цель сохраняется при выполнении учебных действий и регулирует весь процесс их выполнения; чётко выполняется требование познавательной задачи

5 уровень - переопределение практической задачи в познавательную

Столкнувшись с новой практической задачей, самостоятельно формулирует познавательную цель и строит действие в соответствии с ней

6 уровень - самостоятельная постановка учебных целей

Самостоятельно формулирует познавательные цели, выходя за пределы требований программы

Контроль


1 уровень - отсутствие контроля

Ученик не контролирует учебные действия, не замечает допущенных ошибок

Наблюдение.

Методика Г В. Репкина, Е.В. Заика


2 уровень - контроль на уровне непроизвольного внимания

Контроль носит случайный непроизвольный характер, заметив ошибку, ученик не может обосновать своих действий

3 уровень - потенциальный контроль на уровне произвольного внимания

Ученик осознаёт правило контроля, но затрудняется одновременно выполнять учебные действия и контролировать их; исправляет и объясняет ошибки

4 уровень - актуальный контроль на уровне произвольного внимания

При выполнения действия ученик ориентируется на правило контроля и успешно использует его в процессе решения задач, почти не допуская ошибок

5 уровень - потенциальный рефлексивный контроль

Решая новую задачу, ученик применяет старый неадекватный способ, с помощью учителя обнаруживает это и пытается внести коррективы

6 уровень - актуальный рефлексивный контроль

Самостоятельно обнаруживает ошибки, вызванные несоответствием усвоенного способа действия и условий задачи, и вносит коррективы

Оценка


1 уровень - отсутствие оценки

Ученик не умеет, не пытается и не испытывает потребности оценивать свои действия – ни самостоятельно, ни по просьбе учителя

Наблюдение.

Методика Г В. Репкина, Е.В. Заика


2 уровень - адекватная ретроспективная

Умеет самостоятельно оценить свои действия и содержательно обосновать правильность или ошибочность результата, соотнося его со схемой действия

3 уровень - неадекватная прогностическая

Приступая к решению новой задачи, пытается оценить свои возможности, однако при этом учитывает лишь факт – знает он её или нет, а не возможность изменения известных ему способов действий

4 уровень - потенциально-адекватная прогностическая

Приступая к решению новой задачи, может с помощью учителя оценить свои возможности для её решения, учитывая изменения известных ему способов действий

5 уровень - актуально-адекватная прогностическая

Приступая к решению новой задачи, может самостоятельно оценить свои возможности в её решении, учитывая изменения известных способов действия

Учебные действия

1 уровень - отсутствие уч. действ. как целостных единиц деятельности

Выполнение учеником лишь отдельных операций, отсутствие планирования и контроля; копирование действий учителя, подмена учебной задачи задачей буквального заучивания и воспроизведения

Наблюдение.

Методика Г В. Репкина, Е.В. Заика


2 уровень - выполнение уч. дейст. в сотрудничестве с учителем

Ученику необходимы разъяснения для установления связи отдельных операций и условий задачи, самостоятельное выполнение действий возможно только по уже усвоенному алгоритму

3 уровень - неадекватный перенос уч. дейст


4 уровень - адекватный перенос уч. дейст.



Технологическая карта мониторинга сформированности познавательных УУД

Виды

УУД

Основные характеристики

Уровни сформированности

Показатели сформированности

Методы, методики и типовые задачи

Общеучебные

Ориентироваться в учебнике, отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное

1 уровень

Большинство умений

не сформированы

Наблюдение

2 уровень

Действует по образцу. Способен выполнять при направляющей помощи педагога

3 уровень

Выполняет самостоятельно

Универсальные логические действия

Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков


1 уровень

Не сформированы операции выделения существенных признаков, операция сравнения затруднена

Тест на изучение развития логических операций


«Найди отличия» (сравнение картинок)

2 уровень

Частично сформированы операции обобщения, выделение существенных признаков

3 уровень

Сформированы операции обобщения, выделения существенных признаков

Постановка и решение проблемы

Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела

1 уровень

Самостоятельно не может ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела

Задания проблемно-поискового характера


2 уровень

Ориентируется самостоятельно, но делает ошибки. Задает много вопросов

3 уровень

Самостоятельно ориентируется в учебнике

Технологическая карта мониторинга сформированности коммуникативных УУД


Виды

УУД


Основные характеристики

Уровень сформированности коммуникативных УУД




Методы, методики и типовые задачи


высокий

средний

низкий

Коммуникация как кооперация

Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.

Участвовать в диалоге на уроке и внеурочное время.

Работать в паре.


отвечает на все вопросы, осознанно стремится к сотрудничеству

частично отвечает на вопросы, работает в паре ситуативно.

не идет на контакт (агрессивен или пассивен)

Наблюдение

Методика «Рукавички»

Коммуникация как интеракция

Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

Понимать речевое обращение другого человека.

тактичен, вежлив, соблюдает этикет;

понимает речевое обращение другого человека

частично соблюдает этикет;

не всегда понимает речевое обращение другого человека

молчалив или агрессивен; не понимает речевое обращение другого человека

Наблюдение

Методика «Левая и правая стороны»


Коммуникация как интериоризация

Слушать и понимать речь других.

слышит, понимает и дает собеседнику обратную связь


слышит, понимает; обратную связь дает ситуативно.

не слышит; не может дать обратную связь

Наблюдение

Методика «Узор под диктовку»


Вывод:

Данные, полученные в результате, проведённого мониторинга сформированности УУД у учащихся 1 класса - есть основа для внесения коррективов в построение учебного процесса и создания индивидуальных маршрутов формирования УУД в соответствии с выявленными проблемными зонами в следующем учебном году, т.е. во 2 классе.


























Лист формирования универсальных учебных действий

учени _____ 1- _ класса

20_____-20_____учебный год

Ф.И. ученика ____________________________________



Наблюдаемые параметры

Уровень сформированности УУД

Динамика

Диагностируемые сроки:


Личностные УУД

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

1. Внутренняя позиция школьника






2. Самооценка






3. Учебно-познавательный интерес






4.Нравственно-этическая ориентация






Регулятивные УУД


1. Целеполагание






2. Контроль






3. Оценка






4. Учебные действия






Познавательные УУД


1. Общеучебные






2. Универсальные логические действия






3. Постановка и решение проблемы






Коммуникативные УУД


1. Коммуникация как кооперация






2. Коммуникация как интеракция






3.Коммуникация как интериоризация












Классный руководитель: _____________________________________________


Литература

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов и др. – М.: Просвещение, 2010




1


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории начальная школа:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ